Технологические этапы подготовки телевизионной программы. От сценарной заявки до эфира.



Телевизионная журналистика Серия: Классический университетский учебник. Издательства: Издательство Московского университета, Наука, 2005. – 368 с.

    Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. Серия: Телевизионный мастер-класс.
 М.: Аспект Пресс. – 2007. – 192 с.

 

Идея программы. Сценарная заявка.

На американском телевидении именно с защиты идеи передачи начинается любая телевизионная работа. Для начала идею надо сформулировать как можно короче: про что будет программа? За двумя строчками может скрываться полицейский сериал или женское ток-шоу – неважно. Сначала две строчки типа: «Мальчик и девочка любят друг друга, но их семьи против». Можно сделать трагедию «Ромео и Джульетта», а можно – передачу «Моя семья». Идею защищают перед продюсерами и теми, кто дает деньги. Делает это сценарист, автор идеи. Если идея принята, пишут подробную сценарную разработку.

Тема это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования.

Идея это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала.

 

Идея программы не тождественна ее теме. Тема может быть одна и та же у многих программ, а вот идеи разные. Тема всегда шире идеи. ИДЕЯ – это основная мысль произведения, авторское кредо.

 

Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.

 

Объем стандартной заявки – до полутора страниц. Меньший объем выглядит несерьезно, а больший – не будут читать.

Обычно в заявке прописываются:

•   убедительно сформулированная идея программы;

•   ее уникальность и современность;

•   ее формат (драматургическая структура, жанр,стиль);

•   изобразительный потенциал (богатые архивы, натура, интересные герои);

•   предварительная оценка будущей аудитории;

•   ориентировочный хронометраж, число выпусков, время в сетке вещания;

•   бюджет программы (не обязательно).

Что есть в заявке такого, чего нет ни у кого? Сформулировать идею как можно эффективнее. Но не прописывать всего, что успели найти (удачные идеи могут украсть).

СБОР МАТЕРИАЛА.

При нормальном режиме работы над периодической программой сбор материала ведется на трех уровнях:

•   сбор информации для программы в целом, ее планирование, выбор тем, создание досье;

•   добыча информации для конкретной программы, подготовка к созданию ее сценария;

•   поиск информации, потребность в которой возникла непосредственно в ходе создания программы, охота за некими «горячими данными».

Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это принцип организации материала. С. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию».

 

Поиск композиционного решения сценария невозможен без отбора материала. Неопытному автору трудно бывает с этим справиться: все кажется ему одинаково нужным, интересным, важным.

Исходным материалом первоначально считается весь объем «сырой», необработанной информации, который имеет какое-то отношение к теме и идее программы. После обработки этот уже отобранные материл становится исходным для сценария. Сам сценарий – исходник для съемок, отснятый материал – исходник для монтажа.

 

Самый важный – общий уровень сбора данных. Если это документальные портреты, то собираем банк биографий и историй, происходивших с потенциальными героями, списки этих героев, отслеживаем их знакомства, пересечение судеб. На Западе действует институт разработчиков тем и созданию досье на героев – ресёчерс – творчески работники низшего звена. У нас это корреспонденты, ассистенты, редакторы.

Редактор должен всегда следить за материалом: чтобы не повторять известную всем информацию и чтобы не пропустить эксклюзив.

Поиском информации для конкретных программ (второй этап) обычно занимаются редакторы и разные ассистенты. Третий этап – срочный поиск информации. Необходимость в считанные часы добыть добыть нужные данные.

НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ: устаревшую информацию, фактически неверную информацию, заведомо ложную информацию.

РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ.

Вообще-то сценарий пишут сценаристы. Но мы уже пришли с вами к выводу, что на телевидении редактор и автор программы – это чаще всего одно и то же лицо. И именно ему на практике приходится создавать сценарии – или хотя бы отдаленно напоминающие этот жанр документы.

 

Если в кино существуют литературный и режиссёрский сценарий, то на телевидении все проще и более открыто. Ни на классический литературный, ни тем более на режиссерский сценарий там не хватает времени. То, что мы называем телевизионным сценарием, может иметь вид пухлой распечатки листов с предполагаемым содержанием программы, или строгой таблицы, или вообще замусоленного листочка с тайными знаками. Форму и степень прописанного сценария диктуют традиции конкретной программы, а также во многом – ее формат, жанр.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!