Племя голядь: куда исчезли аборигены Руси



 

 

На территории современной России прежде обитало немало племен, от которых сегодня остались только названия. Одно из них, согласно историческим источникам, носило название «голядь». И было оно вовсе не славянским.

Пришельцы из Пруссии

Как утверждают летописи XI—XII веков, это балтоязычное племя обитало в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологи относят его к так называемой мощинской культуре (балтской археологической культуре, существовавшей с IV по VII век). Вероятно, «голядью» называли данное племя соседи-славяне. Сами же его представители звали себя «галиндами» (по Галиндии – области в Пруссии, откуда они пришли, упомянутой во II веке Птолемеем). По крайней мере, такова гипотеза русского историка В. Н. Татищева.

По предположению историков, до II века галинды жили в Восточной Пруссии, а затем мигрировали в верховья Оки, где ассимилировались с местными восточными балтами, принадлежавшими к верхнеокской культуре. Советский историк А. Л. Погодин обратил внимание на этноним сoldas, упомянутый в сочинении его коллеги VI века В. Иордана «Гетика». Речь шла о названиях северных племен, покоренных готским королем Германарихом. Среди них были также племена меря, мордва, весь, чудь.

Голядь на Руси

Самое первое русское летописное упоминание о голяди относится к 1058 году и повествует о походе на Смоленщину князя Изяслава Ярославича. В Ипатьевской же летописи за 1147 год сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий пошел с войском на Великий Новгород, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел двинуться с дружиной на Смоленскую волость, что тот и выполнил, захватив часть смоленских земель на Протве, населенных голядью: «И шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве».

Еще один летописный источник рассказывает о том, что в 1248 году в сражении с «Литвой на Протве» был убит владимирский князь Михаил Хоробрит, брат Александра Невского: «И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве». По всей вероятности, речь шла о битве с потомками голяди, которых к тому времени стали называть литовцами.

Скорее всего, балты продолжали проживать на указанных территориях и в период монголо-татарского ига. На это могут указывать балтоязычные топонимы, содержащиеся в духовных и договорных грамотах Ивана Калиты и его сыновей в XIV веке.

Славянизация голяди

Голядь (или потомки племени) были вытеснены с русских земель славяноязычным населением лишь в конце XV столетия, когда московские князья стали активно основывать города. Вятичи постепенно продвигались к северу нынешнего Подмосковья, заселяя берега Нары, Пахры и Москвы-реки, и наконец воссоединились с кривичами. По всей вероятности, остатки балтского племени, которые уже не могли оказать захватчикам полноценного военного сопротивления, были просто славянизированы. На это указывает и лингвистический анализ восточно-великорусских говоров, распространенных в верховьях Днепра и Угры, то есть на территории мощинской культуры. Лингвисты считают, что «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос — носитель этого диалекта — представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян».

Что же осталось от голяди? Прежде всего, топонимы. Например, в Дмитровском и Клинском районах Подмосковья есть деревни с названием Голяди. Существует также речка Голяданка, левый приток Москвы-реки. В окрестностях города Брянска есть село Отрадное, которое раньше называлось Голяжьим. Впервые оно упоминается в начале XVII века.

Таким образом потомки древнего племени балтов не были истреблены и не исчезли — они растворились среди славянского населения и вполне могут быть нашими предками, как и представители многих других национальностей. https://suharewa.ru/

ГОЛЬ — оборванцы, голяки, нищие.

ГОМЕР- исследователи усматривают эпоним киммерийцев - др. народа, обитавшего в сев. Причерноморье, а вVII в. д.н.э. вытесненного скифами в Малую Азию

ГОНИЛО (ГЕНИЛЬ) - древнеукраинских бог скотоводов и чабанов. Охранник стада, отары, табуна. На праздник Гонила пастух шел по поселку с длиннющей палкой, на верхушке которой было кольцо - символ солнца и власти.

ГОНЧИЕ ГАВРИИЛА - Как известно, Британия зело богата на разнообразные псовые образы, и одиночные, и групповые (Неистовый гон). Среди этого спектра вариаций особенно обращают на себя внимание Гончие Гавриила — прекрасный образец взаимопроникновения разных мифологических систем на Британских островах.
В чем здесь дело и самый смак? Ведь всяких призрачных свор, предвещающих смерть, по Острову разбросано немеряно... Чем особенны Гончие Гавриила?
Да, четким рационалистическим объяснением — дескать, в Британии крики и хлопанье крыльев перелетных птиц, особенно гусей, нередко принимали за крики духов воздуха, которых представляли в виде призрачной своры псов.
Да, весьма колоритной внешностью. Где еще встретишь летающих в ночном небе чудовищных собак с человечьими головами.
Да, предсказанием смерти или несчастья, но не тому, кто их увидел или услышал (что вообще не редкость на Острове), а дому, над которым они кружат.
А еще — примером финализирующей функции христианства, резюмирующей кельтские, романские и германские фольклорные традиции относительно тех, кого принято называть адскими собаками.
Ведь кто есть Гавриил, которому приписывается эта свора? Да, Гавриил — один из четырех архангелов (Габриэль, Михаэль, Уриэль и Рафаэль; в русской традиции Гавриил, Михаил, Уриил и Рафаил), стоящих по четырем сторонам престола Бога и исполняющих обязанности стражей на четырех концах мира. Но помимо того, Гавриил — ангел смерти. Он приходит как посланник «верховного суда» за праведниками с идеально ровным ножом в руках, что должно символизировать безболезненное и быстрое окончание правильно прожитой жизни. За грешниками же приходит Самаэль с зазубренным ножом, что очень, очень плохо.
В такой связи абсолютно закономерно, что в британской традиции Гавриил занял одно из мест руководителя псовой версии Дикой охоты, появление которой над каким-нибудь домом предвещало смерть или несчастье его обитателям.
Еще один интересный момент, связанный скорее историко-лингвистическим моментом, касается одного из вариантов названия Гаврииловой своры. Это название "Гаврииловы трещотки" или "Gabriel rachets". Трещотки-rachets есть английский анахронизм, которым в свое время называли гончих, что брали след по запаху. В XVII веке их стали называть "лиемхаунд" (от французского "liem" — "поводок"), в отличие от "гейзхаундов", охотившихся как на запах, так и по-зрячему, борзых. Вот это вот свойство Гаврииловой своры ("гнать с лаем добычу") привело к еще одному названию — «небесные лайки», а иногда "Гаврииловы трещотки".
Понятно, столь оригинальный и в тоже время достаточно традиционный образ не мог быть оставлен без внимания ни современными игроделами, ни авторами фентези. Сегодня Гончие Гавриила присутствуют в различных вымышленных мирах, хотя по популярности конечно уступают своим более общим родовым понятиям — Дикой охоте, Неистовому гону и Адским гончим. Если же говорить о самой удачной переинтерпретации этого образа в современной массовой культуре, то здесь пальма первенства вероятно должна быть присуждена Первач-псам или "Егорьевой стае", описанным Г.Л. Олди в мире постапокалиптического Харькова:
"Из переулка напротив нас с заунывным стоном-воем вырывается дикая Егорьева стая. Одинаковые лица Первач-псов глядят вперед, только вперед — потому что они знают, чуют, они уже взяли след! Или никогда не теряли его."
"Сто раз в кино видел, как варнака Первачи преследуют, а один раз живьем сподобился. Вечером, на улице. Потом месяц кричал во сне — все лицо его снилось"                                                      Г.Л. Олди, А. Валентинов "Армагеддон был вчера".

 

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО -  считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна.Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.

Гончар. Село Владимирское, Макарьевского уезда, Нижегородской губернии. 1900-е

 

Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.

Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
 

Виктор Безумнов. Велетьма. Кулебакский р-н. Нижегородская обл. 2016г.

 

 

История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора.

В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. А некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.

Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно.

В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине со временем пришел металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…

Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. Раскупают все: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.
                                                                                                         группа "ВѢДИ" http://vk.com/v_e_d_i


ГОПНИК - В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное общество призора (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата (ГОП) для тех же

целей. Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки.                                                                                                                                                                https://vk.com/albook


ГОНЗАТИ - избегать

ГОНЬЗНУТИ – спастись бегством

ГОНИЛО  (ГЕНИЛЬ) - древнеукраинских бог скотоводов и чабанов. Охранник стада, отары, табуна. На праздник Гонила пастух шел по поселку с длиннющей палкой, на верхушке которой было кольцо - символ солнца и власти.

 

ГОНЬЗНУТИ - спастись бегством

ГОПНИК - Каждый русский человек хоть раз в жизни встречался с гопниками. Однако не каждый житель России может сказать, в чем суть этого слова.

Субъект гоп-стопа . Лингвисты, изучающие воровские традиции, уверены, что «гопник» - это человек, который совершает «гоп-стоп». Что это такое? Так на «фене» называют молниеносный уличный грабеж, когда жертву «берут на испуг» . Отсюда «блатная» идиома – «взять на гоп-стоп». Интересно, что «гоп-стоп» еще в XIX веке назывался «гоп со смыком». «Гоп» - означает прыжок, неожиданный удар, а «смык» происходит от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть») – «быстро двигаться». Иными словами, тактика «гопника» заключается неожиданном налете на жертву и быстром уходе


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!