ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ



При анализе культуры в науке сложились два подхода — функциональный и экологический. К представителям первого следует отнести А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р. Мертона. Они рассматривали куль­туру как систему взаимосвязанных элементов, ни один из которых не может быть понят в изоляции от других, либо без изучения его функций.

Экологический подход стал популярным в последнее время. Его предста­вители, в частности Марвин Харрис, анализируют разнообразие форм куль­туры исходя из факторов окружающей среды. Культура понимается ими как средство адаптации к природным условиям. Форма и тип хозяйства, жилых построек, орудий труда, одежды и обычаев в значительной, если не в реша­ющей мере определяются климатом, географическим местоположением, флорой и фауной, температурным режимом и другими объективными при­чинами.

У скотоводов степей и пустынь Африки и Азии молочные продукты за­нимают более важное место в пище, чем мясо. Во всем же остальном мире растительная пища всегда берет верх в балансе питания над мясной. Длина желудочно-кишечного тракта у людей за последние несколько сот тысяч лет уменьшилась: переваривать пишу, приготовленную на огне, куда проще, чем сырую, и эволюция учла это обстоятельство. А уменьшение удельного веса пищеварительных органов позволило лучше развиваться некоторым другим

51


органам, они лучше обеспечивались кровью. Возможно, это сказалось^ эволюции человеческого мозга.


Экологический подход к культуре — эю достижение научной мысли последнего времени : культура понимается как средство адаптации к природным условиям

Задолго до того как появилась глиняная посуда, люди научились варить пищу. В чем же ее варили? Например, в скале выдалбливалось углубление, туда заливалась вода, а поблизости разводился огонь, и в воду подбрасыва­лись раскаленные камни. В субтропиках и тропиках для варки пищи исполь­зовали полый ствол бамбука. В такой посуде можно варить мясо надогнем, но это одноразовая посуда (перед едой ее раскалывают).

У каждого народа своя кухня и свои типичные блюда. Строганина из мо­роженой оленины на Севере, конина в Якутии, мамалыга и свиные костри-цы в Молдавии. Привычка к определенному рациону очень консервативная другая пища кажется негодной, невкусной. Так, в значительной части Китая и в Японии до последнего времени почти не употребляли в пищу молокой молочные продукты. Монголы и тибетцы в Азии, зулусы в Африке не едят никакой рыбы, считая ее несъедобной. Коренные народы Сибири, богатой грибами, использовали разве что мухоморы в качестве наркотиков. Во Фран­ции лягушки считаются деликатесом, в Новой Гвинее — гусеницы.

Вкусы определяются исторически. У зулусов и монголов, отказывающих­ся от рыбы, важнейшее значение в хозяйстве имеет скотоводство. А вОкеа-нии едят даже насекомых, потому что там не хватает в пище белка.

Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт. который употребляют все народы, перешагнувшие определенный рубель своем развитии. Это хлеб. Вплоть до средневековья главным хлебом боль­шей части цивилизованного мира служили пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были оттеснены хлебом из кваше­ного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб

52

поначалу был доступен избранным. Опыт его выпечки в Древней 1реции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками, за­имствован из Египта. У некоторых индийских племен считалось, что при­общение к хлебу делало ребенка настоящим человеком.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство — дележ лепешки между назваными братьями, свадебный обряд — ритуал разделе­ния хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» — это приветствие является символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде причастия верующие «вкушают плоть» бога в виде хлеба.

На протяжении долгой истории че­ловечество не раз меняло свои при­страстия к еде. В рацион древних гре­ков входили пшеничные лепешки, пшеничная же каша, оливковое масло, молоко, виноград и изюм, вино. Сред­ний свободный гражданин Афин мяса потреблял не больше 1 кг в месяц. Дневной рацион раба включал 1,5 кг печеного хлеба. Кроме того, раб полу­чал 0,5 л оливкового масла в месяц, острый рыбный рассол, маслины, ук­сус, инжир, яблоки, груши (что сами упали с деревьев). А вот вина — от 150 до 260 л в год. Свободные бедняки и даже мелкие земледельцы в Древней Греции и Риме питались ненамного лучше рабов. Западные и северные варвары, которых Рим покорял, питались несколько лучше своих победителей за счет богатой охоты.

В эпоху феодализма в Европе произошел своеобразный экологический кризис. Крестьяне уничтожили большую часть лесов, и хотя хлеба стало в рационе больше — мясо сократилось, а животноводство не было достаточ­но развито, чтобы заменить охоту.

Недостаток мяса в пищевом рационе привел к серьезным последствиям в организме человека. Ученые объясняют этим сравнительную низкорос-лость средневекового населения Европы. Относительным белковым голо­данием объясняют иногда и низкорослость японцев — в Японии и ныне мясо дорого и редко входит в рацион среднего японца. Есть в истории убедитель­ные примеры роли еды для роста и физического развития людей. Так, Ис­ландия в IX—X вв. была заселена высокорослыми выходцами из Норвегии. Но через три века изменился климат, остров стал колонией Дании и ислан­дцы в течение пяти веков вели полуголодное существование. В результате по­томки высоких и сильных людей, богатырей из древних саг, стали низкорос­лыми. С XIX столетия исландцы довольно быстро снова выросли, посколь­ку улучшились условия жизни.

В книге «Создано человечеством» (М., 1984) Ю.В. Бромлей и Р.Г. По-дольный пишут о том, какую огромную роль в развитии культуры и наро­дов играют естественные условия. Нередко именно они определяют не толь­ко различия, но и сходство обществ, далеко расположенных друг от друг. В разных частях света лежат Швейцария и Непал. Их истории никогда не пе­ресекались. Жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным расам,

53

говорят на совсем не схожих языках, находятся на разных уровнях развития. Но обе страны горные. И в жизни обитателей высокогорных районов обоих государств исследователи видят множество общих черт.

И тут, и там от пастушьих домиков на высокогорных лугах извилистые тропы ведут к деревням, расположенных на пологих склонах. И тут, и там сады примыкают к двухэтажным домам с двухскатными дощатыми крыша­ми, в которыхлюди живут на втором этаже, а первый этаж —для скота. И тут, и там оконные рамы покрывают сложным резным узором. И у швейцарских горцев, и у непальцев большая часть жизни протекает на кухне, где стоят массивные столы и дымят открытые очаги41.

Очень схожи и способы ведения хозяйства, образ жизни. У каждой семьи есть небольшие поля и покосы в деревне, а кроме того, более отдаленные участки земли на горных склонах. Но сами луга и леса находятся в собствен­ности деревни. Все важнейшие вопросы решаются на общем собрании де-

Врезка

Миграция майя

Команда ученых во главе с профессорами Нико­ласом и Верноной Скарборо из Университета Цинциннати нашла свидетельство главной эколо­гической катастрофы, которое помогает объяс­нить загадку странных первых поселений и по­следующей миграции населения майя, будоража­щую умы ученых в течение многих десятилетий — почему майя жили в областях, где основные вод­ные источники представляли собой трясину в течение половины года, и почему они затем их покинули?

Оказывается, всему виной сами майя, которые своей жизнедеятельностью привели эти террито­рии к экологической катастрофе и сделали их за­сушливыми. Но раньше, до прихода человека на эти земли, болота там были постоянными, и засу­хи никогда не было.

Исследование показывает, почему много первич­ных центров майя были оставлены спустя прибли­зительно 1600 лет после того, как эта цивилиза­ция сначала появилась на территории низменно­сти полуострова Юкатан в Латинской Америке. Ученые также выяснили, почему майя мигриро­вали к новым областям, где они создавали слож­ные системы водохранилищ, которые позволили их цивилизации процветать в течение нескольких столетий.

Непонятное поведение народности индейцев майя, существовавших в плотнонаселенных горо­дах с развитой культурой, а затем оставивших их, было нерешенной тайной для ученых во всем мире. Первые поселения майя появились около 2000 лет до н.э, но в 950 г. н.э. большинство горо-


дов низменности было покинуто населением. Од­нажды процветающие города майя, в которых возвышались удивительные по красоте пирами­ды, заросли тропическими лесами, пока археоло­ги не начали открывать их вновь в середине XIX столетия.

Многие из ранних центров майя были расположе­ны около сезонных болот. Это поставило перед

41 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типоло­гия основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С. 34-64.

54

ревни (сколько скота и на какие пастоища гнать, когда и что сеять, где заго­товлять лес). И как почти у всех горных народов — особо подчеркнутое ува­жение к старшим и строжайшая дисциплина42.

Немало общих черт в хозяйстве, быту и искусстве можно отыскать у жи­телей Гималаев и Альп, Анд в Америке, Тибета и Памира в Азии, Пиренеев и Кавказа в Европе43. Сходство культур горных народов объясняется огра­ниченным выбором средств приспособления к суровым условиям. Получа­ется достаточно четкая последовательность: люди разных народов, принад­лежащие к разным расам, нередко возделывающие разные сельскохозяй­ственные культуры и ухаживающие за разными домашними животными, создают однотипные системы хозяйства и быта, а шире — культуры, если жи­вут в однотипных природных условиях.

По мере продвижения человека по земле возникали системы взаимоот­ношений человека с природой или хозяйственно-культурные типы, связан-

учеными другую загадку, которая заключалась в том, что они содержат влагу только с июля до ноября. Это делает их неподходящими, чтобы в данной местности смогли выжить большие массы людей, которым была нужна вода. Но два ученых из Университета Цинцинати и их коллеги обнаружили, что эти сезонные болота были раньше постоянно заболоченными землями или мелкими озерами. И лишь приблизительно с 400 г. до н.э по 250 г. н.э. человеческое вмеша­тельство в климат и окружающую среду преобра­зовали сезонные болота в непостоянные водосо-держащие гидросистемы.

Изначально эти озера (болота) были гидрологичес­ки устойчивыми экосистемами, которые чем-то представляли собой водохранилища и они были потенциально более привлекательным местом, чем те естественные сезонные болота, найденные там сегодня. Ученые утверждают, что осуществ­ленное индейцами майя экологическое преобразо­вание, в тандеме с климатическим изменением, трансформировали по крайней мере некоторые из этих болотистых мест в период между 1700 и 3000 лет назад.

Ученые базируют свои заключения на данных, собранных во время локальных исследований около Ла-Милпа на территории северо-западной части государства Белиз в 1997 и 1998 г., и меж­ду Яксха иТикалем в северо-восточной Гватема­ле в 1999 г. Они изучили топографию, гидроло­гию, почву, растительность и культурные особен­ности населения майя, живших в то время. Проанализировали многочисленные образцы осадочных пород, взятых из этих сезонных бо-


лот и старых заброшенных искусственных кана­лов майя.

Те образцы, что они нашли, датировалось прибли­зительно 100 г. н.э. Большинство поверхностной воды в этих сезонных болотах исчезло. На не­сколько футов ниже поверхности там содержится слой заболоченных торфяников, содержащих сле­ды пыльцы от деревьев, водных растений и зерна прошлого. Но в конце вышеуказанной эпохи, этот слой был захоронен в слоях осадка глины. Судя по этим слоям, ученые сделали вывод о том, что сельскохозяйственная деятельность майя на­чала лишать эту местность лесов по мере роста численности населения майя. С вырубленным лесом, эрозия почв ускорялась. В период дождей вода поступала в болота с частицами верхнего слоя почв, которые постепенно заилили водохра­нилища и уменьшили их глубину. В результате эти земли превратились в некое подобие трясины и уже не могли давать необходимое количество воды для питья и выращивания урожая. Болота превратились из постоянных в сезонные. Результаты исследований наглядно демонстриру­ют разрушительные и долгосрочные последствия от вырубки тропического леса, которые прово­дятся и в настоящее время населением стран Центральной Латинской Америки. Ученые также обращают внимание, что преобразование болот из постоянных в сезонные заболоченные земли произошло приблизительно 2000 лет назад, и несмотря на прошествие столетий и новое зара­стание этой территории лесом,болота полностью так еще и не оправились. Источник : SciTecLibrary.com

42 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типоло­
гия основных элементов традиционной культуры. М., 1984. С. 34-64.

43 Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на Земле. Основы этнографии. М.; Л., 1928.

55

ные с определенными географическими условиями44. Хозяйственно-куль­турных типов на земле этнографы насчитывают несколько десятков45. Люди издавна жили по всему свету, кроме, разве что Антарктиды, и сумели вкаж-дом случае создать культуру, приспособленную к конкретным географичес­ким условиям. Яркий пример — эскимосы. Какая бедная досталась им природная зона: многомесячная зима с длинной полярной ночью, снег и лед по 6—8 мес в году. Никаких условий для творчества и изобретательства. Тем не менее орудия труда у аборигенов Арктики, как установили ученые, разно­образнее, чем у тропических охотников и рыболовов: орудия из камня, кос­ти, китового уса и дерева, великолепные лодки из обтянутых кожей деревян­ных каркасов. Разнообразна одежда народов Арктики, она тепла и удобна.

Видимо, люди отличаются замечательным свойством — чем труднее им приходится, чем в более тяжелых условиях они живут, тем совершеннее они приспосабливаются к этим условиям.

Исследования уральского региона, проведенное Г.Н. Чагиным46, доказало зависимость культурного комплекса от географических и климатических условий среды обитания. Исторически сложившиеся народы Среднего Ура­ла — русские, коми-пермяки, удмурты, манси, татары, башкиры, марий­цы — проживали в разных экологических условиях. Разнообразие природ­ной среды, удобство водных и сухопутных путей издавна привлекали на Урал народы, потомки которых продолжают жить здесь и в наши дни. Проложен­ные через Урал дороги активно использовались для миграций с европейской территории на сибирские просторы. Природные условия вновь освоенных земель не создавали каких-либо препятствий к обращению народов. Всюду были проложены удобные дороги, часть которых превратилась в торгово-почтовые тракты.

Многообразие природно-кламатических условий на территории, занятой народами Среднего Урала, обусловило различия в их хозяйственно-культур­ной деятельности. В центральных и южных землях получило развитие трех­полье, а на севере — трехполье с перелогом и подсечно-огневой системой. На Среднем Урале сложилась специализация районов по выращиванию сельскохозяйственных культур. В южных уездах высевали пшеницу, гречи­ху, в большом количестве выращивали картофель, в северных — главными культурами оставались озимая рожь и ячмень.

Экологические условия определили специфику характера расселения и размещения сельских поселений. На севере преобладали малодворные, на юге — многодворные поселения. Дворы-хоромы со слитной связью избы и двухъярусного двора дольше бытовали на севере. Компактно-композицион­ный объем под единой или двумя смежными крышами обеспечивал в зим-

44 Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобес­печения в этнической культуре // Типология основных элементов традиционной культуры. М, 1984. С. 19-34.

^Арутюнов С.А., Хазанов A . M . Археологические культуры и хозяйственно-культурные типы: про­блема соотношения // Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. С. 140-147; Левин М.Г., Че-боксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области: К постановке вопроса//Советская этнография. 1955. №4. С. 3-17; РешетовА.М. Основные хозяйственно-куль­турные типы ранних земледельцев // Ранние земледельцы. Л., 1980. С. 34-42.

46 Чагин Г.Н. Природная среда и особенности культурно-бытовых традиций народов Среднего Ура­ла в середине XIX — начале XX века // Материальная культура народов России / Гл. ред. В.Т. Пу-ляев, Н.А. Томилов. Новосибирск, 1995. С. 122-139.

56

нее время сохранение тепла и удобство для ведения хозяйства. Корм для скота на всю зиму хранили на верхнем ярусе двора — повети, навоз накап­ливали в холодной части двора, из сеней удобно было пройти во двор, не выходя на улицу47.

Природные условия находили отражение в конструктивных приемах и архитектурно-художественном облике жилища. На севере все постройки возводились из дерева — ели, сосны, на столбы подбирали кедр, на нижние венцы лиственницу. В безлесных районах, где не хватало хорошего леса, строили из тонкой древесины, стены обмазывали глиной, иногда делали

каркасно-столбовую конструкцию, внутрь которой закладывали землю, навоз, солому. На севере из-за обиль­ных осадков крыши строили высоки­ми, с крутыми, далеко выступающими  от стен скатами, а на юге пологими. В горных районах, где выпадает много осадков, избу, холодный двор и теплые хлевы перекрывали раздельно дву­скатными крышами, расположенными рядом и параллельно друг другу.

В северной зоне (Чердынский, Соликамский, Пермский уезды), где кре­стьянство больше занималось охотой, рыболовством, безгвоздевые крыши украшали зооморфной скульптурой — коньками и птицами, а наличники — накладными или прорезными фигурами уток, лебедей, тетеревов, глухарей. В южный уездах с развитым земледелием наличники оформляли с солярны­ми символами, выполненными на верхних досках глухой выемчатой резь­бой или многоцветной росписью. Внутри небеленые стены расписывали цветами, птицами, животными, а также бытовыми сценами48.

Климатическим условиям соответствовали особенности и хозяйственных построек. На севере дворы строили обязательно двухъярусными, со взвоза­ми на поветь, где хранился хозяйственный инвентарь и корм для скота, ко­торый содержали в теплых хлевах нижнего яруса. Погреба размещались в холодном крытом дворе или же под полом в сенях. Чтобы уберечь продукты от сырости, грызунов, амбары-житницы ставили на столбы в стороне от дома. Овины делали, как правило, верховые, т.е. с каменкой на земле, а ови­ны с глиняным полом — с долонью49.

Природные условия способствовали многообразию народного костюма. Овчинную одежду (шубы, полушубки) носили преимущественно в северном регионе. Русские, коми-пермяки, манси имели одежду из меха диких живот­ных. Совики, малицы, гусь, порхи глухого покроя шили из оленьих шкур мехом наружу50. Многие народы Среднего Урала носили берестяные и лыко­вые лапти, кожаные коты, бахилы. Для ходьбы на лыжах манси, коми-пермя-

47 Чагин Г.Н. Сельское расселение в Северном Прикамье (вторая половина XVI — начало XX в.) //
Демографические процессы на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1990. С. 24-34.

48 Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья: Крестьянский расписной дом. Л., 1988.
С. 76-166.

49 Дектерев С.А. Климат и архитектура народного жилища. Свердловск, 1989; Чагин Г.Н. На древней
Пермской земле. М., 1988.

50 Глушков И.Н. Чердынские вогулы: Этнографический очерк. М, 1900. С. 25; На путях из земли
Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII-XX вв. М., 1989.
С. 152.

57

ки, северные русские крестьяне надевали уледи, сшитые целиком из кожи, или порубни, их подошва была из кожи, а верх — из сукна. Общераспространен­ной зимней обувью являлись валенки. Овчинные шапки-ушанки, валяные колпаки носили преимущественно северные русские, коми-пермяки, манси51. Природные условия определяли и рацион питания. У народов северной зоны основу его составляли продукты животноводства и земледелия. Суще­ственным дополнением было мясо диких животных, дичи и рыбы. В рацион питания входили продукты собирательства — грибы, ягоды, орехи. Овощные блюда больше употреблялись в южных уездах, где благодаря мягкому клима­ту, продолжительному лету огородни­чество получило большее развитие.

Характеру природно-географичес-кой среды подчинялись также обще­ственные отношения и некоторые сто­роны духовной жизни. Размещение поселений на местности и их группи­ровка (разбросанная или гнездовая) влияли на социальную организацию и общественную жизнь. На севере и в горной местности (Вишера, Колва, Яй-ва, Косьма, Лозьва, Тура, Тавда, Сось-ва, верховья Чусовой), где немало уда­ленных друг от друга поселений и труд­нодоступные пути сообщения, наиболее сплоченным коллективом людей являлась не волостная, а сель­ская (деревенская) община, объединя­ющая крестьян одного или нескольких близлежащих поселений. Для регули­рования поземельных отношений и взаимоотношений с долго державши­мися у северных крестьян нормами обычного права к концу XIX в. сель­ские (деревенские) общины были за­менены сельскими обществами, состоящими также из одного или несколь­ких поселений52. Общинная жизнь и обычно правовые нормы включали также трудовую взаимопомощь. В местах скученного расселения и компак­тного размещения гнезд поселений крестьянская волостная община функ­ционировала стабильно, и ее уровень действия был выше сельской общины и общества53. Традиции общинной жизни выглядели намного устойчивыми и эффективными, когда деятельность общин распространялась на террито­рию с одним церковным приходом.

31 Чагин ГЛ. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX в. (этни­ческие традиции материальной жизни). Пермь, 1991.

52 См.: Списки населенных мест Пермской губернии. Пермь, 1909-1912; Власова И.В. Обшина и
обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XV1I-XIX вв.) // Русские: Семейный и
общественный быт. М., 1989. С. 24—44.

53 Власова И.В. Обшина и обычное право у русских крестьян Северного Приуралья (XVII—XIX вв.) //
Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989. С. 30.

58

В характере расселения просматривается и такая взаимообусловленность: население, проживавшее в разных, но близлежащих речных бассейнах с одинаковыми климатом, рельефом, фауной и флорой, в большинстве слу­чаев не обособлялось, а постоянно поддерживало общение на хозяйствен­ном, культурном и семейно-брачном уровнях. В Верхокамье (земли вокруг источников Камы, Сепыча, Лысьвы, Обвы) хозяйственно-культурная общ­ность обладала устойчивыми чертами с XVII в., когда сложились первые общины старообрядцев поморского согласия. Поэтому этот район на мно­гие годы стал объектом изучения народной культуры с различных точек зре­ния — книжности, фольклора, музыки, этнографии, лингвистики, искусст­воведения, социологии54.

Природным началом определялась материальная культура (жилище, одежда, орудия труда, средства передвижения, утварь, пища). В каждом ре­гионе, а порой и у каждого народа склады вались свои нормы взаимодействия с природой, а также свои традиции, регламентирующие сроки охоты, рыбо­ловства, сбора лесных даров, размеры добычи, порядок земледельческих циклов. Устойчивая хозяйственная направленность крестьянских хозяйств, заложенная природным началом, сказалась на своеобразии других жанров народного творчества55. Так, заговоры, пословицы, поговорки, устные рас­сказы, отражающие полеводство и пчеловодство, знали преимущественно в южных уездах. На севере подобные жанры отражали охотничье-промыс-ловый быт. В горно-таежных районах русские и обрусевшие манси Чердын-ского и Верхотурского уездов имели срубное жилище одного типа, одина­ковое устройство интерьера, сходные способы охоты, рыболовства, разра­ботки подсеки, однотипную меховую одежду. У северных русских и северных коми-пермяков Чердынского уезда было идентичное по планировке, устрой­ству, наружным украшениям жилище, похожие охотничьи и рыболовные принадлежности, а также одежда (сарафанный комплекс с кокошником знали только косинско-камские и язьвинские коми-пермяки), посуда и хо­зяйственная утварь. Много общего (тип жилища, костюм, транспорт, пахот­ные орудия, порядок проведения сабантуя) сложилось у татар и башкир Южного Прикамья и Зауралья. Близкими им стали и удмурты Осинского уезда56.

4 Димухаметова С.А., Чагин Г.Н. Изучение культуры и быта старообрядческого населения Верхока-мья // Музеи в атеистической пропаганде. Л., 1986. С. 5-18; Никитина СЕ. Устная народная куль­тура и языковое сознание. М., 1992.

55 Чагин Г.Н. Этнокультурное взаимовлияние русских и манси Северного Урала в XVIII—XIX вв. //
Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. С. 72-78.

56 Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.

2

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Все многообразие существующих на свете культур ученые пытаются си­стематизировать по видам , формам , уровням , типам , категориям . Заня­тие на первый взгляд пустяшное и очень сильно смахивает на схоласти­ческие упражнения средневековых школяров . Но ученые прекрасно осо­знают издержки своего труда и ... продолжают заниматься тем же самым . По всей видимости , в систематизации научных знаний скрыт таинствен­ный смыл и высшее предназначение , которое заставляет ученых скла­дывать и раскладывать , собирать , записывать , разносить по рубрикам , сравнивать различное и находить сходство в многообразном . В конеч­ном счете только благодаря такой подготовительной работе а систе­матизация и каталогизация данных всегда носила предварительный ха­рактер , — в науке стали возможными последующие гениальные откры­тия , сногсшибательные изобретения , головокружительные по сложности теоретические конструкции . Типология культур относится к такой пред­варительной и весьма кропотливой деятельности в безбрежном море на­учных изысканий .

ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Классификацией культур по видам, типам, формам и категориям специ­алисты, имеющие к этому прямое (и не только прямое) отношение, зани­маются не одно десятилетие. Опубликованы многие статьи и монографии, посвященные либо обзору существующих подходов, либо обоснованию пра­воты избранной точки зрения и изложению авторской типологии.

Выдающийся ученый-энциклопедист Павел Александрович Флоренский в 1920-е гг. разработал классификацию всех мировых культур. П.А. Флорен­ский выделяет во всей человеческой истории два основных типа культур — традиционный и возрожденческий. Традиционные культуры — это аграр-но-архаические культуры, ориентированные на самовоспроизводство, т.е. на стабилизацию (и даже искусственное, насильственное сдерживание эко­номического роста). Подавляющее большинство их представлено земледель­ческими, специфически деревенскими обществами, сформировавшимися на базе так называемой неолитической революции. Она знаменовала собой стабилизацию, устойчивое решение (с помощью злакового земледелия)

60

продовольственной проблемы — растущей численности населения в усло­виях уменьшающихся ресурсов пропитания. Возрожденческий тип наибо­лее полно воплотила Европа Нового времени (начиная с Ренессанса), а в зачаточном, недостаточно развернувшемся виде — классическая Греция (начиная с досократиков и самого Сократа)1.

Антропологи и культурологи разработали стройную таксономию (клас­сификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как про­странственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи).

В основание классификации можно положить понятие социализации детей, как это сделала известный антрополог М. Мид2, и получить три типа культур — постфигуративные, конфигуративные и префигуративные. В рамках общей кон­цепции эволюции культуры Л. Уайт3 предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обще­ством) для определения стадий культур­ного развития и сравнительного анали­за культур. О. Шпенглер4 выделял во­семь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, маги­ческая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В каче­стве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую. Дж. Фейблман5 выделяет пять типов культуры (и оговаривает существова­ние еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, ци-вилизационный, научный и постнаучный. Из этих семи первые четыре яв­ляются первоначальными, а последние три — передовыми.

Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура и т.д. Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культу­ры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлеж­ность к историческому типу общества (культура традиционного, индустри­ального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индуст­риальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура произ-

1 См.: Акчурин И.Л. Новые аспекты взаимоотношений физической науки и общества // Физика в
системе культуры. М., 1996. С. 140-143.

2 Mead M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1970.

3 White L.A. The Evolution of Culture. The Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y., 1959;
Idem. The Science of Culture, a Study of Man and Civilization. N.Y., 1949.

4 Шпенглер О . Закат Европы. Т. 1. М., 1992.

5 Feibleman J. К . The Theory of Human Culture. N.Y., 1968.

61

водственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культу­ра); специализация (обыденная и специализированная культура); этниче­ская принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уро­вень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, мас­совая культура)и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической куль­турах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновид­ности (сферы) культуры.

Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид. когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классифика­ции. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, педагогическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание вы­делить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политичес­кая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли куль­туры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промыш­ленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она явля­ется скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с куль­турой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культу­ры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и на­ходить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйствен­ные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустри­ального общества или культура охотников и собирателей должны именовать­ся культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и мо­делей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то це­лого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая куль­тура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народ­ная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средства-

62


ми донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительско­го мастерства.


Все культуры основываются на традициях и обычаях . Обычаи превращаются в нравы . Нравы превращаются в законы , составляющие правовой фундамент общества

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей куль­туры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность гос­подствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит боль­шой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывает-ся ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называ­ют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить:

а)      доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контр­
культуру;

б)          сельскую и городскую культуры;

в)           обыденную и специализированную культуры.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образо­ваниями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура6.

Таким образом, существующие типологии культур строятся на основа­нии нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная при­надлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземномор­ская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

6 См.: Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000.

ВЗ

принадлежность к историческому типу общества (культура традицион­ного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, по­литическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художе­ственная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая куль­тура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Предлагаемую нами типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не ме­нее у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и не­противоречивость.

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

Отраслевая спецификация культуры отражает не только уровень обще­ственного разделения, которое привело к разделению общества на материаль­ное и духовное производство, выделило в каждом из них множество подотрас­лей и специализаций, но также разделение общества — весьма условное и действующее лишь в пределах концептуального анализа (в отличие от преды­дущего, имеющего объективный характер) — на четыре сферы: социальную, экономическую, политическую и духовную. Социальная сфера характеризу­ется бытовой культурой, которая отражает повседневную жизнь людей, образ жизни народа в традиционном либо современном обществе, а духовная сфе­ра не дает нам вообще никакого специализированного вида культуры, по­скольку вся она целиком принадлежит сфере культуры.

Экономическая культура

Она включает в свой состав культуру производства, культуру распреде­ления, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, куль­туру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдер­живают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культу­ре потребления.

Культура управления проявляется в непродуманности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практиче­ских решений, принимаемых правительством и аппаратом президента, в без­действии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчинен-

64

ными входит в число показателей низкой управленческой культуры на от­дельном предприятии.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культу­ры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведе­ния, сложившихся в данной организации. Руководитель, как должностное лицо, обязан следить за распределением заданий, организацией труда и тру­довой дисциплины, правильной и своевременной реализацией приказов, по­вышением производительности труда и т.д. Однако подчиненные, имея дру­гие интересы, часто не совпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализа­цию решений. В результате приказы администрации искажаются. Возника­ ет скрытое и явное сопротивление. Эм­пирические данные А. Пригожина7 свидетельствуют: даже на передовых предприятиях выполняемость заданий составляет 61,8%, приказов — 58%. Основные причины: вина исполните­ля — 28%, порок решения — 33%, непредвиденные явления — 39%.

Культура управления определяется в данном случае границами управлен­ческого воздействия, которые составляют всего 61,8%. Столько приказов и распоряжений выполняются, остальные — нет. Причины — неадекватность служебного поведения руководителей и уклонение от исполнения (в сумме они дают 61% всех неосуществленных решений). Руководители, как оказа­лось, справляются со своими обязанностями хуже подчиненных. «Вина ру­ководителя» состоит из: 1) непродуманных заданий; 2) нецелесообразных заданий; 3) непроверяемых заданий; 4) неадресных заданий; 5) постановки нереальных сроков; 6) излишней загрузки исполнителей — и весит в общем объеме 33%. А «вина исполнителей» (невысокая квалификация, необяза­тельность, скрытое противодействие, неоперативность) — только 28% всех причин неисполнения.

Таким образом, управленческая культура, т.е. особенности поведения руководителей, выступает элементом более широкого понятия организаци­онной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей. С организа­ционной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рас­сматривать самостоятельно либо как часть первой.

В экономической социологии активно употребляется категория деловой культуры. Она очень приземленная и конкретная, и чаще всего сводится к правилам игры, достигнутым участниками деловых переговоров на данный момент времени. Участниками могут быть представители одной нации или разных. Международный аспект деловой культуры подробно описал в своей книге Ричард Льюис8. Он обнаружил области, в которых две нации могут прийти к согласию. Представители романских народов считаются трудными партнерами для британцев, тем не менее бритты могут найти взаимопонима-

7 Пригожим А.И. Социология организаций. М., 1980. С. 179—186.

8 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию:
Пер. с англ. М., 1999.

65

ние с французами, испанцами и итальянцами, хотя в каждом случае основа его будет разной. Р. Льюис построил перекрестную таблицу, в которой ука­зал сочетаемость англичан с французами, испанцами и итальянцами (табл. 1).

Таблица 1 Области общих культурных интересов представителей разных стран

 

Великобритания / Франция Великобритания / Испания Великобритания / Италия
Чувство превосходства Любовь к театру, интриги Гибкость
Мессианизм Стремление поддержать неудачника Рассудительность
Ориентированность на длительные сроки сотрудничества Неопределенность, деятельность кое-как Экспорт ради выживания
Консерватизм Юмор Дипломатичность, чувство такта
Интерес к искусствам и науке Недоверие к французам Любовь к искусству
Имперское прошлое Чувство собственного достоинства Общительность, умение вести светскую беседу
Высокомерие в отношении языка Индивидуализм Обращение друг к другу по именам
  Слабое знание иностранных языков Стремление к компромиссу
  Жизнь в стороне от господствующих европейских тенденций  

Источник: Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопони­манию: Пер. с англ. М, 1999. С. 135.

Проводя переговоры или посещая друг друга в качестве гостей англичанин с испанцем могут поговорить о театре или о своей нелюбви к французам, но не затрагивать науку и обсуждать имперское прошлое, ибо это уже общая область интересов англичан и французов. Итальянец, хотя и расположенный к бриттам, не оценит как тонкий юмор упоминание о том, что самым извест­ным итальянским товаром являются спагетти. Англичане могут испытывать раздражение от непрекращающейся французской болтовни во время встреч, но рискуют натолкнуться на враждебность, если попытаются остановить ее как не имеющую отношения к делу. Испанцы, чрезвычайно чувствительные в вопросах личного стиля, не отнесутся доброжелательно к английским заме­чаниям по поводу их непунктуальности или раскрепощенного языка жестов. Итальянская гибкость в бизнесе часто заставляет англосаксов думать, что итальянцы бесчестные. Они идут поперек правил, нарушают или обходят часть законов и очень вольно толкуют некоторые соглашения, проверки и постановления. Существует много «серых» областей, в которых «срезать на­прямик», в глазах итальянцев, — дело здравого смысла. В стране, где бюрок­рат может месяцами тормозить любое начинание, «подмазать» чиновнику или воспользоваться родственными связями не грех. Это делают в большинстве стран, но в Италии об этом еще и говорят9.

9 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С. 183.

66

Подобные таблицы, хотя и трудно составляются (необходимы длитель­ные наблюдения и обобщение огромного материала), очень полезны на практике.

Знание характерных черт другой нации помогает, особенно бизнесменам при международных делах, сокращать межкультурную дистанцию и нахо­дить взаимопонимание. Овладевшие навыками межкультурного общения люди хорошо ориентируются в местной специфике и ведут себя в согласии с общепринятыми нормами. «Они щедро раздают чаевые во французских ресторанах, а в Китае не дают их вовсе. Они используют личные имена в

Финляндии, приносят цветы в швед­ские дома, дают свои периодические прогнозы американцам и беседуют о бизнесе на площадке для игры в гольф в Англии и Японии»10. Барьером к интеркоммуникации часто становится язык, особенности которого определяются национальной психологией. Испанцы и итальянцы рассматривают свой язык как инструмент красноречия и при желании за­действуют всю гамму его звучания, не жалея, если будет нужно, усилий, что­бы достичь максимальной выразительности. Как пользуются своим языком французы? Как шпагой. Французский — это живой, точный, логичный язык, и французы «фехтуют» им, атакуя, пронзая и парируя; они используют его, чтобы получить преимущество, и ожидают ответных выпадов, колкос­ти, находчивости и по-настоящему необычного приема со стороны против­ника. Англичане пользуются своим языком иначе. Они, разумеется, знают о его достоинствах, но не склонны использовать их для атак. Они прибега­ют главным образом к нюансировкам и оговоркам: быстро уступят в неко­торых вопросах своему оппоненту, чтобы дать ему возможность выпустить пар во время дискуссии. Но их тон будет предполагать, что, даже если в чем-то оппонент прав, истина все равно на их стороне. Немцы полагаются на ло­гику, но стремятся собрать как можно больше доказательств и тщательнее проработать свои аргументы, чем британцы или французы. Японцы исполь­зуют язык совершенно иначе, чем остальные народы. То, что говорится в данный момент, не имеет абсолютно никакого смысла или значения. Для них язык — средство коммуникации, но сами по себе слова и предложения не передают смысл сказанного.

Незнание национальной психологии может привести к неправильному истолкованию намерений говорящего. Допустим, напористость немца мо­жет быть истолкована как пренебрежение партнером, желание добиться своего в ущерб интересам партнера. Французы могут вызывать раздражение из-за их прямоты и часто проявляемого цинизма. Никто не может в точно­сти знать, что думали японец или финн и что они действительно сказали, если они вообще произнесли что-нибудь. Немец может понять англичани­на слишком буквально, поскольку совершенно не различает оттенков юмо­ра, иронии и деталировки смысла. Северные народы могут попросту считать, что романские нации говорят слишком быстро, чтобы на них можно было положиться. В самом деле, на разных языках говорят с разной скоростью.

10 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С 144.

Б 7

Скорость речи на гавайском и некоторых полинезийских языках едва ли превышает 100 слогов в минуту, тогда как для английского она составляет 200, для немецкого — 250, японского — 310 и французского — 350 слогов за одну минуту".

Языковой барьер — наиболее распространенное препятствие в понимании традиций , психологии и обычаев другого народа

Кроме языковых барьеров встречаются чисто психологические, основан­ные на манерах, типичных для всего народа, но не обусловленных личны­ми особенностями или пристрастиями. Так, немцы в общении склонны двигаться вперед решительно, педантично и с уверенностью в себе. Фран­цуз прибегнет к разнообразным тактикам, включая обращение к образно­сти, но неизменной останется его приверженность строгим принципам ло­гики на протяжении всего разговора. Англичане, как и немцы, упорно идут вперед, но часто прибегают к юмору или преуменьшению остроты конфлик­та как к переговорным тактикам, смягчающим их стиль. Южноамериканцы и шведы вступают в длительные дискуссии, хотя ведут их в совершенно раз­ной манере. Американцы смотрят на переговоры как на процесс взаимных уступок, в котором обе стороны должны в самом начале выложить на стол все свои карты и не тратить время на хождение вокруг да около. Их стиль переговоров основан на конфронтации и часто агрессивен12.

Политическая культура

Считается, что первым это понятие употребил немецкий историк-про­светитель XVIII в. И. Гердер. Однако в широкий научный оборот ввел его и придал ему категориально обоснованный статус в 1956 г. Габриэль Алмонд.

1' Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию:

Пер. с англ. М., 1999. С. 139-144. 12 Там же. С. 146-149.

68

Благодаря усилиям С. Вербы, Л. Пая, Д. Каванаха, Д. Элазара, У. Розенбау-ма, К. фон Бойме и других оно прочно вошло в политологический лекси­кон. Проводя после окончания Второй мировой войны сравнительные ис­следования, ученые задались вопросом: почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву — скажем, из Америки в Азию, — не работают вообще? Они пришли к выводу, что эти системы и институты функ­ционируют должным образом лишь тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а действующие в их рамках субъекты обладают соот­ветствующими культурными характе­ристиками. Согласно этой трактовке, у людей в процессе обучения и накоп­ления собственного опыта складыва­ются совокупности устойчивых поли­тических представлений, убеждений, чувств и оценок, которые и управляют политическим поведением.

Политологи часто определяют поли­тическую культуру как совокупность верований и представлений, определя­ющих политические действия (Д. Ис­тон); как специфический тип полити­ческих позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г. Ал-монд и С. Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т. Парсонс). У Г. Алмонда и С.Верба политическая культура сосре­доточена прежде всего в нашем сознании и проявляется на трех уровнях: ког­нитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном) и оценочном. Другие исследователи, например Е. Вятр и Д. Пол, полагают, что наряду с «об­разцами» политического сознания в политическую культуру должны быть непременно включены и «образцы» политического поведения. При этом важ­но иметь в виду, что речь идет о сознании и поведении как индивидов, так и различного рода общностей, включая социальные классы и нации. А на со-циетальном уровне она дополнена культурой политической системы и поли­тических институтов.

Политическая культура может быть достаточной, т.е. позитивной (когда люди соблюдают установленные нормы) и недостаточной, или негативной (когда в обществе царит аномия, правовой беспредел, неуважение законов и недоверие к социальным институтам). Правда, соблюдение законов и торжество законов могут быть разными: при Сталине и Гитлере, равно как и при античных тиранах, царило беспрецедентное законопослушание, но именовать такую политическую культуру гуманной мы не можем. Напротив, при демократическом строе очень часто царят весьма большие вольности в поведении, избиратели игнорируют выборы до того, что срывают их прове­дение, а по отношению к своим президентам столь нелестно отзываются, что в другой ситуации им грозили бы тюрьма или расстрел. Тем не менее боль­шинство народов стремится именно к демократии. Хотя построить ее слож­нее, чем совершить революцию или государственный переворот, посколь­ку воцарение устойчивой демократии зависит не от воли царей, организо­ванности партии или эффективности правительства, а исключительно либо

69

преимущественно от политической культуры широких масс населения. В своей книге «Гражданская культура» американские политологи Г. Алмонд и С. Верба сформулировали это положение весьма жестко: хотите постро­ить в своей стране демократическое общество — постарайтесь создать адек­ватную ей политическую культуру11.

Специалисты уверяют: политическую культуру можно изменить, но нельзя «повысить» или «улучшить». Она — продукт естественно-историче­ского развития. Большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют такие факторы, как геополитическое положе­ние страны, социальная и политическая структура общества, характер об­щественных отношений, политические традиции, особенности националь­ной психологии14. Роль государства особенно возрастает там, где оно непо­средственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием. Наряду с государством в формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они формируют политическое мышление и поведение, отношение граждан к политическим объединениям и партийной системе. В последнее десятиле­тие заметно возросла роль средств массовой информации.

Политическая культура, согласно Г. Алмонду, обладает следующей струк­турой:

♦ познавательные ориентации — знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей;

♦ эмоциональные ориентации —чувства, испытываемые гражданами по отношению к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет;

♦ оценочные ориентации — представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в соче­тании с информацией и эмоциями.

Собственно говоря, сущность и структуру политической культуры как раз и составляют эти самые ориентации. В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба дали ти­пологию политических культур, куда включили три ее вида: а) приходскую (провинциалистскую) — политика не отделилась еще от религии и экономи­ки; б) подданническую (характеризуется пассивным отношением к полити­ческой системе со стороны подданных, интересующихся лишь практически­ми результатами деятельности правительства); в) партисипативную — граж­дане активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, смело и грамотно выражают свои интересы.

По мнению Алмонда и Вербы, в чистом виде эти типы в современном мире практически не существуют. Обычно та или иная политическая куль­тура представляет собой их комбинацию. Даже США и Великобритания — родоначальники современной демократии — далеки от идеала. Все, что они создали, именуется пока «гражданской культурой».

Иногда политическую культуру рассматривают как самостоятельное яв­ление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержа-

13 Almond С , Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, NJ,
1963. P. 498.

14 Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова.
М., 1997. С. 697.

70

ние политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (при­чина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюде­ние дисциплины; 2) крайне бедное содержание политической культуры в целом, отсутствие многообразных вариантов поведения подчиненных, сво­боды действий, инициативы. Итак, ха­рактерная черта тоталитарной полити­ческой культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограни­ченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисципли­на и бедное содержание политической культуры — производные от авторитар­ного стиля управления и безынициа­тивности подчиненных.

Показателями уровня развития по­литической культуры в обществе явля­ются наличие гражданских и полити­ческих прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защи­ты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и не­парламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

Профессиональная культура

Профессия — это совокупность таких теоретических знаний и практиче­ских навыков, которые помогают выполнить данную работу, отражаются на вашем образе жизни, складе мышления и поведении. Профессии — круп­ные группировки, которые разбиваются на множество специальностей: на­пример столяр (краснодеревщик или др.), инженер (специализации в зави­симости от отрасли, в которой он трудится, его уровня и т.д.). Наличие ква­лификации и специальной подготовки полагается обязательным и всеобщим признаком профессии. В теории М. Вебера15 понятие профессии соотносит­ся не столько с экономической и социальной структурой общества, сколь­ко с поведением индивида, его жизненным миром и системой ценностей. Понятие «призвание» у Вебера не случайно сопрягается с понятием «про­фессия» (по-немецки оба понятия обозначаются одним термином Beruf ). Проблема профессионального призвания красной нитью проходит через его работы. В Оксфордском словаре социологии (1994) в признаки профессии включаются стандарты выполнения работы, код поведения, расширение знаний и мастерство.

В принципе профессиональной культурой должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно в общественном или частном секто­ре. Профессиональная культура включает совокупность специальных тео­ретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen, 1980.

71

труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квали­фикации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формаль­ную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттес­тат, зачетная книжка, удостоверение) об окончании определенных курсов повышения квалификации, школы, колледжа, университета или другого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной профессии, включающей совокуп­ность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт, удосто­веряемый либо не удостоверяемый ка­ким-либо документом. Навыки пред­ставляют собой умения, созданные упражнениями и закрепленные при­вычкой. Они характеризуются высо­кой степенью освоения.

В современном обществе насчиты­вается от 40 до 50 тыс. профессий (на Западе их называют более точно — виды занятий), которые делятся на специ­альности, а специальности — на специ­ализации. Удостоверение о получении профессии выдают после освоения необходимого курса знаний и прохож­дения профессионального отбора. Профессиональный отбор — это система практических испытаний, при которых проверяется степень соответствия унаследованных и приобретенных навыков (способностей) требованиям конкретного рабочего места, вида труда или профессии. Исходным момен­том при отборе людей на данный вид занятий служат требования рабочего места. Они объективны и задаются характером и содержанием труда на дан­ном рабочем месте. Профессиональные качества включают в себя дисцип­линированность, ответственность, предприимчивость, инициативность.

Специалисты пришли к общему выводу о том, что профессиональная культура — органический сплав квалификации и нравственности, функцио­нирующей на основе трудовой морали. Они формируются в процессе про­фессиональной социализации. Под ней подразумевают воспитание професси­ональной культуры у будущего специалиста через усвоение им культурных норм, моделей поведения и ролевого репертуара, соответствующих ожида­ниям того профессионального сообщества, куда человек вольется с началом трудовой карьеры, будь то производственный коллектив, научное сообще­ство или артистическая среда. Прежде чем он будет принят взрослыми профессионалами как равный, юноша или девушка обязаны овладеть необ­ходимым набором трудовых норм, знаний, умений, навыков, ценностей и позитивным отношением к избранному роду деятельности, которые обес­печат эффективное выполнение должностных обязанностей.

Основой профессиональной культуры служит трудовая этика. Она про­является в повседневном отношении людей к труду, в том, на какое место в системе жизненных приоритетов ставится работа. В разных странах и куль­турах принята разная система трудовых ценностей. Она существенно разли­чается на Востоке и Западе. К примеру, в Таиланде работа и игра тесно пе­реплетены как внутри, так и вне офиса. Здесь считается, что любая деятель-

72

ность должна доставлять удовольствие или она недостойна того, чтобы ею занимались. «Таиландцы, как и русские, склонны работать рывками в зави­симости отчасти от степени близости начальства, отчасти от расположения духа. Корейцы, пребывающие в вечной сутолоке по сравнению с методич­ными японцами, любят делать вид, что заняты весь день, и больше всех ази­атов походят на американцев своим стремлением к состязанию»16.

Профессиональная культура — это знание , умение и желание наиболее рационально подготовиться к продуктивному труду

В основе профессиональной культуры лежит культура труда, вопросами которой в 1920-е гг. активно занимался А.К. Гастев. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической куль­туре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоот­ношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанно­му в течение всего дня, темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывает­ся при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом. На тяжелой, неритмичной работе, счита­ет Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной испол­нительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служеб­ные обязанности независимо оттого, приятно ему или нет. Искусство кол­лективной работы по Гастеву основывается на умении приспосабливать

16 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М., 1999. С. 126.

73

личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно вы­полнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» явля­ется обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом прин­ципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки». Ее ме­тоды и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа»17. Если гимнастика выступает в качестве «чис­той техники движения», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.

Трудовое обучение, как способ воспитания нового человека, у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры. ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гим­настика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упор­ства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем ли­ниям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не за­думывается над техническими моментами своей работы, высвобождая вре­мя на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязатель­ной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную. Взаимоотношения людей на производстве, со­гласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условно­сти», которая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отноше­ниях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязанность и право каждого человека. Эти ка­чества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчиняться об­щей задаче (иначе — исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется соци­альными установками, составляющими «искусство коллективной работы»1*.

Культура труда, полагал родоначальник отечественного НОТа (научной организации труда), имеет помимо всего прочего также экономическое из­мерение: при правильном расположении инструментов работник выигры­вает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой».

Профессиональная культура имеет четко выраженные рыночные пара­метры. Первый — количество лет, потраченных на ее приобретение и совер­шенствование. Он включает время обучения в средней школе, колледже или техникуме, вузе и поствузовское образование, а также время приобретения практического опыта (трудовой стаж). Второй параметр — соотношение зарплаты после получения образования и квалификации. Она должна быть достаточно высокой, чтобы покрыть затраты на получение образования. Как правило, зарплата высококвалифицированного работника намного, иног­да в разы, превышает зарплату неквалифицированного работника. Тем са-

17 Гастев А.К. Как надо работать. М, 1972. С. 55.

18 Там же. С. 103-104.

74

мым общество показывает, что оно очень высоко ценит квалифицирован­ный, а в его рамках умственный, труд по сравнению с малоквалифицирован­ным. Третий параметр связан с трудоустройством и безработицей. Тысячи безработных, зарегистрированные на биржах труда, представляют собой неквалифицированную массу. Они не идут в счет, потому что в них не нуж­дается современное наукоемкое производство.

Огромное влияние на формирование профессиональной культуры оказы­вают родители. В традиционном обществе именно они занимались обучени­ем детей профессиональным навыкам, профессиональной социализацией и

передачей профессии по наследству. Один из вариантов — прямое насле­дование профессии: сын или дочь при­нимает дело родителей. Отец-плотник учит сына, когда берет его с собой на ра­боту или просит друга взять сына в уче­ники. Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возрас­та, целенаправленно предлагая им иг­ровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Не­ сомненно, воздействует и общая атмос­фера, профессиональные семейные традиции. Профессиональный футболист, как правило, хочет, чтобы его сын с раннего детства занимался футболом. Исследования показывают, что при­мерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адво­катов выбирают юридическую карьеру19.

Семейная преемственность лишь в недавнее время заинтересовала социо­логов, причем ее изучают только у лиц, занятых умственным трудом. Так, киевские социологи отмечают устойчивый рост доли выходцев из семей слу­жащих среди лиц, занятых умственным трудом, требующим высшего образо­вания20. В другой работе отмечается, что по итогам социологического опроса с каждым новым поколением растет число выходцев из служащих и среди художественной интеллигенции21. Известно также исследование эстонских авторов, проследивших профессиональную ориентацию 50,9% выпускников эстоноязычных школ в 1966 г. сразу после окончания, и в 1979 г. Связь между социальным положением, образованием родителей и образованием, соци­альным положением респондента — явная22. Еще в одной работе, посвящен­ной сельской местности Эстонии, отмечается, что выпускники из «села» чаще поступают в сельскохозяйственный вуз, а из центров хозяйств и поселений городского типа — «поселков» учатся в основном в Тартуском университете23.

19 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 522—536.

20 Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости / Под ред. В.Ф. Черноволенко. Киев, 1984.

21 Семашко А.Н. Социальные источники пополнения художественной интеллигенции // Региональ­
ные особенности социальных перемещений в развитом социалистическом обществе. М., 1983.

22 Кирх А., Саар Э. Модель межпоколенной социальной мобильности (Опыт генетического исследо­
вания молодежи в Эстонской ССР в 1976-1979 гг.) // Город как среда жизнедеятельности челове­
ка: Мат-лы 2-й науч. конф. социологов Прибалтики (г. Бирштонас, 1981 г.) Т. 2. Вильнюс, 1981.

21 Шевцов В.И. Некоторые проблемы системы сельского расселения в социологическом исследова­нии // Прикладные социально-географические исследования. Тарту, 1984.

75

Передача своего ремесла как определенная социальная практика известна с древнейших времен и встречается у ремесленников Древнего Египта ц Греции. И в Древней Руси наблюдалась передача своего ремесла от отца « сыну. Из писцовых книг Тотьмы, Великого Устюга и Соль-Вычегодска на­чала XVII в. известно, что у чернорабочих профессия не передавалась. Д у квалифицированных рабочих дети часто трудились в той же сфере, что и отцы. Так, у носовщиков (иначе лоцманов), относившихся к квалифициро­ванной части работников водного транспорта, а по социально-экономичес­кому положению к разряду «середних» посадских людей, обычно профес­сия отца переходит к сыну и долго держится в семье. В то же самое время ярыжные (обычные бурлаки), зачислявшиеся в разряд «худых и самых ху­дых посадских, маломочных людей», передавали по наследству свое ремес­ло: если отец «ходит в судовых ярыжных», сын просто ярыжный, который «питается у винокурни», или бродит «меж дворы по миру», или «кормится всякой черной работой»24.

Более творческий, ответственный и оплачиваемый труд носовщиков позволял гордиться своей профессией, был притягательным для молодежи и нелегок в овладении. Хорошо знать водный фарватер и всевозможные мели, уметь безошибочно проводить суда по сложному морскому лабирин­ту мог далеко не каждый. Только с годами накапливался нужный профес­сиональный опыт, который затем передавался по наследству. Напротив, работа ярыжных относилась к неквалифицированному ручному труду, для занятия которым требовалась огромная физическая сила, но не знания. В эту категорию часто нанимали людей случайных, например, беглых или бродяг. Они получали в 4 раза меньше носовщиков.

Педагогическая культура

Под образованием принято понимать процесс и результат овладения че­ловеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также спо­собами мышления, необходимыми для его полноценного включения в со­циальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных про­фессиональных функций. В этом процессе участвуют две стороны — те, кто обучает, и те, кого обучают. Только первых называют педагогами (профес­сиональными или нет — другой вопрос). Следовательно термин «педагоги­ческая культура» может относиться исключительно к ним. Он характеризу­ет качественную сторону педагогического процесса — то, как справляются со своими обязанностями субъекты обучения, какими приемами они вла­деют, в какой атмосфере происходит обучение, какие отношения склады­ваются между педагогами и учениками, каким традициям, нормам, обыча­ям, правилам и ценностям следуют те и другие.

По мнению Л.Б. Соколовой, культура педагогической деятельности мо­жет быть определена как такой способ ее сознательной организации, в ко­тором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самооб­разования и саморазвития, а также полнота развития личности самого пе-

24 Введенский В. Заметки по истории труда на Руси XV1-XVII в. // Архив истории труда в России. Петроград, 1922. Кн. 3. С. 51-70.

Б

дагога25. Ее индикатором выступает нравственное отношение к деятельно­сти и ученику, в противном случае она (деятельность) подменяется неадек­ватными формами. Построение педагогической деятельности как культур­ного явления — это сознательно организуемый процесс, развертывающий­ся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы учеников. Показателями педагогической культуры служат «духовная культура, нрав­ственный облик» (нравственные убеждения, демократизм в общении, от­крытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, вни­мание и доверие к людям, способность убеждать и вести за собой, честность,

принципиальность, скромность, воле­вые качества, единство слова и дела, оптимизм, сознательность, требова­тельность к себе, порядочность, совест­ливость, самокритичность, интеллекту­альный потенциал, интеллигентность, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства, духовные запросы, культурный кругозор, эруди­ция, развитый эстетический вкус), «по­литическая зрелость» (воспитание де­мократизма, политической культуры, служение народу, патриотизм, граж­данственность, интерес к обществен­ным делам, научное мировоззрение, терпимое отношение к критике, готовность к переменам, отношение к со­циальным проблемам как важнейшему политическому делу, преодоление технократического подхода к решению социальных проблем, способность на деле осуществлять перестройку, ломать инерцию и рутину), «высокий профессионализм, деловые и творческие качества» (компетентность, про­фессиональное мастерство, потребность работать качественно, чувство от­ветственности за порученное дело, самостоятельность суждений и поступ­ков, рост профессионального уровня, способность к поиску, умение поддер­жать талант)26.

Показателями недостаточной педагогической культуры служат: отсут­ствие должного внимания к воспитанию детей, авторитарный характер дей­ствий педагога, аморальность в его поведении, взаимное недоверие с учени­ками, недостаточный объем педагогических знаний и отсутствие соответ­ствующей компетентности.

Педагогическая культура не может изучаться также, как изучаются при­вычные социальные процессы — с нейтральных, ценностно отстраненных позиций, поскольку педагог не ученый, объективно взирающий на собы­тия, но заинтересованный участник процесса, призванный не объяснять происходящее, а воспитывать, формировать и прививать ученикам поло­жительные ценности. Стало быть, и понятие педагогической культуры по определению имеет четко выраженную гуманистическую направленность.

ъ Соколова Л.Б. К вопросу об углублении подходов в понимании педагогической деятельности //

Credo. 1998. № 8. 26 Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.

77

В связи с этим говорят о ее культуросозидательной, или культурообразу ющей, функции. Иными словами, если педагоги не сумели воспитать д0 стойного гражданина, то свою задачу они не выполнили, как профессио налы они никуда не годятся, а их педагогическая культура находится и очень низком уровне. В последние годы стало особенно ясно, что россий ское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание чело века. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивиду ализации личности27.

Врезка

Д . Бок


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!