Литературная техника и особенности иронии в романе «Госпожа Бовари».



Изображение контраста в поведении Эммы и Шарля является блестящей иллюстрацией эстетических взглядов Флобера об иронии возвышенного и низменного. Эта же ирония сохраняется и при изображении аптекаря Омэ и любовных переживаний Эммы. Автор прерывает претензии аптекаря бытовой деталью - «скрипом кареты, у которой дрожали все стекла ее окон налипшими на них комьями грязи и вековой пылью». А перед этим он с пафосом проповедовал свои взгляды на бога и религию «Мой бог - это бог Сократа, Франклина и Беранже. Я за символ веры савойского викария и за бессмертные принципы восемьдесят девятого года». Не щадит Флобер и Эмму. Ее разговоры о высоких романтических предметах - о закате над морем, о парижских спектаклях и т.д. Эти разговоры о высоком перемежаются бытовыми отнюдь неэстетическими картинами. «Сквозь в лазейки в изгородях видно было как возле хибарок роются в навозе свиньи, а привязанные коровы трутся рогами об деревья... Перед ними в знойном воздухе кружилась жужжа мошкара». Флобер доводит этот принцип своей иронической эстетики до сарказма, особенно при описании свидания Эммы с Родольфом (эпизод на сельскохозяйственной выставке), его прощальное письмо к Эмме, где он окунает в воду палец, чтобы изобразить романтическую страсть.
С беспощадной иронией, иногда окрашенной грустью, показывает Флобер попытки Эммы украсить и «облагородить» свой быт, ее поиски неземной любви. Мечты героини о волшебных странах и сказочных принцах воспринимаются как пародия на эпигонские романтические романы. Но важно, что поиски такой любви оборачиваются все той же заурядностью и пошлостью: оба возлюбленных Эммы не имеют ничего общего с тем, какими они предстают в ее воображении. Однако их идеализация - единственно возможный для нее способ как-то оправдать себя, хотя и она смутно понимает, что ей дороги не столько эти мужчины, очень далекие от идеальных образов, возникших в ее экзальтированном воображении, сколько культивируемое ею чувство любви, потому что для нее любовь - единственно возможный способ существования.
Серый цвет плесени и мокриц организует в романе жизненный материал. Это «цвет» бездарного простодушного лекаря Шарля Бовари и глупого аптекаря Оме, Родольфа Буланже и Леона, любовников Эммы, бала в замке Вобьесар и сельскохозяйственной выставки. Это цвет истерических переживаний Эммы. Только трепетная, не успевшая заплесневеть юность Жюстена на этом фоне подобна распускающейся почке. Трагическая ирония в том, что именно Жюстен держит свечу, когда Эмма идет к синей банке с мышьяком. И величие, а не посредственность в эпизодическом персонаже - хирурге Ларивьере, мастере своего дела, отзывчивом и проницательном.
Эмма кончает жизнь самоубийством (отравляется мышьяком). Флобер не случайно описывает ее смерть долгой и мучительной. Картина смерти Эммы воспринимается как горькая ирония автора над своей героиней: она столько читала в романах о поэтических кончинах героинь, ее же смерть была так отвратительна.

41. Своеобразие новелл Мериме (на примере «Кармен» и «Таманго»).
Новелла "Кармен". По жанру - это реалистичная психологическая новелла.

Сюжет. Путешественник-француз, специалист по древней истории встретил бывшего солдата, а теперь разбойника Хосе Мариго, который рассказал ему о своей страсти и ревности к цыганке Кармен. Хосе, который был тогда ефрейтором и надеялся стать офицером, впервые увидел красивую цыганку среди работниц табачной фабрики и был очарован ее вульгарной, бесстыдной и одновременно демонической красотой. В следующем эпизоде Хосе вынужден сопровождать Кармен в тюрьму, потому что она во время драки резанула ножом крест-накрест лица их работницы. Героиня, воспользовавшись тем, что Хосе влюбился в нее, сбежавшую из-под стражи. Зато в тюрьму уже попал Хосе. Его понизили в звании до простого солдата. Цыганка и дальше преследовала его, как злой рок. Он шел за ней, как послушный ребенок, и стал рабом страсти. Кармен играла бедным человеком, а тот страдал от ревности. Она стала причиной драки между Хосе и поручиком полка, а это означало, что его военная карьера окончательно испорчена. Он стал контрабандистом, но это не было залогом верности Кармен в любви к нему. Она непрерывно давала основания для ревности Хосе, который все больше пылал страстью. Все завершилось трагически. В Кармен появился новый любовник Лукас. Не имея больше возможности сдерживать свой гнев, досаду и боль, убил ее ножом и отдал себя в руки правосудия.
Заголовок новеллы - изображение жизненной судьбы цыган и людей контрабандистов.
Идея новеллы - осуждение некоторых отрицательных черт цыганского народа, возвеличивание изобретательности, смелости и умения выстоять в трудных обстоятельствах.
Проблематика: любви; материального блага и его воздействия на человека; мести; товарищества; измены; чести и честности; долга; ценности человеческой жизни.
На уровне сюжета - это типичный романтическое произведение. Но в новелле главное не сюжет, а то, как он разработан и изложен. Прежде всего не было ничего возвышенного в образе самой Кармен (она не только красива, в ней немало неприглядных черт). Глубоко раскрывает Мериме и образ мужчины - жертвы любви.
Для образа героини характерно сочетание противоположностей: обаяния и жестокости. На контрасте построены также характеры Кармен и Хосе. Они принадлежали к народам с разной культурой, что очень отличало их друг от друга. Хосе – баск, а Кармен - цыганка. Здесь столкнулись две народности, соответственно, два взгляда на мир. Мериме стремился типизировать психологию своих персонажей, рассматривать дела сильных волевых личностей сквозь призму времени и национальной принадлежности.
Кармен и Хосе по-разному относились к любви, объединяло их обоих. Для Хосе любовь - это нечто постоянное, неизменное, на всю жизнь. Ради любви он пошел ее дорогой, стал контрабандистом - только бы всегда быть рядом с ней. Проявления свободолюбивой натуры и свободного духа Кармен сказались не только на ее повседневном поведении, в характере ее действий, в целом на образе жизни, но и на ее представлениях о любви. Она не видела в этом прекрасном чувстве чему-то постоянному, такого, что могло бы завладеть сердцем навсегда. Это чувство возникло у нее импульсивно, спонтанно, было не продолжительным и могло также внезапно исчезнуть, как и возникло.
Кармен умела твердо отстаивать свое право быть свободной, самостоятельно решать свои жизненные проблемы, вести себя так, как самой нравилось. Она совсем не воспринимала чьих вмешательств в свои личные дела, не любила, чтобы кто-то ею командовал. И эта женщина - не только свободолюбивая, решительная, жесткая. Она еще и гордая, ее гордость такая, что вызывало уважение, украшала человека, подходила ей. Гордость Кармен очень хорошо дополнила ее внешние черты, удивительным образом усилила ее вродливисть.
Особенности новеллы: ♦ рассказ ведется от лица рассказчика; ♦ прием рассказа в рассказе – обрамление; ♦ характеристика и описание цыганского народа подано подробно; ♦ слова испанского и цыганского происхождения, их этимология представлены в большом количестве; ♦ героиня - внутренне свободная, сильная, но пугала своей жестокостью, упрямством.

В новелле «Таманго» Мериме с язвительной иронией рисует образ типичного представителя лицемерной и бездушной буржуазной цивилизации, работорговца капитана Леду. Капитану Леду и его помощникам противостоят в новелле негритянский вождь Таманго и его соплеменники. Выступая против колонизаторской деятельности белых и угнетения негров, Мериме подхватывал тему, распространенную во французской литературе 20-х годов. Мериме не создавал идеализированного и приподнятого над действительностью образа вождя чернокожих. Он подчеркивал первобытность и дикость своего героя. Таманго, как и другие негры, невежествен, подвержен темным суевериям, подвластен слепым инстинктам, эгоистичен и жесток. Однако Таманго присущи и глубоко человеческие черты, возвышающие негра над его поработителями. Они сказываются в непреодолимом стремлении Таманго к свободе, в силе его привязанности, в его способности испытывать пусть необузданные, но мощные чувства, в той гордости и выдержке, которые он проявляет в момент тяжелых испытаний. Так постепенно читатель приходит к выводу, что в цивилизованном, но гаденьком буржуа Леду скрыто больше варварства, чем в дикаре Таманго.
Поэтому таким острым сарказмом насыщается концовка новеллы, рассказывающая о жалкой и мрачной участи, которая ожидала Таманго в плену. Здесь каждое слово писателя «включает в себе глубокий иронический подтекст. Плантаторы были убеждены, что они облагодетельствовали Таманго, вернув ему жизнь и, превратив его в примерного полкового литаврщика. Однако привыкший к свободе чернокожий гигант зачах от этих «благодеяний», запил и вскоре умер, в больнице.
Художественные особенности новелл П.Мериме.

♦ центр внимания - внутренний мир, показ внутренней борьбы;

♦ сочетание психологизма и идейности;

♦ прием "молчание" о важных событиях, описанных в новелле;

♦ скупость описаний (особенно природы)

♦ использование детали, которая заменяла пространственно-описательные характеристики;

♦ герои с яркими характеристиками, сильными чувствами;

♦ характеры и психология людей появились как результат определенной эпохи и национальной принадлежности и условий воспитания;

♦ автор изобразил образы через их поступки, действия, не высказали своей оценки;

♦ эллиптичности (двухцентровой) концепция новеллы.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1633; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!