ПРИМЕР 2. СТРАХ , СЕКС , ЛЮБОВЬ , ИНТЕРЕС И ГРАНИЦЫ
В начале сессии клиентка рассказывает о своем жизненном сценарии, который она осознала, работая с психотерапевтом. Этот сценарий касается тех моментов, когда она испытывает страх при общении с кем-либо. В любом случае эти люди (разные) становятся для нее очень большими и склонными к насилию. Клиентка очень быстро начинает испытывать страх и напряжение, стремясь уйти от общения. Если общение с этими фигурами по условиям является длительным (родители, коллеги), клиентка обеспечивает свою безопасность путем привлечения мужской фигуры — спасателя. Таким спасателем могут быть муж, коллега или другая мужская фигура.
Эта проблема каким-то образом сцеплена с другой — клиентка в недавнем прошлом несколько раз оказывалась жертвой нападения мужчин-насильников. Один случай едва не стоил ей жизни. С тех пор клиентка ходит ночью только с провожатыми, а днем, когда мужчина идет сзади, пропускает его вперед или разворачивается, чтобы оказаться к нему лицом.
Клиентка осознает, что проблема отношений с мужчинами связана и с ее отношениями с отцом, страдающим хроническим алкоголизмом. Он был против рождения дочери, женился на матери только в связи с большим сроком беременности, о чем часто говорил в состоянии опьянения. Мать клиентки на протяжении всех ее детских лет внушала ей мысль о том, что отец ее не любит (как вариант — склонен к инцесту с дочерью, чего реально не случалось), и приводила подтверждающие эту версию примеры. В детстве отец нередко бил клиентку, находясь в нетрезвом состоянии. Таким образом, в ее жизни оказались соединены в единое целое любовь, страх и насилие, а также постоянная опасность, связанная с мужскими фигурами. Проговорив это, клиентка очертила тот момент, с которого она хотела бы начать сессию, — обеспечение собственной безопасности своими силами.
|
|
К.: Когда кто-то приближается ко мне, меня захлестывает волна напряжения и страха. Я как будто жду, что на меня нападут. Я общаюсь, удерживаю себя, но стараюсь побыстрее уйти из общения. Со стороны этого не видно. С теми, кто знаком и не очень опасен, я стараюсь соглашаться и отступать.
Т.: Давай проясним один момент: все это происходит, когда ты приближаешься или когда к тебе приближаются?
К.: Больше в тех случаях, когда ко мне. Сейчас я научилась реагировать спокойнее. Я как будто уговариваю себя, что все будет хорошо.
Т.: Если взять максимальное напряжение за 100%, то каково твое напряжение сейчас?
К.: Процентов восемьдесят. Я научилась успокаивать себя на 20%. Могу и больше, но странное дело, при этом я теряю интерес к человеку.
Т.: Как сейчас? Я слышу, как твой голос становится суше и тише...
|
|
К.: Как сейчас. Я уже не смотрю на тебя, ноги пытаются взлететь... (Крутит Стопой, затем ставит ее на место.) Я ухожу...
Т.: Тогда я приближусь к тебе, ладно? (Подъезжает на 30 см ближе вместе с креслом.)
К.: (Напрягается, отодвигается дальше к спинке дивана, замирает и перестает дышать.) Вот сейчас... этот всплеск...
Т.: Ты сжимаешься, отодвигаешься, но никак не определяешь, что мне дальше делать...
К.: Не придвигайся больше, ладно?
Т.: Хорошо. Что ты чувствуешь сейчас?
К.: Успокаиваюсь и успокаиваю себя. Что же дальше?
Т.: А как твой интерес к контакту?
К.: Немного пропал...
Т.: Безопаснее, но неинтереснее... С чем я здесь? С симпатией к тебе, с желанием быть с тобой ближе, чувствовать тебя яснее... Я придвинусь еще немного?
К.: Придвинься... (Снова напрягается.) Вот этот момент опасен... Я словно бы не верю тебе... (Вдруг замолкает, внимательно рассматривая терапевта.) Я сейчас тебя лучше вижу. Пожалуй, только второй раз так — вижу детали лица. И в то же время ощущение, что ты очень далеко, там (показывает рукой). Я словно бы отталкиваю тебя...
Т.: И видишь, как в перевернутый бинокль...
К.:Да,да...да!..
Т.: И как ты сейчас себя чувствуешь?
К.: Безопаснее, спокойнее и... скучно...
|
|
Т.: А как ты хочешь?
К.: (Задумывается.) Пятьдесят на пятьдесят страха и интереса. <Т.: (Тоже в раздумьях.) Может быть, ты сама попробуешь приближаться ?
К.: (Встает, терапевт и клиентка расходятся. Затем клиентка приближается и отходит, делая это достаточно свободно.)
Т.: Что сейчас происходит?
К.: Когда я сама двигаюсь, напряжение меньше... Но дыхание немного сжато...
Т.: То есть когда я приближаюсь, напряжение и страх больше. (Вспоминает, что клиентка склонна не обозначать при этом границу своего пространства, а просто уходить из общения.) Давай вытянем руки вперед и потолкаемся... (Терапевт начинает подходить с протянутыми руками, клиентка их отталкивает... Некоторое время толкаются. Терапевт — вытянув вперед руки, не согнутые в локтях. Клиентка отталкивается слабее. Руки согнуты в локтях, и терапевт все время заходит в ее пространство.)
Т.: Я тебя слабо чувствую.
К: А я тебя хорошо, но слабо толкаюсь...
Т.: Есть ли в этом какой-то смысл для тебя? Что это означает сейчас?
К.: Чтобы тебе удобней было... (Продолжают толкаться.)
Т.: Моя реакция — это растерянность в тот момент, когда моя рука словно бы проваливается в твое пространство... для меня ты пропадаешь...
|
|
К.: (останавливается) Это для меня новость... Я думала, что тебе лучше так...
Г.: А тебе?
К.: (Толкается в ответ сильнее, выпрямив руки и не пуская к себе.)
Т.: Как ты сейчас себя чувствуешь?
К.: Дышу свободно. Много энергии (улыбается)... В груди свободно. Интересно...
Т.: (останавливается) Как бы это могло быть в отношениях между нами?
К.: Это когда я знаю, что хочу, показываю это и спрашиваю тебя, а что ты хочешь... но не пускаю дальше, чем мне безопасно. (Садятся. Клиентка вспоминает, что когда терапевт при-Т ближался сидя, она увидела брюки и даже подняла голову посмотреть, чтобы убедиться в том, что терапевт — женщина. Это было похоже на приближение мужчины и непонятно, с какими намерениями.)
Т.: То есть когда приближается мужчина, тебе трудно решить, насильник он или спасатель.
К: Да.
Т.: А как ты вообще в этом ориентируешься?
Клиентка вспоминает эпизод из жизни, когда на улице, во время осмотра красивого здания к ней подошел мужчина, и они разговорились об архитектуре. Мужчина пригласил ее посмотреть здание внутри, но клиентка твердо отказалась, что было для нее некоторым обозначением границы своей безопасности. Они поговорили, и он ушел. Это было похоже на сегодняшнее отталкивание — до определенного предела подходить можно, а дальше нельзя.
Т.: То есть эта граница была обозначена?
К.: Да. И есть еще одно. И это тоже как-то связано с отношениями с мужчинами. Для меня секс обозначает любовь, если меня хотят, значит любят... Если муж устал и засыпает, я полночи думаю, что он меня не любит...
Т.: Так, как будто у тебя всегда есть вопрос по отношению к мужчине: «Любишь ли ты меня?» И подтверждение — это секс...
К.: Да... да... Сначала я не знала, любит ли отец... а потом мужчины...
Т.: Любовь получается какой-то неопределяемой, и только секс — подтверждение... И с мужчинами ты в опасности...
К.: Да... Я не понимаю, как любят по-другому. Я понимаю умом, что это когда заботятся, что-то делают для меня, но я не понимаю это (показывает на грудь)... Я хочу научиться это видеть и принимать...
Т.: И это уже отдельная проблема? Будем работать с ней на следующей сессии?
К: Да...
Итак, в этой сессии проявляется несколько контекстов, некоторые из них являются результатом осмысления предыдущих двадцати с лишним сессий (отношения с матерью и отцом, насилие и возможность обозначить свои границы и ответить отказом, отношения с мужчинами, жизненный сценарий, отношения с мужем), а некоторые появляются впервые (в конце сессии появилась новая фигура — желание принимать любовь и поддержку другого человека, не связанную только с сексуальными отношениями). Из предыдущих сессий терапевту было известно, что клиентка с большим недоверием относится к проявлению симпатии и любви к ней и часто не видит и не слышит ее проявлений. Конец сессии вновь приводит к этой теме, но теперь фигура становится яснее — трудно принимать поддержку, если любовь и симпатия связаны только с сексом.
Основная фигура работы связана с поддержкой себя для обеспечения безопасности и обозначения границ. Эта фигура «тянет» за собой несколько незавершенных ситуаций, с каждой из которых возможна отдельная работа. Завершение «телесного эпизода» с обозначением границы заканчивает один и начинает второй отрезок работы, связанный с уходом старой (обеспечение своей безопасности) и появлением новой фигуры.
Эпизод с границами прокомментируем подробнее. Итак, приближение любой фигуры (в том числе и терапевта) ощущается клиенткой как угрожающее ее безопасности и сопровождается всплеском напряжения и страха. При этом клиентка либо пытается уйти из ситуации во внешнем плане, либо отдаляет приблизившегося человека во внутреннем плане («бинокль наоборот»), что влечет за собой ощущение одиночества или потерю интереса к контакту при сохранении безопасности. Осознав это, клиентка хочет удерживаться в отношениях, ощущая и страх, и интерес, опираясь на себя, а не на мужчин, как она привыкла.
При этом терапевт вспоминает, что клиентка не определяет свои границы при приближении к ней, оказываясь в ситуации, когда ей некуда деться — дальше только спинка кресла. В этой ситуации она отдаляет (отталкивает) угрожающую фигуру во внутреннем плане, попутно теряя к ней интерес. Когда же терапевт предлагает ей отстаивать свое пространство с помощью рук — отталкивать терапевта, нарушающего границу ее пространства, — клиентка вначале несмело, а потом все смелее во внешнем плане совершает действие, обычно принадлежащее внутреннему плану (бинокль). Отталкивание сопровождается обращением ретрофлексии, ростом энергии и ощущением свободы. Попутно клиентка получает новый для себя опыт относительно восприятия терапевтом ее присутствия и предоставления удобств другому — это чувствуется в момент отталкивания и обозначения границы. При этом растет интерес к контакту с терапевтом, что проявляется в выделении новой фигуры интереса — обретения способности к принятию любви и поддержки.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!