Эстетика Флобера. «Лексикон прописных истин».



ñ Гюстав Флобер (1821 — 1880) — французский писатель, крупнейший представитель критического реализма во второй половине XIX в.
Мировоззрение Флобера сформировалось под воздействием философии Спинозы. От этого голландского мыслителя XVII в. Флобер усвоил пантеизм — учение о безличности Бога и его тождественности природе; доходящий до фатализма детерминизм — учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений, понятие «свободного человека», руководствующегося только разумом.
В художественном мире, созданном Флобером, царит кажущееся бесстрастие. Писатель сознательно старается избежать в своих произведениях прямых оценок, и сатирическая тональность в них скорее исключение, чем правило. Флобер как бы скры вается за своими героями, и буржуазная действи тельность характеризуется писателем по мере «осво ения ее героем» без описаний и рассуждений, со держащих авторскую оценку.
Эстетические принципы Флобера наиболее полно могли быть реализованы только в «буржуазном сю жете», который отражал реальную писателю дей ствительность. «Буржуазный сюжет», к которому Флобер всю жизнь питал брезгливое отвращение, порождал в нем самом болезненное ощущение разд военности. С одной стороны, он почти физически страдал, изучая и моделируя этот «сюжет». «Я ощущаю боль, от которой почти теряю сознание», — признавался писатель. С другой стороны, он сам творил этот сюжет, увековечивая мир «цвета пле сени». Отсюда и пресловутая «флоберизация» геро ев: «слияние автора и персонажа вследствие объек тивизма и отождествления правдивости с «буржу азным сюжетом». Флобер писал: «Меня увлекают, преследуют мои воображаемые персонажи, вернее, я сам перевоплощаюсь в них.
«Лексикон прописных истин». В 1853 году появляется «Лексикон прописных истин» Флобера.

Это произведение содержит в подчеркнуто гротескной форме будущие сатирические образы Флобера.

«Лексикон» помогает понять, на что прежде всего направляет писатель свой удар. Как показывает название произведения, оно содержит в алфавитном порядке ряд изречений и определений, принадлежащих сугубо ограниченному и пошлому обывателю-мещанину.

В этих кратких, но метких набросках перед читателем во весь рост встает тип эпохи - либерал, для которого так благоприятна была почва Второй империи, болтающий красивые, но пустые, ни к чему не обязывающие слова. Свои затрепанные суждения о предметах он берет напрокат, он щеголяет ими в обществе, в печати, совершенно не заботясь о том, что они выражают. Он изрекает то, что полагается произносить в определенных случаях жизни. На каждый такой случай он имеет про запас готовое изречение. Вот примеры:

«Гомер - никогда не существовал. Знаменит своим смехом; гомерический смех».

«Изящество - говорить перед каждой статуей, которую осматриваешь: не лишена изящества».

«Идеал - совершенно бесполезен».

«Иллюзия - делать вид, что их было много; сетовать на утрату их».

«Кружок - надо всегда состоять членом кружка».

«Ландшафт - место, благоприятное для сочинения стихов».

«Магнетизм - красивая тема для разговора: служит приманкой для женщин».

«Метафизика - смеяться над ней, это служит доказательством высшего ума».

«Нововведение - всегда опасно».

«Обязанности - требовать исполнения их от других, а самому от них отделываться».

«Орден Почетного легиона - вышучивать, но добиваться. Когда добьешься его, говорить, что отнюдь его не просил».

«Оригинальное - смеяться над всем оригинальным, ненавидеть, ругать и, если можно, истреблять».

«Прогресс - обычно превратно понятый и слишком поспешный».

«Право - неизвестно, что это такое».

«Птица - желание быть птицей и сопровожденное вздохом восклицание: «Крыльев, крыльев мне!» - отмечает поэтическую натуру».

«Рабочий - честен, пока не устраивает бунта».

«Французская академия - поносить ее, но стараться по возможности туда попасть».

«Эпоха - ругать, жаловаться на отсутствие в ней поэзии, называть ее переходной, эпохой декаданса». И т. д.

С замечательным искусством, используя эти отдельные глубокомысленные суждения ограниченного буржуа, рисует Флобер его облик, строй мыслей, взгляд на мир. Набросанный этими отдельными штрихами, вырастает цельный законченный тип обывателя Второй империи, политически беспринципного, трусливого, с его моралью приспособления к любому режиму,- тот тип, который воплотится позднее в образах аптекаря Омэ, Арну из «Воспитания чувств», обывателей Бувара и Пекюше.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 642; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!