Г ОРНОКРЫМСКАЯ МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



Горнокрымская мезолитическая культура – археологическая культура Горного Крыма, выделенная в 1982 г. Д. Я. Телегиным и объединившая две мезолитических культуры намеченные в 1950 г. М. В. Воеводским – шан-кобинскую и мурзак-кобинскую, рассматриваемых как ранний и поздний этапы одной культуры. В новейших работах шан-кобинская культура выведена из горнокрымской мезолитической и рассматривается как финально-палеолитическая, в связи с чем название «горнокрымская мезолитическая» стало синонимом мурзак-кобинской культуры и в сущности употребление его утратило резон (этот термин сложнее и из-за своей описательности менее удобен, чем традиционное название по эпонимному памятнику.

 

     

 Культуры позднего мезолита Украины. Горнокрымская культура — черные треугольники.                    Мезолитические захоронения и портретные реконструкции умерших по черепам: 1 —                                                                                                                                                                                                                                

                               Фатьма-Коба, 2-4 — Мурзак-Коба

ГОРОД – ГОРОДИЩЕ -ГРАД – ОГОРОД

Города древней Руси, а точнее, любые более-менее укрепленные пункты, называли «городищами» или, собственно, «городами». Распространенное название раннесредневековой Руси (а именно, времен Ярослава Мудрого) - «гардарики» - скандинавское, и означает оно буквально «страна городов».

Вокруг большого поселения группировались маленькие и со временем городище могло стать центром княжества. Также отдельную область могли называть «земля»: это могло относиться как к княжествам, так и к иностранным государствам (а также к территориям, обособившимся в эпоху феодальной раздробленности).

Основные характеристики городищ

возникают самое раннее в медном веке (4-3 тысячелетие до н.э.) обычно на возвышениях природного происхождения (холм, мыс);

археологические признаки городища: руины, остатки земляных валов, рвов и защитных сооружений, иногда весьма внушительных. Должен присутствовать культурный слой.

защитные сооружения были деревянные, реже каменные.

Первые русские города

Древние города Руси - это укрепленные долговременные поселения, выполняющие функции административных центров, военные, культурные, религиозные, а также торговые функции. Часто города были центрами ремесел. Предшественниками городов, согласно утверждениям историков, могли быть монастыри и окружающие их посады, пограничные пункты, слободы, резиденции князей и т. д., но чаще всего города возникали из разрастающихся сельских общин.

Именно так появились основные центры русского государства раннего средневековья — Киев, Новгород, Галич, Рязань, Путивль и другие. Возникновение городов было необходимостью — в 9-10 веках значительную угрозу для оседлых земледельцев представляли кочевники, совершавшие набеги из степей.                          http://wikii.ru/

Г ОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА (культура городищ «рогожной керамики») относится к раннему железному веку (VII век до н. э. — II век н. э.) и распространена в Среднем Поволжье – в правобережье Волги и по средней и нижней Оке к югу от нее, в бассейнах Мокши и Цны и на Верхнем Дону. Это значит, на территории Мордовии, Марий Эл, Чувашии, а также Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областей. Названа по Городецкому городищу (у села Городец около города Спасск-Рязанский), раскопанному в 1898 году В. А. Городцовым.

Автор: Koryakov Yuri — собственная работа,

Артефакты. Культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селищами и жертвенниками. Городища расположены группами по два-три в 1 — 3 км одно от другого, а между такими группами расстояние в 10 – 15 км. Городища расположены обычно на мысах, образуемых речками и оврагами, неприступными по своей природе, а с напольной стороны защищены валами и рвами. Если городище находится не на мысу, то оно окружено валами и рвами. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Очаги глинобитные или каменные. Памятников выявлены многие сотни. Большинство расположено в местах выхода на поверхность железорудных месторождений (болотных руд, бурых железняков и т. п.). Могильники не известны. Обряд погребения явно не предусматривал захоронения в земле.

 

Городище Эрзянь Ки.

 

Керамика со следами рогожи и ткани, или сетчатая – имитирующая отпечатки рогожи (она называется еще псевдорогожной). Если гладкая, то грубая, хотя в более позднее время — лощеная.

Металлургия железа была известна обитателям городецких городищ, но на ранних городецких памятниках находок металлических изделий очень мало (ножи, шилья, наконечники стрел из железа, а из меди – подвески, бляшки, браслеты), преобладают орудия из кости, в том числе наконечники стрел и гарпуны.

 

Предметы с памятников городецкой культуры: 1 — пряслице; 2 ,8 ,9 — наконечники стрел из кости; 3 — бронзовый браслет; 4 — камень от зернотёрки; 5 костяной гарпун; 6 — костяная игла; 7 — предмет из кости; 10 — льячка; 11 — каменный топор; 12, 13, 15, 16 — обломки посуды; 14 — глиняное грузило.

                                                                                             

Хозяйство. Население занималось скотоводством и подсобным мотыжным земледелием, насколько позволяли условия жизни в лесной полосе, а также охотой, рыболовством, бортничеством. Связи документированы со скифами, с дьяковской культурой и с Прикамьем.

Происхождение. Исследователи советского времени производили городецкую культуру от срубной, но городецкая находится в иной зоне, более лесной. Позже стали искать ее корни в лесном неолите и энеолите, но она оторвана по хронологии от культуры ямочно-гребенчатой керамики, волосовской или фатьяновской культур. Предлагалась в ее предки поздняковская культура рязанского Поочья (сходство керамических форм и орнамента, грузиков), но и тут имеется разрыв во времени.

Все сходятся сейчас на том, что городецкая культура сформировалась на основе культуры текстильной керамики (середина XI – начало VII вв. до н. э.) и бондарихинской культуры в лесостепной зоне, а до того там были волосовская культура энеолита, возможны также отдаленные вклады абашевской и срубной культур. К северо-западу от городецкой (за Окой) располагалась родственная дьяковская культура, также связанная по происхождению с культурой текстильной керамики (но без бондарихинской культуры). Исходный очаг городецкой культуры, видимо, локализовался в Подонье: там находился ее ранний вариант — известно более сотни городецких селищ и только 14 городищ, а городища (укрепленные поселения) появляются позже селищ. В VI—V вв. до н. э. городецкое население было вытеснено скифами с большей части Подонья. Часть их перешла в Саратовское Поволжье, откуда их затем вытеснили сарматы. Остались те, что перешли в бассейн Оки.

Этническое определение. Некоторые исследователи ассоциируют городецкую культуру с тиссагетами Геродота, Б. А. Рыбаков – с йирками Геродота. Но кроме имени это мало что дает. Важнее ее связь с последующими народами, чей этнос и язык нам известны.

Большинство исследователей полагает, что этносом городецкой культуры были волжские финны (предки мордвы и марийцев). Однако это предположение основано только на частичном совпадении территории распространения древнемордовских могильников и городецких памятников. Конец городецкой культуры связан с формированием древнемордовских племен — те появляются именно на городецкой территории. Эта точка зрения утвердилась в 1930-х – 1950-х годах, когда в политизированной советской археологии господствовала наивно-патриотическая идея автохтонного происхождения народов СССР. Автохтонное происхождение мордвы было археологически обосновано А. П. Смирновым, который отнес к городецкой культуре и мордовские могильники III-V веков.

Но была ли роль городецкой культуры главной, неясно. В древнемордовских могильниках не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом (керамика совершенно иная), а среди городецких памятников вообще неизвестно ни одного могильника, так что преемственность не очевидна. В. И. Ледяйкин ограничил существование городецкой культуры II в. н. э. и заявил, что мордовские могильники не имеют отношения к городецкой культуре. Обряд погребения у них другой – вытянутые трупоположения в узких ямах. Он явно был получен мордвинами от каких-то пришельцев. Одни считают, что это были пришельцы с северо-востока – с Камы (пьяноборская культура), другие – что это были сарматы с юга, третьи полагают, что погребальный обряд принесла саргатская культура из Приуралья и Западной Сибири.

С другой стороны, генетически эрзя тяготеют к обширной территории лесной полосы Восточной Европы вплоть до Балтики, где располагались дьяковская и городецкая культуры и их балтские соседи (см. Дьяковская культура). Парадоксально, что именно в городецкой культуре, самой восточной из них, могло проявиться балтское воздействие – экспансия балтских культур на восток в раннем железном веке известна (еще летопись знает балтское племя голядь под Москвой), отмечается в дьяковской культуре и, видимо, достигало городецкой. Лингвистами доказано влияние балтской мифологии (стало быть, религии) на эрзянскую — образы бога-громовика Пурьгине-паза (ср. лит. Перкунас), Йондол-бабы (ср.балто-славянскую Додолу). У остальных финнгоугорских этносов (в том числе у мокши) бог-громовик другой.                                                                                                               http://генофонд.рф/

ГОРОДИЩА -  название в славянских странах места бывших городов, укреплений, замков, святилищ, обозначенные окружающими или защищающими их валами и рвами.
Слово "городище" составлено по аналогии со словами "селище", "дворище", "монастырище", также "пожарище" или "пепелище", "(по)боище" и другие; как те означают места бывших селений, пожаров, так и "городище" употреблялось с давних пор для обозначения места бывшего города, а иногда — лишь укрепления, сторожи, замка. Синонимами "городища" являются - "городок", "городец".
Частая встречаемость этих трёх названий: "Городище", "Городок", "Городец" позволяет сделать почти всегда безошибочное предположение, что около такого селения находится древнее Городище или по крайней мере следы его.

 

Иногда в народе употребляются также названия: "валы", "окоп", "батарея", или — в случае высокого положения — "гора"; например: "Княжа гора", "Татарская", "Высокая", "Вздохнигора"; иногда подобный эпитет прилагается к названию "городище" и "городок", например "Чудское", "Татарское", "Попово", "Микулино", "Богатырское", "Чертово", "Киян-городок".

 

В большинстве случаев народ ничего не знает о происхождении и значении Городищ, объясняет их, по аналогии, как батареи, окопы, шанцы, и относит их к тем войнам, о которых сохранилась память в народном предании, к позднейшим, например: к французскому походу 1812-1813 гг., к польским или шведским войнам, к борьбе с татарами; в Германии, местами — ко временам гуситов или язычества и так далее.

Кое-где, однако, сохранились и другие предания, связывающие возведение Городищ с некоторыми историческими личностями: в Западном крае, например, с королевой Боной (женой короля Сигизмунда I) или с князьями Островскими, Огинскими, Олельками и другими; в Малороссии — с Палеем и другими казацкими предводителями, в Тобольской губернии — с Кучумом, Ермаком — или же с культом : "Чортово", "Бесово".
По своему положению, устройству, величине Городища могут быть сведены к нескольким типам. Один из довольно распространенных и характерных типов — это Городища на возвышенном, крутом берегу реки, особенно на мысу, на выступе между рекой и ее притоком, ручьем или оврагом. Защищенное естественными крутыми склонами с двух (иногда и с трех сторон), такое место нуждалось только в ограждении валом и рвом (или двумя-тремя валами) с более доступных сторон. Площадь такого Городища представляет обыкновенно округленную или овальную форму, иногда треугольную или четырехугольную. Некоторые из таких Городищ служили, по-видимому, местами для поселений с древнейших времен, как на то указывает толщина покрывающего их культурного слоя со множеством костей животных (остатков трапезы), черепков посуды, углей, костяных, реже каменных и металлических орудий, украшений.

Ограда большинства Городищ сделана из земли и представляет вал (одиночный, двойной или тройной) — прямолинейный, дугообразный, овальный, круглый, округленно-четырехугольный, треугольный, обыкновенно огораживающий одну более или менее ровную или холмистую площадь (на одном уровне с окружающею вал местностью или несколько выше); иногда же площадь эта подразделена валом на две, или к главному Городищу примыкает одно-два побочных, также огороженных валами, или же имеются еще какие-то выступающие наружу неопределенные валы. Ширина валов около 2 саж. (4-1), вышина иногда до 2-х, даже до 6 саж., но большею частью менее, около сажени или 2 — 1 ½ аршина, иногда и того меньше, что можно объяснять уменьшением и сглажением от времени (от размыва, распахивания).

Географическое распространение Городищ весьма обширно; уже давно было известно, что они распространены от Камы и Вятки до Рейна; но теперь ясно, что они встречаются и далее; в Западной Сибири, во Франции, Шотландии, в Норвегии, в Боснии, Сербии. У нас некоторые Городища упоминаются уже в "Книге Большому Чертежу", другие указываются путешественниками XVIII века; но более определенное представление об их распространении и численности получилось лишь с тех пор, как их стали искать образованные и подготовленные наблюдатели.

В России первым таким исследователем явился ученый поляк Зориан Доленга Ходаковский (Адам Чарноцкий), который объехал и обошел несколько губерний Средней и Западной России и собрал лично и через расспросы сведения о значительном числе Городищ.
Он пришел к заключению, что число Городищ должно быть громадно и что на пространстве от Камы до Рейна их было до 40000.
Лично Ходаковскому, из собственного наблюдения и из расспросов, было известно, однако, едва ли более 1000 Городищ, и каждый наблюдатель после него, собирая сведения по известной губернии, находил целые десятки новых, неизвестных ранее.

Особенно много для определения численности Городищ было сделано Д. Я. Самоквасовым, который сам осмотрел многие из них, во многих производил раскопки, а также собирал о них сведения.
Для одной Черниговской губернии ему удалось констатировать существование 150 Городищ, которые и были нанесены им на карту губернии; затем он получил сведения о Городищах в Курской, Полтавской и Киевской губерниях, где число их (вместе с Черниговскою) доходит до 600.

Пользуясь, главным образом, данными Самоквасова, чешский ученый Пич мог насчитать для России 1430 Городищ, а для стран Средней Европы, пользуясь другими данными, следующие числа:
Польша — 213, Померания — 84, область древних лютичей и бодричей — 154, область сербов-лужичан — 252, Богемия — 130, Моравия — 16, итого 849, а с Россией — 2279.

В это число не вошли Городища южных славянских стран по неимению о них сколько-нибудь точных данных, хотя есть отрывочные сведения о существовании Городищ в Крайне (на Саве, около Лайбаха, до 20), в Сербии, в Боснии, о порядочном их числе в Нижней Австрии и т. д.
С другой стороны, и для вышеозначенных стран указанное число Городищ является, несомненно, далеко не полным, что видно уже из того, что каждый последующий исследователь в каждой области насчитывает их больше, чем его предшественники.
Так, для Волынской губернии на III Археологическом съезде в Киеве (1878). Рогге указал на 12 Городищ, но по данным, собранным после того Центральным статистическим комитетом, их оказывается там 158; о Минской и Могилевской губерниям до последнего времени было мало что известно в отношении Городищ, а по данным статистических комитетов их оказывается в Минской — 209, в Могилевской -144.
Не подлежит сомнению, что на месте многих нынешних городов — Москвы, Киева, Чернигова и так далее — были в глубокой древности "городки".
Неизбежно заключение, что в действительности число таких земляных сооружений в древности должно было быть еще значительно больше. Самоквасов допускает для России до 5000 Горрдищ, и это число, может быть, не преувеличено.
Несомненно, однако, что сохранившиеся городища не все принадлежат одной эпохе и одному народу, и было бы весьма важно подвергнуть их обстоятельному изучению в целях определения их древности, принадлежности тому или иному народу (или последовательно — нескольким), а также и их значения (или назначения). Средством для того могут служить: сравнение форм, местоположения, распределения Городищ, собрание всех относящихся к ним исторических свидетельств и народных преданий, сопоставление местных хорографических и топографических названий, раскопки площади Городищ, изучение находимых в них предметов, а также и раскопки ближайших курганов, древних кладбищ, свайных построек. Пока в этом отношении сделано еще очень мало, но кое-что уже добыто и должно быть принимаемо во внимание.   https://vk.com/ruspravdainfo


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!