Своеобразие лирики Э. По: основные темы и мотивы, особенности символики и звукового оформления стихотворений. Анализ стихотворения «Ворон».



Поэзия По – явление необычайное, в ней отразился опыт не только американской, но и европейской литературы; это совершенно особый поэтический мир, наполненный фантасмагорическими, красочными, трагическими и мистическими образами. Его поэзия знаменует собой практически полный уход в мир причудливых образов и фантазий, прекрасных, интригующих, заманивающих самого взыскательного читателя своей таинственностью; приглашающий к интерпретации и осмыслению. Эдгар По первый сознательно задался мыслью ввести уродство в область красоты и, с лукавством мудрого мага, создал поэзию ужаса. Уже в ранней лирике По прозвучали мотивы тоски, боли и одиночества, с годами они усилились;  лейтмотивом в поэзии По проходит тема скорби и отчаяния, перерастающая в тему безысходности человеческого существования. Поэтические творения Эдгара По производят сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Одной из ярких особенностей художественной палитры поэта было его искусство владения звуком и цветом. Он умел так аранжировать избранную тему, что читатель подпадал под гипнотическое воздействие его звукописи, наслаждаясь формой и забывая о скрытых в ней смыслах. Прием звукописи делает стихотворения По подобными музыке; это увлекает читателя в мир поэтических грез, позволяет ощутить на себе власть то мелодично колышущихся, то вдруг замирающих в тревожном ожидании душевных струн. Примером звукописи могут служить строки из «Ворона»: «Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary…», «As of someone gently rapping, rapping at my chamber door «Tis some visiter», I muttered, «tapping at my chamber door…» (музыкальность достигается за счет повторения одинаковых звуков и фраз).
Славу поэта Эдгару По принесло стихотворение «Ворон», появившееся в 1845 г. В этом тексте ничто «не может быть отнесено насчет случайности или интуиции», пишет По в своей «Философии творчества», каждое слово служит достижению поэтического эффект. Начинается оно с некоей дремы, полусна, усталости, даже тумана. («Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой, над старинными томами я склонялся в полусне…»). Все это служит отражением того внутреннего состояния, в котором пребывает лирический герой. Характерно и то, что в природе зима, декабрь, безмолвный и печальный, перенявший от поздней осени мрачный слезный колорит. Камин, тление углей, герой отдается грезам, углубляется в воспоминания о потерянной возлюбленной. («Как я тщетно ждал ответа <…> на вопрос о ней, о ней…»). Явление Вещей птицы предварено насыщенными перепадами настроений, обостренными чувствами. Уже в первой строке стихотворения задается ощущение тоски и безысходности, это ощущение крепнет, когда лирический герой терзается догадками, что же за ночной гость к нему пожаловал; «завес пурпурных трепет» рождает душевное смятение: «…thrilled me – filled me with fantastic terrors never felt before» (…волновал меня, я испытывал фантастический ужас, как никогда). Рефреном проходит одно и то же слово – до появления птицы «and nothing more» (больше ничего), после - «Nevermore» (больше никогда). Этот прием способствует нагнетанию атмосферы печали. Вопросы героя к «гордому Ворону» строятся на приеме градации, от шутливых до серьезных и жизненно важных. («…в царстве тьмы, где Ночь всегда как ты звался, гордый Ворон?», «О, скажи, найду ль забвенье, я молю, скажи, когда?», «… Заклинаю, умоляя, мне сказать, - в пределах Рая мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда, Та которую Ленорой в небесах зовут всегда?»). Твердо и жестоко зловещее «никогда» убивает все надежды лирического героя, заставляет его ужасаться и трепетать. И как проникают в душу эти восхитительные, эти беспокойные строки! Эта мрачная атмосфера поздней полночи, эта печальная комната, укрытая флером темноты!.. Какая изысканность, какая утонченность в передаче чувств – страх, смятение, тоска… и скорбь. Не зря Бернард Шоу назвал Эдгара По утонченнейшим из художников, истым литературным аристократом. [6, с.168]
В «Вороне» переживания героя не сводятся только к сфере туманных чувств в трансцендентальном мире. Здесь представлено романтическое восприятие действительности, которая раскалывается на два мира – мир грез, воспоминаний и реальность. Ворон становится связующей нитью между этими мирами, подобно окну или зеркалу. По указывал, что изначально образ ворона не является символом. И действительно, в начале Ворон еще кажется если не неким темным видением, то каким-то черным таинственным духом, демоном черных заводей ночи. И лишь в конце стихотворения он предстает беспощадным пророком могучей и печальной неотвратимости Смерть красивой молодой женщины – характерная для творчества Эдгара По тема. Поэт считал, что нет ничего трогательнее, красивее и печальнее безвременно ушедшей жизни, особенно, когда эта жизнь принадлежала юной красавице. Данный образ встречается помимо «Ворона» и «Аннабель-Ли» в стихотворениях «Ленор», «Улялюм», «Спящая», «К одной из тех, которая в раю», «Занте», «К Энни». Что касается прозы, то здесь можно назвать новеллы «Овальный портрет», «Лигейя», «Морэлла».
Поэзия Эдгара По – это тайна, с которой каждый соприкасается по-своему, это одно бездонное переживание, зажигающее мысль. Это нечто глубокое и печальное, но в то же время отточенное, правильное и прозрачное, словно драгоценный хрусталь[2, с.205]. Это торжество звука и цвета, это живопись грусти, это гимн Красоте в ее наивысшем проявлении!


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1995; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!