ГОЛОС В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ



Психотерапевтическая работа с голосом базируется на ис­пользовании голоса для развития новых и полезных аспектов личности (Мейгс, 2001). «Освободить голос — значит освободить человека, а каждый человек является нераздельным единством сознания и тела. [...] Природный голос наиболее чувствителен к блокированию и искажению в результате физического напря­жения, он также страдает от эмоциональных блоков, интеллек­туальных блоков, духовных блоков. Голос сильно изменяется в связи со стрессом, который мы испытываем в личной и обще­ственной жизни. То, как именно формируется голос, связано с физическими, эмоциональными и интеллектуальными пережи­ваниями, которые ограничивают вокальную экспрессию. Все подобные препятствия имеют психофизиологическую природу, и после их устранения голос способен передавать полную гамму человеческих эмоций и все нюансы мысли» (Lin Klater, 1976, приведено по: Мейгс, 2001).

Если развитие голоса на каком-либо уровне блокировалось, работа с ним обычно стимулирует появление забытых воспоми­наний, скрытых за напряжением мышц. Проработка незавер­шенных дел и сопутствующих им чувств приводит к расслабле­нию мышц, необходимому для выхода свободных звуков. Воль-фсон (1992) считает, что «голос — это мускул души» и, в связи с этим, разработал специальные упражнения для расширения го­лосового контакта до нескольких октав. Добавим, что голос — это еще и форма физического присутствия в мире.

Использование голоса для роста и развития клиента предпо­лагает пение, речитатив, импровизацию, дыхательные и телесные упражнения, тренировку слуха и др. Все это может стать полез­ным для понимания своих чувств, озвучивания различных аспек­тов своей личности и ее интеграции. Голос прямо связан с те­лом, звуки — это результат деятельности мышц. В работе с го­лосом, соответственно, участвует все тело и здесь такая работа смыкается со многими телесными подходами.

Для психотерапевта, работающего с голосом важно знание технических принципов работы. Клиент же должен почувство­вать новый опыт на физическом уровне, научаясь различать физические препятствия, мешающие вокальной продукции. Из­менение голосовых привычек наступает при глубоком сопри­косновении с мышцами (ощущениями и движениями внутри тела), понимании и ощущении самых слабых и привычных дви­жений, лежащих за ними чувств и воспоминаний. Последние бывают физически болезненными и эмоционально травмиру­ющими.

Психотерапевт отслеживает дыхание, какое оно — стеснен­ное, форсированное, прерывистое или спокойное и как звуки вступают в контакт с дыханием, а также каким становится го­лос при задержке дыхания. Ему необходимо знать, что проис­ходит, когда клиент вдыхает и выдыхает, как открывает рот, как связано качество звука и тема его переживаний. Работа с дыха­нием порождает глубинные переживания. «После разоблаче­ния в себе обиженного ребенка и признания его нужд можно открыть в себе веселого ребенка, детскую часть, которая от при­роды любопытна, любит приключения, открыта для новых впе­чатлений и позволяет проявить физическую гибкость и свобо­ду» (Мейгс, 2001)

Терапевтическая работа с голосом предполагает снятие ненуж­ного напряжения, чтобы использовать голос для выражения всей полноты эмоций и оттенков мысли, развитие чувства собственного достоинства, развитие идентичности, общности со своим внутрен­ним миром и чувства реальности. В некоторых случаях целью ра­боты является снятие напряжения и увеличение ясности голоса, его звучности и силы.

Терапевт выясняет, какая проблема побудила клиента обра­титься к данной форме работы в данное время. Важно прояс­нить также, здоров ли клиент физически, настроен ли на тера­певтическую форму работы, не переживает ли кризис в личной жизни.

ПРИКОСНОВЕНИЕ

КАК МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ .

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СИЛА ПРИКОСНОВЕНИЯ[49]

Большинство терапевтов используют прикосновение как определенную форму поддержки коммуникации. Отношение к прикосновению в разных терапевтических подходах довольно противоречиво, особенно это касается того, чьи потребности обслуживает прикосновение — клиента или терапевта. Запад­ная традиция долго отказывала прикосновению в исцеляющей функции, отчасти из-за гиперсексуализации телесного контак­та, а также культуральных и религиозных запретов, выражаю­щихся в рассмотрении телесного контакта как «грязного», по­рочного или иррационального. Отчуждение телесного self, свой­ственное западной культуре, оказало глубокое влияние на от­ношение к прикосновению в терапии.

Аналитики, например, позволяют себе прикосновение в виде пожимания рук или похлопывания по плечу, а в определенные моменты терапии — короткого объятия для признания важных событий терапевтической сессии. Каждая из таких интервенций рассматривается ими с точки зрения этических ограничений относительно сексуальности такого контакта. Другие же пси­хотерапевтические подходы ориентированы на прикосновение в гораздо большей степени, чем психоанализ (подходы Райха, Лоуэна, Рольф, Александера).

Прикосновение не всегда необходимо или желательно, боль­шая часть работы с телесными феноменами может быть проде­лана и без прикосновения, с помощью вербальных инструкций, вопросов и замечаний относительно осознавания телесного опы­та и фокусирования внимания клиента на нем. Терапевт исполь­зует эту интервенцию с уважением к клиентскому опыту при­косновений. С личностями, нетерпимыми к прикосновениям, подобная работа может проводиться только вербально.

Прикосновение — это прямой и определенный путь телесной коммуникации и эффективный инструмент для рассмотрения новых возможностей. Через прикосновение терапевт может прямо продемонстрировать существование телесного напряже­ния, освободить мышцы, помочь в движении или поощрить кли­ента осознавать свое внутреннее пространство. В таком случае прикосновение — это средство, ведущее к цели — развитию те­лесного self через осознавание ощущений, чувств, движений и позы.

Прикосновение может быть и результатом терапевтической сессии. Прикасаться самому и позволять прикасаться к себе — фундаментальный способ человеческого существования. В тера­певтическом взаимодействии прикосновение может вызвать к жизни незавершенные ситуации — клиенты могут воспринимать прикосновение как болезненное или вторгающееся. Другие кли­енту могут испытывать недостаток в телесном контакте — «те­лесный голод» и вести себя таким образом, чтобы справляться с этим голодом.

Боязнь прикосновения других людей может оказаться или страхом критики со стороны других (собственная критичность по отношению к прикосновению проецируется на окружающих), или страхом собственной слабости. Проблемы клиентов нередко свя­заны с нарушением границ self путем физического, сексуального или нарциссического насилия. Это могут быть физическое или сексуальное насилие, или ситуации, когда от ребенка требуется отказаться от своих желаний и чувств и обслуживать родительс­кую самооценку. Такое вторжение взрослых оказывает глубокое влияние на эмоциональное и психологическое развитие детей, вызывая прямое нарушение телесной интеграции и требуя по­давления естественных защит: гнева, стремления остановить дру­гого или порыва убежать. В подобном случае только отчуждение телесных аспектов self может помочь ребенку приспособиться к трудной среде. И тогда прикосновение терапевта угрожает осознаванию того, что это насилие было, а также осознаванию потреб­ности в защите своих границ.

Таким образом, начальный страх клиента перед прикосновени­ем в терапии, адресованный терапевту, возможно, связан с его лич­ной историей (с пережитыми грустью, яростью, ненавистью и дру­гими сильными чувствами).

Существует несколько способов понимания терапевтической природы прикосновения. Первый — это механическое воздей­ствие прикосновения на тело (массаж, хиропрактика и физичес­кая терапия). В этой модели прикосновение рассматривается как несущее энергию, необходимую для изменения определенной части тела — релаксации или достижения мышечного баланса. Но данная модель включает далеко не все феномены. Эффект массажа часто исчезает при возвращении к обычному функцио­нированию. В то же время нередки случаи, когда легкое прикос­новение может привести к глубоким и устойчивым телесным из­менениям. Кепнер (1987, 1993) полагает, что физическая модель прикосновения основана на квазимеханических терминах типа «энергетическое поле» или «энергетический блок», которые применяются тогда, когда игнорируется человеческая и межлич­ностная природа прикосновения. Это второй способ понимания природы эффекта прикосновения.

Итак, прикосновение — это фундаментальный межчелове­ческий процесс, а для терапевтов — основа для понимания при­косновения как терапевтической интервенции. Прикосновение рассматривается как взаимодействие между живыми, чувству­ющими и осознающими людьми. Чувства и осознавание каждой личности, их экзистенциальное состояние, отношения между ними могут полностью обусловливать и характер прикоснове­ния, и ответ на него. Если мы убеждены, что тело есть self, то мы не прикасаемся к телу, а трогаем self одной личности self другой личности. Таким образом, прикосновение перестает быть меха­ническим событием и становится процессом интеракции и ком­муникации. Через прикосновение мы физически делаем выво­ды о нашей природе, природе наших отношений с другими и мире в целом. Это событие с большим количеством смыслов, чем просто причина или влияние.

Развивая свою терапевтическую идентичность, терапевты всех направлений интегрируют использование прикосновения в философии того подхода, который они разделяют. Какие те­рапевтические цели обслуживаются прикосновением? Используется ли оно для утешения и поддержки ? Или для уменьшения теле­сного панциря? Используем ли мы его для перепрограммирова­ния нейромускулярных привычек — как разновидность поведен­ческой терапии ? Необходимо ли оно нам для изменения нарушен­ной постуральной структуры или мы непосредственно облегчаем напряжение мышц?

В гештальт-терапии прикосновение рассматривается как ин­струмент для развития осознавания клиента и присвоения им своего телесного бытия, а также как способ, которым он строит свой контакт с окружением. Это, прежде всего, коммуникаци­онный процесс и средство коммуникации между терапевтом и клиентом. Терапевт передает прикосновением свое присут­ствие, наблюдает, строит эксперимент и видит ответ через теле­сные реакции клиента.

Прикосновение необходимо для развития осознавания, иден­тификации и расширения способности к контакту на основе единства тела и self. И тогда оно нужно не для изменения при­вычки, а как воплощение контакта с личностью. Если же мы при­касаемся к телу, а не к личности, то таким образом делаем друго­го человека объектом, а не субъектом общения. Кроме того, если мй рассматриваем сопротивление как проявление и выраже­ние self (не для устранения панциря), сопротивление может быть осознано, присвоено и полностью выражено в актуальном кон­тактном действии, направленном в среду. В гештальт-подходе целью прикосновения является переживание личностью, к ко­торой прикоснулись, своего бытия (в большей степени, чем дос­тижение заранее определенных изменений).

Итак, прикосновение используется для поддержки осознава­ния. Терапевт может использовать контакт рукой, для того что­бы усилить осознавание дыхания или состояния определенной части тела, которая кажется ему менее жизненной. Он может использовать прикосновения для того, чтобы подчеркнуть, ка­ким способом клиент поддерживает себя. Прикосновение мо­жет отражать присутствие терапевта и его заботу о клиенте. Искусное прикосновение сообщает нечто о телесном процессе непосредственно и прямо — без длинных вербальных объясне­ний. Терапевт может продемонстрировать возможности движе­ния, дыхания и освобождения от напряжения способом разво­рота, двигая конечности клиента через пространство. В какой-то мере он создает среду, обеспечивая для клиента возможность предъявить части self, долгое время находившиеся в изгнании.

Вопросы клиенту могут касаться того, каким образом он органи­зует себя для встречи с прикосновением.

Таблица 3. Варианты терапевтических прикосновений (по Керпег, 1993)

 

Качество прикосновения Терапевтическое использование
Очень легкое Напоминание о чем-либо,                  1 замена слов «фокус здесь!»; применяется обычно вдоль направ­ления мышечной релаксации
Прикосновение к руке Контактирование; для ощущения влияния энергетического поля
Простое прикосновение Присутствие, «я здесь»
Легкий толчок Утешение, успокоение
Двигающееся прикосновение Руководство течением энергии вдоль определенного направления
Качание, покачивание Освобождение костного элемента, успокоение, напоминание об есте­ственном течении чего-либо
Трение Оживление поверхности, успокоение
Вибрация Оживление, напоминание о поддержке, опоре
Постукивание, похлопывание Оживление, напоминание «Почувствуй эту структуру, ее упругость»
Движение конечностей Быстрое Медленное «Освободись, почувствуй свободу» Осознавание диапазона, амплитуды, освобождение
Глубокое растягивание Двигающееся Постоянное Удлинение, растягивание, прорыв Открытие, освобождение, оживле­ние, работа по аккупуктурным точкам

Продолжаются споры о том, каким именно должно быть при­косновение терапевта. Однако не существует правильного ис­пользования прикосновения. Твердое прикосновение не луч­ше, чем мягкое. Адекватность прикосновения определяется це­лостно внутри контекста каждой личности, в специфической области тела, в определенное время, с ощущением связи меж­ду двумя людьми и вниманием к ответу клиента. Существуют интервенции, пригодные для всех клиентов, но это зависит от точного определения времени и особенностей личности. На­пример, работа с дыханием может быть полезна и для суще­ственно нарушенных пациентов, но более экспрессивные тех­ники оказываются непригодными. Они могут вызвать резкую декомпенсацию состояния. Пока в терапевтических отноше­ниях не создана атмосфера доверия и связанности, прикосно­вение вообще неприемлемо. Только при наличии такой атмос­феры терапевт может попробовать прикосновение в качестве интервенции, и тогда на границу контакта могут выйти неза­вершенные дела и подавленные чувства. Так мы можем уйти от дихотомии «правильное — неправильное», «ум — тело» и пр. Работа с помощью прикосновения может рассматриваться в некотором континууме от вербального отражения телесного состояния клиента до руководства его движениями и позой. В начале работы терапевт находится на одном полюсе этого кон­тинуума и по мере продвижения переходит к более активному использованию прикосновения.

Твердое прикосновение может восприниматься как вторга­ющееся и как поддерживающее (мобилизующее), в зависимо­сти от истории жизни клиента. Легкое — может помочь избе­жать столкновения с определенными аспектами опыта, напри­мер, не будет осознано и присвоено сопротивление, останется без осознавания потребность в агрессивном движении. Ис­пользование твердого давления терапевтом может усилить мышечное напряжение, направленное против давления. Это дает возможность усилить внутреннее движение, которое со­противление демонстрирует в частичной форме, и перевести это сопротивление в активное собственное движение, присва­ивая способ, которым личность может сказать «нет».

Терапевт должен быть феноменологически внимателен к от­вету клиента. Если клиент хочет быть «хорошим» для терапев­та, он может не осознавать свой ответ на прикосновение: хо­чет ли он, чтобы его касались, и если хочет, то как. Прикосновение будет терапевтически полезным, когда личность не при­нуждена отрицать свой ответ на него, когда терапевт поддер­живает присутствие self клиента. Главное в терапевтическом использовании прикосновения — это ответ личности, а не пред­ставление терапевта о том, каким оно должно быть.

Применение прикосновения требует этической ясности и в гештальт-терапии. Прикосновение — это инструмент, который, сокращая дистанцию между психотерапевтом и клиентом, со­здает ситуацию близости и интимности. При этом терапевт ока­зывается в потенциально более сильной позиции, и его влия­ние на клиента становится более выраженным. Клиент же, вы­ражающий свой опыт с помощью голоса или движения, нахо­дится в более уязвимой позиции. Все это увеличивает ответ­ственность терапевта по отношению к данной интервенции. Он обязан уважительно относиться к таким проявлениям, не на­силуя опыт клиента с помощью своих убеждений или интер­претаций.

Акт прикосновения вызывает к жизни фундаментальную по­требность человека в телесном контакте. Многие пациенты с ранней депривацией естественной интимности голодают по та­кому контакту. И многие терапевты приходят в телесно-ори­ентированную терапию для решения своей проблемы анало­гичной депривации. Если терапевт не осознает данную потреб­ность, он может действовать исходя из нее, а не из потребнос­ти клиента. Такой интимный контакт часто смешивается с сек­суальным контактом, клиент испытывает смущение или вину по отношению к родительской фигуре, воспринимая прикос­новение как вторжение или насилие. В связи с этим телесные проблемы и желания терапевта должны быть проработаны им в индивидуальной терапии до того, как он начнет практиковать прикосновение. Используя прикосновение, терапевт не исполь­зует его для себя.

Особенно важно обращать внимание на границы. Клиент дол­жен иметь право сказать «нет» в любой фазе работы. Это часто становится основой контракта в терапевтических отношениях. Терапевт уделяет время для объяснения сути телесной работы, своих ценностей и права клиента сказать «нет» прикосновению, изменяя ход работы.

ЧАСТЬ 2

ФЕНОМЕНЫ ТЕЛА

В КОНТЕКСТЕ ЕГО РАЗВИТИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ[50] .

ПАТТЕРНЫ РАЗВИТИЯ


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!