Терапевтическая работа с рисунком в гештальт - подходе
Известно, что термин «гештальт» означает «образ», и в первую очередь визуальный. Зрительное восприятие — наиболее ранняя форма распознавания действительности, физиологически организованная одним и тем же способом у разных людей. В процессе развития ребенка и его воспитания этот процесс дифференцируется в зависимости от особенностей социальной среды (социально-культурного матрикса). Среда и эпоха могут определять цветовые коды и значение символов, реакцию на формы и образы, характер допустимых движений и эстетическую оценку всего этого. Частично это определяется и человеческой физиологией. Так, холодные цвета, кроме субъективного ощущения холода, вызывают статистически достоверное снижение температуры кожи у людей, находящихся в подобных помещениях, а теплые цвета — соответственно повышение температуры.
Визуальный образ всегда является некоторой фигурой на фоне и предполагает отношения между фигурой и фоном. Так, круг может выглядеть и выпуклым и вогнутым, если фон (или он сам) окрашен по-разному. Или при наличии нескольких фигур на фоне они могут конкурировать между собой за наше восприятие, и тогда наш взгляд мечется между этими фигурами. «Фигура» (проблема, ситуация и т. п.) в гештальт-терапии — это спроецированная вовне актуальная потребность, «подпитывающая» появление проблемной ситуации или проблемного поведения, связанных множественными нитями с фоном жизни индивидуума (контекстом). «Фигура на фоне», образ (гештальт) — это в некотором роде сам индивидуум «здесь и сейчас», в тот момент, когда терапевт слушает его рассказ, видит его самого и испытывает от всего этого какие-либо чувства. «Фон» так же важен, как и сама «фигура», ибо только соотношение фигуры и фона позволяет осознавать смысл ситуации или поведения.
|
|
Келиш (2002) выделяет несколько подходов к терапевтической работе с художественной продукций:
- эстетический, характеризующийся отказом от критических оценок и центрированием на образе;
- феноменологический, допускающий субъективность восприятия, феноменологические описания;
- формалистский, с анализом формальных характеристик художественной работы, их тщательным описанием и неин-терпретативностью;
- личностный, характеризующийся анализом особенностей психического развития клиента, истории его жизни и заболевания, семейной системы, архетипических проявлений, личностных особенностей;
- социокультурный, при котором возможен анализ влияний на процесс, связанный с этнической, классовой, тендерной, демографической, религиозной и прочей принадлежностью клиента, включая патогенные социокультурные влияния;
- впечатления и наблюдения терапевта (что тоже, на наш взгляд, относится к феноменологическому подходу. — И. Б.).
При феноменологическом подходе к терапевтической работе с рисунком акцентируется открытость терапевта: «Индивид должен быть открыт для восприятия художественной работы путем отказа от каких-либо априорных представлений о ней или предрассудков в ее оценке. Однако, поскольку каждый субъект характеризуется своей собственной системой восприятия, содержание художественной работы будет так или иначе связано с опытом субъекта. [...] Валидностьтого или иного содержания может быть обоснована путем соотнесения смыслов, приписываемых работе одним человеком, с теми смыслами, которые приписываются ей другими людьми» (Lankford, 1984). Открытость позиции терапевта проявляется во внимании к любому объекту восприятия, отказе от попыток оценивания и поиска скрытого смысла и цели (Stolnitz, 1960, приведено по Келиш, 2002). Однако феноменологическое описание не следует смешивать с простым перечислением того, что может быть воспринято органами чувств. Ощущения коррелируют с чувствами, а содержание образа не ограничено символическими представлениями и допускает учет референтных или метафорических элементов (Келиш, 2002).
|
|
При работе с рисунком необходимо учитывать некоторые принципы работы в гештальт-подходе, в отличие от аналитического направления, юнгианского анализа или классической арттерапии.
|
|
Не имеет значения, умеет ли клиент рисовать. Для преодоления барьера стыда или страха терапевт объясняет клиенту, что рисунок необходим в их работе для выражения клиентом самого себя и своего состояния. Выбор материала — красок, мелков, карандашей и т. п. — также остается за клиентом. Использование рисунка для работы необходимо в том случае, если клиент демонстрирует прерывание контакта в виде дефлексии или конфлуэнции и это прерывание контакта не позволяет выделить фигуру.
Например, клиентка непрерывно говорит, смеется, рассказывая о множестве ситуаций, интерпретирует и не может сосредоточиться на какой-либо из них (дефлексия). Рисунок же проблемной ситуации вполне конкретен и уже сам по себе побуждает клиентку сконцентрировать свою энергию для контакта, останавливая, как моментальный снимок, «бесконечную смену фигур, чувств, ощущений». Или клиентка находится в конфлуэнции со своим состоянием, утверждая, что дома и на работе все хорошо и она не понимает, откуда берется ее депрессия. Нарисовать свое состояние — это уже попытка выделить его (и отделиться самой) и понять что-то про себя и других. Многие психосоматические пациенты не могут выразить свое состояние вербально, но могут нарисовать свои симптомы и ощущения (Д. Хломов, 1998).
|
|
Рисование обращено к раннему опыту выражения себя. В детстве языковые формы еще не сформированы, а изображения уже доступны. Поэтому рисование как процесс близко к раннему эмоциональному и чувственному опыту, оно в меньшей степени, чем речь, связано нормами и правилами. Кроме того, это процесс творения, происходящий в настоящем. Рисуя, клиент получает дополнительные возможности для осознавания и развития игровой способности — «возможность проиграть в рисунке новые модели отношений» (Д. Хломов, 1998).
Рисунок принципиально не интерпретируется терапевтом, а рассматривается как повод для контакта с клиентом. Контакт важнее, чем сам рисунок. Вопросы к рисунку имеют большее право на существование, чем мысли терапевта о том, что он может означать. Анализ символов выносится за скобки, смыслы клиента гораздо большее значение имеют, чем мысли гештальт-терапевта (даже очень образованного) по этому поводу.
Терапевт побуждает клиента делиться своими ощущениями и чувствами и в процессе рисования, и в процессе обсуждения рисунка, и сам он с терапевтическими целями делится своими чувствами и особенностями своего восприятия.
Терапевт учитывает невербальные проявления клиента во время рисования и в период обсуждения, наблюдая за моторикой, дыханием, паузами, позой, мимикой и модуляциями голоса и предоставляет возможность клиенту осознавать то, что с ним происходит.
Рисунок — это не только проекция внутреннего мира клиента, но и граница контакта «организм — среда» — все важные осознавания и новый опыт появляются именно здесь. Интервенции терапевта, направленные на присвоение отчужденных частей (проекции), в равной степени относятся и к рисунку. Элементы рисунка рассматриваются как части «Я» индивидуума. Клиента можно попросить идентифицировать себя с одной из фигур (несколькими фигурами, фоном, а также попросить рассказать об их взаимодействии. Рисунок делает «прозрачным» внутренний конфликт индивидуума. Поскольку каждый из элементов рисунка каким-то образом связан с реальностью (откуда бы ему еще взяться? — И.Б.), терапевт отслеживает пересечение контекстов «здесь и сейчас» и «там и тогда», а также задает вопрос о том, как именно то, что происходит при идентификации с фигурами рисунка клиента, относится к его жизни.
Существует представление о том, что при работе с каждой из фигур рисунка (спроецированной вовне части «Я»), а также изменении их во внешнем плане в желательном для клиента направлении перемены происходят и во внутреннем плане (В. Стюарт, 1998, Д. Хломов, 1998). При этом поле рисунка управляется самим клиентом, в отличие от ощущения бессилия от «неуправляемого внутреннего мира».
В групповой терапии (терапии пар и семей) особое значение имеет парное (групповое) рисование, которое дает возможности для осознавания особенностей построения контакта с другим человеком, а также получения невербальной и вербальной обратной связи.
Рисунок несет коммуникативное послание клиента миру (терапевту, близким клиента), а также ему самому. Поэтому стоит задавать вопросы о том, что именно говорит данный рисунок терапевту, близким и ему самому (коммуникативный смысл).
Наблюдение за процессом рисования. Интересно, с чего начинается этот процесс — с рисования «фигуры» или «фона»? Что к чему приспосабливается («фигура» к «фону» или «фон» к «фигуре») и на что уходит больше энергии? Та часть, на которую уходит больше энергии, является более важной для работы[54]. В каком месте клиент делает паузу и что происходит после этого? Наконец, чем заканчивается процесс рисования, — это тоже очень ценная информация для терапевта.
«Фигура», «фон» и их соотношение. Итак, в рисунке всегда присутствует спроецированная в виде «фигуры» потребность (даже если клиент изобразил себя в виде квадрата, что само по себе очень интересно). А вот есть ли в нем «фон» — это всегда вопрос. Многие клиенты рисуют проблему или себя на белом фоне, как будто вокруг них никого нет. Их можно попросить дорисовать «фон», который обычно сильно меняет содержание рисунка. В «фоне» появляются другие люди и предметы, «фигура» становится только деталью рисунка, что меняет соотношения между первичной «фигурой» и «фоном», а также изменяет характер эмоционального реагирования.
Например, клиент дорисовавший фон из множества людей, окружающих его, внезапно обнаруживает, что на самом деле он не остался один на один со своей проблемой, а просто не обращался с ней к другим людям. Нарисованная клиенткой ломаная линия сначала превращается в зубы, затем в зубастого монстра, демонстрирующего свою силу. Даниил Хломов (2002) побуждает клиента дорисовать более широкий фон при изображении неприятного события для снижения эмоционального накала. При этом он под-кладывает под рисунок больший лист бумаги и просит увеличить фон, чтобы исследовать всю его структуру. Иногда клиенты рисуют только фон, и терапевт может побудить клиента выделить из него некоторую «фигуру» — прячущуюся или желаемую.
Если рисунок клиента не имеет конкретных фигур, предметов или узнаваемых образов, а представляет собой некоторые сочетания цветов, линий или абстрактных форм, интересно узнать, что именно клиент хотел передать своим рисунком — какие ощущения или чувства он хотел выразить. Как только клиент осознает свое послание, проявляется и «фигура» актуальной потребности. Пациентка в депрессивном состоянии, закрасившая фон желто-коричневыми разводами разной цветовой насыщенности, рассказала о своем чувстве одиночества и отчаяния в браке и, побуждаемая терапевтом к выделению желательной «фигуры», дорисовала мужчину, держащего ее на руках. Сила ее собственной потребности во взаимной привязанности и семейном тепле стала для нее очевидной.
Параметры для ориентировки. Одним из параметров является ракурс. Если рисунок вполне конкретный и представляет собой изображение некоторой ситуации, действия или пейзажа, интересно узнать, где находится точка, с которой клиент все это видит. Например, клиент, имеющий проблемы общения с женщинами, спокойно «видит» себя прогуливающимся по улице с девушкой из кресла перед компьютером. Изменение ракурса по просьбе терапевта (эксперимент, который имеет целью узнать чувства, относящиеся к проблеме) меняет содержание рисунка и чувства клиента. Если сам он смотрит на эту парочку с улицы — расстояние между гуляющими увеличивается — появляется чувство страха как повод для осознавания и углубления терапевтической работы.
Композиция, или построение рисунка. Выделяется геометрический и композиционный центр рисунка. Композиционный центр находится там, где изображен главный объект. В геометрическом центре при этом может находиться второстепенный фрагмент или пустое пространство. Иногда за «звание» главного объекта конкурируют несколько фигур, и тогда полезно будет выяснить у клиента: «Что же это такое... здесь... здесь и здесь?..». Главный объект может оказаться главным из-за своей величины, яркого цвета, единственности или особенностей штриховки. Интересно соотношение и взаимодействие между главной фигурой и второстепенными другими, поскольку его можно рассматривать как устройство внутреннего пространства клиента на данный момент времени.
Любопытна и временная организация пространства рисунка. Он может относиться к прошлому, настоящему и будущему, но эта организация всегда присутствует «сейчас». Пространственно-временная организация в европейской традиции определяется через диагональ слева направо и из нижнего угла в верхний (из прошлого через настоящее в будущее). Так что какие-то части и фигуры рисунка могут относиться к разным временным отрезкам жизни клиента и его проблемной ситуации (однако об этом все же лучше спросить самого клиента: вдруг он вырос в другой культурной традиции или он левша).
Цвет. Существуют хроматические и ахроматические (черный, белый и серый) цвета. Выбор ахроматического цвета (если только клиент не художник-график) в какой-то степени отражает цвет внутреннего пространства — внутри все серо или черно. Чаще всего, если клиент(ка) находится в депрессивном состоянии, черным изображается смерть и страх смерти, а в сочетании с сильным штрихом и ломаными формами черный цвет фигуры нередко бывает отражением агрессивных чувств (Д. Хломов, 1998).
Если для рисунка выбран моноцвет (только красный, например), то это, как правило, отражает какое-то определенное чувство или переживание, о содержании которого может сказать только сам клиент. Яркие и интенсивные цвета традиционно соотносятся с яркой эмоциональностью (яркими переживаниями на данный момент), приглушенные и размытые чаще отражают менее интенсивные чувства (скажем, грусть или огорчение), но это надо проверить. Клиент, использующий смешанные цвета, может рассказать о том, как он обращается со своими чувствами, какие из них он выражает, а какие нет.
Интересно и соотношение цвета и фигуры, которое может вызывать и определенные, и амбивалентные чувства у терапевта. Например, привлекающий внимание совершенством своей формы цветок имеет холодный стальной цвет (отталкивает) или фигура девушки явно притягивает внимание и вызывает теплые чувства. Личная реакция терапевта на это может стать вполне терапевтичной для клиента, если она соотносится с терапевтической задачей. Символическое, культуральное или тендерное значение цветов имеет значение для гештальт-терапевта только в том случае, если клиент придает им особый смысл.
Линия и фигуры. О символическом значении фигур написано столько литературы, что было бы большой смелостью говорить об этом что-либо еще. Скорее хотелось бы подчеркнуть, что в гештальт-терапии большее значение имеет собственный смысл изображенных на рисунке символов.
Поговорим о линии, которая очерчивает фигуру (контур). Можно уточнить у клиента, каким образом произошло то, что некоторые фигуры являются четко очерченными («хорошая фигура»), а некоторые нет («плохая фигура»), и с чем это связано. Можно также попросить клиента очертить «плохую фигуру» и рассказать, что меняется в рисунке (и внутреннем ощущении) в данном случае. Если имеются повторяющиеся формы, стоит узнать, почему они повторяются.
Даниил Хломов выдвинул гипотезу о связи технических особенностей выполнения фигур и механизмов прерывания контакта. При отсутствии контуров фигуры сливаются с фоном. Чаще это встречается при выборе клиентом для работы акварели или пастели. Иногда сам способ изображения противоречит тому, что человек хотел изобразить, а иногда в рисунке отражена борьба между контуром и фоном (размытость уничтожает контур, а клиент его восстанавливает). Последний вариант может быть отражением актуального для клиента вопроса о принадлежности — отделении. Размытые фигуры и формы, нечеткая штриховка, переходные цвета свидетельствуют о конфлу-энции — терапевту, скорее всего, придется работать в фазе предконтакта.
Далее, всякая законченная фигура хорошей формы — это инт-роект (а вот с этим не хочется соглашаться по теоретическим соображениям — может быть, это отражение счастливо пройденного цикла контакта? — И. Б.). Интроект распознается по увеличению напряжения клиента при рассказе о деталях рисунка. Он, как правило, небольшой, часто рисуется ахроматическим цветом, и если его разблокировать (например, взорвать), может способствовать осознаванию какого-либо чувства. Клиенты часто отказываются убирать интроекты из рисунка (все-таки опора) и высказывают недовольство предложением терапевта нарисовать его на отдельном листе для исследования и поэкспериментировать с ним. При работе с интроектом могут возникнуть интенсивные чувства — гнев, слезы, отвращение и тошнота.
Сам рисунок, как известно, является проекцией. Учитывая полярный характер психических переживаний, можно предположить, что остается внутри, когда клиент рисует только красивые рисунки с позитивными сюжетами. В этом смысле рисование негатива, теневых сторон своей личности выглядит как путь к позитивному изменению (легализация). Как же выглядит проекция в рисунке? По мнению Д. Хломова, это параллельная штриховка, параллельные линии и контуры как отражение размещения энергии вовне.
Ретрофлексия отражена в округлых и возвратных формах, завитках (штрих к себе), а эготизм — в замкнутых и закрашенных (замкнутость в своей системе, контроль, невозможность получить что-то из мира). В завитке энергия рисования сначала направлена от себя, а потом возвращена к себе. Стратегически, работая с ретрофлексией, можно разложить рисунок на составляющие элементы и работать с ними. Замедление процесса лишает его автоматичности. С эготизмом можно работать, побуждая клиента осознанно усиливать контроль — до взрыва, который делает клиента открытым миру.
Описывая эту гипотезу, хочется напомнить терапевтам о том, что «рисунок — это повод для контакта», и добавить: а не для формирования профессиональных интроектов о том, что все эти фигуры могут значить. В работе с рисунком в гештальт-подходе в первую очередь все же акцентируется процесс и только во вторую — содержание.
Лепка и скульптура
Глина и пластилин (тесто) не имеют определенной формы, обладают гибкостью, мягкостью и пластичностью. Благодаря своей пластичности эти материалы стимулируют тактильные и кинестетические ощущения и таким образом сближают людей с их чувствами, что особенно важно для клиентов, испытывающих трудности при выражении своих чувств. Рисунок в меньшей степени подвластен контролю, чем глина и пластилин, дающие возможность переделать, повлиять и изменить продукт творчества. Здесь сложнее сделать ошибку, и меньше выражен страх перед неудачей в работе. Кроме того, весь процесс работы очень нагляден и помогает терапевту фиксировать изменения состояния клиента через его позу и движения, мимику и дыхание.
Лепка также может стать способом для изучения межличностных отношений и особенностей самовосприятия. Отражая в глине и пластилине свой образ и образы других людей, клиент получает возможность посмотреть на них со стороны, отразить их взаимодействие и отношения друг с другом. Терапевтическая работа с полученными фигурками аналогична работе с рисунком, однако то, что эти фигурки можно перемещать, позволяет использовать в работе элементы игры и игровой идентификации с образами. Приведем для примера фрагмент работы психотерапевта И. Захарян с ребенком (А.), имеющим проблемы с агрессивным поведением. Полное описание работы можно найти на сайте http :// www.gestaltplus.narod.ru.
Встречи наши продолжали начинаться его недовольством: окружающие не так с ним обращались, как ему хотелось бы. Описывая ситуации, он как бы расчерчивал пространство руками, обозначая для себя и для меня формы и объемы, его способность и склонность работать с цветом была видна в рисунках. Способом, объединяющим возможности пластического и цветового выражения, стал пластилин, работу с которым я предложила ему на пятой сессии. Он с радостью откликнулся на это предложение. Сейчас не знаю, была ли моя мысль о пластилине результатом рационального соединения «пластики» его описаний с цветом рисунков, скорее всего, нет, но именно она стала счастливой находкой в нашей работе.
А.: Во мне как бы два человечка: один все время хочет драться, он пусть будет красного цвета, а другой его боится, ну, он будет, предположим, белый.
Говоря это, он лепит сначала красного, потом белого человечка. Он сначала вылепливает параллелепипед, аккуратно подравнивая его со всех сторон, потом разрезает с одного бока, делая ноги, потом приделывает руки и голову. Фигурки крепкие, устойчивые, хоть и несколько грубоватые в своих роботоформах. Я слушаю его комментарии, спрашиваю о возможностях и способностях одного и другого, проясняю место каждого из них в его жизни.
А: И потом красный идет на белого. Начинают драться. Белый тоже начинает краснеть, и они вот так в один красный ком.
Он показывает движения красного и белого, красный — в правой руке, белый — в левой, но в общий ком их не сминает, видимо, они нужны ему еще по отдельности. Напряжение нарастает, эта внутренняя драка — стереотипная форма его реагирования на очень разные ситуации: мать не спросила его — наняла репетитора по математике. «Я буду издеваться над ней». Просил принести картошку в банке, принесла в пакете — чуть не истерика и т. д. Пожалуй, все эти ситуации объединяет одно качество: в них всегда кто-то за него решает. Возможно, своим гневом он закрывается от переживания своей неуверенности. Неуверенности в способности самостоятельно сделать свой выбор.
И.: И что же дальше?
А.: Дальше появляется желтый и разнимает их.
Андрей берет желтый пластилин. Фигурку желтого он лепит долго, более тщательно.
И.: Кто этот желтый? А.: Отец, может быть.
И эту ситуацию решает не он, хотя она внутри него.
А.: А может, и не отец. Иногда отец, иногда кто-то другой.
Это, как мне кажется, очень важный момент: Андрей хотя и отчасти пока, но все же принимает ответственность.
А.: Желтый всегда спит, он просыпается, только когда они дерутся. Вот так, момент драки — момент оживления. И.: Только их драка его будит. А.: Ну да, остальное время он спит.
Желтый — интегрирующая в этой ситуации часть его «Я», так как именно она не «вступает в драку» и не боится, а «разнимает, мирит» красного и белого. Желтый засыпает, отдавая внутреннее пространство гневу и страху, как он сам обозначил роли остальных. Поэтому мне важно здесь поддержать присвоение им его желтой части и в то же время вступить в некоторую оппозицию к его сну.
И.: А ты вообще любишь поспать?
А.: Ну, да, так.
И.: Чтотебябудит?
А.: Будильник.
И.: Видимо, для желтого драка — это будильник.
А.: Да, наверное.
И.: Но, возможно, что-то еще может быть будильником? А.: ...Ничего. И.: Ничего...
«Ничего» — довольно драматичный ответ. Андрей долго думает над ним и произносит с какой-то злостью, как говорят, «в сердцах». В этой сессии мы остановились на рассерженной ноте. Мне бы, может быть, хотелось (особенно сейчас, когда я все это описываю), чтобы окончание было каким-нибудь другим, ну, например, таким:
А.: Но даже когда спит, желтый — начеку. И.: Начеку. «Начеку» — значит «есть», значит, «жив», хоть и спит.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 792; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!