Создание литературных произведений , стихосложение



Адам Блатнер в статье «Творческое создание мифа» (2002) подчеркивает, что создание клиентом литературных произведе­ний о своей жизни может придавать этой жизни личный смысл. Люди нуждаются в этом точно так же, как и в связи с другими людьми, и эта потребность акцентируется экзистенциальной психологией. Поскольку большинство смыслов предоставляет­ся нам социокультурным контекстом, целью использования те­рапевтом этой формы творческой активности является осмыс­ление личного, отдельного опыта своей жизни клиентом, а так­же связи этого опыта с коллективным. По сути, это создание индивидуальной философии своей жизни, базирующееся на истории народа и истории семьи и включающее культурный контекст эпохи.

В работе терапевта с клиентом могут использоваться разные формы литературного творчества:

  • написание мемуаров, автобиографии, историй из жизни;
  • проведение праздников, церемоний и ритуалов для себя и сообщества;
  • возможность разглядеть магию и волшебство повседнев­ной жизни в рассказе о ней;
  • написание пьес и организация их постановки в терапев­тической группе;
  • привнесение в повседневную жизнь элементов искусства - описание любимых вещей, книг и картин;
  • стихосложение, чтение и написание стихов в помощь те­рапевтическому процессу;
  • философия — развитие способности к различению неко­торых абстрактных паттернов и оперирование ими, для того чтобы скоординировать.

Блатнер также пишет, что бессознательное наилучшим об­разом выражает себя не в вербальной, а в метафорической фор­ме — он называет это сноподобными формами искусства. Сим­волы, возникающие в снах и фантазиях, могут стать ценным ис­точником текущей активности. Особенно ценной формой вы­ражения является поэзия, которая в метафорической форме от­ражает то, о чем невозможно рассказать обычными словами.

Стихосложение для терапевтических целей не создает выдаю­щихся произведений, однако оказывает выраженный терапевти­ческий эффект за счет точного выражения чувств, привнесения их в мир и адресации окружению. Формы работы (индивидуальной или групповой) варьируются в зависимости от склонностей клиен­та, его интереса и способностей к литературному творчеству, а так­же стадии терапевтического процесса. Терапевт может использо­вать для работы свои любимые стихотворения и стихотворения, которые приносит клиент (имеющие для него личный смысл), пред­ложить написать стихотворение на тему (чувство, опыт) или реп­резентировать в нем индивидуальный ритм жизни (быстрый, мед­ленный, рассеянный и т. п.), создать «белый» стих или песню.

Креативные терапевты используют стихотворную форму для индивидуальной работы с клиентами самыми разными способами. Так, О. Немиринский (мастерская, 2000) использовал для этого сти­хотворные строчки, которые в данный момент актуальны для учас­тника*, а С. Цеге фон Мантейфель и Е. Гедзь (мастерская, 2002) предложили для работы терапевта и клиента форму японских трех­стиший — хайку, интегрирующую слова с эмоциональным состоя­нием каждого из участников терапевтического диалога.

Таким образом, использование различных форм творческой ак­тивности в значительной степени обогащает процесс терапии и создает дополнительные возможности для личностного роста и творческого самовыражения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винникотт Д. Игра и реальность. — М: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

2. Головкова М. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс // Гештальт-тераггая и консультирование. Сб. материалов Московского института гештальт-терапии и консульти­рования, вып. 3. - М, 2003. - С. 76-79.

3. Захарян И. В поисках синего. — http://www.gestaltplus.narod.ru.

4. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. — М: Независимая фирма «Класс», 2000.

5. Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов. — http://arttherapy. ru/l__02/meaning.html.

В сессии используются только эти строчки, которые проговаривают и клиент, и терапевт. При этом обнаруживается удивительный эффект появления множественности смыслов, чувств и ощущение близости и благоговения подлин­ной встречи с другим человеком.

6. Кнастер М. Мудрость тела. - М: ЭКСМО, 2002.

7. Копытин А. И. Основы арттерапии. — С-Пб.: Лань, 1999.

8. Мэй Р. Мужество творить. — Львов: Инициатива; — М.: Институт об­щегуманитарных исследований, 2001.

9. Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. — М.: ПЕРСЭ, 2001.

10.Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990.

11.Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом кон­сультировании. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

12.Уайтекер П. (2002) Движение, импровизация и телесные ощущения в арттерапии. — http://arttherapy.ru/l_02/movement.html.

13.Хломов Д. Использование рисунка в работе с психосоматическими расстройствами // Гештальт 97. Сб. материалов Московского геш-тальт- института. — М., 1997. — С. 85 —91.

14.Хломов Д. Анализ рисунка в гештальт-терапии // Гештальт 2002. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 2002. — С. 38 — 50.

15.Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — С-Пб.: Изд-во Пирожкова, 2001.

16.Bergstrom-Nielsen С. (2001) Intuitive music and graphic notation at Aalbborg University. — http://www.musictherapyworld.net/moduls/ archive/stuff/papers/BergNiel.pdf.

17.Blatner A. (2000) The Place of Psychotherapy arts in psychotherapy. — http://www.blatner.com/adam/psyntbk/creatartrx/htm.

18.Blatner A. (2002) Singin for the fun of it. — http://www.blatner.com/adam/ Ievel2/sing4fun.htm.

19.Blatner A. (2002) Creative mythmaking. — http://www.blatner.com/ adam/psyntbk/creatmythmk.htm.

20.Carmichael K. (1993) Music, movement and poetry. — http://www. bamaed.ua.edu/~kcarmich/bce615/MUSIC.html.

21.Desmond J. Meaning in Motion: New Cultural Studies of Dance. — London: Duke University Press, 1997.

22.FitzGerald P. Self and Others: An Interview with Ciaran Benson in CIRCA Irish and Itemational Contemporary Visual Culture, 96, Summer 2001: 18 — 21.

23.Lankford L. A phenomenological methodology for art criticism. Studies in Art Education, 25 (3), 1984, 151 - 158.

24.McNiff S. Art as Medicine: Creating a Therapy of Imagination. — Boston: Shambhala, 1992.

25.Rogers N. A Path to Wholeness: Person-Centered Expressive Arts Therapy. From The Creative Connection. — Expressive Arts as Healing, Science& Behavior Books, Inc., Palo Alto, California, 1993.

ГЛАВА 11


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!