Особенности творческого метода Г. Гейне в поэме «Германия. Зимняя сказка».



Творческие достижения поэта наиболее ярко отразились в его поэме «Германия. Зимняя сказка» (1844). В ней воплотился весь предшествующий опыт идейно-художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического лирика. В этом цельном по своему глубокому художественному своеобразию произведении раскрывается многогранное творческое дарование Гейне – лирический талант автора, мастерство публициста и острота политической сатиры.
«Зимняя сказка» более, чем любое другое произведение Гейне, – плод глубоких раздумий поэта о путях развития Германии. В то же время в поэме наиболее полно выразилось стремление Гейне видеть родину единым, демократическим государством.
В поэме «Германия», представляющей собой, как и ранняя художественная проза, путевой дневник, автор рисует широко обобщающую картину старой Германии, со всей остротой ставит вопрос о революции, о двух возможных путях развития своей родины.
Художественный метод поэмы характеризуется удачно найденным единством революционно-романтического и реалистического начал. Поэме присуще органическое сочетание острой публицистичности, памфлетного сарказма с поэтическим пафосом, с лирической непосредственностью и искренностью.
Интонационный диапазон поэмы очень широк. Гротескное преувеличение, мягкая ирония, острый сарказм, высокая лирика, соединяясь воедино, образуют новую целостность. Актуальное политическое содержание поэмы для своего воплощения требовало новой жанровой формы. И Гейне нашел эту форму в необычном сочетании злободневных фактов общественной жизни со старинными романтическими легендами, фантастики с реальностью, душевного лирического излияния с гневным сарказмом или острой шуткой.
Колебания настроения от надежды — к отчаянию, от победно ликующего тона — к сарказму и издевке составляют своеобразие эмоционального тона этой поэмы. Включенный в нее материал разнообразен: здесь и старинные легенды, и сны, и зарисовки из повседневной жизни, и споры с литературными противниками, и политические инвективы. Началом, цементирующим этот разнородный материал, выступает личность лирического героя.
При всей своей социально-политической направленности поэма «Германия»— очень личное произведение. Она проникнута неподдельным чувством любви к родине. Свою любовь к родине, сдержанную, боящуюся громких слов, поэт противополагает громогласному официальному патриотизму.
Единство личного и общего, тесное слияние мыслей о родине с душевными переживаниями поэта придают его произведению большое своеобразие. Здесь воедино слиты эпическое, лирическое и публицистическое начала, благодаря чему возникает новое жанровое единство.

Книга песен» Гейне: структура, идейно-художественное своеобразие.

В «Книге песен», над которой Гейне работал 10 лет, отразился процесс развития сознания поэта, формирования его творческого метода, обогащения и индивидуализации его лирической палитры. Опираясь на наиболее жизненные традиции раннего романтизма, связанные с фольклором и лирикой Бюргера и Гете, Гейне сохраняет в «Книге песен» основы романтического мировосприятия. Для него остается в силе один из основополагающих романтических принципов – антитеза «я» и «не – я». Все лежащее за пределами «я» поэта (или близкого к нему лирического героя), в том числе и социальные противоречия действительности, которые так стремились исключить из круга своего художественного видения романтические предшественники Гейне, раскрывается и оценивается в книге песен через относительно узкий аспект субъективно- индивидуального восприятия. Любовь является первоосновой бытия для автора «Книги песен», но эта первооснова трактуется им не столько с общефилософском, сколько в индивидуально-событийном, субъективно-романтическом плане.

Состоит из 4 частей:

1. «Юношеские страдания»

- тема несчастной любви

- исповедь поэта;

- мучительный сон;

Любовь как роковая сила, несущая людям страдания.

- романтическая ирония как форма возвращения к реальной жизни

В «Юношеских страданиях» особенно остро звучит боль неразделенной любви поэта к кузине Амалии. Отвергнутое чувство становится источником резкого конфликта поэта с действительностью, которая и воспринимается им преимущественно через призму своей сердечной драмы. Этот узкий эмоциональный аспект приобретает порой довольно четкие социальные контуры, тема отвергнутой любви конкретизируется - любимая отдает предпочтение богатому. В стихах «Юношеских страданий» тема несчастной любви окрашена в мрачные романтические тона, но романтические мотивы видятся как бы с дистанции и даются нередко в ироническом освещении.
2. «Лирическое интермеццо»

3. «Опять на родине»

В этих двух частях (2, 3) повествуется об истории любви поэта (тема неразделенной любви)

- образы и мотивы фольклорного повествования

- противопоставление естественной природы – городской

- метафоры, сравнения, нет мистики, есть моменты двоемирия, романтическая ирония

В них развивается та же тема неразделенной любви. Но сами сердечные страдания поэта раскрываются здесь в ином ключе. Болезненная тоска ранних стихов наполняется; просветленной печалью, мягкой грустью отвергнутого чувства, нередко сменяющейся радостным колоритом. Открывается «Интермеццо» стихотворением «Чудесным светлым майским днем...», в котором поэт непритязательно и правдиво рассказывает о зарождении своей любви, радуясь пробуждающейся весне. В этих циклах Гейне прославляет земную любовь во всем реальном жизненном обаянии. Естественно, что рассказ об отвергнутой любви порождает темы страданий, одиночества, разлуки, возникает трагический образ двойника. Для большинства стихотворений характерен, например, параллелизм настроения поэта и состояния природы. Органическое слияние природы с помыслами и душевным состоянием человека.

4. «Северное море»

- образы природы

- размышления героя

- форма свободного стиха

- повествовательные элементы баллады

- философия жизни

Ритмы свободного стиха оказались здесь наиболее соответствующими стремлению поэта передать глубокое ощущение грандиозного величия и своеобразия моря, его необузданную силу и мощь. Тема любви в этих циклах теряет свою прежнюю драматическую напряженность, она даже не определяет идейно-смысловой характер цикла, становясь лишь одним из его периферийных мотивов. Создавая величественную, полную красок и звуков картину моря, Гейне порой прибегает к звукописи. Некоторые стихотворения представляют собой патетические гимны природе. Моря у Гейне нередко оказывается воплощением свободы, символом непокорной стихии, мятежа. Поэт мыслит космическими образами, сердце его велико как море и небо. Для стихотворений характерна грандиозность образов, поэтические гиперболы.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1870; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!