КРАТКИЕ БИОГРАФИИ КЛАССИКОВ , СОВРЕМЕННИКОВ



И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ

ЛаураПерлз( Лора Познер , 1905 -1991)

Родилась в 1905 году в Германии. Вначале Лаура хотела быть юристом, но благодаря лекциям гештальт-психолога А. Гельба, ко­торые произвели на нее большое впечатление, увлеклась психологией. Психологию она изучала в университете Франкфурта и по­лучила докторскую степень. Среди ее учителей были также Курт Гольдштейн (автор классической книги «Организм»), Макс Вер-геймер, философы Пауль Тиллих и Мартин Бубер.

Лаура (Лора Познер) встретила Ф. Перлза, когда они оба работа­ли Психологическом институте Франкфурта, где в то время он был ассистентом у Курта Гольдштейна. После завершения своего обра­зования она изучала психоанализ и позднее начала психоаналити­ческую практику в Берлине под супервизией Отго Фенихеля. Жизнь и работа в Германии были прерваны приходом к власти нацистов, и в 1933 году Лаура с мужем уехали в Амстердам, надеясь получить иммиграционную визу в США. Однако в визе им отказали, а полити­ческая ситуация в Европе продолжала ухудшаться.

И тогда английский психоаналитик Эрнст Джонс помог им эмиг­рировать в Южную Африку. Там они оба создали аналитическую практику, и результатом их обсуждений и споров стала книга «Эго, голод и агрессия», которая была опубликована в ЮАР, а затем и в США. Именно эта книга стала предвестником появления нового fнаправления психотерапии. По словам Лауры, в этой книге был сделан шаг от «историко-археологического фрейдистского психо­анализа» к экзистенциально-опытной точке зрения на психотера­пию, от интерпретации — к прямому осознаванию «здесь и сей­час» и холистическому подходу.

В 1946 и 1947 годах супруги поочередно эмигрируют в США. В 1952 году они основывают Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, где работают над концепцией нового метода вместе с Полом Гудменом, Полом Вейсом, Изидором Фромом и др. В то время как Перлз занимался пропагандой нового метода среди психологов и психиатров, предпринимая демонстрационные тур­не по Калифорнии и Флориде, Лаура постоянно работала в ин­ституте, проводя индивидуальную терапию и обучающие семи­нары (первая обучающая программа началась в 1952 году). В это время она занимала пост президента Нью-Йоркского института гештальт-терапии.

Институт был открыт для психологов, врачей, философов и всех тех, кто хотел познакомиться с новым методом терапии. Ее работа с долговременными обучающими программами закончилась только в середине 1980-х годов. К сожалению, как и большинство блестя­щих терапевтов-практиков, она почти не оставила статей, где были бы изложены ее идеи. Имеются только несколько рукописных ста­тей, описаний случаев и интервью.

 

Пол Гудмен (1911 - 1972)

Благодаря этому человеку гештальт-терапия обрела стройную теорию. Вместе с Ф. и Л. Перлз он приложил усилия для разработ­ки терапевтического метода, включающего в себя несколько фило­софских, методологических и терапевтических направлений ев­ропейского, американского и восточного происхождения, «кото­рые вместе составили новый Гештальт, где целое отлично от про­стой суммы его частей (С. иА. Гингеры, 1999).

Родился в Нью-Йорке в 1911 году. Его отец покинул семью, когда Пол был еще ребенком. Рос он без особого присмотра со стороны старших, но в интеллектуально богатой атмосфере го­родского еврейского сообщества. Широкое образование Пола во многом было его собственной заслугой — и в детстве, игв юности его интересовали книги, музеи, библиотеки. Он закончил Сити Колледж и затем посещал занятия в университете Колумбия и Гарварде. Позже по рекомендации одного из профессоров был приглашен на преподавательскую должность в университет Чи­каго, но вскоре ушел оттуда.

Затем Гудмен женился, и следующий отрезок жизни был во мно­гом посвящен добыванию средств к существованию для семьи. В этот период он воспринимал себя как творческую личность и на­писал большое количество стихов, пьес и коротких рассказов, но из-за очень авангардного стиля почти не встречал понимания. К середине жизни Гудмен подошел в статусе маргинального писа­теля, который должен зарабатывать деньги и растить троих детей. Гудмен устал, и этот статус уже не устраивал его. В это время он встретил Ф. Перлза, идеи которого показались ему очень продук­тивными. Их сотрудничество продолжилось, когда Перлз предло­жил ему редактировать рукопись книги «Гештальт-терапия».

В 1960 году в издательстве «Рэндом Хауз» вышла его новая кни­га «Вырастая абсурдно», которая имела гигантский успех, так как ее выход (в нескольких издательствах!) совпал с бунтом молодежи против существовавших в 50-х годах общественных традиций. В каком-то смысле на короткое время П. Гудмен стал идейным ли­дером молодежного движения. К середине шестидесятых он вос­требован, пишет по книге в год, сотрудничает с Ф. Перлзом, про­должая разрабатывать теорию гештальт-терапии, обучает психо­логов. По воспоминаниям И. Польстера, обучавшегося на его семинарах, П. Гудмен был «простой и очаровательно-возмутитель­ный», провокативный терапевт и прекрасный рассказчик.

В 1967 трагически погиб сын Гудмена — Мэтью, и это горе се­рьезно повлияло на его здоровье. По словам друзей, Гудмен так и не оправился от депрессии. Он умер от сердечного приступа в ав­густе 1972 года.

Изидор Фром

Родился в Саус Бенд в Индиане, обучался в университете Батле-ра в Индиаполисе и Калифорнийском университете в Лос-Андже­лесе. Теоретик и практик в области гештальт-терапии, он сотруд­ничал с Ф. Перлзом. Фром познакомился с Перлзом в 1945 году, когда приехал в Нью-Йорк в Новую школу социальных исследова­ний. В это время у него появилась потребность в собственной пси­хотерапии (тогда психотерапия практически равнялась психоана­лизу), и он начал поиски психоаналитика. Дело осложнялось тем, что доходы Фрома не соответствовали тогдашней таксе на эти ус­луги, и ему порекомендовали психотерапевта, который недавно вернулся из Южной Африки и нуждался в клиентах. Сам И. Фром в своем интервью Д. Розенблатту рассказывал, что Ф. Перлз внача­ле отказал ему, а затем взял в терапию исключительно по той при­чине, что Фром ранее изучал феноменологию.

Впоследствии Фром был клиентом Лауры Перлз, терапевтичес­кий стиль которой произвел на него глубокое впечатление. В отли­чие от психоаналитиков того времени Лаура находилась в прямом контакте с ним (психоаналитики обычно сидели так, чтобы клиент не мог их видеть), обращала внимание на его телесные реакции, была очень поддерживающей.

Затем И. Фром уехал в Европу, а когда вернулся и вновь встре­тился с Ф. Перлзом, тот порекомендовал его как терапевта двум пациентам в Калифорнии. Фром был изумлен этим предложени­ем, но принял его, хотя и не был уверен в том, что собирается свя­зать свою жизнь с психотерапией. Заинтересовавшую его руко­пись «Гештальт-терапии» И. Фром видел еще в Калифорнии, а ког­да через некоторое время он вновь приехал в Нью-Йорк, то вместе с Ф. Перлзом, Полом Вейсом, Полом Гудменом, Лаурой Перлз и Сильвестром Истменом начал работу в группе, где обсуждались теоретические основы нового метода.

Вместе с Ф. Перлзом и Полом Вейсом Фром участвовал в демон­страционных турне, пропагандируя новый метод, а затем стал тре­нером институтов в Нью-Йорке и Кливленде, где вел теоретические и терапевтические группы для профессионалов, а также инди­видуальную терапию. Посещавший его семинары и проходивший у него индивидуальную терапию Ирвин Польстер характеризовал его как человека, умевшего создавать творческую атмосферу, те­рапевта с уникальной чувствительностью и способностью к пони­манию. Но за пределами терапевтической ситуации или препода­вания он поражал своей способностью не быть ни терапевтом, ни учителем, а просто интересным человеком.

По словам Лауры Перлз, И. Фром был лучшим терапевтом и учителем Гештальт-института в Нью-Йорке. И. Фром редко исполь­зовал «горячий стул» в терапии, предпочитая прямой контакт с кли­ентом. С его точки зрения, рассмотрение трансференции помога­ло «здесь и сейчас» завершать незавершенные ситуации прошло­го. Развивая гештальт-подход, И. Фром предложил рассматривать сновидения клиента после сессии с терапевтом как ретрофлексию того, что происходило (то, что клиент не сказал терапевту и говорит себе) и предлагал терапевтам вернуться к предыдущей сессии, связывая контекст сновидения и сессии. Кроме того, он рассмат­ривал сновидения клиента накануне сессии как послание тера­певту по поводу направления данной терапевтической сессии.

Одной из самых интересных стала его концепция типологии опыта человеческого организма в актуальной ситуации. В отличие от многочисленных предшественников, строивших свои типоло­гии на основе постоянных черт личности, И. Фром продемонстри­ровал возможность построения типологии на основе структуры опыта (контакта), модели, релевантной для гештальт-терапии (Muller, 1993). Так, личность с нарциссической структурой опыта описывалась им как личность, воспринимающая здоровую кофлю-энцию как угрозу, особенно в фазе полного контакта (фазы цикла опыта описаны в главе 2). В результате этот страх избегается путем ретрофлексии. Для пациентов с психотической структурой опыта характерно специфическое нарушение ид-функции, а у клиентов с истерической структурой опыта потеря эго-функции происхо­дит за счет конфлюэнции и интроёкции. Эта работа Фрома не была окончена, однако его модель может быть использована как в диаг­ностических, так и терапевтических целях.

«Несмотря на обширные знания, он не принимал себя всерьез. Напротив, он не выносил чопорности и претенциозности и мог про­демонстрировать остроту своего языка по отношению к таким лю­дям. С ним можно было смеяться, шутить, сидеть наедине с ним или в маленькой компании за тщательно накрытым столом с изысканными блюдами, обсуждая при этом современное воспроизве­дение Платоновских симпозиумов. Его дружба была непогреши­мой и взаимной. И те, кто имели счастье близко знать его, очень его любили», — такие теплые слова писали о И. Фроме его ученики (Н. К. Салате). Умер И. Фром в Нью-Йорке в возрасте 75 лет.

Пол Вейсс

Член знаменитой первой дискуссионной группы Ф. Перлза, один из разработчиков теории гештальт-терапии. Вначале он был известен как биолог и биохимик, затем, заинтересовавшись но­вым методом психотерапии, внес большой вклад в разработку новой концепции. Вейсс познакомился с Перлзом через свою жену, которая, будучи психиатром, работала вместе с ним. По сло­вам Лауры Перлз, Пол Вейсс был прирожденным учителем и ши­роко образованным человеком, сыпавшим без особого усилия на­блюдениями, теориями и шутками из своего неистощимого вооб­ражения и запаса знаний, охватывающего алхимию и биологию, экологию и математику, волшебные сказки и философию, кабба­лу и дзен-буддизм.

Пол Вейсс был преподавателем в группе, где обучались извест­ные впоследствии гештальт-терапевты и тренеры: И. и М. Польсте-ры, Э. Кепнер, С. и Э. Невис, Р. Фанц, Дж. Зинкер, Б. Уорнер. По воспоминаниям И. Польстера, Пол Вейсс был очень чувствитель­ным и тщательным терапевтом, который аккуратно «двигался вме­сте с личностью от одного ощущения к другому». К сожалению, П. Вейсс рано умер и не оставил после себя какого-либо письмен­ного наследия.

Ирвини Мириам Польстеры

Ирвин Польстер — доктор психологии, основал и много лет ра­ботал на факультете тренинга Гештальт-института Кливленда, про­водя семинары и обучающие программы по гештальт-терапии. С Перлзом Ирвин Польстер познакомился в 1951 году, когда занялся частной психотерапевтической практикой и супервизор-ской работой в университете Кливленда. К этому времени И. Польстер уже имел степень доктора психологии и небольшой стаж преподавательской и клинической работы в университете. Желание заняться гештальт-терапией возникло у него после посе­щения семинара, где Ф. Перлз работал с группой, демонстрируя новый метод терапии. В своем интервью (Д. Розенблатту) Польстер рассказал о том глубоком впечатлении, которое на него произвеларабота Перлза и глубина личного опыта участников группы. Осо­бенно поразила его способность Ф. Перлза создавать напряжение, которое было очень живым, и в эти моменты, по словам Ирвина, «мир мог меняться». С обучающейся группой, участником которой был Польстер, работали Фриц и Лаура Перлз, Пол Вейс, Пол Гуд-мен, Изидор Фром.

Вместе со своей женой Мириам Ирвин Польстер написал став­шую уже классической и переведенную на русский язык книгу «Интегрированная гештальт-терапия». Ими был выделен и изучен такой механизм прерывания контакта как дефлексия — уклонение от контакта.

Джозеф Зинкер

Джозеф Зинкер известен профессиональному гештальт-сооб-ществу как специалист в области работы с супружескими парами и разработки творческого эксперимента в индивидуальной, семей­ной и групповой терапии. Он основатель и директор Гештальт-ин-титута в Кливленде, один из наиболее известных в мире препода­вателей гештальт-терапии.

Родился Зинкер в 1934 году в Польше. В годы Второй мировой войны он потерял почти всех своих родных. Однако он сам, его родители и брат спаслись, оказавшись беженцами и побывав даже в Узбекистане. После войны он и его семья провели четыре года в лагерях для перемещенных лиц в Польше и Германии. В 1949 г. Зинкер эмигрировал в США. В университете Нью-Йорка он изу­чал изобразительное искусство, психологию и литературу. Заин­тересовавшись феноменологией и экзистенциализмом, закончил аспирантуру в Вестерн Резерв университете Кливленда, где изу­чал теорию познания и клиническую психологию.

В 1958 году, будучи аспирантом, Зинкер начал посещать лек­ции первых гештальт-терапевтов в Кливленде, его первыми учи­телями были Фриц и Лаура Перлз, Гудман и Фром. Эта группа выросла в Гештальт-институт Кливленда, где Зинкер возглавлял факультет. В 1963 году он получил докторскую степень за иссле­дование личностного роста при неизлечимых заболеваниях. Дис­сертация легла в основу его первой публикации — «Роза Ли: мо­тивация и кризис умирания» (Rose Lee: Motivation and Crysis of Dying, 1966). Позже Зинкер стал автором известных монографий «Творческий процесс в гештальт-терапии» и «В поисках хорошей формы», последняя представляет собой описание гештальт-под-хода в терапевтической работе с супружескими парами и семья ми. Его исследовательский интерес касается эстетики, искусства и терапии, человеческих взаимоотношений.

Художник, писатель, поэт и преподаватель, отец двух дочерей-художниц, частнопрактикующий гештальт-терапевт, популярный лектор и тренер, путешественник — вот далеко неполный пере­чень его ипостасей. Его клинические интересы находятся в сфере эстетики и психологии человеческих взаимоотношений. Живет Зинкер в Кливленд Хайтсе, штат Огайо.

Сержи Анн Гингеры

Основатели Парижской школы гештальта, Французского обще­ства гештальта, авторы книги «Гештальт-терапия контакта». Серж Гингер — президент GORGE — Международной федерации орга­низаций, преподающих гештальт, вице-президент Французской национальной федерации психотерапии, член правления Европей­ской ассоциации психотерапии.

Гордон Випер

Старший сотрудник гештальт-института в Кливленде, директор «Gestalt Press», частнопрактикующий клиницист, консультант и тренер. Автор множества статей и книг в области гештальт-подхо-да. Наиболее известные его работы — «За пределами индивидуа­лизма: к новому пониманию self», «Голос стыда», «Сущность раз­вития: гештальт подход к работе детьми, подростками и их миром», «Пересмотренный гештальт».

Сильвия Флеминг Крокер

Гештальт-терапевт, консультант и тренер из Вайоминга. По об­разованию философ и преподаватель философии, затем начала изучать психологию. Обучалась в группе Ирвина и Мириам Польстеров в Лос-Анджелесе и Европе. Является одним из основа­телей Ассоциации продвижения гештальт-терапии, возглавляет комитет по развитию теории гештальт-терапии. Автор многочис­ленных статей и книги «Хорошо прожитая жизнь: вопросы геш­тальт-терапии».

Роберт Резник

Доктор философии, старший преподаватель в Лос-Анджелес-ском институте гештальт-терапии. Проходил обучение у Ф. Перл-за и Дж. Симкина. В настоящее время занимается международной практикой, читает лекции и проводит семинары в Европе. Является членом программного комитета Ассоциации продвижения геш-тальт-терапии, входит в редколлегию журнала «Гештальт-ревю».

МИРОВЫЕ ШКОЛЫ ГЕШТАЛЬТА И РАЗВИТИЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИВРОССИИ[10]

Итак, гештальт-терапия берет свое начало от идей Ф.Перлза, изложенных в книге «Эго, голод и агрессия» и продолжает разви­ваться уже в Нью-Йорке, где существенный вклад в появление новой теории вносят Пол Гудмен и в дальнейшем дискуссионная группа, включавшая Ф. и Л. Перлза, П. Гудмена, П. Вейса, И. Фрома, Дж. Симкина, Э. Шапиро и С. Истмена. Внедрение нового мето­да встретило большие сложности, связанные с господством психо­анализа и противодействием психоаналитических ассоциаций, что потребовало больших усилий от разработчиков гешталЬт-терапии. Первая обучающая программа по гештальт-терапии началась в Кливленде только в 1966 году, впоследствии там преподавали И. и М. Польстеры, Дж. Зинкер, Э. и С. Невис, Дж. Латнер и др.

Через 12 лет (уже в Калифорнии) популярность нового подхода среди профессионалов становится очевидной, и с этого времени в США стали развиваться три направления, которые С. и А. Гингеры (1999) обозначили следующим образом:

• «Головной Гештальт с опорой на вербальный уровень» — опирается на работы П. Гудмана и И. Фрома (Нью-Йорк, Бос­тон, Квебек):

• «Сердечный Гештальт» — эмоционально и социально на­правленный (в Кливленде);

• «Нутряной Гештальт» — эмоциональный, телесный, груп­повой (на Западном побережье, в Калифорнии: в Эсалене, Сан-Франциско и Лос-Анжелесе).

С 1972 по 1976 год гештальт-институты открываются почти во всех крупных города Соединенных Штатов Америки, где в настоя­щее время ежегодно получают образование сотни новых гештальт-терапевтов.

В Европе гештальт-терапия появилась в начале 1970-х годов и началась с поездок французских психологов в Соединенные Шта­ты. Гештальт-терапевтами С. и А. Гингерами была основана Париж­ская школа гештальта — самая первая обучающая программа, раз­работанная французами. В 1981 г. по инициативе С. Гингера было создано Французское общество гештальта и с этого времени геш-тальт-терапия во Франции переходит на легальное положение (Гин-геры, 1999). Затем появляются обучающие программы в Бордо и Гре­нобле (Жан-Мари Робин, Агнес Делакруа), включающие около шес­тисот часов тренинга в течение 3 — 4 лет. Появились бюллетень и журнал, семинары и съезды гештальтистов, гештальт-терапия ста­ла предметом курсовых и дипломных работ в университетах.

В России в эпоху застоя психотерапия носила в основном сугге­стивный или директивный характер и соответствовала особеннос­тям тоталитарного общества. Гештальт-терапия, как экзистенци­ально-гуманистическое направление могла появиться лишь в по­сттоталитарном обществе. Д. Хломов и Н. Долгополов (1994) выде­лили четыре этапа развития гештальт-сообщества в России:

1. Использование отдельных гештальт-приемов и техник пси­хологами и психотерапевтами, получившими общее представле­ние о гештальт-подходе на международных конференциях и семи­нарах (1960—1980 гг.).

2. Систематическое обучение гештальт-терапии и гештальт-консультированию — программы в Москве (конец 80-х — начало 90-х годов).

3. Начало подготовки российскими сертифицированными гештальт-терапевтами новых гештальт-терапевтов и консультан­тов. Появление специализированной научно-практической орга­низации — Московского Гештальт-Института.

4. Организация Московским Гештальт-Институтом долго­срочной программы «Совершенствование в гештальт-терапии» (тренер Жан-Мари Робин) для подготовки тренеров. Создание геш-тальт-центров в Воронеже, Санкт-Петербурге, Риге и т.д.

В настоящее время можно добавить еще два этапа, характери­зующиеся (1) появлением нескольких крупных гештальт-инсти-тутов (Московский Гештальт-Институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования, Московский институт гештальта и психодрамы, Санкт-Петербургский институт геш­тальта), (2) организацией и бурным развитием гештальт-центров в других городах России и странах ближнего зарубежья (Минске, Ульяновске, Воронеже, Екатеринбурге, Тольятти, Днепропетров­ске, Одессе, Казани и др.)

В Москве появление первой обучающей программы было свя­зано с созданием первой общественной организации — Ассоциа­ции психологов практиков (АПП). АПП организовала программу обучения по стандарту Института Фрица Перлза (Гамбург). Сотруд ники этого института Сигрид Папе и Вилфрид Шлей вели эту про­грамму в течение четырех лет (с 1991 по 1994 год). Параллельно шли другие программы — Томаса Бунгарта из Гештальт-института Франкфурта-на-Майне и Роя Парсонса из США. Затем некоторые участники первых программ получили дальнейшее образование в области гештальт-терапии под руководством Жана-Мари Робина (Французский гештальт-институт).

Параллельно начинают развиваться обучающие программы в других городах России, появляются сертифицированные гештальт-терапевты, а программы обучения постепенно приводятся в соот­ветствие со стандартами Европейской ассоциации гештальт-тера­пии. Затем в Москве и Санкт-Петербурге появляются новые геш-тальт-институты, в настоящий момент активно работают Московс­кий Гештальт-Институт (директор Даниил Хломов), Московский институт гештальт-терапии и консультирования (директор Олег Немиринский), Московский институт гештальта и психодрамы (ди­ректор Нифонт Долгополов), Санкт-Петербургский институт геш­тальта, Институт групповой и семейной психологии и психотера­пии (выделены институты, имеющие официальные программы обучения по гештальт-терапии, помещенные в Internet). Выпуск­ники этих институтов уже организовали большое количество пси­хологических и психотерапевтических гештальт-центров, ориен­тированных на практическую групповую и индивидуальную рабо­ту с психосоматическими симптомами и зависимостями, парами и семьями, проблемами общения и депрессиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воллен Р. Гештальт-терапия и гештальт-психология // Гештальт-2003: Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 2003.

2. Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — С-Пб: Специаль­ная литература, 199$.

3. Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. — С-Пб.: Сенсор, 2000.

4. Парлетт М. Гештальт-терапия: принципы, точки зрения и перспекти­вы. Интервью с Робертом Резником. — http://www.gestalt.ru/ reznik.htm.

5. Перлз Ф. Хронология жизни. — http://web.psychology.ru/yarkov/ psychotherapy/fperls.htm.

6. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.

7. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. — М.: Смысл, 2000.

8. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитар­ных исследований, 2001.

9. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

10. Ромек Е. А. Феноменологический метод и дилемма психиатрии: Бис-вангер и Гуссерль // Вопросы философии, 2001, № 11. С. 80 —91.

11. Салате Н. К. Слово, гласящее, что гештальт себя убил // Гештальт-94. С. 6-7.

12. Степанов С. Фриц Перлз // Школьный психолог, 2000, № 38, с. 3. (http:/ /archive/1 september.ru/psy/2000/38/3/htm).

13. Хломов Д. Н., Долгополов Н. Б. Фигура гештальта в России // Мос­ковский психотерапевтический журнал, 1994, № 3. С. 7 — 16.

14 Хломов Д Н. Гештальт-терапия как практическая философия (пр. эссе) // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3. С. 17 — 23.

15. Хломов Д. Н. Гештальт-терапия // Основные направления современ­ной психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2000. С. 343 — 371.

16. Хломов Д. Н. Вступительное слово // Эго, голод и агрессия. — М.: Смысл, 2000. С. 5-18.

17. Barlow A.R. (1981) Gestalt-antecedent influence or historical accident. The Gestalt Journal, V. IV, N.2. - http://www.gestalt.org/Barlow.htm.

18. Benking H. Is there a single-eyed or domain-centered wholeness? Wholeness electronic seminar discussion. — http://www.newciv.

. org/ISSS_Primer/asem03sd.html.

19. Bowman C, Brownell P. Prelude to Contemporary Gestalt Therapy. Gestalt, 2000, 4(3). - http://www.g-g.org/gej/4-3)prelude.html.

20. Daniels V. Straddling the Boundary Between Gestalt Therapy and Psycho-drama. Gestalt, V. 6, N 2. — http://www.g-g.org/gej/6-2/working corner.html.

21. Fitzgerald J. Paul Goodman Biography, —http://www.pitzer.edu/~dward/ Anarchist__Archives/bright/Goodman/Goodman-bio.html.

22. Henle M. (1986) Gestalt Psychology and Gestalt Therapy. In All That: Essays in Theory, and History of Psychology. New-York, Columbia University Press. — http://enabling.org/ia/gestalt/henle.htm.

23. History of the New-York Institute for Gestalt Therapy. — http://www.gg.-org/nyigh/history.html.

24. Litt S. Laura Perls: Co-Founder of Gestal Therapy. — http://www. positivehealth.com/permit/Articles/Regular/litt50.htm.

25. Litt S. (1997) Gestalt Therapy and Humanistic Psychology. - http:// www.positivehealth.com/permit/Articles/Mind_Matters/litt53.htm.

26. Lester S. (1999) An introduction to phenomenological research. Electronic publication. — http://www.devmts.demon.co.uk/resmethy.htm.

27. Muller B. (1993) Isadore Fromys Contribution to the Theory and Practice of Gestalt Therapy. — http://www.hipernet.ufsc.br/forums/gestalt/ documentos/textos/en5.htm.

28. Perls F.S. Ego, Hunger and Aggression. — New York: Random House, 1969.

29. Perls F.S. The Gestalt Approach and Eye Witness to Therapy. — New York: Science and Behavior Books, 1973.

30. Perls F.S., Hefferline R., Goodman P. (1977) Excitement and Grows in the Human Personality. — New York: Gestalt Journal Press.

31. Rosenfeld E. An Oral History of Gestalt Therapy, Part 1: A Conversation with Laura Perls. - The Gestalt Journal, Vol. 1, № 1, 1978.

32. Sherrill R.E. Gestalt-therapy and Gestalt psychology. — http://www. gestalt.org/sherrill.htm.

33. Rosenblatt D. Interview with Laura Perls. - The Gestalt Journal, Vol. XIV, N1, 1984.

34. Rosenblatt D. A Conversation with Isadore From. — The Gestalt Journal, Vol. 1,№2, 1978.

35. Wulf R. (1996) The Historical Roots of Gestalt Therapy Theory. - http:// www.gestalt.org/wulf.htm.

36. Wysong J. (1978) An Oral History of Gestalt Therapy, Part 3: A Conver­sation with Erving and Miriam Polster. — http://www.gestalt.org/ postview.htm.

37. Wysong J. (1985) An Oral History of Gestalt Therapy, Part 4. A Conver­sation with Elliott Shapiro — http://www.gestalt.org/shapiro.htm.

38. Smith E. W. L. The Roots of Gestalt Therapy. In The Growing Edge of Gestalt Therapy. - The Gestalt Journal Press, Inc , 1976, 1977, P. 3-36.

 

 

ГЛАВА 2


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 701; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!