Движение, танец и импровизация
Движение, танец и импровизация достаточно сложны для терапевтического исследования клиента в связи с постоянным изменением значений художественного образа и способов его создания. Движение — это последовательность действий произвольного и непроизвольного характера. При этом «Я» становится движущимся и находится в процессе постоянных изменений и самообновления (FitzGerald, 2001), не имея фиксированного положения в пространстве. Оно выступает скорее в виде глагола, а не местоимения,изменения положения тела и особенности движения отражают психологические и физические трансформации в личности. В этом случае «Я» представлено в виде последовательности или процесса. Оно отражено в движениях, имеющих импровизационный характер, смена образов — это смена репрезентаций «Я».
Теория танцедвигательной терапии рассматривает тело на физическом и метафорическом уровнях как отражение «смысла в движении» (Desmond, 1997), неустойчивой идентичности и «текучих» репрезентаций «Я». Создание условий в терапии для появления такого «мобильного «Я» позволяет клиенту, отслеживающему свои соматические и кинестетические ощущения, выйти за пределы представлений о себе, фиксированных функцией личности. Танец в терапевтической сессии способствует осознава-нию связи своих привычных движений с неразрешенными конфликтами в прошлом. Он также способствует пониманию того, каким образом происходит формирование «жестких» систем значений, связанных контролем над эмоциональными и телесными реакциями.
|
|
Использование танца и двигательной импровизации в терапии основано на следующих принципах (Carmichael, 1993):
· осознавание индивидуумом себя происходит только через тело и его движения и, соответственно, стимулирует проявление подавленных чувств и репрессированных содержаний (Фрейд, 1923);
· работа с телом полезна и физически, и психологически, стимулируя гибкость и подвижность в обеих областях;
· опыт осознавания движений фасилитирует личностный рост клиента;
· танец и движение помогают установлению гармоничной связи между собой и другими, обеспечивая осознавание себя и других, уменьшая страх физического и психологического контакта, пробуждая отзывчивость.
Согласно Колдуэллу (1996, приведено по Уайтекер 2002), телесные реакции большинства людей носят компульсивный характер; в прошлом это было связано с движениями к чему-Либо или от чего-либо, для достижения комфорта или безопасности. Такого рода аддикции основываются на стереотипных представлениях о том, что является «хорошим», а что «плохим», то есть на интроек-тах. Сенсомоторные реакции при этом автоматически отделяют одно от другого, блокируя осознавание. ПО мнению Колдуэлла, тело может быть воспринято не просто как средство перемещения в пространстве, а как инструмент для получения нового опыта. Для этого терапевт стремится привлечь внимание клиента к его телесным реакциям, их осознаванию и, в конечном счете, — преодолению бинарной (хорошо-плохо) организации телесного опыта. Ключевым является убеждение терапевта в том, что при изменении манеры и характера наших движений (отражающих черты личности) наступают изменения и в переживаниях, а также качествах личности и качестве ее жизни.
|
|
Терапевт, предлагающий клиенту двигательную импровизацию, может выступать партнером по танцу, режиссером событий, катализатором двигательного освобождения и фасилитатором самовыражения. Посредством механизма рефлексивного наблюдения он сообщает о том, что заметил, клиенту. Фасилитируя сенсомоторные реакции клиента для создания визуального образа (в виде танца проблемы или «протанцовывания» переживания, затрудненного для выражения), обеспечивая переход от сенсомоторной экспрессии к визуальному образу и обратно, терапевт получает возможность увидеть, что и как происходит. Из современных жанров искусства ближе всего к этому находится перфоманс; это не просто вербальное описание прошлых событий, а богатое телесными ощущениями и чувствами, наполненное личным смыслом действие «здесь и сейчас».
|
|
«Застревание» клиента на определенных и стереотипных двигательных паттернах, отслеживаемое терапевтом, побуждает его предлагать клиенту эксперименты с новыми движениями. Результат танцевальной импровизации не является определенным и заранее спланированным — это освобождает клиента от жестких привычных моделей поведения, привычных смыслов. «Являясь выражением кинетической субъективности, танец дезорганизует регулярность, рутину и порядок» (Уайтекер, 2002).
Одной из задач терапии является осуществление и осознавание спонтанного движения. Поощряются свободные выразительные движения, способствующие развитию подвижности на физическом и психическом уровне. Нередко терапевт сам участвует в танце, и спонтанные движения индивидуума отражаются, расширяются и развиваются терапевтом. Терапевт может предложить игру и воображение, для того чтобы расширить осознавание клиентом собственного тела. Танцуя или просто двигаясь под музыку или внутренний ритм, клиенты выражают свои внутренние конфликты, а терапевт отвечает движениями, демонстрирующими принятие, понимание (разделение чувств) или предложение что-то изменить. В этом смысле терапевту необходим богатый репертуар своих собственных движений, чтобы свободно следовать за участником.
|
|
Методом, наиболее полезным для осознавания своих движений, является контактная импровизация (Novack, 1990, приведено по: Кнастер, 2002). Она представляет собой физический двигательный диалог с другим человеком (невербальный). Участники диалога сфокусированы не только на своем движении (осознавая кинестетические ощущения), но и на движении партнера. При этом они осознают также силу тяжести, «внутреннее пространство» своего тела, его форму и перемещение в пространстве. В этом дуэте могут быть выполнены прыжки и поддержки, перекаты и падения, перевороты и наклоны. Но самым главным является момент соотнесения движения с партнером, мгновенное реагирование, возможность поддерживать партнера и получать поддержку от него. При этом приходит и осознание своих личностных паттернов — ответственности, инициативы или пассивности, возможности рисковать и т. п.
Конкретным выражением интервенций терапевта в контексте сессии могут быть его предложения клиенту (или инициатива клиента) двигаться в пространстве (под музыку, напевая свою мелодию или молча), создавая актуальные для него визуальные образы, обозначать телом и жестами безопасное пространство и границы, осуществлять совместные спонтанные движения, устанавливать тактильный контакт, выполнять невербально заданные совместные действия, рисовать, двигаясь в определенном ритме, создавать мобильные скульптуры и т.п.
Вопросы и комментарии терапевта по ходу сессии побуждают клиента осознавать свои движения и место в пространстве, двигательные стереотипы и новый опыт движений, других людей в своем пространстве, их влияние на клиента и влияние клиента на них, появление и спады энергии в процессе действия, влияние телесного опыта на содержание образов и их восприятие, появление новых идей, влияние социальных факторов на движение и танец, коммуникативное послание танца и визуального образа.
В этом заключаются богатые возможности использования движений, двигательной импровизации и танца в терапевтической сессии для выражения своего опыта, чувств и освоения новых форм активности. Один и тот же опыт проблемной ситуации может быть отражен вербально, в рисунке и в двигательной импровизации. Ответ терапевта на танец клиента может быть вербальным и невербальным — свободно импровизируя, он может ответить на него своим собственным танцем-импровизацией и метафорой, сообщить о своих чувствах и фантазиях, напеть звучащую внутри мелодию. Оказываясь доступной для клиента, импровизация становится в высшей степени спонтанным способом интегрированного реагирования на внешнюю и внутреннюю реальность и тем самым позволяет решать задачи творческого приспособления.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!