Классификация интервью (американская и российская типологизация).



 

По Лукиной:

 

Интервью — самый распространенный метод получения журналистом информации. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% рабочего времени журналистов.

 

«Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам» (Советский энциклопедический словарь. М., 1985.)

[Посовременнее]: Предназначенная для печати (радио, тв) беседа с каким-нибудь лицом (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. М., 2000.)

 

В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных ключах — как метод сбора информации (как вопросно-ответный метод получения сведений) и как жанр (как метод организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами).

Лишь в середине 1990-х годов появляются разработки, посвященные нравственным принципам журналистики. Они требуют от журналиста ответственности перед отдельной личностью и свободы от идеологических стереотипов и партийной принадлежности.

Сейчас литературы по теме много, но как и можно предположить, одна болтология. Лукина: «Продуктивными и заслуживающими внимания стали смежные подходы, основанные на теории межличностного общения. Теперь проблемы человеческих коммуникаций и их успешных стратегий рассматриваются применительно к журналистскому интервью. Работы в этом направлении велись параллельно и зарубежными исследователями».

 

Подходы западных школ журналистики:

 

1. Перевёрнутая пирамида (кто? что? когда? где? как? почему?). ! безошибочно срабатывает в процессе создания классической модели событийно-ориентированной новости

2. Теория «креативного интервью»: участники беседы, обмениваясь сведениями, идеями, достигают такого уровня знания, к которому каждый из них не смог бы прийти в одиночку, самостоятельно. Автор этого подхода считает, что журналист должен относиться к своим вопросам не «линейно», а творчески, чтобы готовый к публикации информационный продукт содержал не известную читателю информацию (Metzler K. Creative Interviewing: the writer's guide to gathering information by asking questions. 2nd Edition. Prentice Hall, 1989).

3. «Новая» методология интервью Джона Саватски (Канада) заключается в разрушении стереотипов вопросно-ответного общения, основанных на скрытом соревновании журналиста и его собеседника, на «вымогании» у последнего ответа. Соревнование, т.е. своеобразная борьба общающихся сторон, по мнению Джона Саватски, это признак любого человеческого разговора, но отнюдь не метод сбора информации, пригодный для журналистского интервью. «В интервью не надо соревноваться, — считает он, — в интервью надо задавать вопросы и получать на них ответы».

Лукина: На самом деле все формы и варианты общения журналиста в профессиональных целях есть интервью в широком смысле слова. Интервью — это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества.

 

Наша классификация интервью (Кузнецов):

 

Информационное интервью. Цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Здесь также помогают 7 ключевых вопросов, которые являются основой информационного интервью: что? где? когда? почему? зачем? Этих вопросов вполне хватает для того, чтобы получить полную картину для репортажа или другого материла.

Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

Проблемное интервью (или дискуссия). Ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы. Позиция журналиста в этом случае служит неким активизирующим началом совместного поиска истины.

Интервью-анкета (блиц) проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Опрос в нашу журналистику принесли такие радио как BBC и «Радио Свобода».

Протокольное интервью. Журналист задает вопросы, нередко заранее согласованные, композиционно никак не связанные. Что-либо переспрашивать, уточнять не принято. Официальное лицо дает официальные ответы. Вот и все.

Хрестоматийный пример. Во время первого визита в Москву премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер три известнейших наших журналиста-международника взяли у нее интервью, в котором все они выглядели более чем неудачно. В чем дело? Лишь в том, что журналисты попытались превратить протокольное интервью в интервью-дискуссию. Навязать свою точку зрения (пусть это и была тогдашняя официальная государственная политика страны, куда прибыла Тэтчер) им, естественно, не удалось. Наивно было полагать, что репортеры смогут убедить, распропагандировать одного из авторитетнейших европейских политиков. Блестящий полемист, «железная леди», как ее называли, не уступила ни пяди своих убеждений, но сделала это с чисто английской корректностью, необычайно любезно и по-женски обаятельно. Интервьюеры же выглядели не только непрофессионалами, но и просто невоспитанными людьми.

 

Добавления (Лукина):

 

Оперативное интервью— разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров (фрагмент на 20—40 секунд): т.е. оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам.

 

Интервью-расследованиепроводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями. Самым важным звеном являются здесь вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями.

 

Креативное интервьючаще называют беседой, диалогом (журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества). Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало. (Я бы назвала примером «Школу злословия» или всеми любимого Познера)

 

Американские журналисты классифицируют интервью так («северо-американская модель»):

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!