Монтаж как средство отражения и выражения (внутрикадровый и междукадровый, параллельный и перекрестный, ассоциативный и дистанционный монтаж). (Приведите примеры).



МОНТАЖ

1) «Мысль художника, его идея, его видение мира, выраженное в отборе и сопоставлении кусков экранного действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде» (Ромм);

2) «Система рассказа, система повествования — средство осмысления события» (Ромм).

Внутрикадровый монтаж — это построение внутрикадрового пространства (композиции) с помощью планов, ракурсов, движения. При этом главным организующим началом выступает внутрикадровая динамика, преобразующая экранную композицию непосредственно на глазах у зрителя. Достигается это тревеллингом либо трансфокаторной съемкой и перемещением объектов (Агафонова). ПРИМЕР: сцена проводов на войну в «Летят журавли» (использование операторских рельсов).

Междукадровый монтаж — это соединение монтажных кадров, фраз между собой в целостный экранный текст. Междукадровый монтаж есть обнажение внешней конструирующей функции: он позволяет резко менять степень концентрации действия, акцентировать смысловую деталь, быстро наращивать драматическое и эмоциональное напряжение (Агафонова).

ВИДЫ МЕЖДУКАДРОВОГО МОНТАЖА:

Параллельный — чередование сюжетно-незаконченных действий, предполагающее возможность их мысленного соединения в восприятии зрителей, вопреки пространственной и временной дискретности течения событий; при этом все действия могут протекать в реальности, а могут «расслаиваться» на реальные (объективныепо отношению к герою) и ирреальные (субъективные — воображение, сновидения героя) (Агафонова). ПРИМЕР: сцена крещения в фильме «Крестный отец».

Разновидность параллельного монтажа, его частный случай — перекрестный монтаж, который показывает два связанных между собой и в силу этого происходящие одновременно действия. Использование перекрестного монтажа при съемке диалогов создает (подчеркивает) органическое общение персонажей друг с другом. ПРИМЕР: сцена встречи Лапши и Деборы в баре в «Однажды в Америке»).

УТИЛОВА - Одной из форм параллельного монтажа является монтаж: двух не связанных между собой развивающихся действий, которые не имеют общих точек соприкосновения и лишь в финале перекре­щиваются (прямо или отраженно). Как инвариант эти линии могут развиваться по законам логического сопоставления обоих сюжетов или, наоборот, дальнейшее их развитие будет зависеть от объеди­няющего действия, которое затем может снова развести эти два действия, поменяв их местами.

Ассоциативный – 1) сцепка двух кадров, имеющих не прямую (логическую), а ассоциативную взаимосвязь; 2) соединение двух или нескольких кадров, комбинация которых позволяет вызывать у телезрителей необходимые для восприятия данной сцены ассоциации, не содержащиеся в каждом отдельно взятом кадре, а рождающиеся именно от их соединения. ПРИМЕР: Эпизод с защитой Зимнего дворца женским батальоном в фильме «Октябрь» Эйзенштейна: противопоставление классических мраморных статуй, олицетворяющих «Любовь», «Весну», «Материнство» и «Жизнь» с кадрами толстых неуклюжих женщин, с целью подчеркнуть безобразность представителей буржуазного мира.

Дистанционный - вид монтажа, построенный на принципе «распечатывания кадров», т.е. выявления смысла двух опорных кадров не на их столкновении, а на их удалении друг от друга и взаимодействии через череду промежуточных кадров; теория дистанционного монтажа разрабатывалась армянским режиссером Артаваздом Пелешяном в 60-70-е годы. Его цитата: «Взяв два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, я стремлюсь их не сблизить, не столкнуть, а создать между ними дистанцию. Идейный смысл, который я хочу выразить, достигается лучше всего не в стыке двух кадров, а в их взаимодействии через множество звеньев. При этом достигается гораздо более сильное и глубокое выражение смысла, чем при непосредственном склеивании. Повышается диапазон выразительности, и в колоссальной степени вырастает емкость той информации, которую способен нести фильм».

ПРИМЕР (из фильм Пелешяна, с его слов): «В фильме «Мы» первый опорный элемент дистанционного монтажа появляется в самом начале. Фильм начинается с паузы, за которой следует кадр: лицо девочки. Образное значение этого кадра еще не ясно для зрителя, ему передается только чувство задумчивости и тревоги. Здесь же включается музыка, а затем возникает пауза на затемнении. Второй раз лицо девочки появляется через 500 метров пленки, соединенное с тем же симфоническим аккордом. В конце фильма, в эпизоде репатриации, третий раз включается этот опорный элемент монтажа, но только в звуке: симфонический аккорд повторяется на кадре людей, вышедших на балкон».

 

Виды монтажа, его цели (технический, конструктивный, художественный) .

Технический монтаж – механический процесс склейки кадров при производстве теле- или кинопроизведения. Но кадры должны быть соединены, смонтированы осмысленно так, чтобы между ними существовала определенная и ясная связь. Процесс такого соединения кадров называют конструктивным монтажом. Понятно, что конструктивный монтаж включает в себя и технический. Цель конструктивного монтажа верно воспроизвести на экране движение. Он отвечает только двум требованиям: во-первых, кадры должны чередоваться в логическом и удобопонятном порядке, и, во-вторых, каждый кадр должен быть такой длины, чтобы зритель понял его содержание. Однако кадры могут быть соединены между собой и таким образом, что связь между ними будет образная. Она выражается в художественном монтаже (Кузнецов).

ПРИМЕРЫ:

Конструктивный

1. Человек едет в автомобиле.

4. Поднимается по лестнице.

7. Закрывает за собой дверь квартиры.

10. Входит в комнату и садится к столу.

Здесь логика не нарушена, хотя с помощью монтажа время и пространство на киноэкране «сжаты», из повествования как бы изъяты куски времени и пространства. ПРИМЕР: сцена вечеринки в «Завтраке у Тиффани».

Пример художественного монтажа, более сложный, ставший классическим, знаменитый эпизод первомайской демонстрации рабочих из фильма Вс. Пудовкина «Мать».

Режиссер вмонтировал в кадры демонстрации кадры ледохода и тем создал образ революции, неудержимой, как наступление весны в природе. Это метафора, возникшая из художественного монтажа кинокадров. Становится понятно, что конструктивный монтаж лишь элемент, составная часть художественного монтажа. С помощью конструктивного монтажа можно преодолеть на экране пространственно-временную непрерывность, можно «сжать» и «растянуть» время и пространство, можно логически связно, ясно рассказать о действиях и событиях. С помощью же художественного монтажа можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяснять ее.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!