Психотерапия как профессия. Гештальт-подход к обучению



гештальт-терапевтов.......................................................................... 625

Теория контакта и профессиональное продвижение

начинающего гештальт-терапевта................................................... 640

Модель обучения терапевтов: клинический практикум

по Бриер....................................................................................................... 651

Ценности гештальт-подхода и философия тренера............................. 655

Требования к программам обучения гештальт-терапии.

Международный стандарт и российские программы......................... 659

Супервизия пробной терапевтической работы в рамках

профессионального тренинга гештальт-терапевтов........................... 662

Экспертная оценка основных навыков и способностей

гештальт-терапевта............................................................................. 665

Глава 16. СУПЕРВИЗИЯ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ.............................. 668

Определение, цели и задачи клинической супервизии...................... 668

Теоретические основы супервизии в гештальт-терапии: феноменологический подход, теория поля,

диалог и теория контакта.................................................................. 669

Характеристика отношений между участниками

супервизорского процесса........................................................................ 682

Этические аспекты отношений терапевта и супервизора................. 685

Модель очной супервизии в гештальт-терапии.................................. 689

Глава 17. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ,

ПСИХОТЕРАПИИ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ................................... 718

Профессиональная этика и основные этические принципы

психотерапии и психологического консультирования................ 718

Этический кодекс и профессиональные стандарты

в психотерапии и консультировании.............................................. 719

Некоторые частные этические проблемы консультирования

и психотерапии..................................................................................... 744

Проблемы этики и практики гештальт-терапии................................ 749

Приложение. ГЕШТАЛЬТ-РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ................................ 760


Постромантический гештальт

Вот и закончился романтический период в развитии гештальт-терапии в России. Если считать, что психотерапия сопричастна искусству, то профессионализму в этой области невозможно на­учить, а можно лишь передать из рук в руки. Процесс передачи занял почти 16 лет, если считать точкой отсчета конец 80-х про­шлого века. Тогда впервые в Москве и Санкт-Петербурге нача­лись долгосрочные, профессионально-ориентированные програм­мы по подготовке гештальт-терапевтов. И вот спустя столько лет, еще раз повторюсь, даже не верится (16 лет), появилось фунда­ментальное руководство по гештальт-терапии, написанное русско­язычным автором.

Вспоминается прекрасное время первых обучающих семина­ров, когда в перерывах между занятиями я летал по крридору от счастья приобщения к школе личностно-ориентированной психо­терапии, уходящей корнями в психоанализ. До этого были долгие годы попыток и разочарований от занятий гипнозом (власти хвата­ло в медикаментозной терапии). Надежда на йогу, релаксацию (пос­ле года занятий записал текст на пленку, эффект был почти тот же). Обучение рационально-эмотивной терапии (два года практики и потеря интереса от чрезмерно структурированной работы). Рабо­та с симптомом, психотерапевтические техники не давали доста­точной перспективы для творчества и собственного развития. Пер­вое знакомство с гештальт-терапией, лаконично интегрирующей в себя открытия гештальт-психологии, психодинамического под­хода, философии экзистенциализма и восточных практик концен­трации, завершилось инсайтами.

Я могу определять свою жизнь, выбирать свой путь. Я могу быть успешным. Я способен любить и быть любимым. Есть коллеги, ко­торые разделяют те же ценности и убеждения, которыми жил дол­гие годы, но не мог без профессиональной поддержки реализо­вать, работая в психиатрической клинике. Мы даже считали, а ка­кое мы поколение, начиная с 3. Фрейда? Реминисценции, реми­нисценции... Сейчас все изменилось. Мысли о том, как не «сго­реть» в профессии, как сделать следующую конференцию любо­пытной и полезной для студентов, в чем «методология» преподава­ния гештальт-терапии, что работает в супервизии, каковы ограни­чения гештальт-подхода, где перспектива? И удивительно: спустя семь лет занятий гештальт-терапией по-прежнему остается огром­ное желание и интерес учиться дальше.

Приезжая в небольшие города проводить обучающие програм­мы, каждый раз чувствую, как оживают психологи и врачи, обре­тая уверенность и надежду, что психотерапия — это востребован ная профессия, что на самом деле это не тяжелая работа, а занятие, приносящее удовольствие и радость от совместных с клиентом от­крытий и прозрений. Это удивительная возможность помогать лю­дям, открывая себя через со-бытие с другим и при этом (извините) еще получать гонорар за свою работу. Ирина Булюбаш считает, что, возможно, изменения в клиенте происходят лишь тогда, когда изменяется терапевт. «Невозможная профессия» — сказал кто-то из классиков психотерапии.

При первом прочтении оглавления руководства — удивился. Возможно ли одному гештальт-терапевту охватить всю теорию и сферы приложения гештальт-подхода? Ведь так далеко находят­ся друг от друга «Теория контакта в гештальт-терапии» и «Геш-тальт-подход в консультировании организаций». Далее, еще боль­ше сомнений. В предисловии И. Булюбаш читаю: «Эта книга — попытка сделать почти невозможное — создать учебник для тера­певтов разного уровня — начинающих, практиков и даже трене­ров. Поэтому она может быть прочитана много раз, в зависимос­ти от потребностей и глубины интереса». Даже тренеров? С со­мнением, трепетом и надеждой открыл файл с названием «Исто­рия развития гештальт-подхода». Первые две лекции прочитал на одном дыхании, а далее не смог удержаться и начал писать комментарии. Столь академичен, интересен и выверен слог и со­держание руководства. Это действительно учебник, куда буду заг­лядывать еще не раз — как в поисках справочного материала, так и собственных наблюдений и выводов И. Булюбаш. Пожалуй, впер­вые вера сменилась убеждением, что гештальт-психология (в ча­стности, теория поля) дает прекрасную перспективу для разви­тия и поиска новых, творческих форм помощи в индивидуальной и групповой психотерапии, консультирования супружеских пар и организаций.

И еще один аргумент в пользу прочтения книги. Занимаясь ху­дожественной фотографией, порой задумывался, что является кри­терием хорошей фотографии, когда же она становится произведе­нием искусства? Один из критериев — это пробуждающееся же­лание фотографировать. Прочитав книгу И. Булюбаш, захотелось неспешно обдумать свой опыт клинической гештальт-терапии. Именно неспешно. Работа над книгой заняла у Ирины два года (из частной переписки: «...около двух... Правда, при полной другой заг­рузке — клиенты, студенты, группы»). На мой взгляд, руководство И. Булюбаш станет планкой, по которой русскоязычные гештальт-терапевты будут мерить строгость академического подхода, фено­менологическую точность и аккуратность гипотез в собственных публикациях. Можно дискутировать, спорить, не соглашаться, но уже нельзя писать хуже.

А теперь несколько слов о структуре книги. Вначале И. Булю-баш рассказывает об истории гештальт-терапии, концепции здо­ровья и болезни, этиологии неврозов, теории поля и контакта. Эти лекции заставили меня всерьез задуматься о концептуальных ос­новах психотерапии и гештальт-терапии в частности. Теория лич­ности, определение здоровья и болезни, природа симптома, то, что определяют как философские и естественнонаучные основания психотерапевтической школы, не только влияет на способы ин­тервенций психотерапевта, но и, что более важно, определяет ко­нечные задачи психотерапии. Осознавание собственных ценнос­тей, убеждений и верований позволяет практикующему психоте­рапевту и психологу быть тактичным и аккуратным при вмеша­тельстве (деконструкции) в жизнь человека. Жан-Мари Робин, из­вестный французский теоретик гештальта, говорил: «Не знайте больше клиента, будьте на шаг за ним». Первый том руководства отвечает на вопросы: «Куда мы идем с нашими клиентами? Что мы ценим и готовы отстаивать в жизни и в гештальт-терапии? Во что мы верим, а что можем научно доказать? В чем наши ограничения, каковы границы применения гештальт-терапии?». И. Булюбаш продолжила работу (в США Г. Виллер «За пределами индивидуа­лизма», в Европе Ж. М. Робин и т.д.) по преодолению скепсиса ака­демической психологии и психотерапии в отношении гештальт-подхода, царившего со времен позднего «бум-бум гештальта» (Ка­лифорнийский период развития).

Некоторые размышления, возникшие в процессе чтения пер­вых глав. К. Левин считал, что поведение не зависит ни от прошло­го, ни от будущего, а зависит от существующего в настоящий мо­мент поля. «Это настоящее поле имеет определенную временную глубину. Оно включает "психологическое прошлое", "психологи­ческое настоящее" и "психологическое будущее", которые состав­ляют одно из измерений жизненного пространства, существую­щего в данный момент времени». Теория поля позволяет выйти за пределы телеологической модели в психологии, которая считает, что будущее является причиной поведения, и психоаналитической убежденности в обратном — прошлое есть причина поведения. Если быть совсем строгим в суждениях, то воспоминания о про­шлом несут в себе изрядную долю проекций настоящего. От тео­рии поля Курта Левина захватывает дух. И тут же возникают со­мнения. Ведь невозможно в психотерапии охватить всю «времен­ную глубину» проблематики клиента. Как удержать в сознании потребности, цели, когнитивные и личностные особенности, фи­зическое и социальное окружение, в котором живет человек, обра­тившийся за помощью? С точки зрения причинно-следственной модели это невозможно, а с точки зрения философии постмодер­низма и не следует. Вспомним Ницше с его «Бог умер». Теория поля — это не истина в последней инстанции, а метод «построения научных конструктов» (К. Левин, 2000). Какое отношение эти на первый взгляд академические споры имеют к практической пси­хотерапии? Самое прямое. Каждый клиент в гештальт-терапии — это новая теория!

Ирина Булюбаш приводит высказывание М. Парлетта: «Итак, когда двое общаются друг с другом, появляется что-то не принад­лежащее каждому из них в отдельности, это что-то появляется как функция их двоих вместе. Это «со-творенная реальность» (co-created reality), которая потенциально включает все, что имеется в поле опыта и жизненном пространстве каждого из них. Но это не два опыта, арифметически прибавленных друг к другу. Появляет­ся совместное поле, общая конфигурация (что-то созданное вмес­те, что нельзя отнести только к одному из участников общения)». Таким образом, теория поля — это новый взгляд на природу и лече­ние психических и невротических расстройств в психотерапии.

Еще несколько слов об антропологических основаниях геш­тальт-терапии. Гештальт-терапия — это не набор техник, набив­ших оскомину слов «здесь и сейчас», «горячий стул», «побудь с этим», «что ты чувствуешь». Это процесс жизни во всем ее много­образии, где основной вопрос «не что первично — дух или мате­рия», а что клиент и я выбираем в каждый миг — «жить и разви­ваться или сохранять, копить и умирать». Именно этот выбор в нашей сумасбродной эпохе является основным философскими воп­росом. Гештальт — это практическая философия жизни. И, поэто­му для нас особенно важны слова М. Парлетта: «Если мы выбира­ем работать в гештальте, этот подход пронизывает всю нашу жизнь и отношения. Способ нашей жизни не может быть искусственно отделен от способа, с помощью которого мы работаем... И когда это поле прояснено, число незавершенных дел минимально, имеется хорошая самоподдержка и удовольствие от того, как мы живем, возрастает наша способность к творчеству во взаимодействиях, и профессиональных, и личных». Г. Йонтеф считает, что подобная фундаментальная феноменологическая позиция пропитывает обычную жизнь гештальт-терапевта и является его способом бы-тия-в-мире. Гештальт-терапевт работает собой.

Очевидно, что психология и психотерапия не может объяснить все богатство человеческой души с помощью одного понятия, будь то ассоциация, инстинкт, потребность или гештальт. Мы можем лишь феноменологически точно описывать наблюдаемые феноме­ны, строить гипотезы и вводить новые понятия. Читателям, не

знакомым с теорией гештальт-подхода, надеюсь, будет интересно познакомиться с новыми конструктами, специфичными для геш-тальт-терапии. Теория контакта, осознавание, творческое приспо­собление, гештальт-эксперимент, процесс-ориентированное ди­агностическое мышление, механизмы прерывания контакта, ра­бота с внутренней феноменологией, на границе контакта и т. д.

В книге вы не найдете техник, методов и приемов в лечении панических атак, простых и социальных фобий, посттравматичес­кого стрессового расстройства, аффективных нарушений, алко­гольной зависимости и т. д. И в этом принципиальное отличие ру­ководства и представляемого метода от психотерапевтических на­правлений, ориентированных на работу с симптомом. Для того что­бы помочь, «нужно сначала исследовать индивидуальные обстоя­тельства, уровень самоподдержки, степень осознанности, приро­ду сопротивления, актуальную потребность, механизмы прерыва­ния контакта, контекст и все, что может повлиять на терапию. Уни­кальность личности и ее обстоятельств требует уважения и готов­ности терапевта быть толерантным к неопределенности и двусмыс­ленности терапевтической ситуации».

Подобный подход требует от психотерапевта способности оста­ваться в состоянии «творческого предразличия, неопределенности» длительное время. В руководстве подробно описывается динамика переноса и контрпереноса — то, что автор определяет как символи­ческие и реальные аспекты отношений терапевта и клиента. Страте­гии работы гештальт-терапевта, основные типы терапевтических ин­тервенций, диалогическая основа терапевтических отношений, кон­цепция «межличностного гештальта», феномены тела в гештальт-те-рапии, формы творческой активности в терапевтической сессии и т.д. Эти концептуальные положения позволяют создать «опорные точ­ки» для целостного взгляда на гештальт-терапию и ее практическое применение. Однако не следует забывать, что это всего лишь «мета­физические модели», весьма далекие от мечты К. Левина о математи­зации психологии и возможности предсказания поведения человека.

Гештальт-психология выросла из наблюдений над особеннос­тями зрительного восприятия. Позволю себе продолжить фотогра­фические метафоры и привлечь для рассмотрения второго тома руководства два понятия — «студиум» и «пунктум». Их ввел в ис­кусствоведческий обиход Ролан Барт в своей последней книге «Camera Lucida». Это был виднейший представитель структура­листского направления в гуманитарных науках конца XX века. Размышляя о том, почему та или иная фотография привлекает вни­мание, Барт пишет: «Это фото понравилось мне? Заинтересовало? Возбудило мое любопытство? — Совсем нет. Просто оно существо­вало (для меня)». Далее Барт вводит структурное правило суще ствования. «Первый (элемент) студиум [...] он имеет масштабы поля, которое я воспринимаю достаточно привычно в соответствии с моими знаниями, моей культурой [...] Второй элемент раскалывает (или заглушает) студиум. На этот раз не я отправлялся на его поис­ки (подобно тому, как я наполнял моим суверенным сознанием поле студиума), это он сам вырывается со сцены, как стрела, и пронзает меня... Итак, этот второй элемент, который расстраивает студиум, я бы назвал "пунктум"; потому что пунктум — это еще и укол, ды­рочка, пятнышко, маленький порез — а еще очко. Пунктум фото­графии — это то случайное в ней, что укалывает меня...». Студиум в конечном счете всегда кодирован, пунктум — нет.

Первая часть руководства в этой метафоре была для меня ско­рее «пунктумом» — возбуждением, неожиданным открытием, «уко­лом». Вторая — «студиумом», вспоминается слово «штудии», где все размеренно, структурировано и понятно, да и автор в частной переписке позиционировал вторую часть как «конкретное прило­жение гештальт-терапии». Это руководство к действию. Вспомнил­ся эпиграф сайта, посвященного дзен-буддизму в России: «Пони­мание нужно только для действия. Больше ни для чего».

Во второй части подробно рассматриваются сферы примене­ния гештальт-подхода. Работа с группами, супружескими парами и семьями, метафорой и сновидениями, организационное консуль­тирование, супервизия и обучение гештальт-терапии. В заверше­нии книги (редкость для учебников по психотерапии) рассматри­ваются этические проблемы психологии, психотерапии и гештальт-терапии. Что меня заинтересовало, удивило, взбудоражило? Инте­ресно разделение «полевой» и «стадийной» модели в работе с пси­хотерапевтическими группами. Динамика отношений ко-терапев-тов, как слепок происходящего в группе «здесь и сейчас». Личнос­тный стиль группового терапевта. Ирина Булюбаш называет его «изюминкой». Вторая часть будет полезна не только гештальт-те-рапевтам, но и специалистам других направлений психотерапии. Так, в главе, посвященной в работе с...

Нет, пожалуй, пора завершать. Иначе я уже начинаю рассказы­вать «историю об истории», хотя подобная практика и характерна для литературы постмодернизма, но никак не для подобного текста. И в заключение очень простая фраза: «Я написал эти строки, пото­му что (гештальт-терапевты не приветствуют подобную каузаль­ность) мне понравилась эта книга». Дорогой читатель, желаю и Вам провести много увлекательных, творческих и философски-практи­ческих минут и часов в процессе прочтения этого руководства. Зная пристрастие автора к Интернету, завершаю словом, используемым на форумах и в Интернет-обзорах: «Рекомендую!»

 

Владимир Филипенко

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Дорогие читатели !

Я очень рада, что вы открыли эту книгу. Она написана для тех, кому, как и мне, интересна гештальт-терапия, для тех, кто хочет учиться или уже учится... А учатся гештальт-терапевты всю свою жизнь. Это обучение предполагает достижение ассимили­рованного знания, знания-навыка. Поэтому, читая руководство, вы получите лишь общее представление о том, что такое геш­тальт-терапия, каковы основные черты подхода, а также где и как он применяется. Стать же гештальт-терапевтом можно только на практике.

Начинающий терапевт приходит в профессиональную програм­му по гештальт-терапии, имея весьма приблизительное представ­ление о том, чем она отличается от других подходов. Энтузиазм сна­чала вызывают слова «гештальт» и «горячий» стул, а также заме­чательная возможность побыть персонажами своего сна. Подхо­дит или не походит гештальт-терапия для себя как философия (ос­нова убеждений) и как способ жить, молодые терапевты узнают не из книг, а из переживаемого опыта.

Этот опыт достается совсем не просто. Сначала обживаешься в группе начинающих терапевтов и понимаешь, как тебе с ними. Важная веха — стать клиентом, доверить группе свою жизнь и свои проблемы. Еще один шаг, и весьма рискованный для многих — от­крыть свои чувства и мысли по поводу окружающих. За ним сле­дует знакомство со своим личным терапевтом и долгая проработ­ка проблем, иногда болезненная, а иногда вдохновляющая. Нако­нец, первая профессиональная работа «в кругу» и напряженное ожидание похвалы коллег, боязнь разочаровать их и разочаро­ваться в себе. Затем практика, несколько лет сомнений, восторга оттого, что работа получается, и грусти-печали о том, что не явля­ешься таким «совершенным терапевтом», как «некоторые колле­ги». Но приз за все это прекрасен — любимая работа, ощущение полноты жизни, собственной целостности и ценности отношений с другими людьми.

Все это время у терапевта существует сильное желание читать, понимать и связывать понимаемое с практикой гештальт-терапии. Эта книга — попытка сделать почти невозможное — создать учеб­ник для терапевтов разного уровня: начинающих, практиков и даже тренеров. Поэтому она может быть прочитана много раз, в зависи­мости от потребностей и глубины интереса. Начинающие терапев­ты отыщут в ней историю развития гештальт-подхода и его фило­софию, основные принципы и модели, представления о здоровье и личностном росте, типах интервенций и терапевтических отноше­ниях. В книге приведены фрагменты сессий, иллюстрирующие те или иные положения гештальт-подхода.

Терапевты «постарше» найдут для себя материал более сложный — приложение теории поля и диалога к практике, эти­ческие проблемы психотерапии и гештальт-терапии, примене­ние гештальт-подхода в работе с семьями, группами, организа­циями.

Наконец, для преподавателей и тренеров, помимо всего ос­тального, в книге есть разделы по супервизии и идеологии обу­чения гештальту. Я очень надеюсь, что книга станет хорошей опорой и тем, кто хочет быть гештальт-терапевтом, и тем, кто обучается гештальт-терапии, и тем, кто уже работает в гештальт-подходе. Читатели смогут также обрести для себя гештальт-ин-тернет, узнать о том, чем занимаются коллеги в России и за рубе­жом, посетить интернет-библиотеки.

Срок издания книги составляет девять месяцев. За это время, из виртуального компьютерного состояния она станет «теле­сной» — с обложкой и страницами, картинками и запахом. Ско­рей бы встретиться!

Выражение признательности

Никакая книга не пишется в одиночестве, даже если на облож­ке обозначен только один автор. За одной фамилией стоит множе­ство людей, «создавших» самого автора — родители, семья и дру­зья, учителя и коллеги. Их поддержка и вклад неоценимы и благо­творны.

Я очень признательна своим родителям, моему мужу и детям за их веру в мои способности и ту гордость, которую они испытыва­ют, внимательно вчитываясь в не очень понятный им текст. Это вдохновляет меня на новые «подвиги».

Я благодарна моим учителям-психиатрам Олегу Яковлевичу Силецкому и Александру Олимпьевичу Бухановскому, которые помогли мне освоить психиатрию, дали начальные навыки психо­терапии и привили вкус к научной работе.

Особая благодарность Олегу Владимировичу Немиринскому за его вклад в мое профессиональное становление как психотерапев­та и дружеское участие в моей жизни.

Без моих коллег-котерапевтов, котренеров и просто друзей эта книга не была бы написана. Дискуссии с ними, совместная рабо­та, посещение мастерских и семинаров друг друга сильно стиму­лируют мою профессиональную жизнь. Я благодарна также кол­леге Владимиру Филиппенко, внимательно прочитавшему руко­водство, за его точные комментарии, которые позволили суще­ственно улучшить текст книги. Мне очень приятно, что книга ему понравилась и что мы разделяем многие положения гештальт-подхода, а особенно те, которые касаются творчества в жизни геш-тальт-терапевта.

Спасибо всем, кто «находится в фоне» и периодически возника­ет как «фигура» воспоминаний об участии в профессиональных тренингах, совместном отдыхе или общении в Интернете.

Ирина Булюбаш

 

 

ГЛАВА 1


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 701; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!