Сторителлинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста



 

Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и, прежде всего, от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. Доказано, что в общении со сверстниками дошкольники в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дети как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми [19, 65].

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. [22, 165]

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста [15, 18].

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение» [28, 113].

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Специально организованное воздействие – это рассказы воспитателя детям. Т.Н. Доронова и др. отмечают, что дети 5-6 лет любят слушать любые рассказы взрослых. По мнению авторов, старшим дошкольникам целесообразно рассказывать:

- о некоторых событиях прошедшей недели;

- о взрослых, когда они были еще детьми;

- о самих детях;

- о книгах, которые предстоит прочитать;

- об очень интересных фактах и наблюдениях.

Т.Н. Доронова, М.М. Алексеева считают целесообразными рассказы о книгах, которые предстоит прочитать детям. Авторы советуют для начала подготовить детей к восприятию книги: спросить, что детям известно о героях книги, которую наметили прочитать, в каких сказках или произведениях о них уже рассказано. Выслушав детей, следует сообщить, что вам известно о новой книге с необычным названием и интересными историями. На следующий день стоит вернуться к этому разговору, сказать детям, что прочли главу из этой книги и пересказать ее детям. «А дальше? Что случилось с героем?» - будут спрашивать дети, и это очень хорошо. Дети будут ждать встречи с героями, и это поможет им лучше понять и запомнить произведение [4, 17].

Рассказы об интересных фактах и наблюдениях, по мнению Т.И. Гризик, В.В. Гербовой, могут содержать сообщения о случаях из жизни людей, животных, птиц, насекомых, о запомнившихся явлениях природы, которые найдут отклик в душах детей. Рассказы должны быть яркими и эмоциональными, они помогут обогатить и уточнить представления детей об окружающем мире, пополнить словарь детей новыми словами и выражениями.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» [22, 115].

В частности, в работе В.В.Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании. Так, на занятии «Магазин игрушек» ребятам объясняли, что, для того чтобы приобрести игрушку, они должны рассказать о ней. Платой за вещь будет подробный интересный рассказ. На занятии «Срочно необходим ваш совет» детей просили посоветовать, какие чашки приобрести малышам, и др. [22, 115].

В исследовании М.С. Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребенок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику [22, 115].

Таким образом, педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями. Воспитатели должны придерживаться особенностей руководства детскими играми в предметно-игровой среде в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста.

Педагогу-психологу ДОУ необходимо формировать у педагогов умение осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка, использовать игровые технологии в образовательном процессе для эффективного развития связной речи ребенка, создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «пристойно» выражают гнев, избавляются от страха, а самое главное – происходит эффективное развитие связной речи дошкольника.

Психологу необходимо актуализировать знания педагогов о последовательности развития игровой деятельности, чтобы они в соответствии с этим воспитатели смогли организовывать игровое пространство, направленное на развитие связной речи, в группах [20, 161]:

- младший возраст - ролевая игра (игр-диалог);

- средний возраст - игра с правилами, театральная игра;

- старший возраст - игра с правилами, режиссёрская (игра - фэнтези, игровая драматизация).

Организуя игру, направленную на развитие последовательной речи дошкольника, взрослый должен занять позицию включенного партнера: можно попросить ребенка объяснить смысл действий, побудить к ролевой игре и взять на себя определенную роль.

В старшей группе должно быть организовано игровое пространство, ведущее место, где занимаются поддержка, специальные игрушки и предметы. Дети свободно демонстрируют свои игровые навыки, самостоятельно составляют игру, моделируют ее среду, изменяя ее во время разработки сюжета, свободно перемещаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к режиссерским играм. Опорой служат не только фигуративные маленькие игрушки - кролики, куколки, но и различные предметы (ткань, мяч, бар и т. д.).

Содержание этих игр - фантастические истории, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов и книг. Организации игр предшествует обсуждение общего плана. Участвуя в играх, педагог выступает в роли носителя способности проиграть часть истории на основе приема «как будто» (например, «как будто мы были в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и мотивацию игрового творчества [21, 157].

Если педагог закрепляет названия определённых предметов, то для игр следует подбирать именно эти предметы, если закрепляются названия качеств, то эти качества должны быть отчётливо видны. Дидактический материал для игры должен быть внешне привлекателен, а назначение предметов и смысл вопросов – ясны и понятны детям. В более старших группах проводятся словесные дидактические игры, в ходе которых ребёнку задают вопрос за вопросом, а он должен дать короткий ответ. Важно, чтобы в играх использовался материал, хорошо известный детям. В словесных играх важен подбор словаря для игры (примерно 5-10 слов). Он позволит воспитателю в случае необходимости возвратиться к словам, вызвавшим затруднения. Игровое задание предлагается всем детям, а после секундной паузы вызывается один ребёнок или несколько детей по очереди. Загадки, сравнение предметов целесообразнее применять в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями. Воспитатели должны придерживаться особенностей руководства детскими играми в предметно-игровой среде в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

«Кубики истории» - одна из форм сторителлинга. Классические «Story cubes» («Кубики историй ») - 9 кубиков, 54 картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.

Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что ребенок бросает кубики на стол и начинает историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек внимание.

Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

Интерпретировав эти кубики под возраст детей и подобрав соответствующие картинки, используя больше классический сторителлинг – вполне возможно.

Можно сделать 6 обучающих кубиков по темам: животные, предметы одежды, автотранспорт, овощи, фрукты, игрушки.

В виду особенностей детей данного возраста работа с кубиками истории проводиться или индивидуально или в мини подгруппах. Педагогом задаётся тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Дети вытаскивают кубик из мешочка и с помощью педагога проговаривают фразы. Например:

«Жил – был»…», «В одном волшебном лесу жил…» ….

«Жил был кот. Он пошел гулять и нашел огурец. Огурец коту не понравился и он пошел дальше. И тут увидел автобус. Автобус вез апельсины. Кот погулял и вернулся домой . А дома его ждал подарок – новые штаны.»

Главную роль в повествовании занимает педагог – подталкивая и наводя детей на ответы. При этом идет проговаривание отдельных слов и предложений и обсуждение внешнего вида героя рассказа.

В сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории или продолжать историю. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю.

Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1099; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!