Славянский гороскоп на 21 февраля – 20 марта.



Время Бога Рода - прародителя.
Род – один из наиболее почитаемых древнеславянских богов. По дошедшим до нас сведениям, славяне считали его творцом Вселенной. Род – это символ единства всех живых земных существ.Родившиеся в период Рода чувствуют связь со всеми окружающими. Их интеллект позволяет им всегда поступать правильно, не слушаться переменчивых и часто лживых эмоций. Они могут изменить мир, но любые перемены начинают с себя. Люди-Роды превосходно разбираются во всех, с кем общаются. Они знают, что движет людьми, видят, лжет человек или говорит правду, могут определить, желает человек добра или им руководит только жажда наживы. Род с детства очень привязан к природе, понимает царящий в ней хаос, понимает, как важно с уважением к ней относиться.По славянскому гороскопу время Рода – это время начала весны. В этот период просыпаются жизнь и желания. Страсть в людях-Родах настолько сильна, настолько угрожающе в них бурлит желание, что противоположный пол просто не может устоять. Чтобы заполучить самых лучших партнеров, Роду не нужно и пальцем шевелить: природный магнетизм все сделает за него. Те, кому удастся «захомутать» Рода, создать с ним семью, никогда не пожалеют. Своих близких он сможет забрать даже с порога ада. Самую истерзанную и несчастную судьбу он сможет вылечить, дать ей новую жизнь, полную радостей.

ЦАРЬ ГОРОХ - Выражение пришло к нам из русского фольклора, где был такой герой царь Горох. Вреда он людям не приносил, и потому жили они при нём, горя не зная. Неправдоподобие такого царя и придаёт выражению значение «невероятно давно».Надо сказать, что царь Горох не одинок. Подобные выражения есть и в славянских, и в неславянских языках: «при царе Копыле», «при царице Чечевице». В Польше, например, скажут: «при короле Сверчке» или «при короле Голыше».
А у нас — царь Горох, вполне симпатичный, добрый, нестрашный. Жил он очень, очень давно, когда — и не упомнишь.

Царь Горох — персонаж русских фразеологизмов шутливого характера (при царе Горохе, когда царь Горох с грибами воевал — «в давние, легендарные времена»;
помнить царя Гороха и ряда произведений народного и авторского творчества, в некоторых (обычно псевдонаучных или сатирических) публикациях рассматривается как легендарный правитель древности.

Имя царя Гороха упоминается в русских сказках, например, одна начинается так:
"В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох.
Из сборника Афанасьева"

Однако почему властителя зовут Горох, остается непонятным, а связь с локальными вариантами сюжета о «войне грибов» могла возникнуть после его сложения

А. Н. Афанасьев в труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869), рассказывая о Покатигорошке, связывает царя Гороха с Перуном по связи слов «горох» и «грохот»; проф. Журавлёв возражает на такую связь, что горох не молотят, а лущат, а корни в словах «горох» и «грохот» исходно разные — праслав. *grox- и *gorx-. По одной из версий, в первоначальном виде оборот звучал «по-царегороцки», то есть «по-константинопольски», и относится ко времени существования Византии. Профессор Журавлёв приводит схожие насмешливые имена правителей по мелким бытовым предметам в пословицах и сказках разных народов, а также не исключает наличие связи с фразеологизмом «шут гороховый»; таким образом, по его мнению, данный оборот есть плод народного юмора, «раблезианской филологии».             https://vk.com/rusbyl  

В гостях у Царя Гороха

Комиссар Катар

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох.
(Из сборника Афанасьева)

— Это ты? — спросила недоверчиво моя дочь, разглядывая мои курсантские фотографии
— Представь себе, это я. Как время летит и как же давно, это было! Почти при царе Горохе, — улыбаюсь я, довольный произведенным впечатлением фотографией, где я стою на Дворцовой площади Ленинграда в обнимку с нашим замкомвзвода Володей Поленовым и закадычным дружком моей курсантской юности Володей Самариным. Молодые и полные надежд, будущие авиаторы с единственным шевроном на правом рукаве форменного пальто – первый курс.
— А царь Горох до революции правил? — хохочет дочь и вдруг понимает, что зря она это сказала, сейчас отец влезет на любимого конька и начнется длинная лекция о реальной истории России, о ее БЫЛИНЕ.
— Это точно! До революции жил! 1453 года революции.
— Вот тебе на! Что за революция такая?
- Падение Византийской империи!
- Это тут при чем?! Давай рассказывай – дочь уселась удобнее в кресле и приготовилась слушать….
В далекие времена, именуемые на Руси – временами царя Гороха, на берегу пролива Босфор, который назван в Острожской Библии Иорданом, стоял дивный и красивый город, с могучими укреплениями и великолепными храмами, где жили люди, умевшие делать многие полезные вещи. Был этот город наследником Ветхого Рима и потому именовался Вторым Римом. Его правители, считали себя потомками Бога, создавшего человечество и потому в глазах своих подданных были полу-богами. Когда они умирали, то подданные, сделав необходимые процедуры, везли своих басилевсов к месту их захоронения и вечного покоя, в пустыню Ветхого Рима, в Египет, где они навечно оставались в гробницах в виде бальзамированных мумий. Пирамиды и захоронения Египта это имперское кладбище царей Первого, Второго и частично Третьего Рима. Город, который теперь именуется Римом, никогда им не был и вся история о нем сплошные выдумки ватиканского епископа, именующего себя папой римским.
Река, через которую везли умерших императоров, называлась по разному у разных народов. Например, у поэта Вергилия она Стикс. Мы же знаем ее, как Нил.
Потомки умерших басилевсов-фараонов считали все открытые и известные земли, а так же народы, населявшие их, своими, по праву Божественного провидения. Таковыми считались и земли, которые будут впредь открыты. Именовались они фемами. Самым большим фемом, являлись земли Руси, которая силой своего оружия и мужеством своих воинов покорила иные фемы, в частности Западную Европу, населенную в те времена дикими племенами. Мало тог, Русь воевала и с самой империей, про что говорит былина о взятии князем Святославом столицы ее Византия и то, как он прибил к вратам его свой щит. Поскольку главный правитель мира сидел на троне в Византии, русские люди звали это город Царьградом, то есть городом царя. Следует заметить разницу между царем и иным правителем. Царь был не только государем управляющим страной, но и первосвященником веры, хранителем ее и оберегом.
Когда Русь станет Третим Римом, Русские Цари будут продолжателями этой традиции – помазанниками божьими. В арабском мире Царя будут именовать Халиф. Единственным русским Царем, который объединит в своей особе православие и ислам, будет Иван Халиф ( царь священник, а не кошелек Калита). Произойдет это сразу после правления его брата, Георгия Даниловича, которого все знают, как Георгия Победоносца. Его отражения в истории будут многократны. Одно из них – Чингисхан. Именно он создаст великую империю Славян и уничтожит враждебную Руси иудейскую Хазарию. Никакого татаро-монгольского ига на Руси не было, а было приведение в вассальную зависимость всех удельных княжеств и создание мощного Русского государства, которое и передал Георгий, своему брату Ивану, оставшемуся в былинах как Батый. Этот царь создаст в Западной Европе-Ливонии свою западную столицу и станет первым римским папой Иннокентием, а город на семи холмах назовет Ватиканом, по своему прозвищу Батя-хан.
Однако вернемся в Византий.
Горох на Руси был не ведом. Его родина Юго-Западная Азия и Ближний Восток. Это сейчас можно услышать басни археологов о том, что они находят в захоронениях 2 млн давности гороховые стручки. Я человек, более приземленный и верю, в то, что согласно Русским былинам и календарным индиктовым записям, человечеству всего около 8000 лет. Именно столько прошло с момента сотворения мира у древних славян. Поэтому, опираясь на данные первых письменных свидетельств, датируемых не ранее 10 века нашей эры, сообщаю, что верить историкам нельзя. У них и Стоунхендж, слепленный из обычного геополимерного бетона в 1952 году, древнее сооружение. Кстати и пирамиды Египта тоже строения 12-15 веков нашей эры.
Вообще история это наука означающая взгляд на мир с точки зрения Торы (Из Торы Я) – еретического учения вышедшего из христианства, а не наоборот, как представлено ныне. Все было так: сначала древнее единобожие и дуализм, а позже христианство и вышедшие из него учения-секты, как то ислам, буддизм, иудаизм и разновидность иудаизма, католицизм с его производной лютеранством.
Итак, горох произрастал на землях Византийской империи. Очевидно, кто то из русских князей привез этот вид растения на Русь и начал его культивировать. По моему мнению, вполне логичное предложение, учитывая то, что памятник Хрущеву Никите Сергеевичу, на Новодевичьем кладбище в Москве, выглядит виде двух камней: черного и белого. Так вот белый выполнен виде кукурузы. Кстати, этот царь земли Русской, остался в памяти потомков именно насаждениями кукурузы по всей нашей многострадальной Отчизне. Не логично ли его звать царем Кукурузой или скажем, генсеком Маисом?! Думаю, такая мысль не лишена здравого смысла и кто знает (?), не будут ли наши потомки, рассказывать сказки своим детям про русского царя, с лысой, как колено головой, жившего во времена победного шествия кукурузы по русскому миру. Я попробовал на компьютерной программе прилепить фото Никиты на рисованный образ Царя Гороха. Ты не поверишь, но это что то!!! Я царя Гороха так и представлял!!! Попробуй попрактиковаться – получите неописуемое удовольствие.
В общем, я решил проверить свои выводы и полез в историю Византии, с целью установить время жизни царя Гороха. Почему в Византию? Так ведь цари за всю историю мира были лишь в ней, а позже на Руси. Конечно , ты можешь сказать, что в Библии тоже были цари. Отвечу так: Библия книга не древняя и в современном виде сформировании в 19 веке, а появилась она из различных разрозненных книг Святого Писания в 16 веке. Состоит из Ветхого завета, где описываются события средневековой Руси и Евангелия. Тора, на основании которой создан Ветхий завет, это просто перетянутые из древнерусских Духовных Книг Палия и Кормчая, сведения и предания. Кстати и Палия и Кормчая, в том или ином виде, были духовными книгами Византии. Тора, это украденная у славян философия и история общения с Богом, переделанная под идею избранного народа в позднее Средневековье. Поэтому царей Библии можно смело рассматривать как царей Византии и ее наследницы Руси. У еврейского народа царей не было. Рожденный в 13 веке в Хазарском каганате иудаизм знал каганов, а не царей. Ложь иудаизма. была бы слишком явной, если бы каганов не поменяли на царей. Впрочем, я не антисемит и считаю, что каждый может верить во что ему хочется, вот только голову иногда стоит включать и не верить глупостям «Из Тори ков», в попытке их фальсификации русско-византийской былины.
Наверное, тебе интересно узнать, при чём тут, царь Горох. Выражение пришло к нам из русского фольклора, где был такой герой царь Горох. Вреда он людям не приносил, и потому жили они при нём, горя не зная. Неправдоподобие такого царя и придаёт выражению значение «невероятно давно».
Надо сказать, что царь Горох не одинок. Подобные выражения есть и в славянских, и в не славянских языках: «при царе Копыле», «при царице Чечевице». В Польше, например, скажут: «при короле Сверчке» или «при короле Голыше».
А у нас — царь Горох, вполне симпатичный, добрый, нестрашный. Жил он очень, очень давно, когда — и не упомнишь. Вот только одно интересно, что он всегда и всех побеждает, то царя Пантелея, то Грибного царя. Судя по всему, царь то грозный и беспощаден к врагам государства, но благоволит к народу русскому.
Есть и еще одни интересные факты. К началу его правления в русском мире правила Мара –древняя славянская богиня смерти, голода и мора, а еще распрей. Только после победы над ней, на Руси наступили времена «при царе Горохе» — мирная жизнь, когда родились дети и подросли, а снова Русь стала могучей.
В «Русской правде» — своде древнерусского феодального права, составленном в X—XI веках во время княжения Ярослава Мудрого, горох упоминается наряду с пшеницей, рожью, овсом, просом. Однако, широкое его распространение свидетельствуется в многочисленных записях в монастырских книгах, относящихся лишь к XIII веку. Похоже, что некий государь указал Руссам выращивать горох и признал его пользу. Причем это государь не просто правитель, а именно ЦАРЬ, то есть имеющий влияние и на духовную власть и веру!
Что же, в таком случае, Горох вовсе не комический персонаж, а один из великих правителей нашего народа; один из немногих, чьи имена сохранились в памяти народа.
Позволь мне изложить и две альтернативные версии. По моему мнению они только подтвердят, то. что я сейчас рассказываю.
1)По одной из версий, выражение пришло к нам из русского фольклора, где был такой персонаж как царь Горох - добродушный и глуповатый царь из русских народных сказок. Вреда людям этот царь не приносил, а люди жили они при нём, горя и бед не зная. Такой царь выглядел настолько неправдоподобно, что даже не понятно, существовал ли он вообще, а если и существовал, то только "невероятно давно", когда даже мир был совсем другим.
2) Другая версия более исторически точная и видит корни царя Гороха в Византийском государстве. Константинополь - столица Византии, на Руси именовалась Царьградом, а все, что было связано с этим городом и государством именовалось "царьграцим" или "царьгороцким". Видимо и название горох от названия город произошло. В разговорном обиходе это выражение могло видоизмениться в "царя Гороха". Таким образом, давние времена царя Гороха - это есть ничто иное, как период существования Византии,. напомню, что Византия прекратила свое существование в 1453 году, и, образно выражаясь, период до 1453 года мог вполне именоваться временами царя Гороха, если придерживаться правдивости данной версии.
Итак, временные рамки начали сужаться. Имея свидетельства монастырских летописей, альтернативные версии, изложенные выше, я утверждаю, что Царь Горох реальный правитель Руси, приказавший выращивать и потреблять горох русским людям, которые этого царя любили и относились к нему немного с юморком. Это явно не Петр, которого боялись и который оставил после себя немало отрицательных мнений, старательно замалчиваемых Романовыми, пришлыми немцами на Русский Престол Царя Гороха. Именно они в Смутное Время свергнут законного Царя и припишут Русско-Ордынскому правлению всевозможные грехи и преступления, которые совершили сами, во времена своего восхождения на трон. Это они оболгали образ Великого Царя Ивана Васильевича Грозного, создав из него «из Тори ческий» образ злодея. Иван таким не был. В его лице объединены три царя, правившие один за другим. А сам Царь, был грозой для врагов России. Но, случилась душевная болезнь и ушедший от мира, в монастырь Царь, стал блаженным. Получивший при крещении имя Василий (басилевс, царь. Халиф), больной царь стал монахом-схимником, и на Руси появился, почитаемый святой старец Василий Блаженный, храм, которого ты видишь на Красной площади в Москве.
Это не просто храм поставленный в честь победы этого Царя над Казанью. Это первая усыпальница Русского Царя на Руси, у стен Третьего Рима-Ёросалима-Московского Кремля. Впервые подданные похоронили потомка фараонов Ветхого Рима, не на имперском кладбище в Египте, а на берегу реки Москва, рядом с Лобным местом, означающим Голгофу. Я нашел еще одно название Босфора-Иордана. В хрониках Византии и у турков-сельджуков есть название Москва и это пролив на котором стоит современный Стамбул. Москва это тюрское название Босфора и той части Чермного ( красивого, красного) моря, где ныне высятся остатки пригорода Стамбула под названием Ёрос. Здесь же есть и гора Бейкос с могилой Юши (Иисуса). А напротив, через, пролив поднялся храм библейского царя Соломона – мечеть музей Аль-Софи, величественнейший собор Святой Софии. Вот на этой горе и состоялась самая знаменитая казнь человечества и Воскрешение Иисуса. Город в Палестине это декорация 19 века, созданная из арабского селения Эль-Куц и не имеющий никакого отношения к библейским событиям.
Ну что же? Пора явить тебе Царя Гороха.
Годы правления его, были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В Москве был построен дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве им были построены Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Царь Горох основал Горицкий (Успенский) монастырь.
Летописцы отмечали, что этот царь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый. А еще в его правление не было войн и родились многие дети, а Русь процветала
Он ввел в действие земледельческий закон и установил новый порядок наследования. После смерти его, великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. С Царствования Гороха принято говорить о начале единодержавия. Именно он и есть первый Русский Царь, а Иван Васильевич Грозный, первый Русский Царь коронованный в Кремлевском Соборе, где отныне будут мазаны елеем на трон все последующие Русские Цари.
Я нашел земледельческий закон этого Великого Государя (так будут теперь называться все последующие правители Руси). Какую же я испытал радость,когда прочитал там слова, про то, что русичам велено садить горох и потреблять его в пищу повсеместно, как полезную здоровью культуру, обладающую огромным количеством белков. Перечисляет царь-батюшка и блюда, которые ему довелось отведать у византийского посланника, как то: пироги с горохом, кисель гороховый и пр. Но особенно хвалит государь гороховую кашу и рассказывает подданным про неприхотливость этой культуры.
Ну чем не Никита Хрущев?
Не мог русский народ оставить такую рьяную пропаганду гороха в безнаказанности. Ой не мог! Только тогда были времена не пошлых анекдотов, пришедших на Русь из Торы, а времена сказок, что означает веселых поучительных рассказов, в которых и запечатлелась любовь и уважение к чудаку царю, полюбившему византийскую гороховую кашу с киселем.
Hародная сказка начинается словами: "Было это в те годы, когда царь Горох с грибами воевал". И сразу становится ясно, что времена царя Гороха это не просто седая древность, а времена былинные и несомненно хорошие, вызывающие добрую улыбку при воспоминании о них.
В старинной русской кухне гороховая каша занимала почётное место, поскольку была, пожалуй, самой сытной из всех блюд русской кухни.
А что касается грибов, то в летнюю пору хозяйка кидала их во всякое блюдо: и в щи, и в кашу. Одно беда, и грибы, и горох вызывают у человека приступы метеоризма (так медики изыскано называют скопление газов в кишечнике). У человека, наевшегося вкусной гороховой каши с грибами, начинается громкое бурчание в животе, а в одном помещении с ним лучше не находиться.
Впрочем, предки относились к таким вещам спокойно и лишь смеялись, слыша кишечное бурчание и пуканье, напоминающее пушечную пальбу: "Царь Горох с грибами воюет!"
Слушай, дочь моя, имя человека давшего Руссам горох и автора земледельческого закона!
Это Иван I Данилович Калита, Батя-хан, великий князь московский (1325-1340) и владимирский (1332-1340), первый «собиратель русской земли». Тот самый человек, который остался в былинах нашей матушки России, добрым Царем Горохом, победившим всех недругов и давшим русским людям мир и благоденствие. А еще горох!
Слава тебе на веки вечные Великий Государь Православный, батюшка заступник, Царю Горохе!
Конечно, Европа по обезьяньи копирующая русскую историю, не могла не откликнуться на Царя Гороха и полностью запутавшись в своей многовековой лжи, тут же придумала своего короля Гороха. Им стал король Франции Людовик 13 из династии Бурбонов, правивший в 1610--1643 гг. Сын Генриха IV и Марии Медичи, который якобы любил гороховую кашу и даже варить ее умел (!). Этого короля ты знаешь в исполнении Олега Табакова, в мюзикле о знаменитой четверке мушкетеров. Ему даже прозвище заочно дали – Справедливый. Но его образ настолько блеклый, по сравнению с нашим царем-батюшкой, что эту версию, надуманную в конце 20 века, я и рассматривать не хочу.
Желающие сами ознакомятся с этим грязнулей, не умывавшимся десятилетиями. Да и справедливым ему, по моему мнению, никогда не бывать. Недаром, русские люди напыщенных болванов «бурбонами» звали. Поэтому, закончим повествование о нем, и пусть им гордятся в Ливонии. Мы же на Руси живем!
Щи да каша пища наша!
Не знаю как читатель, а я пошел варить гороховую кашу. Могу и рецептик предложить.
Ингредиенты:
Горох — 1,5 Стакана
Мясная косточка — 300-400 Грамм
Репчатый лук — 2 Штуки
Специи — - По вкусу
Количество порций: 3-4
Кладем косточку с мясом (свинина или говядина) в воду и на среднем огне около часа варим мясной бульон.
Приблизительно в середине варки бульона добавляем в него две целые луковицы.
Добавляем в бульон специи. При желании, можно добавить свежую зелень или какие-то свежие овощи (перец, лук, морковь - все, что захотите). Варим еще 10 минут.
Мясную косточку достаем из бульона, руками отдираем от нее мясо.
В мясной бульон кладем промытый горох и варим до готовности (минут 40-45 на среднем огне).
В самом конце варки гороха добавляем в кастрюльку наше мясо. Еще пару минут тушим - и готово!                           © Copyright: Комиссар Катар, 2014 Свидетельство о публикации №214100101110

ГОРОХОВЕЦ - Город на границе Владимирской и Нижегородской областей.

(от составителя: правильно, видимо Гора Хавец. см. Хава, Хавать,Ховало).

 

Неповторимой красоты Гороховец, Владимирская область.

 

 

ГОРШОК - Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный напод печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
ГОРШОК БРАТИНА – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.
ГУСЯТНИЦА – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.
ЕНДОВА– низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.
ЖАРОВНЯ – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..
КАНДЮШКА - кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.
КАНОПКА – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.
КАЦЕЯ – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.
КАШНИК ГОРШОК– маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
КИСЕЛЬНИЦА – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.
КОРЧАГА – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.
КРЫНКА (КРИНКА) – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.
КУВШИН – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
КУВ ШИН КРУПНИК- (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).
КУБЫШКА – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.
ЛАТКА – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.
МИСКА – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.
ОПАРНИЦА – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.
ПЛОШКА– (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.
ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК) – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».
ПОЛЕВИК ГОРШОК - горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.
РЫЛЬНИК– сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.
УМЫВАЛЬНИК– керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.
ЧЕРЕПУШКА– керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

 

http://vk.com/club65739407

 

 

ГОРЫНЯ – горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство.

 

ГОСПОДЬ    Известно, что слово «господь» является древнерусским словом и, по крайней мере, в XI веке означало: повелитель, глава семьи, хозяин; либо это была просто форма вежливого обращения к человеку. Об этом подробнее можно узнать в историко-этимологическом словаре (автор — Черных П. Я). То же самое пишет Даль, считая, что это слово встарь означало государь или господин, но уже в современном для Даля понимании оно воспринималось христианами как синоним слову «Бог».Т.е. произошло изменение значения слова:В Евангелие от Луки (5:12) читаем: «Когда Иисус был в одном городе, пришёл человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». В Острожской Библии — текст аналогичный. Здесь вполне подходит обращение прокажённого к Иисусу, как к уважаемому человеку, господину или даже повелителюНо нигде в Новом завете Христос не называется Богом, хотя и принимает обращения, когда его именуют господом в соответствии с нормами вежливости. Если некто решил назвать Христа Богом, то что бы он предпринял?- А он бы каким-то способом изменил значение слова «господь» с «господина» на «Бога». Чтобы выявить, как это было сделано, посмотрим, где в Библии впервые встречается слово «господь». В первой главе Бытия в синодальной Библии используется только слово Бог. Во второй главе, начиная с четвёртого стиха, перед словом «Бог» появляется слово «Господь». С этого момента мы встречаемся со словосочетанием «Господь Бог», либо просто «Господь».Это же словосочетание можно найти в западных изданиях: в латинской Вульгате, немецком переводе Лютера, польском переводе. Удивительно другое, Лютер на немецкий язык перевёл масоретскую Библию, изданную Гершомом Сончино в 1494 году на еврейском языке, и уже в этом переводе мы встречаемся со словами Gott Herr (Господин Бог). В Торе издания Сончино(§2) , переведённой на русский язык, нет приставки «господь» перед словом «Бог», хотя в другом издании Торы, переведённой Давидом Иосифоном, это словосочетание встречается уже так же часто, как и в синодальной Библии.В Острожской Библии слово «господь» во второй главе встречается только 5 раз. В Елизаветинской Библии — 7 раз, в синодальной — 11 раз.Можно встретить ещё одно объяснение словосочетания «господь Бог». Говорят, что это перевод с еврейского «Адонай Элоѓим» (см. Танах — Яндекс. Словари). Слово «Элогим» означает Творец(§3) , но подобное объяснение не вяжется с Новым заветом.Так авторам библейского проекта удалось, не меняя существенно текста Нового завета, изменить смысл некоторых слов и таким путём сделать «господина Иисуса» «Господом с большой буквы», т.е. «Богом».

2.  ГОСПОДЬ (господин) – буквально «хозяин коров», ĝopatih (санскр.), говядо – корова, от общеиндоевропейского ĝo – корова (бредущая, движущаяся).

ГОСТОМЫСЛ - (ум. ок. 860) — легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописей связывается сказание о призвании Рюрика. Гостомысл является также героем литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске».

ГОСТЬ - 1.Это общеславянское слово имеет аналоги и в неславянских языках: например, Gast в немецком, hostis — в латыни, guest — в английском. Первоначальное значение — «приезжий купец» — сохранилось в таком сочетании, как гостиный двор. Происхождение слова гость в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

2. Если бы словарь строился не в алфавитном порядке, о «госте» следовало бы рассказать прежде, чем о «гостинце». Его история, пожалуй, еще поучительней.

В самой глубокой индоевропейской древности слова-предки нашего «гость» значили «чужак», т.е. «возможный враг». Время было свирепое, жестокое — каждый посторонний мог в любую минуту оказаться смертельным врагом. Латинское «hostis» так и значило: «враг», «неприятель». Мало-помалу нравы стали смягчаться: прямой потомок латинского «врага», французское «hôte», значит уже «посетитель», «постоялец» (отсюда и всем вам известное слово «отель»: «hôtel» — «постоялый двор», «гостиница»).

В языках славянских народов «гость» очень рано стал наименованием заезжего торговца; «гостиные дворы» наших городов тому самое верное свидетельство. Позже у нас (так же как и в германских языках; см. немецкое «гаст») это слово начало значить «посетитель-друг»; родились слова «гостеприимство», «гостиная комната»: всякая память о «госте-враге» исчезла. За какое-нибудь тысячелетие значение слова изменилось на 180°; как в капле росы — солнце, отразилось в этом изменении все развитие человечества, весь прогресс его культуры. Происхождение слова гость в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

3. Гость. Общеслав. Родственно нем. Gast «гость», лат. hostis «чужеземец, враг» и др. Этимологически неясно. Некоторые ученые считают суф. производным (суф. -t-) от индоевроп. *hos «поедать» (ср. др.-инд. ghasati). В таком случае гость буквально — «тот, кто ест, когда его в знак гостеприимства потчует хозяин». Значения «купец», «враг» вторичны.            Происхождение слова гость в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

4.- …гость в Древней Руси - это посланец судьбы, могущий как улучшить, так и ухудшить жизнь хозяев. Гостя надо «задобрить» угощением почти так же, как задабривали языческих богов жертвоприношениями. Ему нельзя ни в чем отказать, его надо заставить съесть всю еду и выпить все питье, ему надо предложить ночлег и всячески угождать. Поведение гостя регламентировалось рядом ограничений. Ему нельзя было самостоятельно беседовать с женщинами в доме или кормить домашних животных. Только хозяин дома, играющий самую активную роль, мог призвать жену для совершения гостевого поцелуя…                                                                                                                     (Людмила Черная.)

 


5. В древности случайный путник зачастую мог быть врагом, или по меньшей мере вором, и открывать ему дверь своего дома было крайне неосмотрительно. Между тем, во всех иностранных летописях европейские путешественники единогласно хвалят общее гостеприимство славян, не взирая на опасности жизни и трудности общения.

Исторические корни

Согласно исследованиям отечественных историков, уединенная общинная жизнь существовала на Руси тысячелетиями. Зачастую общение крестьян, даже между двумя близлежащими деревнями, было весьма ограниченным в силу плохих погодных условий, занимавших большее время года. Что уж говорить о заморских гостях. Поэтому появление в деревне чужаков всегда было важным событием, ведь оно приносило с собой возможность познания мира, установление новых контактов, и главное - развитие торговли.

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Изначально она основывалась на «даро-обмене». Чужеземец, чтобы заручиться поддержкой местных, обычно предлагал какой-нибудь дар. При этом чем дальше находилась его родина от места нынешнего пребывания, тем редкостнее оказывался его товар. Поэтому такие контакты на межобщинном уровне стимулировали экономическое развитие и вместе с этим формировали традиции гостеприимства. В частности, подношения любых даров стало сопровождаться пирами.

С XI века в древнерусском языке прочно закрепилось слово «гость», означающее «приезжий купец». В это же время у славян появилась пословица: «Гость – посланник Бога».
Именно иностранные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в крыше над головой и были вынужденны стучаться в какой-либо дом, чтобы попроситься на ночлег. Взамен купец предлагал дар, ну а хозяин должен был в ответ устроить пир.

Формирование традиции

О том, какое значение придавали славяне заезжим гостям известный русский историк и литератор Николай Карамзин писал следующее: «...Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось красть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление...»

Иными словами, как бы плохо ни жил славянин, к которому наведался купец, традиция обязывала его предоставить гостю самое обильное угощение и было более зазорным не сделать этого, чем украсть для гостеприимного стола яства у своего соплеменника.

В литературном памятнике XII века «Поучение Владимира Мономаха» правитель обращается к своим сыновьям и «наказывает» им, что те должны хорошо принимать гостей и заботится о них, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Потому, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе. А значит, ударить в грязь лицом перед заморским гостем, для славянина означало посрамить родное отечество.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!