КОНТАКТНАЯ ГРАНИЦА И ТВОРЧЕСКОЕ ПРИСПОБОБЛЕНИЕ
Ни один индивид не самодостаточен. Индивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле. Поведение индивида — функция этого поля: оно определяется природой отношений между ним и его средой.
Ф. Перлз, 1996
Каждый человек управляет своей энергией так, чтобы поддерживать хороший контакт с окружающей средой или сопротивляется такому контакту. В гештальт-терапии есть понятие «граница контакта», имеющее отношение к встрече индивидуума со средой. Она всегда двойственна — это и признание факта различий, и признание того, что объединяет (точно так же, как контур принадлежит одновременно и фигуре, и фону, являясь их соотношением). Контактная граница и разделяет, и связывает одновременно. Она подразумевает и различия между элементами, которые встречаются, и единство их встречи, целостность, созданную этой встречей. Она принадлежит самой себе, встрече и никогда элементам (только среде или только индивидууму), в гештальт-терапии мы говорим о границе как о функции контакта.
Некоторые психологические направления тоже используют термин граница, например, эго-граница. Контактная граница — это другая разновидность границы, она принадлежит встрече, а не индивидууму или эго. Еще одно отличие в том, что она существует так долго, как существует событие само по себе. Она исчезает, когда встреча заканчивается. Другими словами, граница — это событие, место встречи, а не сущность. «Переживание является функцией этой границы, и психологически реальными являются целостные конфигурации этого функционирования, некий обретенный смысл, некое завершенное действие» (Ф. Перлз, 1951, цит. по О. Немиринскому, 1994).
|
|
По отношению к опыту поле восприятия всегда подразделяется на центр и периферию. Центр — это передний план, «фигура» или гештальт, периферия — это задний план или «фон». Такая первичная структура известна нам как «фигура-фон» соотношение: на переднем плане располагается что-то центральное и важное для настоящего момента. «Фон» включает что-то нерелевантное, неважное или несущественное для настоящего момента. Поскольку контакт требует различий, «фигура-фон» соотношение есть функция контакта. Когда контакта нет, поле не дифференцировано, нет фигуры и нет фона.
Поле организуется в соответствии с нашим интересом и интересом других элементов поля (Jacobs, 2002). Это способ, которым мы воспринимаем что-то происходящее. Когда мы заинтересовываемся, появляются «фигура» и «фон». В то время как фигура развивается с каждым мгновением, с каждым моментом, поле (передний и задний план) последовательно реорганизуется. Такой процесс называется формированием «фигуры». В этот момент слушатели лекции, вероятно, формируют «фигуру», состоящую из слов, которые они слышат, известных им концепций, собственных мыслей и того, что остается в тетради после моих слов. Возможно, также осознается свет в этом помещении или его недостаток, ощущения в руках или что-то еще. Большинство из этого является центром осознавания, «фигурой». Но некоторые вещи — шумы в другой комнате, или поза, или дыхание больше являются фоном — вместе с другими очень важными аспектами существования, которые находятся за пределами осознавания. В «фоне» находится предыдущий ассимилированный опыт или нереализованные потребности, прошлое, отношения с другими людьми, фантазии и предположения о будущем, язык, физические возможности и т. п. Они поочередно могли стать «фигурой», в то время как вы слышите (читаете) эти слова.
|
|
Некоторые из этих элементов продолжительное время остаются в «фоне», будучи невостребованными, но они могут прийти в осознавание и стать «фигурой» в определенных обстоятельствах. Этими обстоятельствами может стать похожая ситуация, в которой возникают чувства, уже испытанные в прошлом, или стимуляция клиента терапевтом, который побуждает клиента к осоз-наванию фона.
|
|
Таким образом, «фон» — это все, что за пределами осознавания, но элементы поля, которые мы не осознаем в настоящем, подвижны и организованы. «Фон» — это полевая концепция, но не индивидуалистичная (то, что мы не осознаем). Это единство частей кого-либо и частей окружающей среды, которые не присутствуют в «фигуре». «Фон» также не имеет значений неосозценности, незнания или непостижимости. Напротив, «фон» всегда есть в настоящем как основа для контакта, рамка и поддержка нашего настоящего опыта. Мы постоянно в контакте с аспектами «фона» пне осознавания. Мы можем это увидеть, например, по позе и движениям человека, спящего на неудобной кровати.
Творческое приспособление
Контактирование есть способ, которым мы меняемся и растем. Он включает в себя то, как мы способны понять свою жизнь, организовать поле для того, чтобы сделать возможными наши достижения и решения. С другой стороны, контактирование — это способ, которым среда приспосабливает нас к себе. Мы называем это взаимодействием или креативным приспособлением, потому что результатом является ассимиляция и рост, а процесс приспособления является обоюдным. Из-за наших потребностей и аппетитов, желаний и стремлений, любопытства мы встречаем среду и переделываем ее под наши собственные интересы. Точно так же она формирует нас.
|
|
Приспособление является творческим, если оно не следует какой-либо устойчивой формуле или схеме. Оно достигается уникально по отношению к каждой возможности. Эта творческая активность дана нам, пока мы живем. Из нашей личностной перспективы творческое приспособление является организмической саморегуляцией Способ, которым мы можем воспользоваться каждой возможностью, достаточен для того, чтобы сделать наилучшей любую ситуацию. Человеку, который так живет, не нужна психотерапия.
Очень важный момент состоит в том, что всякий контакт не только проявляется в новых решениях, но и является творческим приспособлением (Latner, 1992). Любой контакт — это организменная саморегуляция, лучшее, что мы можем сделать в определенных обстоятельствах. Витальность (жизненность) свободного функционирования являетсяпутем от тупой апатии, недифференцированности, назойливости — качеств, которые сопровождают проблемное поведение. Но каждый индивидуум, даже тот, который постоянно избегает использования различных возможностей, предоставляемых ему жизнью, делает то лучшее, что он только может. Даже при условии, что это контактирование рутинно и стереотипно.
Творческое приспособление возвращает конвенциальный термин «сопротивление» в словарь гештальт-терапии без при вычных для психоанализа негативных коннотаций. Сопротивление является обычной психологической характеристикой неготовности индивидуума расти и меняться или воспринимать указания терапевта. Но сопротивление — это тоже творческое приспособление и организмическая саморегуляция. Оно является интегральным для человеческого способа бытия в мире, терапевту нельзя попросить индивидуума произвольно убрать ненужные части себя. Целью гештальт-терапии и других холистических подходов является интеграция или реинтеграция, но не ампутация. Согласно этому принципу, практика гештальт-терапии переносит конвенциальные акценты с преодоления или игнорирования сопротивления на поощрение и использование этого творческого приспособления. Путем серьезного отношения к нему, путем привнесения его в осознавание индивидуум сможет бороться со своими собственными конфликтами и открывать собственные пути для интеграции кажущихся противоположными желаний в новую целостность.
Формирование «фигуры»
Способ, которым мы взаимодействуем со средой для создания удовлетворяющих нас решений, имеет специфическую организацию и структуру. Под влиянием гештальт-психологии геш-тальт-теория описывает в деталях способ, которым опыт и действия в мире являются неизбежно и неотъемлемо структурированными. Это организация, которая формирует нашу феноменологию. Она называется формированием «фигуры» или формированием гештальта, а более полно — формированием и разрушением «фигуры».
Гештальт-психологи нашли много характеристик, влияющих на формирование визуальной «фигуры». Они включают хорошую организацию, ясный контур, хорошую форму, завершение (прегнантность), стабильность, баланс, соразмерность (пропорциональность). Эти формулировки являются вполне эстетическими по характеру. Гештальт-терапевты адаптировали и модифицировали их для того, чтобы охарактеризовать сущность опыта, а не только перцептуальный его аспект. Далее, гештальт-терапевты говорят о «фигуре», которая имеет энергию, жизненность, силу, единство и ясность, фигуре, богатой, подчиняющей, полной, удовлетворительной. Хорошая «фигура» имеет эти качества в достатке, плохая — нет. Проиллюстрируем это.
Рис. 2. Фигура-фон соотношения.
Фигура пантеры может становиться фоном и вновь проявляться
при сосредоточении на центральной части дерева
Любая группа людей — класс, терапевтическая группа, профессиональная ассоциация, нация — тесно связана взаимодействиями и взаимоизменениями, задачей, которая является важной для всех, является хорошей «фигурой», то есть ясно очерченной, живой, хорошо организованной, связанной. Другая группа (например, жители данного района), не имеющая какой-либо определенной цели — такой «фигурой» гн является. Огрубляя, можно сказать, что это и не группа совсем, а просто аггрегация индивидуумов (например, вы пошли в кино с членами студенческой группы, возможно, потому, что думаете, будто должны быть вместе с ними).
Если мы не любим кино, а зачем-то смотрим, тут же теряя интерес к нему, сопровождающая «фигура» опыта будет диффузной, с недостатком четких очертаний и витальности. Мы начинаем думать о том, что лучше было бы прогуляться или поспать, помечтать о другой ситуации или о вещах, которые мы 6fei сделали. Принуждение себя уделять чему-то внимание — это не решение, принуждение формирует противоречивую (расщепленную) «фигуру».
Понятие брака — это хорошая «фигура», хорошо очерченная и витальная, хотя индивидуально контур не всегда ясен, так как не для всех брак является «фигурой» интереса. Частичный (гражданский) брак может быть и хорошей, и плохой фигурой. «Плохой брак» может быть плохой «фигурой», плохо очерченной, скучной, ригидной, но даже в браке с проблемами, она («фигура») может быть полна возбуждения, витальности и быть хорошо очерченной.
СПОСОБЫ КОНТАКТА
Существует пять основных способов контакта, относящихся к основным модальностям — зрение, слух, соприкосновение, обоняние и вкус и два дополнительных: речь и движение (Польсте-ры, 1997). Контакт может устанавливаться любым из этих способов, но когда он уже установлен, он существует для всех функций, и в этот момент индивидуум становится полностью причастным к происходящему. Свободное течение циклов контакта воспринимается нами как аппетит к жизни, как ее полнота. То, каким является контакт, осуществляемый посредством этих функций, важно и для клиента, находящегося в терапевтическом процессе (расширение способности к контакту), и для гештальт-те-рапевта (диагностика особенностей контакта у клиента, свобода контакта, удовольствие от контакта).
Зрение
Зрение может быть и творческой, и инструментальной функцией. Художник пишущий картину, достигает глубокого зрительного контакта с пейзажем, волнующим его своей неповторимостью, очарованием или особенностями цвета. Именно это ему хочется передать в своей картине. Это контакт ради самого контакта. В то же время он смотрит на палитру, видит и выбирает краски, создает оттенки, соответствующие тому, что он видит, и в этот момент зрение является вспомогательной или промежуточной функцией. Это контакт целенаправленный, инструментальный, контакт для ориентировки в происходящем.
Инструментальный зрительный контакт необходим для практических целей, чтение с усвоением прочитанного материала, печатание на компьютере или шитье — все это невозможно без целенаправленности. В то же время, если наша жизнь ограничивается только таким видом зрения, мы не перестаем смотреть, но перестаем видеть. Творческая функция зрения позволяет нам увидеть необычное в обычном и насладиться своим видением. Или дает возможность установить глубокий контакт с другим человеком (прикоснуться взглядом), получив удовольствие от соприкосновения. Здесь зрение почти равно прикосновению, нежный взгляд физически ощущается как нежное прикосновение. Такая способность устанавливать глубокий зрительный контакт важна для свободного функционирования индивидуума.
Уклонение от зрительного контакта или его полярность — пристальный взгляд — диагностичны и являются поводом для побуждения клиента к осознаванию. Клиент, редко смотрящий на терапевта, как правило, его не видит. Уклонение от зрительного опыта может быть его личной особенностью или особенностью настоящей ситуации. В основе уклонения могут лежать какие-либо болезненные чувства или ощущения, а побуждение к осознаванию может привести к выделению из фона жизни клиента незавершенных ситуаций. Так, клиентка, сконцетрировавшаяся на своем чувстве страха в момент зрительного контакта, вспомнила, как ее в пятилетнем возрасте агрессивно допрашивал пьяный отец, подозревавший мать девочки в измене. Возврат данной ситуации в «здесь и сейчас» позволил терапевту помочь клиентке проработать ее чувства и желания, связанные с отцом. Завершение ситуации в терапевтической сессии помогло клиентке восстановить данную ей от рождения способность смотреть на окружающих с разными чувствами по отношению к ним.
Пристальный взгляд — противоположная крайность. Терапевт, чувствующий на себе пристальный взгляд клиента, может ощутить скованность, желание на некоторое время уйти из-под луча внимания клиента, взгляд которого неподвижен. Он может предложить клиенту поэкспериментировать с усилением пристальности или, наоборот, рассеянным взглядом, взглядом скользящим или сканирующим окружающее, посидеть и поговорить с закрытыми глазами, осознавая свои ощущения и желания. Клиенту нужно научиться видеть заново и чувствовать то, что он видит. Разглядывание вещей, находящихся в кабинете терапевта, определение того, нравятся они ему или нет, какие чувства они вызывают, может сильно удивить клиента появляющимся чувством защищенности, которое отсутствовало, когда он «видел» только терапевта. Научившись разглядывать, он может заметить и реальное лицо терапевта, его жесты и позу, его «поддерживающий взгляд».
«Невидящий» взгляд тоже имеет диагностическое значение. Терапевт обнаруживает, что клиентка, жалующаяся на свое одиночество, все время погружена в себя, ее глаза словно бы повернуты вовнутрь, и у терапевта возникает фантазия про то, что если бы сейчас он состроил необычную гримасу клиентке, она бы этого не заметила. Предположение терапевта состоит в том, что точно так же она не замечает и выражения симпатии и других эмоциональных реакций по отношению к ней. Терапевт обращает внимание клиентки на этот факт, и она соглашается, что не видит терапевта, как и других людей. Терапевт просит клиентку задержать взгляд на его лице, рассмотреть и сказать, что она видит. После обмена впечатлениями (терапевт тоже сказал, что именно он увидел, разглядывая клиентку) ей стало гораздо легче смотреть на терапевта, и этот фрагмент сессии она отметила как очень живой, теплый и наполненный. В этот момент она решила для себя, что ее одиночество появляется, когда она «повернута вовнутрь», в то же время она может с этим справиться, интересуясь другими людьми.
Ирвин и Мириам Польстеры (1997) предлагают несколько терапевтических техник, восстанавливающих способность видеть и активизирующих зрительный «аппетит». Одна из них состоит в том, чтобы попеременно широко открывать и закрывать глаза (15 раз), что дает возможность узнать, что глаза видящие одно и то же, могут видеть это по-разному. Второе упражнение — попытки смотреть из стороны в сторону, не поворачивая головы («стрелять глазами» — это естественная ориентировочная зрительная активность, обычно запрещаемая в обществе как неприличная). Клиент может увидеть более широкий контекст происходящего в кабинете, особенности жизни терапевта и его привычки, его любимые вещи и т. п., что может послужить для него (клиента) основой реального взгляда на другого человека.
Слух
Как и зрение, слух также может быть и инструментальной, и творческой функцией. Инструментальная функция слуха — основа для ориентировки индивидуума и его дальнейшего поведения. Когда-то давно (реже сейчас) это было необходимо лишь для выживания древнего человека, затем слух приобрел и творческую функцию — способность слышать гармоничные звуки, создавать музыку и наслаждаться ею.
Для контакта имеет значение способность и клиента и терапевта слышать друг друга и других людей. Но слушание только предполагает слышание. Клиенты часто пропускают вопросы или реакции терапевта, отвечая на какие-то свои собственные, и если терапевт это в свою очередь пропускает, сессия заходит в тупик. В таком случае можно попросить клиента повторить вопрос так, как он его услышал. Клиентов с такими особенностями необходимо побуждать отвечать именно на вопросы терапевта, одновременно отмечая и стимулируя осознавание того, на какие собственные вопросы клиент склонен давать ответ и что они значат в его жизни.
Интересно и то, как клиент слушает терапевта — отражается ли на его лице нетерпение (хочет быстрее высказаться сам), слабый протест (не высказанный вербально), записывает ли он слова терапевта в записную книжку или слышит терапевта, переживает сказанное им и реагирует «здесь и сейчас», в процессе коммуникации. Гармоничный ритм выслушивания и высказываний обычно свидетельствует о коммуникативной успешности человека.
Многие вопросы терапевта клиент может услышать не как вопросы с определенным содержанием, а как скрытое обвинение или критику. Некоторые вопросы терапевта могут напоминать клиенту вопросы значимых для него людей, и он дает на них стереотипную эмоциональную реакцию. Особенно важно это в терапии супружеских пар, когда супруги давно перестали слышать друг друга. Часто клиенты слышат не терапевта, а свои собственные мысли. Им можно поставить задачу повторять реплики терапевта и пытаться их расслышать, рассказать, что в них содержится, и сверить услышанное с тем смыслом, который имел в виду терапевт. Избирательность слуха и у клиента, и у терапевта может быть и препятствием, и поводом для контакта. Осознавание своей избирательности в том, что услышано из того, что сказано клиентом, становится для терапевта богатым источником проработки личных тем в индивидуальной психотерапии, привносит понимание своих особенностей и способностей как терапевта и как личности. Начинающим терапевтам можно рекомендовать делать и затем расшифровывать аудиозаписи сессий с клиентами (конечно, с их согласия), что позволяет точно оценить свои особенности слуховой перцепции и индивидуальных оснований для выбора того, что услышано, а что нет.
Эффективный терапевт, слушающий клиента, осознает то, что он слышит, и сверяется с клиентом — так ли он его слышит. Для этого необходимы базовые навыки активного слушания, включающие перефразирование, резюмирование, отражение чувств, выделение главного в рассказе клиента, сопоставление частей, умение держаться «осевой линии» рассказа и т. п. Это необходимо для того, чтобы в рассказе клиента терапевт распознавал и «держал при себе» свои собственные жизненные темы и смыслы, что можно сделать, только фокусируясь на различиях между собой и клиентом.
Кроме того, избирательность слышания может стать источником вдохновения, если терапевт способен расслышать что-то еще за словами клиента (не что говорится, а как говорится), пофантазировать о том, какие темы присутствуют в его рассказе, какие уровни личностного функционирования они затрагивают. Выслушивание терапевтом предполагает также возможность услышать некие целостные вещи, стоящие за рассказом клиента о себе и других людях. Может ли терапевт быть открытым по отношению к словам клиента или что-то (что?) препятствует этому и терапевт чувствует себя обязанным слушать! Чувствует ли он себя пойманным этим клиентом или совсем не интересным ему? Какой вербальный или невербальный способ общения клиента с терапевтом поддерживает в последнем такие чувства, как бессилие или страх? Все это очень важно для оживления контакта и появления на терапевтической арене фигуры потребности, скрытой до этого в недифференцированном «фоне» — «фигуры», которая в конечном счете и привела клиента к терапевту.
Прикосновение
Прикосновение — лучшая метафора контакта. Невозможно прикоснуться к другому (среде) так, чтобы другой (среда) не прикоснулись к нам. Прикосновение к кому-то или чему-то, за которым следует притяжение или отталкивание (Я — не Я, хочу — не хочу) является базой для нашего выбора других людей или ситуаций и в переносном, и в прямом смысле. Но для того чтобы выбрать, нужно реально (а не в своей фантазии) прикоснуться или соприкоснуться.
В связи с прикосновениями и семья, и общество налагают определенные запреты. Есть предметы, которые трогать можно (домашнюю кошку, клавиши компьютера или книги), и есть вещи, которые трогать нельзя ни в коем случае. Есть вещи, прикосновение к которым полно противоречий, например, деньги. Каждый из нас может составить список предметов, которые мы почему-то избегаем трогать, и попытаться осознать, как это получается. Прикосновение не является в нашей культуре (за исключением некоторых сообществ) полноценным и полноправным элементом коммуникации. Прикосновение к другим людям, кроме самых близких, тоже запрещено — нельзя трогать незнакомых или малознакомых, даже прикосновение к друзьям означает сближение и вызывает довольно сильные переживания у того, кто прикасается, и у того, к кому прикасаются.
Эти переживания могут носить различный характер. Некоторые клиенты, например, рассказывают, что родители перестали к ним прикасаться в возрасте трех лет (исключая, может быть, ритуальный поцелуй при встрече). В таких случаях нередко они и сами испытывают сложности с прикосновением к другим людям и боятся их (прикосновений). Это увеличивает дистанцию между людьми, препятствует получению удовольствия от близкого контакта. Чем больше эта дистанция, тем меньше становится у индивидуума возможности выразить свои чувства в действии. Восстановление способности к прикосновению довольно часто является предметом терапевтической сессии. Осознание запрета на прикосновение — только первый этап такой работы, важно также прикоснуться к другому, принять собственные переживания, связанные с телесным контактом, и понять для себя, насколько и в какой форме такой контакт желанен.
Другая проблема — возможность сказать «нет» ненужному сближению. Очень просто сказать «нет», когда прикосновение еще не существует. Преждевременное «нет» ликвидирует саму возможность что-то попробовать. Реальное «нет» может быть пережито только в реальном контакте с другим человеком или какой-либо ситуацией. Способность различать и нести ответственность за свои «да» и «нет» отличает зрелую, аутентичную личность.
Движение , поза и пластика
Движения, поза и особенности пластики клиента являются значимой информацией для гештальт-терапевта. Классические исследования Вильгельма Райха и Александра Лоуэна показали, что движение и пластика индивидуума занимают центральное место в контакте. Удовлетворение потребностей индивидуума связано также с разнообразной двигательной активностью: еда, движение к другому человеку или от него, жесты влияния или привлечения внимания к себе — все это детально рассказывает нам о нем.
Центральными параметрами пластики являются устойчивость (опороспособность), гибкость и подвижность. Для характеристики человеческой устойчивости и независимости бытует выражение «стоять на своих ногах». Пациенты с невротической депрессией нередко производят впечатление угловатых и малоподвижных, их субъективное самоощущение характеризуется снижением устойчивости походки, скованностью и ощущением слабости в ногах («иду как по вате», «не чувствую ног»). Подвижность и поворотливость очень важна для соприкосновения со средой, восприимчивости к тому, что есть, и к тому, что происходит (широкий контекст), а также свободного поиска предмета потребности. Свободная походка устойчива, естественна, энергична и легка.
Когда мы говорим о своем расположении к кому-либо, это обычно означает, что мы открыты и что этот кто-то может к нам подойти близко. И наоборот, обычно чувствуем, что «дальше нельзя», если к нам не расположены.
Движения могут много сказать нам, терапевтам, об истинных чувствах другого. Движения головы из стороны в сторону отрицают заявленную симпатию, энергичные постукивания кулака по коленке отрицают фразу «Я к нему хорошо отношусь», поворот корпуса в сторону двери, возможно, говорит нам «Я хочу уйти отсюда». Но все это должно быть проверено в тот момент, когда появляется и происходит, что восстанавливает доступ к настоящим чувствам. Гештальт-терапевты часто просят клиентов обратить внимание на свои движения, усилить и прочувствовать их, предположить, к кому бы они могли быть направлены, что это означает и чего хочет клиент от этого человека.
Таким образом, необходимо обратить внимание на эти особенные движения и попросить усилить их (амплификация) или придумать эксперимент, который прояснил бы смысл и направленность этих движений (жестов, позы, походки). На одной из сессий тридцатилетняя клиентка, жалующаяся на невнимание мужчин к ней и не удовлетворяющие отношения с ними, обратила внимание на то, что не чувствует своих ног и области груди. Терапевт предложил ей встать и попробовать походить, чувствуя свои ноги и грудь. Когда клиентка обратила внимание на эти области тела, ее походка и пластика чудесным образом изменились. Выпрямилась спина, появилась грудь, походка стала женственной и обращающей на себя внимание. В этом движении было много энергии, естественности и удовольствия для самой клиентки.
Через некоторое время клиентка вспомнила себя очень неуверенной тринадцатилетней девочкой с рано развившимися формами, привлекавшими к себе внимание молодых мужчин. Один из них очень пугал ее, провожая от школы до дома, а пожаловаться отцу, который «держал весь дом в строгости», она не могла. Этот эксперимент обнаружил для нее очень интересные вещи. Так, она поняла, что выбирала себе мужей (клиентка в разводе с двумя мужьями) старше себя и всегда избегала мужчин одного с собой возраста. Ее скованная походка, сутулая спина и свободная одежда во многом были желанием «спрятать от них грудь и ноги», избежать стыда по поводу того, что «мужчины увидят ее тело». Клиентка ушла с желанием потренироваться и «ходить с удовольствием».
Иногда терапевты с удивлением обнаруживают, что сессия идет с большей энергией и эффективностью, если терапевт и пациент стоят. Это дает клиенту большую возможность для ощущения своего тела, опоры на себя, большую легкость в выборе действия, чем сидение, нередко само по себе провоцирующее интеллектуализации. Еще один фокус внимания терапевта — незаконченные движения. Некоторые жесты выглядят так, словно в какой-то момент клиент, не завершив движения, прерывает его. Просьба завершить такие движения приводит к неожиданному результату. Постукивание ногами о пол клиенткой, вяло рассказывающей об отношениях со своим мужем, превращается в страстный степ с осознаванием энергии своей ревности, возмущением его изменами и изменением позиции по отношению к его поведению. Мгновенное (как бы тайком) поглаживание себя по волосам — в осознавание своего желания быть любимой, а удерживание кистью горла — в попытку сначала задушить себя, чтобы не сказать терапевту о своих чувствах.
Конечно же, это только отдельные моменты сессий, но фокусирование на них приводит к прочувствованию актуальных движений, их завершению и нередко — к восстановлению в памяти незавершенных ситуаций в прошлом. В результате у клиента появляется возможность проработать восстановленную ситуацию и завершить ее.
Речь
Интонация, голос и речь также относятся к способам контакта. Маленький ребенок заявляет о своих потребностях^ помощью крика и плача, взрослый может рассказать кому-то о себе или попросить о чем-то. Кроме содержания того, что сказано, имеет значение и интонация, с помощью которой мы определяем истинные смыслы сказанного.
Голос имеет не только прямой смысл, но и метафорический, переносный. Голосовать — означает выразить свои политические предпочтения или привлечь к себе внимание водителя на дороге, «свой голос» означает аутентичность в выражении себя, голосить — значит громко выражать свое страдание или другие чувства. Это основное средство человеческой коммуникации может быть по-настоящему выразительным и творческим, примером чему является пение и сценическая речь, поэзия, проза и ораторское искусство.
Голос человека дает существенную информацию о его состоянии: надтреснутый голос, больной голос, механический голос, живой голос, монотонный голос и т. п. Терапевт, который слышит интонации, может; повторить их и помочь услышать клиенту. Так, терапевт, слушая рассказ клиентки о своей жизни, уловил в ее интонациях тщательно подавляемое «поскуливание». Он повторил интонацию и клиентка услышала ее. Он попросил клиентку «поскулить на луну», не сдерживая себя, и клиентка впервые смогла выразить свою печаль.
Некоторые особенности голоса могут способствовать контакту, а некоторые препятствуют ему. Важно, как звучит этот голос, каков его тембр. Металл в голосе может быть полезным для дела, но не для общения. Начальственный смех не побуждает других искренне присоединиться к нему. Не достигает ушей другого человека слишком тихий или невыразительный голос, люди быстро перестают слышать монотонный голос или голос «профессионального нищего», а от слишком громкого и энергичного бегут, не успев услышать, что сказано. Монотонный или слишком тихий голос (голос, в котором трудно распознать какие-либо интонации) может рассматриваться как повод для выяснения того, какие интонации в нем скрываются или дремлют, какие чувства они выражают. Потребность в выражении чувств будет блокирована до той поры, пока один из каналов их выражения — интонация — не будет свободен.
Особенности голоса — это еще и особенности функции дыхания. В некоторые моменты сессии (например, когда клиент обращается с просьбой к своей матери) голос его звучит глухо, напряженно и поверхностно, как будто человек при этом не дышит и в формировании звука не участвуют естественные резонаторы — грудная клетка и носовые пазухи. Экспериментируя с голосом, можно побудить клиента говорить, поддерживая свою речь дыханием. Изменения тембра и высоты голоса, а также собственного состояния при этом, всегда поразительны. Поэтому наблюдения терапевта за тем, как клиент говорит, имеют существенное значение для эффективной терапии.
«Речь представляет собой хороший контакт, когда она обладает энергией и создает структуру из трех грамматических персон: Я (говорящий), Ты (тот, к кому обращена речь) и Оно (предмет, о котором идет речь)», — пишет Ф. Перлз (PHG, 2001). Итак, чтобы достичь хорошего контакта, говорящий должен (1) выражать себя, (2) быть направленным к кому-то и (3) говорить о чем-то.
Язык может быть простым и сложным, открытым и не дающим другому человеку понять, что от него хотят, эмоциональным и сухим. В тот момент, когда слово становится событием, подлинным в своей смысловой уникальности, наша речь достигает не ушей, а души другого человека. Обрести такую способность — косвенная задача любой терапии. Косвенной она является потому, что клиент приходит обычно с другим запросом, удовлетворению которого в определенной степени мешают языковые привычки. Среди таких языковых привычек можно назвать склонность говорить «это» вместо «я», высказываться о себе самом, употребляя местоимение «ты», постоянно выражать оценочные суждения или рассказывать бесконечные истории, переходящие одна в другую.
Некоторые клиенты говорят так много, что слушающий терапевт очень быстро теряет нить повествования и запутывается в том, что же клиент хочет ему сказать. Делая отчаянные попытки не утонуть в этом море слов, наивный терапевт задает проясняющие вопросы, на каждый из которых получает столь же пространный ответ. Иногда полезно попросить клиента сформулировать то, что он хочет донести до терапевта, во фразе из 5 — 7 слов и пользоваться этим приемом до тех пор, пока клиент не обучится находить главное в своем высказывании и выражать его.
Классической стала и обычная просьба гештальт-терапевта к клиенту переформулировать вопросы в утверждения для получения реального, а не скрытого сообщения. Избегание самовыражения, заключающееся в бесконечных вопросах другим, вполне преодолимо и содержит в себе очень интересные вещи — от сдерживаемого таким образом раздражения до желания спрятаться и не быть пойманным. Один из клиентов, смеясь, рассказал, что приобрел эту привычку в контакте с отцом, чтобы избежать его расспросов, заканчивающихся обычно нотациями. Когда он задавал отцу вопросы, у того создавалось впечатление, что он «выполнил свою воспитательную функцию», а ребенку удавалось тем самым оградить себя от его вторжения.
Имеет значение и направленность речи. Многие речевые сообщения как бы не имеют адресата, будучи высказанными в пространство. Неизменное побуждение клиента к направлению речи в чей-то адрес дает возможность продолжить прерванный контакт со своей потребностью или действием по отношению к ней.
Иногда терапевт просто не может пробиться через джунгли абстракций и фраз, изобилующих словами «это» и не имеющих местоимений (в особенности «я»). Необходимо приложить большие усилия, для того чтобы понять, какие конкретные чувства или действия имеет в виду клиент, кто и что чувствует и делает. Очевидное и явно признаваемое «ничего не понимаю» помогает последнему стать более ясным для себя и других.
Еще одна сложность — это клиентские «не знаю» и «не уверен». Реальное незнание здесь часто совсем не при чем, и эти слова могут означать что угодно — от «протестую», до «не хочу» и «боюсь». Какую функцию выполняют эти слова у клиента, поможет прояснить он сам и наблюдения терапевта. Заменяя привычное безответственное «не знаю» на «не хочу» или «не буду», клиентучится отказывать другим и быть ответственным.
Вкус и обоняние
В современном обществе этим способам контакта отведена второстепенная роль. В терапии мы тоже обходимся без употребления этих способов контакта в прямом значении. Но слово «нкус» давно стало метафорой. «Хороший вкус» — признак утонченности, «предвкушение» относится не только к еде, но и к любой разновидности удовольствия, «попробовать на вкус» означает сориентироваться по отношению к чему-либо, понять, насколько это интересно. Мы говорим, что у кого-то есть «вкус к жизни» и имеем в виду, что этот человек с интересом относится к людям и к тому, что с ним происходит, а также умеет получать от этого удовольствие. В данном случае он близок по смыслу к аппетиту.
Первоначально же эти способы относились больше к контакту с пищей и служили для распознавания того, что может быть проглочено и ассимилировано для удовольствия и роста организма и без болезненных последствий для него. Вкус дается человеку от рождения. Даже грудной ребенок отличает на вкус молоко своей матери и кормилицы. В процессе роста вкус дифференцируется (параллельно с дифференциацией эмоций) и индивидуализируется, появляются вкусовые пристрастия.
Метафорически мы можем рассуждать о том же самом, но по отношению к человеческим контактам, восприятию мира, искусства. Вкус — это способность к различению. Дифференцированный вкус позволяет человеку выбирать то, что нравится ему самому, а не довольствоваться тем, что выбрали за него другие. Восстановление способности к различению — это путь к восстановлению полноценного контакта с окружающей средой. Наслаждение и отвращение появляются тогда, когда человек сначала пробует, принимая или отвергая. Между тем долгие годы слово «гурман» в не отличавшемся вкусовым разнообразием советском обществе приобрело смысловой оттенок капризности и избалованности. Всем известно, что «каша — здоровая пища» и дети должны съесть все, что предлагают им родители.
Вот клиент жалуется на то, что никак не начинает свои дела, тянет и делает все в последний момент, «скопом», как будто глотает кусок целиком без пережевывания, ощущения ее вкуса и запаха, различения нюансов. Он затрудняется сказать, что ему делать интересно, а что нет, эта категория не рассматривается как таковая, он ест «что дают» и не различает вкуса (если бы различал, возможно, пришлось бы осознать отвращение). Терапевт спрашивает его: «Что происходит перед тем, как Вы должны начать?». Оказывается, что клиент заранее знает, что будет дальше (и это, конечно же, «плохо»), что прерывает процесс ориентировки в деталях процесса. Момент предвкушения, опробования дела на вкус (различение «нравится — не нравится») отсутствует. Эксперимент, предложенный терапевтом, состоял в следующем: клиент должен был попробовать несколько видов пищи, взять по кусочку в рот, пожевать и ощутить вкус, а затем выбрать то, что ему вкусно именно сейчас. Можно было попробовать сочетания продуктов и определить, какие из них вкуснее. И только затем можно было выбрать то, чем позавтракать. Клиент обнаружил, что такие действия существенно замедляли темп его жизни, но значительно увеличивали удовольствие от нее и даже повышали цветность восприятия окружающего. У него появилось собственное желание рассмотреть свою проблему уже не метафорически, а пробовать различные дела, определяя, подходят они ему или нет.
Обоняние в обществе подвергается самой суровой дискриминации. «Плохо пахнет изо рта» — почти приговор, стерильность рассматривается как достоинство, приветствуются запахи духов, преимущественно модных. Если смотреть, слушать и двигаться можно (согласно определенным правилам), прикасаться можно иногда, то принюхиваться совершенно неприлично («вынюхивать» — собирать сведения — плохо, «собачий нюх» — тоже не вполне позитивная метафора). Принюхиваться можно только к пище. Допускается и слегка повести ноздрями, и замереть в восхищении от запаха дамских духов. Естественные запахи человеческого тела уничтожаются и заменяются на искусственные, допустимые.
Между тем ориентировка в запахе, исходящем от другого человека, необходима для физического сближения и развития сексуальных отношений. Запах тела сексуального партнера способен приносить большое удовольствие и быть частью физической жизни. «Парфюмер» Патрика Зюскинда восстанавливает справедливость в отношении роли обоняния (правда, художественным путем) в жизни людей, привлекая внимание читателя к запахам и описывая их удивительно разнообразно и красочно.
ЦИКЛ КОНТАКТА
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 671; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!