Философский роман Г. Мелвилла «Моби Дик». Проблема зла и её художественное решение. Роль библейского контекста. Символический пласт повествования.



Роман "Моби Дик, или Белый кит" (1851) стоит в центре творчества писателя. Это мелвилловский шедевр, более того, это синтез всего идейно-художественного опыта американской романтической прозы.

Пионером отечественной романистики, как мы помним, был Фенимор Купер. Он бесстрашно экспериментировал с различными типами романа и исчерпал практически все его жанровые разновидности, кроме романа философского. "Моби Дик" — это приключенческий, морской, китобойный, социальный, фантастический, нравоописательный, роман-эпопея и философский роман одновременно. Причем, одно здесь нельзя отделить от другого; текст не распадается на приключенческие, фантастические, нравоописательные и философские куски, а представляет собой некий монолит, в котором различные типы повествования переплелись и проросли сквозь друг друга. Рассмотрим, как элементы различных жанровых разновидностей романа сосуществуют в мелвилловском тексте.

"Моби Дик" как китобойный роман уникален по полноте и тщательности описаний китобойного промысла. Исключительно обстоятельно и подробно рассказывает Мелвилл о профессии китобоя и об объектах этой профессии — китах. Здесь рассматривается анатомия кита, дается классификация его видов, раскрываются особенности его поведения. "Научные" пассажи также свидетельствуют о развитии автором традиций американской романтической прозы. Сочетание рационализма и "научности" с самой невероятной фантастикой и глубокими эмоциональными потрясениями ярко представлено в новеллистике Э. По.

Вскоре становится очевидным, что мелвилловская "китология" перерастает промысловые и биологические границы. Все дальше отступает понятие о ките как о биологическом виде, он становится олицетворением сил, терзающих мозг и сердце человека. Образ кита в его символическом аспекте все разрастается, и, наконец, на страницах романа появляется белоснежный Моби Дик — многосложный символ, воплощение ужаса, сама трагическая судьба человечества.

"Моби Дик" как морской роман может считаться высшим достижением этого жанра. Здесь есть все характерные признаки классического морского романа: описание корабельной жизни, изображение моря в различных состояниях, далекие плавания, штормы и кораблекрушения. Новаторство Мелвилла в рамках данного жанра заключается в том, что море у него предстает не просто фоном, а полноправным участником действия; оно входит в сознание человека, определяет образ его мыслей и его поведение. Во втором же измерении образ океана становится сложным символом жизни. Он соединяет в себе Вселенную, общество и отдельного человека в их взаимоотношениях и взаимосвязях.

Попав в это символическое измерение, корабль "Пекод" с его командой также приобретают особое значение. Многонациональный экипаж "Пекода" воспринимается как символ человечества, блуждающего по океану жизни. Вместе с тем интернациональная команда корабля — это и символическое воплощение Америки (в отличие от аллегории, символ всегда многозначен). В образе "Пекода", увлекаемого к гибели фанатическим безумием капитана с Библейским именем Ахав, имеется как вневременной, так и вполне конкретный социальный и политический смысл.

1840-е годы в США были годами нарастания противоречий между Севером и Югом. Мелвилл, безусловный сторонник отмены рабства, не мог тем не менее не видеть, что кипение общественных страстей представляет угрозу жизни нации. Фанатизм всегда рисовался ему как безумие. Мелвилл опасался, что воодушевленные благородным намерением уничтожить Зло, но ослепленные фанатизмом, аболиционисты могли погубить Америку. И вот, в финале романа, при полном штиле, под лучами яркого полуденного солнца звездно-полосатый флаг погружается в пучину. "Взгляните, американцы! И замрите от ужаса", — предостерегает Мелвилл.

Своеобразие "Моби Дика" как социального романа заключается в том, что общественная жизнь предстает здесь в непривычной усложненной форме. И, кроме того, на этой основе вырастают символические образы обобщающего характера: "Пекод" воспринимается как образ мира.

Но, прежде всего, "Моби Дик" — это роман философский, ибо во главу угла здесь поставлено решение универсальных проблем. Дело не в размышлениях о популярных в XIX веке философских системах, а в стремлении осмыслить мир, проникнуть в сущность таких кардинальных вопросов бытия, как Добро и Зло, Жизнь и Смерть, и вечный конфликт между ними. Это и есть основная тема романа. Она решается через всю систему символических образов-обобщений, важнейший из которых — Белый кит, Моби Дик, образ исключительно многозначный.

В критической литературе о романе существует множество попыток интерпретаций этого образа. Он, однако, практически неисчерпаем. Не случайно для каждого члена экипажа он — иное, чем для остальных. Для Ахава он безусловное воплощение мирового Зла. Для Измаила, простого матроса, но человека образованного, способного к абстрактному мышлению, не ослепленного жаждой мести, Моби Дик — символ Вселенной. Наиболее интересен здесь именно взгляд Измаила, отчасти совпадающий с авторским.

Моби Дик, который олицетворяет необъятный, загадочный Космос, прекрасен и одновременно ужасен. Он прекрасен, потому что белоснежен, огромен, наделен фантастической силой. Он ужасен по тем же причинам. Ужас белизны кита связан с ассоциациями, которые порождает этот цвет (смерть, саван, холод), но, главное, с тем, что белизна бесцветна, она видимое отсутствие всякого цвета. Белизна, олицетворяя что-то в сознании человека, сама не является ничем; в ней нет ни добра, ни зла — в ней одно лишь чудовищное безразличие. И если воспринимать Моби Дика как символ Универсума, то мелвилловская картина мира оказывается исключительно смелой и жестокой. Во Вселенной нет ни Добра, ни Зла, нет никакой высшей разумной нравственной силы, управляющей человеческой жизнью и смертью. Они бесцельны. Нет ничего, кроме неопределенности, пустоты и безмерности.

Поздний, такой тяжелый для Г. Мелвилла период его творчества был весьма сложен и для писателей-романтиков, личные обстоятельства которых складывались более благоприятно. Во время войны вся художественная литература США как бы замерла в ожидании. Исследователей этот факт поражает, а между тем еще до начала сражений Р.У. Эмерсон предсказывал: "Все искусства растворяются в едином искусстве войны". Война не время для беллетристики; Гражданская война в Америке породила речи, проповеди, репортажи, солдатские песни, популярные военные гимны и стихотворения, вроде "Тела Джона Брауна", "Военного гимна Республики" Джулии Уорд Хоу или "Дикси" Даниэля Д. Эмметта.

Но за войной часто следует мощный взрыв творческой энергии, и появляются произведения, передающие батальный опыт (так случилось после Первой мировой). В США периода Реконструкции романтическое отражение войны, как и вообще дальнейшее следование принципам романтизма в искусстве, оказалось возможным лишь в поэзии. В данной связи не вынужденным, а напротив, вполне закономерным — чутко уловленным пульсом эпохи — выглядит публикация "Военных стихотворений" (1866) Мелвилла и его обращение в поэта во второй половине 1860-х—1880-е годы.

В это же время вышли стихи о Гражданской войне прославленного реформатора американской поэзии Уолта Уитмена ("Барабанная дробь", 1865), Дж.Г. Уиттьера, Генри Тимрода и крупнейшего поэта послевоенного Юга, молодого ветерана Сидни Лэнира. И не только о боях, победах и поражениях, барабанном бое и свисте снарядов писали они, но пытались определить место человека в этом пошатнувшемся мире (С. Лэнир), размышляли о его взаимоотношениях с Творцом ("Кларейль" Г. Мелвилла), о его праве существовать на этой земле, любить ее и радоваться ей ("Листья травы" У. Уитмена).

Символика:

Моби Дик – воплощение мирового Зла и персонификация враждебных человеку сил природы.

Ахав: мировое зло можно преодолеть, победив Моби Дика. Идет к цели, не считаясь с религиозными понятиями. Чересчур доверяет себе. Эгоцентризм.

Измаил: истина. Во вселенной нет высших сил, направляющих жизнь человека, наши судьбы в наших руках. Измаил, единственный, кто выживает, носит бога в душе. Доверяет себе. Над ним – флаг Америки, когда он дрейфует.

«Мир – это корабль».

Океан – особый мир (двоемирие романтизма).

Ахав – это полемика с Эмерсоном. Не богобоязненный, богоподобный. Он сам создает законы, думая, что слышит Божий дух. От доверия к себе – к маниакальности.

Трансцендентализм – философско-эстетический круг идей, регион – Северо-Восток.

Библейская символика:

Сам же ее подчеркивает.

  • Ахав – Ахав в Библии — нечестивый царь Израиля, установивший культ Ваала и преследовавший пророков
  • Измаил – книге Бытия сказано об Измаиле, сыне Авраама: «Он будет между людьми, как дикий осел, руки его на всех и руки всех на него, и перед лицом всех братьев он будет жить»
  • Иона - о поглощённом Левиафаном пророке Ионе, пытавшемся избегнуть пути, назначенного ему Богом,

Кит – многозначен только для читателя, потому что сообщено разное отношение к нему персонажей. Поэтому они зачастую противоречит.

Эпоха середины 19 в. в Европе, культурно-исторические предпосылки зарождения реализма. Основные принципы классического реализма    (конфликт, герой, идейное содержание, особенности жанра и стиля). Преемственность романтического и реалистического методов.

История литературы XIX века представляет собой динамический комплекс явлений чрезвычайно разнообразных, эстетически богатых, нерасторжимо связанных между собой узами преемственности и развивающихся в общем русле исторического движения в сложном взаимодействии с другими искусствами, философско-эстетической мыслью и социально-утопическими идеями времени. Начало и конец столетия – это не только его хронологические рубежи, но понятия, насыщенные определенным содержанием в историко-литературном аспекте.

Периодизация литературного процесса XIX века обычно производится и учетом истории становления и развития двух основных литературных направлений – романтизма и реализма:

1)1789 – 1830- е гг. – время зарождения и расцвета романтизма;

2)1830- конец 1848-й гг. – период, когда наряду с романтизмом существует и все более набирает силу реализм;

3) 1850- 1870-е гг. – развитие критического реализма, определенные изменения его характера, обретение реализмом новых черт, которое будет способствовать возникновению на его основе новых литературных направлений (в частности – натурализма).

Эта общая схема развития литературного процесса XIX века отнюдь не является универсальной. Она существует с различными, порой значительными хронологическими отступлениями, определяющимися национальной спецификой общественно- политического развития той или иной страны, но в то же время отражает действительный ход литературного процесса, указывает на его общие закономерности.
В странах Европы становление романтизма, которым в значительной степени будут предопределены многие процессы дальнейшей литературной истории, приходится на первые десятилетия XIX века. 1820-е годы становятся кульминацией романтического движения в европейских странах, периодом максимального осознания романтиками своего единства. Но едва победа романтизма становится очевидной, как единство его приверженцев заметно ослабевает, в их движении появляются симптомы кризисного характера. В недрах романтизма зарождается новое литературное направление – критический реализм.

В разных европейских странах процесс смены романтизма реализмом проходил в разных хронологических рамках, и тем не менее рубеж начала 1830- годов в большей или меньшей степени оказался значимым для целого ряда национальных литератур.

В конечном итоге заметные сдвиги в литературном процессе – смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, – определялись вступлением буржуазно – капиталистической Европы в новую стадию развития. Если романтизм был порожден реакцией на ломку старого, докапиталистического общества, то критический реализм был вызван к жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. Важнейшим моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно – политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии. В ходе этих процессов обнаружился антигуманный характер капиталистического общества, вскрылись его кричащие социальные контрасты.

Июльская революция во Франции, свергнувшая с трона Карла X – последнего короля старшей ветви Бурбонов – положила конец режиму Реставрации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

Именно в 20-е годы появляются первые произведения Стендаля, Бальзака и Мериме. На рубеже 20 – 30-х годов Бальзак и Стендаль создают свои первые значительные произведения – романы «Шуаны» и «Красное и черное» и уже в ближайшие годы становятся ведущими представителями европейского реализма.

Характер режима Июльской монархии, его социально-политические противоречия становятся основным объектом осмысления во французской литературе 30-40-х годов. У реалистов это осмысление приобретает глубоко аналитический характер, о чем свидетельствует роман Стендаля «Люсьен Левен» и многие шедевры «Человеческой комедии» Бальзака. Французский роман (прежде всего в творчестве Бальзака) в процессе художественно – эстетического анализа социальной сущности режима Июльской монархии, опираясь на достижения романтиков, приходит к новому пониманию историзма и новым принципам типизации. В своем грандиозном творении «Человеческая комедия» Бальзак ставит задачу показать историю нравов современной Франции, то есть понятие историзма им актуализируется. Чтобы понять сущность буржуазного уклада современной монархии банкиров во Франции, Бальзак вполне закономерно связывает ее возникновение с истоками власти буржуазии, которую она получила в результате революции конца XVIII века. В своих многочисленных повестях и романах, составляющих единое целое, Бальзак последовательно прослеживает грязные, преступные, а порой и кровавые истории обогащения буржуа.

Актуально историчен в своих романах и Стендаль. Злободневная современность в «Люсьене Левене» и «Красном и черном» в иной манере, чем у Бальзака, но, может быть, даже еще более органично увязывается с предшествующими этапами развития послереволюционной Франции.

Этот принцип историзма сохраняется в новом звучании у Флобера, в творчестве которого отмечен глубокий драматизм общественного и эстетического сознания, порожденный последствиями поражения революции 1848 – 1849 годов.

Формирование реализма в Англии хронологически почти совпадает с тем острым периодом в социально-политической жизни страны, который определился парламентской реформой 1832 года и началом чартистского движения. В начале 30-х годов вступает в литературу Теккерей, в 1833 году начинает работу над «Очерками Боза», своим первым значительным произведением, Диккенс – крупнейшие представители блестящей плеяды романистов Англии.

Третья крупная европейская страна – Германия – к 30-м годам XIX века оставалась раздробленной, существенно отличалась в своем экономическом развитии от Англии и Франции. Тем не менее и в этой стране происходят существенные общественные сдвиги. Самым значительным проявлением оппозиционного движения начала 30-х годов была деятельность тайного общества прав человека, одним из руководителей которого был Георг Бюхнер, и связанное с деятельностью этого общества выступление гессенских крестьян.
В 40-е годы заметно возрастает роль Германии в классовой борьбе прогрессивных сил Европы. Свидетельством тому является мощное восстание силезских ткачей 1844 года. В Германию, которая только теперь, в условиях обострившихся классовых противоречий, подошла к своей буржуазной революции, перемещается центр революционного движения.

Новые успехи немецкой литературы, отчасти связанные с дальнейшим развитием реалистических тенденций, явились откликом на события 40-х годов (так называемая предмартовская литература) и на мартовскую революцию 1848 года и прежде всего получили выражение в творчестве Гервера и Фрейлиграта. Заметным явлением в русле развития немецкого реализма стала драма выдающегося драматурга Геббеля «Мария Магдалина» (1844), хотя дальнейшее творчество этого автора не может быть соотнесено с реализмом. Правда, следует отметить, что в немецкой литературе до расцвета творчества братьев Г. и Т.Манн проявляются лишь отдельные черты реализма. Произведения Раабе и Шторма не дают основания говорить о развитии этого направления, сколь – нибудь близкого по своему масштабу и художественно –эстетическим качествам к реализму Франции или Англии тех же десятилетий.

Сколь бы ни были существенны национальные особенности литературы Германии, они все же не являются следствием того, что с началом 30-х годов в общественной жизни этой страны наступает ощутимый перелом.

Европейские революции 1848 – 1849-ого годов, охватившие почти все страны континента, стали важнейшей вехой общественно-политического процесса XIX века. События конца 40-х годов знаменовали окончательное размежевание классовых интересов буржуазии и пролетариата. Помимо непосредственных откликов на революции середины века в творчестве ряда революционных поэтов, общая идеологическая атмосфера отразилась и на дальнейшем развитии реализма (Диккенс, Теккерей, Флобер, Гейне).
Таким образом, в 30 – 40-е годы XIX века произошел существенный перелом в жизни Европы, связанный с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества – противоречие между буржуазией и рабочим классом. Мир стал ареной гигантского единого процесса – развития капитализма, которое шло неравномерно, создавая в разных странах различные условия для развития общественного сознания.

Критический реализм оказался генетически связан со становлением буржуазного общества и пролетарским движением. Правда, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер не разделяли революционных методов изменения действительности, тем не менее освободительная борьба рабочего класса (лионское восстание, баррикадные бои в Париже в 1832 и 1848 годах, выступления чартистов и т.п.) помогли им увидеть неустроенность жизни, понять многие черты капиталистических отношений.

Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли содействовать глубокому постижению этих противоречий, не позволяли выяснить причины их возникновения. Поэтому стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, по словам Бальзака, «щупать пульс своей эпохи» – вот то, что способствовало утверждению реализма. Без революционных уроков истории реалистическое искусство не достигло бы того обличительного пафоса и той глубины и познании действительности, которые ему присущи.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!