Плюсы и минусы коммерциализации



Коммерциализация способна подорвать дух кор­поративной солидарности и доверия, царящий в научном сообществе, и породить такие столкно­вения и споры, которых прежде не существова­ло. Профессоров, тратящих много сил на тради­ционную академическую деятельность, возмутят высокие доходы тех коллег, которые начинают новый бизнес или уходят с головой в частное кон­сультирование. Гуманитарии сочтут себя обде­ленными. Между преподавателями и админист­рацией разгорится конфликт по поводу распреде­ления прибыли от продажи патента или доходов предприятия, основанного тем или иным профес­сором, но частично финансируемого университе­том. Аспиранты могут обвинить своего научного руководителя в том, что он воспользовался их идеями и поставил последние на службу компа­нии, акциями которой владеет. Представителям естественно-научных дисциплин может прийтись не по вкусу завеса секретности вокруг исследо­ваний какого-нибудь из сотрудников кафедры, финансируемых той или иной корпорацией. Равнодушие университетов, активно занимаю­щихся бизнесом, к академическим ценностям не­пременно скажется и на отношении профессоров к их университетским обязанностям. У ректоров и деканов не так уж много возможностей принуж­дения: они не вправе приказать профессорам лучше читать лекции, уделять больше внимания студентам или посвящать больше времени науч­ной работе. Они могут действовать только убеж­дением, но возможности такого убеждения пря­мо зависят от их способности снискать симпатию и уважение коллег. А уважение внушают не столько слова, сколько дела. Администрации трудно удер­жать профессоров от постоянных поисков зара­ботка на стороне, если она вкладывает деньги в компании, основанные сотрудниками университе­та, и пытается извлечь таким образом доход. Ей также не стоит ожидать, что профессора отка-


жутся продавать свои образовательные услуг интернет-компаниям, если она сама вместе другими частными инвесторами хочет нажитьс на заочном обучении.

Деньги — не единственная причина своекорыстие го поведения преподавателей. Профессора экс плуатировали аспирантов, уклонялись от исполни ния своих преподавательских обязанностей и оп казывались даже говорить о необходимости вест научную работу задолго до того, как появилас

возможность извлекать прибыль из такого образ действий. Однако деньги стали новым — и весь ма действенным! — фактором, который побуждг ет их ставить свои эгоистические интересы выш долга по отношению к студентам и коллегам. Подобная меркантильность наносит университе там сугубый вред, поскольку профессора пользу ются большой свободой и сами планируют многи из своих важнейших дел. В этих условиях акаде мическое сообщество нормально функционируе только тогда, когда оно добровольно и щедро трг тит свое время, помогая университету, коллега! и студентам. Именно это бескорыстное желани сделать для других нечто большее, чем предп!-сывают формальные служебные обязанное™ вполне может исчезнуть в нашу эпоху, когда пе ред способным ученым открывается так мног возможностей искать славы и богатства во вне университетской среде.

Сокращено по источнику : Бок Д . Плюсы и минуем коммерциализации // Отечественные записи 2003. № 6

27 Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогик; 1999. № 3. С. 37-42.

78

Распространение в вузах платного образования и коммерциализация привели к его постепенной девальвации: диплом об окончании универси­тета можно купить на рынке, а хорошую оценку на вступительном экзаме­не, за курсовую или целую экзаменационную сессию можно оплатить у са­мих преподавателей. Готовую дипломную работу можно заказать по объяв­лению в газете за 1,5 тыс. долл., очевидно и защита не составит проблемы, если знать цену. Фиктивное образование за деньги можно было получить и при советской власти, но не так явно. Практически каждый российский учащийся сталкивался с той или иной формой взяточничества в школе или вузе. Вуз превратился в своеобразный конвейер мздоимства: взятки на всту­пительных экзаменах, поборы во время учебы (за курсовые, лабораторные), мзда за дипломную работу, взятки на сессии и за госэкзамен. В целом же, по данным МВД, в сфере образования в 2001 г. зарегистрировано более 7,3 тыс. преступлений, что на 16,7% больше, чем в 2000 г., причем резко уве­личилось число должностных преступлений. В 2002 г. суммы взяток в самые престижные вузы Москвы выросли по сравнению с 2001 г. на 15—20%. Юр­фак М ГУ, по опросам студентов, возьмет любого, кто в состоянии заплатить от 14 до 17 тыс. долл. В целом же поступление в лучший вуз страны стоит от 10 тыс. долл. и выше.

Дисфункция педагогической культуры это девальвация высокоинтеллектуального труда

Студенты старших курсов тоже стараются подработать на абитуриентах и своих сокурсниках. В общежитиях и туалетах вузов полно объявлений вро­де: «Пишу рефераты, курсовые и дипломные работы». Раньше, когда студен­там и преподавателям позволяли занести ведомости в деканат, те успевали за определенную мзду подделывать подписи или оценки своим товарищам.

79

В последнее время в российских вузах растет популярность завуалирован­ных взяток — когда студенты открыто переводят деньги на счет института, яко­бы на ремонт или на какие-то другие нужды. Другая форма — угощение (это называется «проставиться») для преподавателя или экзаменационной комис­сии. В 2001 г. нашумела история двух первокурсников, которые впервые убе­дили одну корпорацию оплатить все расходы по их образованию, взяв на себя обязательство распространять ее рекламу среди студентов своего колледжа.

Высокие моральные ценности уже не определяют педагогический этос и не служат стимулом для педагогов заниматься своим профессиональным трудом, а для учащихся и студентов — обучаться у них производственным навыкам и

нравственным идеалам. Подорваны са­мые основы педагогической культуры — объективные критерии оценки знаний, академическая свобода, конкурсное по­ступление, профессиональные критерии оценки деятельности педагога.

Важный принцип деятельности уни­верситетов, практикующих конкурс­ный набор, состоит в том, что прием студентов должен осуществляться толь­ко на основе соответствия их подготов­ки академическим задачам, иначе гово­ря — их способности учиться самим, помогать учиться другим и служить ин­тересам общества. Если абитуриенты могут попасть в университет благодаря дружеским связям с представителя­ми его администрации или по другим причинам, не имеющим ничего общего с его предназначением, если отметки становятся предметом купли-прода­жи или зависят от каких-то иных факторов, то, естественно, зачетки теря­ют всякий смысл в глазах окружающих и можно утверждать, что морально-психологический климат в этом коллективе, равно как и педагогическая культура в целом измеряются по негативной шкале. Погоня за деньгами вынуждает администрацию вуза превращать курсы обучения в источник прибыли, для достижения которой все средства хороши, даже снижение качества обучения. Со времен Платона и Аристотеля целью педагога было воспитание добродетели и формирование характера питомцев, но сегодняш­ние университеты руководствуются иными целями.

Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. В тех случаях, когда она характеризу­ет уровень квалификации и компетентность учительско-преподавательского состава, включая этику и этикет взаимоотношений в профессиональном коллективе, она называется профессионально-педагогической культурой2*. Помимо них субъектами педагогического процесса выступают и непро­фессиональные агенты обучения, в том числе родители, родственники, дру­зья, а в широком смысле — и весь народ. В традиционном обществе, где для простого народа начальные и средние школы были часто недоступными, роль педагогов брали на себя взрослые родственники. Педагогический про-

28 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. М., 2002.

80

цесс начался с первых дней рождения человеческого общества и не преры­вается с тех пор ни на минуту. Однако институциональные формы обучения и профессиональные педагоги, во-первых, появились на достаточно поздних стадиях эволюции общества, во-вторых, составляют скорее меньшинство среди тех, кто занимается — стихийно или планомерно — процессом обу­чения и воспитания молодого поколения. Таким образом, педагогическая культура охватывает гораздо больший круг людей, чем это может показать­ся на первый взгляд.

В последнее время подчеркивается необходимость, а то и обязательность подключения самих родителей к педагогическому процессу. Оказывается, то,

что упустили в воспитании своих детей они, не в силах потом компенсировать учителя, занимающиеся по существу с чужими детьми. В различных городах ныне открываются родительские лекто­рии, «Университеты педагогических знаний», родительские конференции (общеклассные, общешкольные), тема­тические конференции по обмену опы­том воспитания детей (на всех уровнях), родительские тренинги и ринги29, классные дискуссии (одна из форм по­вышения уровня педагогической куль­туры родителей), индивидуальные кон­ сультации педагога с семьей и др. Ос­новная цель новых педагогических институций — привлечь к воспитанию родителей и семью, повысить их пе­дагогическую культуру. Темами родительских конференций становятся про­блемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуаль­ное воспитание в семье, профилактика аморальных проявлений и поступков, умение предвидеть последствия воспитательных действий, выработка единых подходов семьи и школы к воспитанию детей30.

Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, число окончивших начальную или среднюю школы, но и каче­ственные, в частности уровень интеллектуальности нации. К примеру, в 1970-е гг. советские школьники на международных олимпиадах занимали первые места, к 1990-м гг. они откатились во вторую десятку, в 2000-е гг. они снова вышли на передовые рубежи, побеждая на всемирных олимпиадах. Или: социологи проводят сравнительные исследования и выясняют, что

29 Родительский ринг — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования роди­
тельского коллектива. Он готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам,
выбираемым самими родителями. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные
позиции, разные мнения. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, опре­
деляя, какая семья была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

30 См.: Болотина Т.В. Права человека в современной школе: Методическое пособие для преподава­
телей школ. М., 2003; Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979; Маленкова Л.И. Педа­
гоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000;
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999; Помощь родителям в воспитании
детей: Пер. с англ. / Под ред. В.Я.Попиловского. М., 1992; Хямяляинен Ю. Воспитание родителей.
М., 1993; Щуркова Н.Е. Родители // Классное руководство. М., 1999.

81

средний школьник в СССР лучше знает классиков своей литературы и ми­ровой науки, чем американский.

Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исто­рически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению, включая объект, субъект, содержание, механизм, систему и цели педагогического процесса. Иными словами, педагогическая культура представляет собой интегральную характеристику педагогического процесса, включающую единство как не­посредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения другому31.

Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими, по срав­нению с мировым опытом, являются методики образования и приемы обу­чения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная) считалась одной из самых передовых в мире. Только один факт: после того, как в конце 1950-х гг. СССР запустил первые космические спутники, опередив США, американский парламент поставил вопрос о причинах отставания в сфере образования и путях решения проблемы. После чего американцы радикально изменили систему образования и добились заметных успехов. К сожалению, в 1970— 1980-е гг. наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьез­но отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-тех­нического оснащения. Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теоретически все о ком­пьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень ком­пьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.

Педагогическая культура базируется на фундаменте морально-этического и религиозно-нравственного воспитания индивида, группы, общества в целом. Нравственное воспитание, как универсальный процесс, следует по­нимать не только как социализацию и «введение в культуру», формирующие человека как члена того общества, к которому он принадлежит, но и как процесс формирования данного общества12. К числу факторов, влияющих на культурное своеобразие системы воспитания, относится и система тра­диций, которая является важнейшим механизмом регуляции в обществе, стимулирующей выработку конкретных моделей воспитания. Воспитатель­ная сила морально-этических традиций состоит в том, что люди, включен­ные в систему таких традиций, обычаев, формируются в соответствии с ука­занными потребностями, моральными предписаниями незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивал практику нравственных по­ступков раньше, чем начинал понимать содержание этого понятия. Таким образом, формировался определенный тип человека, в наибольшей степени соответствующий социальным, религиозным, этическим идеалам общества.

31 Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997.

32 Леонов A . M . Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (се-
мейских) (http://semeyskie.narod.ru).

82

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

Виды культуры отражают не части, элементы или уровни общенацио­нальной культуры, а ее аспекты, которые представляют доминирующая культура (духовные ценности всего населения), субкультура и контркультура (умонастроение и культурная идентичность отдельных групп населения). Доминирующая культура может иметь два модуса существования, а имен­но быть этнической культурой или национальной культурой. О различиях между ними речь пойдет ниже.

К видам культуры мы относим также городскую и сельскую культуры, которые в силу своей универсальности не могут считаться отраслевыми куль­турами, обыденную и специализированную культуры.

Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господ­ствующей, или доминирующей культурой.

Доминирующая культура

Плавильный котел

Доминирующая культура может быть национальной и этнической в зави­симости от того, насколько сложно организовано данное общество и на­сколько многолюдной является данная страна.

В литературе иногда отождествляют понятия этнической и националь­ной культуры, что считается неправильным. Этносом называют любое на­циональное сообщество, например, национальное меньшинство, племя, народность. Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время. Когда говорят об этносе, то не имеют ввиду огромных национальных

83

государств, сложной социальной структуры, большого количества городов и всего, что связано в нашем представлении с современным обществом. Этносы — малые компактные сообщества, очень простые по своему устрой­ству, поэтому просты и однородны этнические культуры. Культуру бушме­нов мы вправе называть этнической, но Южно-Африканская Республика, на территории которой есть пустыня Калахари, где и обитают заброшенные племена (точнее небольшие локальные группы) бушменов, обладает нацио­нальной культурой.

Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преиму­щественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обы­чаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства13.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

исторический ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторический поздний (верхний), состоящий из новообразований, со­временных культурных явлений.

Врезка


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!