КОМПЛЕКСНЫЕ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ Художественная культура



Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благода­ря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эсте­тически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.

Художественная культура представляет собой огромный айсберг, охваты­вающий практически все население. Кто из нас в молодости не писал сти­хов или стремился выразить свои чувства в иной образной форме. Конеч­но, попытки дилетантов всегда несовершенны. Надо специально учиться, чтобы достичь вершин мастерства при изображении своих чувств. Только единицы идут по этому пути, большинство же остается любителями.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профес­сионалами и достойно сохранится в веках как имеющее наивысшую цен­ность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художествен­ной культуры. Оно — вершина айсберга (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение художественной культуры и искусства

51 Горностаева М.В. Искусство как социологическое явление (о некоторых современных концепци­ях в мировой социологии искусства) // Социс. 2004. № 4. С. 84-90. 57 Collins У High Pop: Making Culture into Popular Entertainment. Cornwall, 2002.

104

Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово — ораторское мастерство, пись­менное — литературу.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную, — всякая деятель­ность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Дизайн, фигурное катание или художественная гимнастика — виды практи­ческой деятельности. Мы по праву называем их видами прикладного искус­ства благодаря мастерству исполнителей.

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следу­ющих главах.

Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание тела, или окультурива­ние человеческого тела. Отсюда второе название — телесная культура. Она включает поддержание своего здоровья, жизненного тонуса, физической формы.

Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собствен­но физкультуру, т.е. любительское занятие физическими упражнениями; 2) спорт, как профессиональное занятие физическими упражнениями с це­лью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность за­работную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой; 4) специализи­рованные виды украшения или совершенствования тела, например, куль­туризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечеб­ное голодание; 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хоро­воды, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т.п.; 6) современная и традици­онная медицина, направленна на избавление организма от физических не­дугов, травм, недомоганий; 7) физическое воспитание детей и подростков, находящее свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях.

По мнению некоторых культурологов, профессиональная культура телес­ности имеет две основные формы: медицина и спорт53. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традицион­ную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспери­ментально проверенной системе научных знаний. Вторая имеет две разно­видности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формального сертификата медицинского вуза, но доказавшими свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, доказавшие свою неэффективность. Знахарство — разновидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину

53 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / ГЛ. Аванесова, В.Г. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 282.

105

неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как среди народных целителей много профессионалов, а среди врачей ■— много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм физической культуры. Как и в художественной культуре здесь можно выделить основную и вершин­ную части айсберга. Будем относить к спорту любые высшие достижения или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т.е. результаты профессионального занятия физ­культурой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоровод или диско-танцы — это любительские занятия. Татуирование тела в одном случае явля­ется любительством, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятельности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любитель­ских и профессиональных видов деятельности можно изобразить схематичес­ки (рис. 5).

Врезка

Татуировка

Татуировку мы причислили к элементам физиче­ской культуры . Было бы ошибочным считать ее явлением новым. Татуировка — нанесение на тело или лицо человека графического рисунка — служило древнейшей формой фиксации принад­лежности к роду. Она возникла в эпоху среднего палеолита. Специалисты полагают, что первым носителем татуировки, амулета, браслета, бус и т.п. являлась женщина. Археологам более из­вестны украшения графическим рисунком глиня­ной посуды. Она дошла до нас из древних курга­нов. Оказывается, орнаментальное изображение на предмете — лишь частный случай изображе­ния на человеческом лице. Для древнего человека важнее был не сам пред­мет или тело человека, а изображение. Ваза, ко­робка, стена не являются независимыми и ранее существовавшими предметами, которые следова­ло уже позднее украсить. Они приобретали свое окончательное право на существование только после нанесения орнамента и при практическом их использовании. Иначе говоря, культурный сим­вол обладал явным приоритетом над материаль­ным предметом. Он являлся содержанием, а ма­териал — всего лишь его носителем, временной и бренной формой. Если это так, то первобытные люди, во всяком случае близкой к нам эпохи не­андертальцев, были людьми культуры в большем смысле, чем принято думать. А может быть, даже в большей степени, чем некоторые современни­ки, склонные не почитать могилы предков, вар­варски уничтожать культурное достояние, изде­ваться над святынями и символами нации.


По мнению К. Леви-Стросса, человек без тотеми-ческого узора на лице или теле — в восприятии первобытных людей — вроде как еще и не чело­век вовсе. Лишь благодаря ему и только через его посредство он приобретает свое социальное до­стоинство и мистическое значение. Узор задуман для лица, но само «лицо» существует только бла-

годаря узору. Почему для наших предков симво­лический узор на лице (артефакт) был важнее самого лица (естественного объекта)? Для древ­них людей смысл любого узора, орнамента, тату­ировки или амулета состоял в том, что они пред­ставляли собой графическое выражение родства, принадлежности индивида к палеолитическому коллективу, племени. А если у тебя нет «социаль­ной прописки», то ты вроде как еще и не суще­ствуешь.

Адаптировано по : Зеленое Л . А . и др . Культуроло­гия: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 50; Леви - Стросс К . Структурная антропология. М., 1985. С. 135, 234, 236

106

Подведем итоги. Мы рассмотрели основные отрасли, формы, типы, виды культуры и установили, что в каждом существует высокий и низкий уровень достижений. Их можно назвать аспектами культуры. Высокий уровень ха­рактеризует в одних случаях позитивные ценности (собственно культуру), а в других — искусство (профессиональное занятие данным видом деятель­ности). Напротив, низкий уровень характеризует в одних случаях негатив­ные ценности (например, экономическая преступность), в других — люби­тельские занятия, невысокую степень компетентности.

Рис . 5. Взаимосвязь любительских и профессиональных занятий в физической культуре

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

Типы культур представляют чуть ли не самую широкую категорию в клас­сификации культуры, поскольку сюда относятся цивилизационные типы, например евразийская культура, этнонациональные типы, в частности сла­вянская и русская, китайская или лаосская культуры, древнегреческая или древнеегипетская, региональные —латиноамериканская или африканская, а также исторические типы культуры, характеризующие традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Поскольку региональные и национальные культуры изучают в курсе «Мировая художественная куль­тура», мы остановимся на том, что ближе всего к социологии, а именно на хозяйственно-культурном типе.

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины про­стое и дописьменное, а также сложное и письменное общество. Дописьмен-ное означает отсутствие зафиксированного на материальных носителях язы­ка и соответственно относится к большинству доземледельческих обществ. Земледельческое общество относится к историческим, так как письменность уже существовала. Современное общество начинается с наступлением ин­дустриальной эры.

На протяжении всей эволюции в прошлом люди жили небольшими груп­пами от 20 до 60 человек, поддерживавшими существование собиратель­ством: мужчина и женщина в равной мере заботились о потомстве, делились результатами своего труда, объединялись кровными узами и браком и при­нимали решение как единое целое. С наступлением охоты — это случилось примерно 0,5 млн лет назад — появилось разделение труда: молодые муж­чины охотились, а женщины продолжали собирать, отделяемые от основ­ного лагеря на период деторождения и вскармливания. Охота прибавила

107

знаний, инструментов и навыков групповой культуры, а именно приготовЛе

ние и выпечка мяса, использование шкур для одежды, оружия, инструменте»

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культур^

♦ охотники и собиратели; ф огородники и фермеры; « скотоводы;

♦ земледельцы;

♦           промышленная (индустриальная).

В основании такой классификации

лежит способ добывания средств суще ствования. Подобные типы культурь (в основании которых лежит хозяй ственный уклад) получили в литерату ре название хозяйственно-культурной типа.

Хозяйственно-культурныйтип(ХКТ) -исторически сложившийся комплею особенностей хозяйства и культуры характерных для народов, обитающи; в определенных естественно-геогра фических условиях, при определеннее уровне их социально-экономического развития54.

В конце XIX в. немецкие ученые (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), зате\ американские антропологи (К. Уисслер, А. Кребер) делили разнообразие культур на Земле на так называемые культурные круги и культурные ареалы В отечественной этнографии эта научная традиция нашла свое отражение i разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко культурных областей» (В.Г. Богораз, СП. Толстов, М.Г. Левин, Н.Н. Чебок-саров). Прообразом понятия «хозяйственно-культурный тип» служат «исто-рико-этнографическая область»55, «этнографические зоны» и «отдельные гео­графические культуры», на базе которых сформировалось понятие этногеографии56. Еще СП. Толстовым (1932) были предложен термин «хозяй­ственно-культурные комплексы», а А.П. Окладников ввел термин «хозяй­ственно-культурная область» (1940).

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотникое и собирателей, подразделяется наряд подтипов: культура охотников прилед-никовой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей при­морских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, полуоседлые морские зверобои и рыболовы и сезонно кочующие охотники на дикого оленя (а позднее

54 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 344.

55 Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические облас­
ти: К постановке вопроса // Советская этнография. 1955. №4. С. 3—17; Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н
Историко-этнографические области: проблемы историко-этнографического районирования // Со­
ветская этнография. 1975. № 3. С. 15—25.

56 Иванов К.П. Проблемы этнической географии. СПб.,1998; Гладких М.И. К вопросу о разграниче­
нии хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей позднего палеолита //
Палеоэкология древнего человека. М, 1977. С. 112—117.

108

знаний, инструментов и навыков групповой культуры, а именно приготовле ние и выпечка мяса, использование шкур для одежды, оружия, инструменте^ По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культур,

охотники и собиратели; « огородники и фермеры;

скотоводы;

земледельцы;

« промышленная (индустриальная).

В основании такой классификации лежит способ добывания средств суще__ ствования. Подобные типы культуры (в основании которых лежит хозяй­ственный уклад) получили в литерату. ре название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурныйтип(ХКТ) -
исторически сложившийся комплекс
особенностей хозяйства и культуры,
характерных для народов, обитающих
. .. ~г„„     в определенных естественно-геогра­
фических условиях, при определенном
уровне их социально-экономического развития54.

В конце XIX в. немецкие ученые (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), затем американские антропологи (К. Уисслер, А. Кребер) делили разнообразие культур на Земле на так называемые культурные круги и культурные ареалы. В отечественной этнографии эта научная традиция нашла свое отражение в разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко-культурных областей» (В.Г. Богораз, СП. Толстов, М.Г. Левин, Н.Н. Чебок-саров). Прообразом понятия «хозяйственно-культурный тип» служат «исто-рико-этнографическая область»55, «этнографические зоны» и «отдельные гео­графические культуры», на базе которых сформировалось понятие этногеографии56. Еще СП. Толстовым (1932) были предложен термин «хозяй­ственно-культурные комплексы», а А.П. Окладников ввел термин «хозяй­ственно-культурная область» (1940).

Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников прилед-никовой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей при­морских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, полуоседлые морские зверобои и рыболовы и сезонно кочующие охотники на дикого оленя (а позднее

54 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М, 1994. С. 344.

55 Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические облас­
ти: К постановке вопроса// Советская этнография. 1955. №4. С. Ъ-М; Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.р-
Историко-этнографические области: проблемы нсторико-этнографического районирования // Со­
ветская этнография. 1975. № 3. С. 15-25.

56 Иванов К.П. Проблемы этнической географии. СПб.,1998; Гладких ММ. К вопросу о разграниче­
нии хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей позднего палеолита //
Палеоэкология древнего человека. М, 1977. С. 112—117.

108

оленеводы), поливные земледельцы тропических долин и суходольные под-сечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т.д.57

Точно так же и в земледелии количество известных систем ограничено: под-сечно-огневая, перелог, пашенная, многопольные системы севооборота. Но число их комбинаций может быть очень большим. Выбор населением конкрет­ной комбинации зависит от рельефа местности, ландшафтных условий, гидро­сети и почвенных покровов, наконец, он определяется сложившимися тра­дициями, менталитетом народа и его образом жизни. Вот почему под ХКТ Ю.Ю. Шевченко58 понимается характер применения систем земледелия, а не они сами по себе, — например, подсечно-огневое земледелие или перелог.

Важнейшими компонентами ХКТ специалисты считают: 1) тип орудий труда59; 2) технику и технологию их применения; 3) тип поселений и жили­ща; 4) пищевой рацион; 5) характер ремесленных занятий60. Все элементы ХКТ органически связаны между собой. Так, отражением пищевого рацио­на в материальной культуре является керамика61. Керамический набор от­ражает состав пищевого рациона, способы приготовления пищи, а также способы хранения пищевой продукции (тарная керамика, сосуды-зернови­ки, пифосы). Он выступает индикатором набора возделываемых культур и разводимых домашних животных, составляющих пищу. Исследователями давно признана взаимосвязь утвари и пищи. Концепция о пищевых цепях, связывающих человеческие общности с экологическими нишами, сформу­лирована и разрабатывается как отечественными, так и зарубежными иссле­дователями, в частности М. Джоунсом, Дж. Спетом и К. Спилменом.

Конкретный хозяйственно-культурный тип, как и культура в целом, пе­редается из поколения в поколение, служит базовым элементом социального развития этноса.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры (рис. 6) носит эволюционный характер.

Рис . 6. Типы культуры в исторической преемственности Источник : Hess В . В . et a/. Sociology . N . Y .. 1991. Р . 53

57 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 71.

58 Шевченко Ю.Ю. Теория хозяйственно-культурных типов в этнологических дефинициях (http://
gumilevica.kulichki.net
).

59 Громов Г.Г. Сельхозтехника и этнические традиции // Советская этнография. 1976. № 3. С. 98— 113.

60 Азовская Л.В. Эволюция русской пищи // Славяно-русская этнография. Л., 1973. С. 2—16; Андриа­
нов Б.В., Чебоксаров Н.Н.
Хозяйственно-культурные типы и проблема их картографирования // Со­
ветская этнография. 1972. № 2. С. 3-16; Арутюнов С.А., Хазанов A . M . Археологические культуры и
хозяйственно-культурные типы: проблема соотношения // Проблемы типологии в этнографии. М.,
1979. С. 140-147; Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

61 Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. М.; Л., 1959. С. 48-77; Пошивайло О.
Етнограф1я украТнського гончарства. КиТв, 1993. С. 203-228.

109

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательству Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб), п * времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смен пришли скотоводство (пастушество) и огородничество (простейшее фермеп ство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких живот ных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бр0 дячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество -^ переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к сис­тематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Неболь­шие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возмож­ными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Справка

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н.э. муж­чине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массой рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150—180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 г. до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу доста­точно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнару­живают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охот­ников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подразделяется на два перио­да: а) родовая община; б) соседская община.

Локальные группы (за рубежом они называются «бандами», или отряда­ми) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) при­митивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье за счет искусст­венного разведения.

110

Бродячие группы охотников и собирателей не имели постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины воз­водили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Неболь­шие мобильные группы сильных людей перемещались на очень далекие рас­стояния, охотясь или собирая растения. Для одной такой группы требова­лась площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний пло­дов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди

могли легко унести с собой.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли осед­лые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались прос­то: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со вре­менем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собиратель­ство — фуражированием. Община — это союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, взаимо­выручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX в. в России суще­ствовали подобные общины, которые назывались поземельной общиной.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но след­ствием того, что сырьевая база одной группы была очень большой и стано­вилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного про­странства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрес­сивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию62.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству но­вый источник энергии — тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Про­дуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжал­ся 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

62 Решетов A . M . Основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев // Ранние земле­дельцы. Л., 1980. С. 34-42.

111

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокор­ма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаше приходилось ис­пользовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепен­но часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специали­зироваться на скотоводстве63.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продук­цию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяй­стве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объеди­ненных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII в. Оно — дитя двух револю­ций — экономической и политической. Под экономической подразумева­ется великая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под поли­тической — великая Французская революция (1789—1794).

За три века культура европейского общества изменилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. В обиход вошло понятие индустриа­лизации. Ее флагманом выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законода­тельства.

На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная про­мышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, напол­ненным сложным оборудованием: сборочными конвейерами, мартеновски­ми печами, счетно-решающими устройствами.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Напротив, средняя продол­жительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более ком­фортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса:

индустриализация;

урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спут­ником другого процесса — индустриализации. Индустриализация — приме­нение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых ис­точников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населе­ния оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая

63 Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л.? 1976.

112

к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населе­ния, Германии — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более и более подготовленных работни­ков, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника рабочий каждое утро покидает свой дом и отправ­ляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика. В нем основная часть населения трудится в промышленности, а живет в городе.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей до-индустриал ьного общества появились десятки тысяч профессий. Причем ско­рость, с какой на смену старым профес­сиям приходили новые, возросла в де­сятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу.

Переход от культуры индустриаль­ного общества к культуре постиндуст­риального сопровождается превраще­нием товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает пре­восходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образова­ния и знаний. Подобные процессы на­блюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где боль­шинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местно­сти, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 г. так назы­ваемые «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере инфор­мации, — составят в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поко­ление «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огром­ными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслужива­ния достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья ин­дустриальная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего ис­пользуется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали

113

главным фактором развития. Общество в США или Западной Европе име­нуют не только постиндустриальным, но также информационным, посколь­ку 60—80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработ­кой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обра­ботка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видео­устройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире утраивается, создаются все новые ин­формационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показатель­ные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического про­гресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество — силы животных, индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды, наконец, постиндустриальное общество — атомной и термо­ядерной энергии.

3

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА

Культура и цивилизация находятся в центре научного дискурса современ­ной эпохи ( как принято нынче высказываться , прибегая к несколько выс­пренному языку ). В газетах пишут о столкновении цивилизаций христи­анской и исламской , а социологи и антропологи рассуждают о плюрализ­ме и многообразии культур . У каждого народа , пусть и самого малого , есть своя культура и своя самобытность . Но далеко не каждый народ может претендовать на собственную цивилизацию . Она присуща крупным дер­жавам и огромным регионам мира . Мы говорим о китайской , западноев­ропейской и славянской цивилизациях , подчеркивая их отличие , скажем , от нанайской или этрусской культуры . Для того чтобы лучше ориентиров­аться в весьма непростых категориях социологии культуры , рассмотрим историю , этимологию и содержание двух фундаментальных понятий — культуры и цивилизации , — а затем узнаем о том , как преломляется куль­турологический подход П . Сорокина к реалиям российского общества .


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!