Классификация и виды восприятия.



По анализатору:

Зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обонятельное, вкусовое.

При этом любое В. определено деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. Их значение может быть неравнозначно (ведущий анализатор и дополнительный).

По цели:

Преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные - в основе лежит сознательно поставленная цель. Может быть включено в трудовую деятельность, а может быть как самостоятельная – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное целенаправленное восприятие объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Непреднамеренные В. – те, при которых предметы воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует волевая активность.

По степени организации:

Организованные (планомерное восприятие предметов или явлений) и неорганизованные (непреднамеренное).

По направленности:

Внешненаправленное (В. Предметов внешнего мира) и внутренненаправленное (В. Собственных мыслей и чувств).

По форме существования отражаемой материи выделяют восприятия:

Пространства, предметов, явлений; Человека человеком;

Времени; Движений.

При В. пространства выделяют В. величины, формы, объемности, глубины, линейную и воздушную перспективу.

Основой В. величины являются размеры предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза.

В. формы – сложный процесс зрительного В., при котором большое значение имеют движения глаз. Они как бы ощупывают предмет и выполняют роль измерительного прибора.

В основе восприятия объемности и глубины лежит бинокулярное зрение.

При линейной перспективе удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта (рельсы).

Воздушная перспектива предполагает различное В. Объектов в зависимости от того или иного состояния воздуха и характера источника освещения.

В. человека человеком. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особенно выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, привычки и манеры.

В. времени – это отражение объективной длительности, скорости, темпа, ритма и последовательности явлений действительности.

В. движения – это отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

 

Экспериментальное изучение восприятия.

Эксперименты по восприятию времени.

С.Г. Геллерштейн – показал, что достаточно пятидневных упражнений, чтобы человек смог воспринимать время в 0,01-0,02 с и точно определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 с.

Эксперименты по восприятию человека человеком.

А.Л. Ярбус изучал движения глаз человека, рассматривающего предмет. Оказалось, что движения глаз фактически отражают процесс мышления. Взгляд задерживается и возвращается чаще на наиболее интересные элементы. На лице это глаза, лоб, губы, нос, уши, прическа.

Эксперименты по восприятию движения.

В. Кролик – создавал на экране движения тех предметов, кот.обычно неподвижны (дома, деревья), и вместе с ними неподвижными показывались те предметы, кот.в обычно подвижны (машины). Испытуемые воспринимали движущимися не дома, а машины. Оказалось, что восприятие движения полностью зависит от осмысливания ситуации.

К.Дункер – выяснил, что воспринимается движущейся фигура, а не фон (луна, а не облака).

Э.Оппенгеймер – показал, что из двух предметов движущимся кажется меньший, а также тот предмет, который претерпевает наибольшие изменения.

В.Я. Дымерский и др. – выяснили, что восприятие движения зависит от неск. условий:

- ближний предмет воспринимается лучше, чем дальний

- восприятие центральным зрением точнее, чем периферическим

- восприятие направления и скорости прослеживающим взглядом точнее, чем неподвижным

- упражнения в восприятии повышает точность

 

Общие закономерности восприятия. Законы гештальта.

Закономерности:

1. Константность (постоянство: белый лист при разном освещении все равно воспринимается белым, также константно восприятие при вращении предмета – перевернутый дом все равно воспринимается как дом).

2. Обобщенность (частный случай обобщается)

3. Предметность (адекватность, соответствие образов реальным предметам (подключается память))

4. Структурность (способность выделить структуру признаков – например, буква В, изображенная разными шрифтами, воспринимается как буква В)

5. Избирательность (выделение одного объекта перед др. – фигура/фон, центральный/периферический)

6. Осмысленность (проявляется в узнавании, понимании воспринятого)

7. Целостность (достраиваем часть образа до целого с помощью опыта)

8. Апперцепция (зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, и от ситуации восприятия – в каком настроении, с какими эмоциями и т.д.)

9. Иллюзии (искаженное восприятие реальности – вспомнить всяческие картинки, где кажется одно, а реально изображено другое)

Законы гештальта в восприятии движения: восприятие несводимо к сумме составляющих его элементарных зрительных впечатлений. Если объект движется из т.А в т.Б, то восприятие их соединяет, находясь между ними.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!