Особенности решения конфликта личности и общества в романе Стендаля «Красное и чёрное». Символика романа.



"Красное и чёрное"

В центре романа Стендаля — судьба выходца из низов, пытающегося пробить себе дорогу в высшее общество, к славе и богатству. Автор подробно прослеживает весь путь героя, от первого успеха до гибели на гильотине. Но пружиной действия романа является не только преодоление Жюльеном Сорелем препятствий на пути к своему идеалу, к своей цели, но и борьба героя с самим собой, конфликт между раз и навсегда установленными принципами и душевными движениями.

Автор романа всегда делал упор на психологические особенности общества и своих персонажей. Рассматривая произведение с этой стороны, можно удивиться тому, насколько мастерски написал Стендаль «Красное и черное». Критика французского общества тех дней идет в ногу с проблемами отдельной личности. В конце концов, Жюльен Соррель не пытается как-то смягчить свою участь. Попав в тюрьму и поняв, что его дни сочтены, он чувствовал духовное очищение. Он осознал, что если бы он стал супругом мадмуазель де ла Моль, то роль мужа все равно потеряла бы для него всякую привлекательность. Он понял, что смысла в такой жизни он не ощутил. Соррель спокойно и мужественно идет на смерть, а ощущение счастья ему дает забота любимой женщины.
Итак, конфликт между человеком из народа и обществом разрешен: общество избавляется от ненужного героя. Героям нет места в эпоху безвременья. А гармо ния в душе самого героя воцаряется тоже ценой полного отказа от жизненных принципов безнравственного общества, от которого он уходит в смерть.

Символика названия романа Стендаля «Красное и черное»
Два цвета - черный и красный, которые составили название романа, олицетворяют две эпохи: и наполеоновскую эпоху Реставрации.

Цвета - символическое определение содержания этих эпох. Красный - цвет мундиров армии Наполеона, цвет знамен Великой французской революции, которая способствовала подъему Бонапарта, цвет крови, пролитой в войнах и революциях, - следовательно, цвет наполеоновской эпохи.

Черный - цвет сутан священников, которые имели большое влияние на политическую жизнь страны, цвет потери надежд на осуществление революционных лозунгов, цвет траура по несбыточным мечтам, следовательно - цвет эпохи Реставрации.

Каждый человек имеет свое происхождение. В классовом обществе оно определяет судьбу. Но никто не запрещает желать лучшего: Жюльен мечтает о красном - сутане кардинала. Итак, красный - это цвет вершины карьеры, символ самоутверждения и успеха. Черный в социальном смысле - цвет одежды незнатного человека, символ поражения человека в борьбе с системой четкого разделения на классы и закрепленными за ними правами и обязанностями. Каждый человек постоянно встает перед выбором, как в игре в рулетку: красное - черное, успех - поражение, жизнь - смерть.

Психологизм Стендаля в романе «Красное и чёрное». Бальзак и Стендаль – два пути французского реалистического романа 19 в.

В раскрытии всех процессов и перипетий, происходящих в душе Жюльена Сореля, с особой выразительностью оказался психологизм Стендаля, достигший необычной тонкости и проницательности. И именно психологизм является фундаментальной чертой поэтики романа «Красное и черное».

Роман Стендаля «Красное и черное» является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: развертывание действия, рассказ о намерениях и поступки героя, отношения с другими персонажами, его коллизии и конфликты и параллельно с этим - голос автора, который анализирует и объясняет все то, что происходит с героем, раскрывает причины и мотивацию его действий. Так, письмо Матильды к отцу, в котором она сообщает о венчании с Жюльеном, заставляет маркиза де ла Моля наконец принять решение
Стендаль — псевдоним писателя. Его настоящее имя — Анри-Мари Бейль. Он родился 23 января 1783 года на юге Франции, в Гренобле, в состоятельной семье провинциального адвоката, человека богобоязненного, строгого, отличавшегося неприязненным отношением к новым веяньям, порожденным Великой французской революцией.
Стендаль считал, что литература не может не измениться, когда в обществе произошли значительные перемены. Французам начала XIX века, прошедшим через революционные потрясения, нужна новая литература, отвечающая их изменившимся вкусам. Писателей, создающих такую литературу, Стендаль называет романтиками и противопоставляет их классикам. Романтики — новаторы, проторяющие новые пути в искусстве.
«Романтизм,— писал Стендаль,— это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение». С этой точки зрения и Расин, и Шекспир — романтики, каждый для своего времени. «В сущности, все великие писатели были в свое время романтиками»,— заключает Стендаль.

Первый роман Стендаля «Арманс», опубликованный в 1827 году, успеха не имел. Критика осудила «немецкий и романтический стиль» произведения, упрощенное изображение характеров. В романе Стендаль еще только ищет свой стиль, свою тему.
Бальзак родился 20 мая 1799 года в небольшом провинциальном городе Туре.
В 1821 году Он читает написанное своим близким. Читка заканчивается полным провалом.
Бальзак продолжает литературную работу. В двадцатые годы он сочиняет многочисленные исторические и приключенческие романы ради заработка, сотрудничает в парижских газетах, куда посылает маленькие заметки и корреспонденции, вынашивает планы обогащения, терпящие крах. Бальзак не заблуждался относительно литературных достоинств своих первых романов: все они были подписаны псевдонимами Бальзака.
Успех пришел к Бальзаку в 1829 году, когда был опубликован его исторический роман «Шуаны», повествующий о подавлении крестьянского мятежа в одной из французских провинций — Бретани — в 1799 году. В этом произведении еще заметно сильное влияние на молодого писателя романтической литературы, исторического романа Вальтера Скотта. В центре романной структуры — историческое событие, на фоне которого дана история любви вождя заговора маркиза де Монторана и Мари де Верней, пламенной республиканки, приехавшей в Бретань с заданием обезглавить мятеж.
Бальзак понимал, что его стремление быть «секретарем общества», дать широкую панораму жизни Франции не осуществимо в рамках одного или нескольких романов. Нужно было найти форму, которая стала бы «книгой о Франции XIX века». И такая форма была найдена.

Бальзак приходит к мысли объединить все свои романы — уже написанные и те, что будут созданы впоследствии,— в единый цикл " Человеческие трагедии", где персонажи будут переходить из романа в роман. При этом каждый роман остается самостоятельным художественным целым и одновременно становится частью более значительного целого, раскрывающей всю полноту замысла только в связи с другими частями эпопеи.
Такая структура позволила Бальзаку превратить «Человеческую комедию» в подлинную энциклопедию современной жизни Франции, охватывающую период с начала Реставрации до революции 1848 года.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1928; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!