И ). Развитие способности к творческому самовыражению



Одна из важных целей интеграции двух подходов — развитие способности к разнообразному творческому самовыражению внутри контекста жизни личности за пределами терапии.

К ). Опора на развитие способности к диалогу

Способность иметь Я-Ты отношения, восстанавливаемая в терапии (опыт контакта с субъективным другим) влияет на спо­собность играть и жить творчески. Замечено, что творческие люди имеют тенденцию обходиться с предметами и материала­ми искусства, как с субъективно другим.

ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ И СТРАТЕГИИ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПЕВТА[53]

Основной задачей применения различных форм творческой активности в терапевтической сессии является улучшение ком­муникации между сознательными и бессознательными аспек­тами бытия. Артметоды прокладывают различные пути для этой коммуникации, акцентируясь на осознавании чувств и образов, интуитивных импульсов и ассоциаций, которые обычно легко подавляются сознательными установками или семейными и со­циальными условиями. Они помогают людям находить наиболее аутентичные предпочтения и формы самовыражения. Клиенты, проходящие такую терапию, обретают большую чувствитель­ность к текущим «посланиям из внутреннего источника», и бес­сознательное становится проводником, который распознает, поддерживает и поощряет то, что нужно индивидууму в данный момент времени (Блатнер, 2000).

Экспрессивные методы, используемые гештальт-терапевтом в своей работе (движение, рисование, звучание и пение, танец и пла­стика, скульптура и импровизация), являются поддержкой для фа-силитации личностного роста и выздоровления. Процесс откры­тия себя через разные формы творческой активности исходит из глубины эмоционального состояния клиента и не имеет целью со­здание «красивой картинки» или совершенного танца. Для тера­пии не имеет особого значения стиль или точность рифмы, а также наличие музыкального слуха.

Самое главное заключается в опыте постоянного осознава-ния индивидуумом своих настоящих переживаний. Одним из представителей «терапии искусством», чей подход основывает­ся на положениях гештальт-теории, считается Джейн Рин. Прин­ципы участия в группе, сформулированные ею еще в 70-е годы XX века, актуальны и в настоящее время. Она предлагает участ­никам группы терапии искусством доверять собственному вос­приятию, давать себе полную свободу действия с художествен­ным материалом, делать то, что наиболее приятно, не сравни­вать свою работу с другими, осознавать свои переживания, ощу­щения и изменения, понимать, что художественное творчество может выражать наше восхищение, экспериментирование и личностный рост. Основная идея состоит в том, что участники группы занимаются не активным поиском проблем и их реше­ния, а внутренним поиском способа самовыражения.

Ведущие гештальт-групп терапии искусством в большей сте­пени занимают в группе фасилитирующую позицию, нежели «ведут» группу. Они побуждают участников жить в настоящем, выражать то, что чувствуют, воспринимать собственные худо­жественные произведения, но никогда не подвергают последние разбору или анализу. В работе применяется портретирование и автопортрет, лепка, групповые коллажи и фрески, движение под музыку и пение, создание других форм групповых художествен­ных произведений.

Когда терапевт побуждает клиента к использованию экспрес­сивных методов? Чаще всего в том случае, когда у клиента име­ются затруднения в выражении своих чувств и переживаний (си­туационная или стабильная алекситимия), вербализации симпто­мов, когда он интеллектуализирует, когда на протяжении сессии происходит непрерывная смена «фигур». Экспрессивные мето­ды могут быть использованы при психосоматической патологии, в тот момент, когда нет прямого терапевтического запроса, а так-же когда клиент настолько слит со своим переживанием, что это не дает ему возможности посмотреть на ситуацию со стороны.

Цель использования таких методов состоит в выражении внутренних чувств или ощущений через внешние формы (как правило, невербальные или метафорические) для исследования проблемных аспектов своей жизни. Этим использование эксп­рессивных методов в терапии экзистенциально-гуманистичес­кого направления (к которому относится гештальт-терапия) от­личается от медицинской и аналитической терапии, где данные методы необходимы для диагностики, анализа или лечения па­циентов (Rogers, 1993). «Человеческие тела включаются в пси­хоаналитический процесс либо как говорящие тела, либо как те тела, о которых говорят» (Libbrecht, 1994, приведено по Уайте-кер, 2000). Традиционная психотерапия является вербальной, и этот момент значительно ограничивает ее эффект.

Между тем визуальные, пластические или музыкальные об­разы клиента дают возможность терапевту видеть его мир так, как он его видит сам. Использование творческих форм актив­ности клиентов в терапевтической сессии приводит к вовлече­нию в процесс терапии не только ума, но также чувств и тела, и развивает способность к интуитивному и образному постиже­нию действительности, а не только к логическому линейному мышлению. Терапевт наблюдает за особенностями телесных реакций клиента и сообщает ему о них. Создание визуального образа и фасилитация терапевтом сенсомоторных реакций (сенсомоторной экспрессии) дает возможность клиенту осоз­навать особенности происходящего и интегрировать сенсор­ные, моторные и вегетативные реакции. Цвет, формы, симво­лы и движения являются языком, которым разговаривает бес­сознательное, и имеют особый смысл для каждого индивидуу­ма. Такая терапия может затрагивать различные уровни жиз­ни индивидуума: сенсорный кинестетический, концептуаль­ный, эмоциональный или уровень мифа. Это дает клиенту воз­можность найти альтернативные пути самовыражения и ком­муникации с другими людьми — изучить или создать новый язык общения.

Натали Роджерс (1993) выделяет девять принципов, состав­ляющих основу применения различных форм творческой эксп­рессии в психотерапии:

· У всех людей есть врожденная способность быть творчес­кими.

· Творческий процесс является оздоравливающим. Продукт самовыражения — это важное послание индивидууму от са­мого себя.

· Личностный рост и высокий уровень осознанности дос­тигаются через самоосознавание, самопонимание и инсайт.

· Самоосознавание, самопонимание и инсайт достигаются через погружение в наши эмоции. Чувства горя, гнева, боли, страха, веселья и экстаза представляют собой туннель, через который мы можем пройти для достижения личностного ро­ста и целостности.

· Наши чувства и эмоции — мощный источник энергии. Эта энергия может быть направлена в творческую активность, где реализуется и трансформируется.

· Экспрессивное искусство — движение, живопись, лите­ратура, звук, музыка, медитация и скульптура ведут нас к осоз-наванию. Они позволяют выразить неизвестные части себя и получить о себе новую информацию, необходимую для осоз-навания.

· Любые артмодели творчески связаны между собой. Ког­да мы двигаемся, это влияет на то, как мы пишем или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на то, как мы чув­ствуем и думаем. Во время творческого процесса одни фор­мы искусства стимулируют и питают другие, приводя нас к внутреннему смыслу и сущности, которые являются основ­ной энергией нашей жизни.

· Существует связь между нашими жизненными силами (на­шим внутренним смыслом, духом) и сущностью нашего бытия.

· Когда мы путешествуем по внутреннему миру, открывая свою сущность или целостность, мы открываем и нашу свя­занность с внешним миром. Внутреннее и внешнее становит­ся единым.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!