Рольвнимания , осознавания и опыта . Принцип «здесь и сейчас»



Внимание в гештальт-терапии является очень важным, посколь­ку гештальт-терапевт обычно прилагает усилия к тому, чтобы на­править внимание индивидуума на происходящее. Внимание, по Перлзу, — это обдуманный путь выслушивания или заботы о фоне, а перцепция — это функция фигура-фон отношений и прямой ре­зультат фокуса внимания (активности). Внимание усиливает процесс, лежащий в основе перцепции объекта. Наряду с контак­том и экспериментом осознавание и опыт (experience) — фунда­ментальный принцип гештальт-терапии. Акцент на «сейчас» со­держится даже в определении гештальт-психологии «как иссле­дования непосредственного опыта целостного организма» (Магх andTillix, 1973, цит. по: Barlow, 1981).

Вслед за гештальт-психологами Перлз полагал, что «сейчас = опыту = осознаванию = реальности». Только осознавание есть «здесь и сейчас», даже если осознается прошлое (воспоминания) или будущее (предположения). Поскольку воспоминания или фан­тазии о будущем у клиентов часто захватывают настоящее, теоре­тик и практик гештальт-терапии Клаудио Нараньо предположил, что целью гештальт-терапии может быть «субординация этих мыс­лительных форм жизни». Любые техники в гештальт-терапии ба­зируются на развитии континуума осознавания — терапевт побуж­дает клиента к осознаванию. Многие люди прерывают осознава­ние в тот момент, когда им становится неприятно, и избегают его, используя защитные механизмы, такие, как интеллектуализация, отказ, дефлексия, уход в прошлое или фантазии о будущем и дру­гие «приспособительные» стратегии. Когда внимание и осознава­ние работают вместе, у клиента появляется опыт «сейчас» и ему становятся доступными многие выборы.

Концепция равновесияв гештальт - психологии и гештальт - терапии

Это одна из более философски ориентированных концепций гештальт-психологии и гештальт-терапии. Перцептивное поле и лежащее в его основе кортикальное поле рассматриваются как динамическое целое, тяготеющее к равновесию. Когда оно прихо­дит в беспорядок под действием каких-либо новых сил, динамичес­кое целое способно регулировать и устанавливать новое равнове­сие. В основе этого явления лежит фундаментальное свойство пер­цепции — тенденция к стабильности результатов перцепции, которые могут оставаться настолько стабильными, насколько позво­ляют условия поля.

Ф. Перлз (1973) утверждал, что ощущение социального и психо­логического баланса, как и ощущение физического баланса, явля­ются врожденными. Психологические же трудности возникают вовсе не из желания нарушать равновесие, а из-за плохого руко­водства движением, направленным на его поиск и поддержание.

Холистическая доктрина ,Целостная теория организма и гештальт - терапия

Холизм — это теория, которая предполагает существование «целостности» как фундаментальной характеристики мира. Это касается любых естественных объектов как целостностей, не явля­ющихся простым набором частей. Холистический взгляд рассмат­ривает объекты, не разлагая их на части, на одном уровне или на другом, они представляют собой целостность, которая больше, чем сумма ее частей. Так называемые «части» в действительности не существуют, а являются ментальными аналитическими отличитель­ными особенностями объектов, которые не могут адекватно выра­зить то, что происходит с объектом как «целым».

В чем состоит холистическая доктрина? Во-первых, целостность рассматривается (ментально) как состоящая из частей или элемен­тов, которые могут изменяться (Н. Benking). Для того чтобы быть частью целостности, они должны быть гибкими и подвижными. У части должна быть возможность меняться в зависимости от того, что происходит вне целостности. Для системы различных целост­ностей этот принцип также сохраняется. Во-вторых, так как эле­менты или части соединены и сцеплены в структуре целого, целое может само по себе влиять на них. Целое и части множественно и реципрокно влияют и изменяют друг друга, одни части формиру­ют другие и при этом регулируются целым, которое само по себе зависит от кооперации частей.

Перлз разделял холистическую доктрину, которая утверждает, что человек — это целостность, единый организм (факт, игнориру­емый в то время и психиатрией, и психотерапией). На его взгляды в значительной степени повлияла работа ассистентом у Курта Гольдштейна, который разработал целостную теорию организма, нахо­дящегося в связи с окружающей средой (знаменитая в то время работа «Организм»). Гольдштейн считал необходимым отказаться от дихотомии «ум — тело», «биологическое — психическое», «нор­ма — патология». Вторым человеком, сильно повлиявшим на взгляды Перлза, стал Ян Смуте (в то время премьер-министр ЮАР), ав­тор книги «Холизм и эволюция», который даже собирался напи­сать «Введение» для книги Перлза «Эго, голод и агрессия».

На тот момент, да и в дальнейшем взгляды других гештальт-психологов (Kohler W., 1929, Henle M, 1978) в отношении позиции «ум — тело» оставались дуалистическими или параллелистскими. Так, Хенле (1978), например, сформулировал закон изоморфизма, который демонстрирует дуализм ума и тела: «.. .молярные события в опыте являются структурно идентичными соответствующим мо­лярным событиям в мозге».

Позиция Перлза была скорее монистической, чем дуалисти­ческой. Классическое «We are body, we are somebody» (Мы есть тело — мы есть кто-то), его слова о том, что «тело» и «дух» обозна­чают два аспекта одного и того же, его мнение о том, что дуалис­тические и параллелистские теории базируются на расщеплении, не существующем в реальности, — говорят о том, что Перлз в зна­чительной степени придерживался монистических взглядов. Еди­ный организм возможно анализировать по частям. «Мы убежде­ны, что расщепления «ментальное — физическое» или «ум — тело» являются совершенно искусственными, что сосредоточе­ние на каждом из терминов дихотомии поддерживает, а не лечит невроз», — писал Перлз. Такой взгляд в значительной степени сформировался под влиянием научных идей Гольдштейна.

Теория поля

Понятие «поле» пришло в психологию из физики. Концепция поля разрабатывалась в работах Фарадея, Максвелла и Герца. По­степенно ее взяли на вооружение социологи, а затем и психологи.

Три немецких гештальт-психолога: Курт Коффка, Макс Верт-геймер и Вольфганг — Келер в своих исследованиях показали, что наше восприятие объекта зависит от общей конфигурации, в которой он размещается. Восприятие определяется не стойкими характеристиками отдельных компонентов, а скорее их взаимо­связью.

Далее Курт Левин изучал взаимозависимость человека и окру­жающей его социальной среды и разработал теорию о взаимодей­ствии индивидуального и психосоциального полей, а также тео­рию групповой динамики. Именно Левин впервые ввел понятие психологических границ применительно к (1) интрапсихическим процессам, (2) взаимоотношениям людей с окружающей средой и (3) взаимоотношениям людей друг с другом. Он также описал разные характеристики границ: твердость (жесткость) — мягкость, изменчивость — вязкость и др.

Отличительный признак теории поля в психологии, по словам К. Левина, «это взгляд на общую ситуацию более выраженный, чем взгляд кусочками или пункт за пунктом, вместо того чтобы сво­дить комплексное феноменологическое целое к частям». Теория поля в психологии — это подход, делающий акцент на целостности и взаимозависимости сложных человеческих феноменов. Тория поля — это холистическая и процесс-ориентированная теория, учитывающая пространственно-временную перспективу. Все фак­ты и явления она рассматривает в контексте происходящего. Тео­рия поля как подход к фактам и явлениям человеческой жизни была ассимилирована Ф. Перлзом и составила фундаментальную базу гештальт-терапии[7].

Феноменологический метод

Это подход исторически возник и нашел применение в психо­логии как осознанная альтернатива экспериментальной психо­логии (Ромек, 2001). Он опирается не на анализ, а на синтез (Lester, 1999). Целью феноменологического подхода является идентифи­кация феноменов, как они воспринимаются человеком в ситуа­ции. Так, Франц Брентано[8] писал о предмете феноменологичес­кой психологии на примере восприятия цвета, который сам по себе представляет физический феномен, но предметом психоло­гии при этом является процесс видения цвета. Такие акты пере­живания и подлежат систематическому изучению и обобщению.

Феноменологические данные касаются того, что видно при про­стом наблюдении, это исследование опыта из индивидуальной перспективы. Эпистемиологически феноменологический подход базируется на парадигме персонального знания и субъективнос­ти, акцентирует важность личной перспективы и интерпретации, отвергая важность привычных и общепринятых представлений. Феноменологический подход является основой таких методов, как интервью, беседа, наблюдение, исследование действий, фокус-встречи (группы) и анализ личных текстов. В нем важен баланс между сохранением фокуса на исследуемой проблеме и влияни­ем самого исследователя на результат исследования.

Феноменологический метод особенно эффективен для осозна-вания опыта и восприятия индивидуума с его собственной точки зрения и, следовательно, является вызовом нормативным положе­ниям. Резюмирование того, что получается в феноменологическом исследовании, возможно, например, с помощью обозначения темы, как это делается терапевтом в индивидуальной или групповой пси­хотерапии, когда, сопоставляя различные феномены, он находит нечто общее, то есть объединяющую их тему.

Отцом современной феноменологии считается философ Эдмунд Гуссерль, который утверждал, что феномены должны описывать­ся, а не объясняться. С его точки зрения, философия не должна объяснять мир научно, но должна рассматривать человеческое су­ществование само по себе изнутри, осознавание само по себе и его структуру, то, как мы испытываем объекты и представляем их в своем осознавании. Он также подчеркивал, что осознавание есть всегда осознавание чего-либо, оно всегда направлено вуреальный мир в попытке интерпретировать его осмысленно. Важный тезис Гуссерля состоит в том, что осознавание дорассудочно, мы просто испытываем что-то разными путями. С помощью феноменологи­ческой редукции он пытался свести интрапсихическое к субъек­тивности — то, что появляется для нас, есть только феномен, чис­тое осознавание, чистый опыт. Этим методом Гуссерль нашел ключ к освобождению субъективности (оставляя за пределами так на­зываемую объективность). Когда некто теряет иллюзии относи­тельно себя, он оказывается ответственным за то, что брал ответ­ственность быть «объективным». Нет объекта без субъекта, нет мира без self, нет бытия без self. Этот тезис впоследствии стал базовой предпосылкой экзистенциальных философов, для которых суще­ствование — это «бытие-в-мире» и всегда «бытие-с-другими».

Последователя феноменологии не беспокоят сомнения по по­воду любой реальности объекта его переживания. Реальность — это личное восприятие происходящего, и именно оно детермини­рует поведение человека. Феноменолога интересует все, что для него существует. То, что можно увидеть, услышать или почувство­вать, не нуждается в оправдании, «как» предшествует «почему» (Ф. Брентано). Базовые понятия феноменологии были интегриро­ваны Ф. Перлзом в гештальт-терапию.

Термин феноменологический[9] означает, что психофизиологичес­кий процесс, который переживает человек, не равен ему самому. Феноменология изучает мир переживаемого «здесь и сейчас» опы­та, опыта, в котором личность существует и из которого «фигура» приходит в осознавание. Феноменологическая реальность суще­ствует только сейчас. «Здесь» означает то, что мы как индивидуу­мы являемся единственными владельцами собственной феноме­нологической жизни. Переживание «здесь и сейчас» начинается с ощущений, с которыми довольно трудно находиться в постоянном контакте, так как мир подает много внешних сигналов.

Феноменологическая реальность (поле — «все, что имеет эф­фекты») составляет личный мир человека, мир переживаний. Со­держание переживания одного человека так же важно для него, как содержание переживаний другого человека важно для этого другого. Не существует хороших и плохих человеческих пережи­ваний, они просто есть как таковые. Эти положения являются ос­новой базового принципа гештальт-терапии — осознавания. В осо­бенности это относится к телесному опыту клиента (Л. Бисвангер), функции осязания в контакте между индивидуумами (Э. Минковс-кий), феноменологии чувств, способствующих более глубокому кон­такту между людьми (М. Шелер). «Я-Ты» Мартина Бубера стало своеобразным манифестом гештальт-терапевтов, утверждающим важность аутентичной встречи двух феноменологии — терапевта и клиента, человека и человека.

Итак, феноменологическая реальность — это личный мир чело­века, мир переживаний. «Я есть то, что чувствую в данный момент»; «чем больше я думаю, тем меньше я существую» (С. Кьеркегор, цит. по А. И С. Гингерам, 1998).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!