ГОД БРАМЫ  – (санскр.), период равный 311 040 000 000 годам.



http://ezoezo.ru/about-dict.html

 

ГОДИНА -  отрезок времени, на украинском: "годына" (в украинском означает "час").

ГОДОСЛОВ

                  

ГОДЫ ГОДУЙ -  годы живи, от слова «годовать» — жить

ГОД - (God-англ, Gott-нем.) переводится Бог. «С новым годом» - отмечаем (встречаем) "Нового Бога".                                                                          http://vk.com/kob_main_group

ГОДУНОВЫ - по легенде, занесенной в летописи начала XVII века, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь еще во времена Ивана Калиты.
А по государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе, а сам Борис Годунов родился в 1552 году в семье Фёдора Ивановича Годунова по прозвищу Кривой бывшего вяземским помещиком средней руки.

ГОДУНОВ – фамилия Годунов происходит от тюркского слова godan - goden-godon - godun - kodon - kodun, встречающегося, например, в турецком языке; godon -- godun 1. 'часть задней кишки'; 2. перен. 'безрассудный', 'глупый' godan adam 'безрассудный, глупый человек', ein unvernunftiger dummer Mensch (Радлов); или в алтайском языке: kodon --- kodiin 'зад', а также в качестве собственного имени, например, Kodon-pij Коден-бий; sen adyn kam? - dedi Kodon-pij Как тебя зовут? - сказал Коден-бий (Вербицкий). Это тюркское слово является также общим с монгольским godon - godun, имеющим, впрочем, далекое, но смежное с прямой кишкой значение - 'мех, снятый с лап животного'.
Прозвище Годун предок Годуновых получил от переносного значения слова godon-godun 'глупый, безрассудный человек', хотя среди тюркских народов, например, у алтайцев, есть обычай называть своих детей и такими плохими именами, как kodйn -- godun 'зад', 'прямая задняя кишка', в тех случаях, когда ребенок родился в год Свиньи по двенадцатилетнему животному циклу. Год Свиньи, по повериям алтайцев, является опасным для жизни детей, которые похищаются в этом же году нечистыми силами. Для предотвращения похищения детей, родившихся в год Свиньи, и называют отталкивающими именами.
Нам представляется менее вероятной этимология фамилии Годунов из украинского годун "кормитель" - слово приведенное в "Словаре украинского языка..." в контексте "годун годунец сто душ годував", т. е. со значением "горшок для варки пищи" (Українські приказки, прислів"я й таке інше збірники О. В. Марковича и других, спорудив М. Номис. СПб., 1864) (49).

ГОДУНОВ БОРИС Ф.

 - 465 лет назад, в 1552 г. родился будущий царь Борис Фёдорович Годунов. Царствование его было недолгим, чуть более 7-ми лет (1598 - 1605), но с именем этого человека связана целая эпоха в истории России - эпоха, увы, донельзя искаженная рядом авторитетных историков, начиная с Н.М.Карамзина.

В 1584 г. после смерти Ивана Грозного на трон взошёл его средний сын Фёдор Иоаннович. Это был тихий, добрый и очень набожный человек, мало подготовленный к государственному управлению. На престоле он оказался по воле случая - за три года до того безвременно умер (а вовсе не был убит отцом, как переписывают ложь иностранцев наши учёные мужи) старший сын Грозного, престолонаследник Иван. Существует, кстати, доказательная версия, что оба Ивана, отец и сын, были отравлены.

Пожалуй, главное, что знал Фёдор и чего твёрдо держался, будучи на троне, - власть царю дана Богом, а значит, и распоряжаться ею царь должен по-Божески. И действительно, вся жизнь царя Фёдора была олицетворением высокого духовно-нравственного уровня верховной власти. У государственного же руля он поставил своего дядю по матери престарелого Никиту Романовича Юрьева (прародителя будущей династии Романовых) и 32-летнего боярина Бориса Фёдоровича Годунова - наиболее близких людей Грозного последних лет. Через год дядя умер, и вскоре Годунов стал единоличным рулевым - главой правительства, по современным понятиям.

Досталась ему страна, крайне ослабленная затяжной Ливонской войной, не достигшей, к сожалению, главной геополитической цели - созданию выхода к Балтийскому морю. Перед правительством стояли три задачи: обеспечить внешний мир, обеспечить внутренний порядок и обеспечить подъём экономики и благосостояния народа. Со всеми этими задачами Годунов блестяще справился.

При нём Россия достигла небывалого расцвета, могущества и международного авторитета. Строились многочисленные крепости и храмы. Основывались новые города - Тюмень, Тобольск, Берёзово, Сургут и Тара в Сибири, Воронеж, Уфа, Самара, Царицын и многие другие. Укреплялась армия. Бурно росла торговля - показатель роста промышленности и сельского хозяйства. В страну приглашались для работы иностранные специалисты, главным образом, рудознатцы. Возвращены русские города Ям, Копорье, Ивангород, Орешек, захваченные Швецией в ходе Ливонской войны. Продолжалось укрепление центральной власти, причем без обычных для того жестокого века казней.

Но, пожалуй, высшим политическим успехом «премьер-министра» было учреждение в 1589 г. патриаршества, сразу же возвысившего Россию во всём христианском мире. Со времени падения Византии (1453 г.) существовала тягостная для России коллизия - с одной стороны, она была единственным независимым православным государством, да к тому же очень мощным, а с другой, Русская церковь, не имевшая своего патриарха, занимала подчинённое положение по отношению к восточным патриархам. Восточных патриархов, кафедры которых находились на оккупированных турками землях, такое положение вполне устраивало - у них была возможность регулярно ездить в Москву за подаяниями (весьма и весьма немалыми!). В результате тонкой дипломатии Годунова вопрос был успешно решён во время очередного приезда в Москву Константинопольского патриарха.

Современники Годунова, даже из тех, кто завидовал его высокому положению, характеризовали правителя в самом лучшем свете, отмечая его большой ум, образованность, красноречие, милосердие и доброту. И в личной жизни - верный муж и заботливый отец - он был примером высокой нравственности. Эти же современники высоко оценивали и результаты его правления.

Вполне естественно, что после смерти бездетного Федора в 1598 г. и прекращения династии Рюриковичей на царский трон был избран Борис. Избран не Боярской думой, а Земским собором, представлявшем разные социальные слои и разные земли государства. Казалось, царствование Бориса будет столь же благоденственным и долгим, как его правление при покойном царе. Но пришла нежданная беда: три года подряд (1601-1603) из-за летних (!) морозов, «голых» зим и непрестанных дождей случался страшный неурожай, на страну обрушился голод. Царь принимал отчаянные меры, раздавал бесплатно хлеб из казенных запасов, наказывал спекулянтов и перекупщиков, но голод побороть не мог: в стране начались народные волнения.

Вот тогда завистники-бояре и стали распространять самые грязные слухи и сплетни о Борисе (как сейчас говорят, «чёрный пиар»). Гибель в 1591 г. 8-летнего царевича Дмитрия, младшего сына Грозного, приписали Годунову. Избрание Годунова на трон объяснили подкупом делегатов Земского собора. Эти сплетни и слухи были охотно записаны иностранцами, бывшими тогда в России, а также сторонниками завистников-бояр.

Увы, на этих источниках, а не на научном анализе построен и весь годуновский период «Истории» Карамзина. На основе ложной карамзинской «Истории» написал свою гениальную драму А.С.Пушкин, а на основе исторически ложной пушкинской драмы написал свою гениальную оперу М.П.Мусоргский. Эта цепочка тянулась через весь XIX век. Лишь в XX веке нашлись объективные историки (первый из них С.Ф.Платонов), которые с логикой, документами и фактами доказали, что убийство царевича (если оно вообще было) менее всего было выгодно именно Борису. Что слухи о подкупе делегатов Земского собора появились не ранее 1603 г. Что все более ранние записи свидетельствуют об искреннем и безоговорочном избрании царя. Советские же историки (Р.Г.Скрынников и др.) окончательно подтвердили, что выводы следственной комиссии соответствовали действительности: царевич сам напоролся на нож в результате внезапного приступа эпилепсии.

В довершение к голоду гранула новая беда: враги Бориса стали распространять слухи о том, что царевич де чудом остался жив и собирается бороться за власть. Так появился первый Лжедмитрий, который из польского зарубежья осенью 1604 г. двинулся на Москву, обрастая по дороге многочисленными сторонниками. Это было началом гражданской войны, напряжения которой организм Бориса уже выдержать не мог - в апреле 1605 года он умер от кровоизлияния. Бояре присягнули его 16-летнему сыну Федору, но вскоре же предали и его - спровоцировали (не без участия польских агентов) московскую чернь на убийство нового царя вместе с его матерью, вдовой Бориса.

Цареубийство не прошло даром - началась Великая Смута, стоившая России колоссальных жертв, страшного разорения, потери большой части территории и отбросившая её на десятилетия назад. Смуты вообще России дорого обходятся - что в 1605-м году, что в 1917-м, что в 1991-м.                                                                http://ruskline.ru/

 

ГОДУНОВ - Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. Но в мае 1591 года царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Летопись обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему.

Зимой 1598 года Федор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась.
(17) 27 февраля 1598 года Земский собор избрал царем Бориса Годунова, шурина Федора Иоанновича, и принес ему присягу на верность, а в сентябре Борис венчался на царство.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу.

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре начались беды. Непогода привела к неурожаю, в стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Стремясь помочь голодающим, Борис не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако их запасов не хватало на всех голодных. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это – кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой и не может кончиться добром.
Повстанческое движение охватило около 20 уездов центральной России и юга страны. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве. Против них Борис Годунов направил войско. В сентябре 1603 года в ожесточенном сражении под Москвой повстанцы были разбиты.
По стране стали ходить слухи, что царевич Дмитрий жив. В начале 1604 года было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Осенью 1604 года Лжедмитрий I с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления.
В январе 1605 года правительственные войска разбили самозванца. Ситуация для Годунова также осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях. А в апреле 1605 года он скоропостижно скончался.
Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Архангельском соборе Кремля.                                                    https://vk.com/glavradionline

 

 

ГОДУНОВВыставка «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси» открывается в Московском Кремле 16 октября. В экспозиции представлены экспонаты из собрания Музеев Московского Кремля, а также ряда российских музеев, библиотек и архивов. Фигуру русского царя с одной из самых драматичных судеб постарались подать беспристрастно.
Годунов в памяти потомков — таков, каким его сделали русские гении: Пушкин и Алексей Толстой в своих трагедиях, Мусоргский в опере, Шаляпин на сцене и портретисты  Шаляпина в живописи. Убийца царевича Димитрия, узурпатор власти, мятущаяся душа… Однако все они опирались на его образ, созданный авторами XVII века, то есть во времена Романовых (годуновских конкурентов и победителей).
А создатели выставки постарались принципиально отстраниться от «черной легенды», окружающей имя Бориса Годунова, и показать его как умного придворного, первого всенародно избранного царя и крупного международного политика. Кроме того, им удалось представить его как истинного основателя царской династии, пусть и одной из самых коротких в русской истории.

СКОЛЬКО БЫЛО ГОДУНОВЫХ?

Семья у Бориса, оказывается, была большая. Во-первых, следует назвать его сестру Ирину — без нее он вряд ли стал бы царем. В 1575 году Иван Грозный выдал Ирину замуж за младшего брата своего наследника — слабовольного Федора Иоанновича.

 Но судьба сложилась так, что царем стал именно Федор. А Борис Годунов, как царский шурин, оказался в непосредственной  близости к трону и на долгие годы стал некоронованным правителем государства. Царица Ирина, судя по всему, была женщиной умной и обладала сильной волей. Несмотря на то что она не родила сына, супруг так и не решился отослать ее прочь и взять новую жену. После его смерти полтора месяца Ирина была самостоятельной правительницей государства, издавала указы и помогала избранию Бориса на престол.

А еще был Дмитрий Иванович Годунов — дядя Бориса и Ирины, который взял сирот на воспитание и представил их ко двору Ивана Грозного, где сам служил постельничим, то есть занимал очень близкое к царю место. А еще была жена Бориса — царица Мария, дочь печально известного Малюты Скуратова. А еще были их дети — юный Федор II Борисович и прекрасная Ксения. Можно вспомнить и Стефаниду Андреевну — жену Дмитрия Ивановича, в светлицах которой были созданы прекрасные вышивки, или его сына Владимира. А еще был Иван Иванович Годунов — кстати, женатый на сестре Федора Никитича Романова (будущего патриарха Филарета)…
Все они сгинули в Смутное время. Но, что удивительно, несмотря на последующие польские и иные грабежи, от них сохранилось большое количество вещей — ценных и прекрасных.
ЗОЛОТО, ЖЕМЧУГА И КАМЕИ
Этими сокровищами наполнены два выставочных помещения Музеев Кремля — в Успенской звоннице и Патриаршем дворце. В основном это, конечно, религиозное искусство: вклады Годуновых в различные церкви и монастыри, а также посуда, государственные регалии и иностранные дары.
Карьера самого Бориса — от зачисления в опричники до скоропостижной смерти в царских палатах — прослеживается наглядно.

Вот скромная серебряная чаша. В 1584 году на ней было выгравировано «Чарка боярина и конюшего Бориса Федоровича Годунова», а в 1591 году, по случаю получения от Ивана Грозного за защиту Москвы от хана Казы-Гирея почетного титула «слуги», ниже буквами попроще и помельче было добавлено и это слово. На выставке чарка поставлена на зеркало, чтобы мы могли разглядеть этот титул, которым молодой боярин явно очень гордился. А вот в витрине уже апофеоз его карьеры — легендарная шапка Мономаха, которой Борис венчался на царство.

 

. На нем выгравирована ее небесная покровительница — святая Ирина. Множество церковных вышивок, создававшихся Ириной Годуновой, ее теткой Стефанидой Андреевной и дочерью царевной Ксенией. Но самая трогательная вещь, оставшаяся от Ксении, помилованной Лжедмитрием, но превращенной им в наложницы, — это простое золотое колечко с сапфиром. Оно происходит из суздальского монастыря, где царевна провела последние годы.

Ее брат Федор II, несчастный царь, которому довелось править всего семь недель, получил великолепное образование, в том числе и в естественных науках того времени. Он составитель одной из первых русских карт — так называемой годуновской (возможно, в качестве учебного задания). На выставке — экземпляр, изданный в Амстердаме по гравюре 1614 года через 11 лет после убийства Федора. Предполагают, что оригинальный чертеж мог попасть к иноземцам после разгрома годуновского дворца. Рядом — множество икон, утвари и драгоценных окладов, вложенных Дмитрием Ивановичем и его кузеном Иваном Ивановичем. Только от царицы Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова, кажется, нет ничего: наверное, она не любила вышивать. Своего рода семейный портрет Годуновых — икона, предположительно, работы иконописца Прокопия Чирина, с изображением святых покровителей Бориса, Марии, Федора и Ксении.

 

 

ГОДУНОВ ФЁДОР - Царствование Федора Годунова продолжалось всего 7 недель

24 апреля 1605 года, уже на следующий день после смерти царя Бориса Годунова, Москва провозгласила на царствование его 16-летнего сына Фёдора – всесторонне подготовленного к престолу, талантливого и образованного юношу. Но время то было смутное – на Москву двигался Лжедмитрий I, который плёл интриги с целью захвата престола и смог переманить на свою сторону князя Мстиславского и многих из тех, кто ещё недавно поддерживал Годуновых. Послы, прибывшие в Москву, от имени самозванца на Лобном месте прочитали послание, в котором Лжедмитрий I называл Годуновых узурпаторами, себя - царевичем Дмитрием Ивановичем, которому якобы удалось спастись, обещал всевозможные милости и льготы и призывал присягнуть себе. Начались народные волнения, толпа с криком «Долой Годуновых!» ринулась в Кремль.

При попустительстве правительства бояр Фёдор Годунов, его мать и сестра Ксения были помещены под стражу, а на русский трон взошёл Лжедмитрий I. 20 июня 1605 года Федора II Борисовича Годунова и его мать задушили. Таков был приказ нового царя. народу было объявлено, что они сами приняли яд.                                                    https://vk.com/vkcitat

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Помимо многочисленных грамот и посланий от правителей Европы, включая королеву Елизавету Тюдор (она рекомендует своего врача), в витринах и многочисленные дары. Никогда не покидает стен Кремля трон, называемый «место персицкое», присланный шахом Аббасом I, — он отделан бирюзой, турмалинами и рубинами. Кстати, на нем короновалась даже Елизавета Петровна.
Увы, под низкими сводами Патриаршего дворца не поместилась роскошная резная карета (называемая «колымага»), присланная Борису Годунову в подарок от английского короля Якова I Стюарта. Чтобы разглядеть ее резьбу, например сцену битвы христиан с неверными, придется идти в саму Оружейную палату. Здесь только рисунок с нее Федора Солнцева. Зато есть серебряные фляги с гербом того же короля.
Другие важные государственные регалии — держава и скипетр, созданные для Бориса Годунова в мастерских императора Священной Римской империи Рудольфа. Держава украшена золотыми рельефами с историей библейского Давида — кстати, тоже первого царя из своей династии, чудом получившего трон.

МЕРТВЫЕ ДЕТИ
   

 

Но в отличие от царя Давида, из колена которого, как известно, произошел сам Иисус Христос, династия Бориса Годунова трагически оборвалась почти сразу — на его 16-летнем сыне, вместе с матерью задушенном сторонни-ками Лжедмитрия. Англичанин, который написал отчет о посольстве Томаса Смита в Россию, назвал сцену его гибели «ужасной и жалостной трагедией, достойной стоять в одном ряду с «Гамлетом».

Но мертвые дети встречаются в истории династии Году-новых с самого начала. Это не только царевич Дмитрий Углицкий, загадочная гибель которого вечным обвинением висит над Борисом Годуновым. Кстати, на выставке об этом «кровавом мальчике» много всего — и золотая рака, изготовленная уже при Романовых, и родимая икона, сделанная при его рождении по мерке младенца, и личные вещи, которые хранились при его гробе, — крохотная шапочка, кошелек с монетками и ложка.
Существовал и другой ребенок, рождение и смерть которого также сыграли роль в судьбе Бориса Годунова. Позабытая царевна Феодосия, дочь Ирины Годуновой и Федора I Иоанновича, — последняя из рода Рюриковичей. Царица Ирина долго вымаливала ребенка (вот зачем ей было нужно так много вкладных вышивок), долго не могла зачать и выносить — брат даже писал Елизавете Тюдор и просил королеву прислать акушерку. Старания были напрасными: бояре не допустили до царицы подобной неправославной срамоты. Едва избежав развода, на 17-м году брака Ирина все-таки родила, но не мальчика. Все равно радость была большой: на вкладных иконах сразу появляется покровительница новорожденной — преподобномученица Феодосия. Одна из таких икон — «Святой Николай» — представлена на выставке. А рядом изящный нательный

у Ирины с Федором больше не было: дорога к трону для Бориса была расчищена.  

крестик со святой Феодосией, принадлежавший девочке. Она умерла в два года, и детей

Кто знал, что все его усилия пойдут прахом. Все в мире взаимосвязано: одной из причин конца династии Годуновых был Великий голод 1601–1603 годов, возникший, в частности, из-за извержения вулкана Уайнапутина в далеком Перу, пепел от которого достиг Европы и вызвал малый ледниковый период.

 

 

 

ГОЙ – 1. Слово «гой» у древних народов искони связывалось со здоровьем, жизнью, живительной силой. Скажем, в авестийском языке слово gaya значило жизнь, время жизни. Литовское gajus относилось к тому, что легко вылечивает. Сюда же вплотную примыкают украинское гоїти – исцелять, излечивать, и польское goic с такими же значениями.
Сказать встречному «гой еси!» было эквивалентно нашему «будь здоров!», «будь жив!». Само же слово гой было повелительной формой глагола гоить – здороветь, хорошо жить, здравствовать…Если гой означает жизнь, то получается, что слово изгой означает человека вне жизни, того, кому нет больше житья на этом белом свете, словом, изгнанника. По другой версии, словом гой обозначалась община, да и вообще мир в целом. В таком случае изгой – это чужак, пришлый из чужой общины. Больше всего изгоев – если обратиться к древним летописям – было в Новгороде, который традиционно был населен разными племенами. В процессе разложения патриархальной общины многие становились дружинниками или купцами….Постепенно гой еси становится простым возгласом и искажается до не совсем понятных гоясов, которые, в свою очередь, становятся совсем уж далекими воясами. Подчас доходило до того, что слово воясы принимали за слово войны.
А на смену древнейшему приветствию гои еси приходят формы с праславянской основой на здрав-, которыми мы пользуемся по сей день. Они восходят уже не к идее живительной силы. Первоначально «съдоровъ» означало «из хорошего дерева». Расширяется и его применение: если гой еси в качестве прощального приветствия никогда не использовалось, то фразой «будь здоров!» сейчас можно и встретить, и проститься. https://vk.com/detizemlirusskoy

2. Все знают об отрицательном значении слова «гой» у иудеев, но многие не знают что значит это слово в Родном Языке. Исправим положение!

 

ГОЙ ЕСИ (позднее «гоясы») — приветственно-величальное выражение в значении «будь жив!» или «будь здоров!». Характерна для устного народного творчества и встречается прежде всего в былинах («Ой ты гой еси, добрый молодец!», См. у М. Ю. Лермонтова: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!», у А. К. Толстого: «Гой вы, цветики мои, цветики степные!», у Сергея Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная!».)
Гой — древнеславянское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой; происходит от праиндоевропейского корня *gi — жить. Этимологическое развитие глагола представлено следующим образом: индоевропейское *gi «жить» → *goio «жизнь» → славянское gojь → gojiti «живить». В словаре Даля гоить — стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского гоити — «живить». В украинском языке слово загоїти означает «залечить», «заживить» (например, раны).

Еси — устаревшая личная форма глагола-связки «быть» во втором лице единственного числа, иногда встречается на Западной Украине у Гуцулов. Со корнем гой связано сохраняющееся в современном языке слово изгой (от изжити), «изжитое», «выжитое» из своей общественной среды. Опираясь на подобное значение слова изгой, некоторые исследователи истолковывают «гой еси» как знак принадлежности к общине: «Ты есть наш, наших кровей».
Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую силу (согласно ему, гой значит «крепкий мужчина»), опираясь на речевое значение слова гоило — буквально «живитель».                                                https://vk.com/detizemlirusskoy

                  

3.-народ изначально живущий на Земле. В буквальном смысле с Дренверусского «ГОИ» – это первородные Люди от Рода Небесного (Словяно-Арии живущие мирской жизнью). Так же Гой это ещё и просто восклицание, типа – «Да будет Жизнь» (Сила Жизни, Здравие, Колыбель, Спокойствие). В Чаромутном значении слово «ГОЙ» имеет – обратное понятие от слова «ЙОГ» (так называли Арийских Жрецов, живущих духовной жизнью). Отсюда и современное слово – Йоги. На Иврите слово «Гой» означает – Народ не Иудейского происхождения или просто – не Еврей (Чужой, Иноверец). На Японском, это слово звучит как – Гайдзин. На Тюркском – Гяур. У Цыган – Гаджо. А вот у Христиан слово «Гой» означает – Язычника, не Христианина. Так, пытаясь выразить свою ненависть к Истинной Арийской Расе, как к самым первым людям на Земле, было искажено смысловое значение слова «ГОЙ», став во многих языках ругательным. От слова «Гой» происходит слово – Изгой (Изгнанник или Изгнанный из жизни своего Народа человек, который потерял жизненную силу своего Рода). По своему смыслу, слово «Изгой» близко к слову «Урод» (предавший свой Народ). А вот фраза «Гой Еси…» – имеет значение Жизненной Силы, в том числе и в значении Мужской Силы, как зарождения Жизни через продолжение Рода. Выражение – «Гой Есмь Еси Добрый Молодец», можно перевести на современный язык, как – «Кто Ты есть, какого Рода-Племени, и Человек ли Ты?». В более поздних сказаниях и былинах фраза «Гой Еси» стала простым побудительно-одобрительным знаком приветствия, в значении – «Мир Тебе», употребляемым при обращении к Человеку своего Рода. Ещё, образное выражение «Гой Еси» можно охарактеризовать и как – Здорово живёшь! (Будь Здрав!). Отсюда уже слово: Гоить – Здравствовать (жить спокойно, мудро, в мире, в достатке и в здравии, среди своего Рода Расы Великой).                                                                                                        Дети Земли РУССКОЙ

 

4. ГОЙ – (евр.), язычник. Означает каждый отдельный народ и все народы вместе в противоположность израильскому народу, который со времен Моисея обособился от других и стал именоваться народом Божиим. В религиозном отношении гой – безбожник, неверующий, идолопоклонник, нечестивый и пр.                                     http://ezoezo.ru/about-dict.html

 

5. - Слово гой - очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать». Но есть и другое толкование приветствия «Гой еси!»: некоторые исследователи утверждают, что это словосочетание указывает на принадлежность к одной общине, роду, племени и может быть переведено как: «Ты есть наш, наших кровей». Итак, слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!». Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним - это человек, оторванный от жизни, лишенный ее. Другое распространенное на Руси приветствие - «Мир вашему дому!» Оно необычайно полное, уважительное, ведь таким образом человек приветствует дом и всех его жителей, близких и далеких родственников. Возможно, в дохристианской Руси под таким приветствием имели в виду и обращение к домовому и богу этого рода. Источник: Что на самом деле означает выражение «Гой еси!» © Русская Семерка russian7.ru

 

6.- Все мы помним былинное: "Гой еси, добрый молодец...". Это приветственно-величальная формула в значении «будь жив!» или «будь здоров!».
Гой — древнерусское слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой; происходит от праиндоевропейского корня *gi — «жить». В словаре Даля гоить — стар. «говеть, жить, здравствовать». У И. И. Срезневского гоити — «живить».
Круг значений, передаваемых этим корнем в народных говорах русского языка весьма обширен:
ГОИТЬ, гою, гоишь
1. Заживлять (раны), излечивать.
2. Беречь, охранять, бережно обращаться с кем-либо.
3. Хорошо кормить; холить. Поил, кормил и гоил ее (о лошади).
4. Угощать. Гоили то нас, гоили, да не подобру проводили.
5. Любить, ласкать кого-либо, ухаживать за кем-либо (в физическом смысле).
6. Делать, изготовлять что-либо. Чего гоишь? — Да лапти. Делать что-либо с большим старанием, усердно.
7. Устраивать, приготовлять, чинить что-либо. Да вот лодку гоим (отделываем). || Утеплять, конопатить или мшить (здание, помещение). Заделывать, замазывать (печь, стены).
8. Наводить порядок где-либо, убирать. Гоить стол, баню. Гоила, гоила в избе, а вы опять грязи натаскали. || Подметать, мыть, чистить. Неси сковороду, ее надо гоить. || Придавать нарядный вид, украшая чем-либо.
9. Гоить рыбу. Снимать чешую с рыбы, вынимать внутренности.
10. Очищать зерно от мякины и сора; провевать. Кажно зернышко гоитъ надо, тогда и хлебушко поешь в охотку.
11. Расчищать что-либо, делать годным для пользования (о земляных участках, дорогах). Гоитъ дорогу. Гоить луга или брусничный бор. Выжигать.
12. Заготовлять впрок что-либо, запасать. Загоил ли тепла на зиму? — Гоил же бы, да не знаю как.
13. Давать приют, пристанище.
14. Устраивать кого-либо на какое-либо место, должность; пристраивать.
15. Удобрять, хорошо обрабатывать (землю). Гоить пашню. Эту землю плохо гоили, плохо пахали, на ей хлеб плохо родится.
16. Гоить лен. а) Стлать, расстилать лен (на лугу). б) Обрабатывать лен.
…20. Успокаивать, угомонить.— Ср. Гаить (=качать).

ГОЙНЫЙ. 1. Видный, красивый, величавый. Гойный молодец.
2. Приведенный в порядок, убранный, благоустроенный. Гойная изба.
3. Чистый. Гойная пшеница. Очищенная, вымытая, провеянная пшеница.
4. Плодородный; тщательно обработанный (о земле). Xорошу пашню завсегда гойной звали.
5. Приятный.

ГоИТЬСЯ 1. Ухаживать за скотом. Ты гоиласъ?
2. Готовиться к чему-либо. Гоимся к празднику.
3. Строиться. Раньше где кто зародился, так и строится, гоится в одной деревне.
ГОиТЬСЯ. Заживать (о ране). Нога у Лупана гоится.
ГОЙКА. Пирушка, попойка, угощение.
ГОЙКАТЬ, ГОЙНУТЬ. 1. Кричать, издавать крики, вопли. Гаркнуть (вызывающе, устрашающе).
2. Звать кого-либо криком. Окликнуть, аукнуть издали — гойни Лешку.

 

ГОЁНЫЙ. Гоеная пряжа. Пряжа, прокипяченная в воде для придания ей мягкости.
С корнем "гой" связано сохранившееся в русском современном языке слово изгой. Оно в древнерусском языке было социальным термином и означало лицо, «изжитое», «выжитое», то есть утратившее связь со своей социальной средой, то есть «изгой» — исключённый из жизни.                                                                                                     https://vk.com/v_svargi

 

7.– почтительное обращение к мужчине; добропорядочный Славянин или Арий живущий Вольно по Кону. Помните в сказках: "Ой, ты Гой, еси добрый молодец!". Кто не живёт по Кону, тот изгой.

8.ГОЙ, ГОЙНЫЙ

9. - Символ Рода, Ост (Ось) Всемирия, воплощение Всетво-рящейСилы Рода; мужской половой член; обрядовый воз-глас во славуРода, пожелание благополучия.                 (10)                  

10. - величавый. «Ах ты гой еси, добрый Молодец». У жидов презрительное прозвище любого иноплеменника.                                                                                                           (21)

11.– народ изначально живущий на Земле. В буквальном смысле с Дренверусского «ГОИ» – это первородные Люди от Рода Небесного (Словяно-Арии живущие мирской жизнью). Так же Гой это ещё и просто восклицание, типа – «Да будет Жизнь» (Сила Жизни, Здравие, Колыбель, Спокойствие). В Чаромутном значении слово «ГОЙ» имеет – обратное понятие от слова «ЙОГ» (так называли Арийских Жрецов, живущих духовной жизнью). Отсюда и современное слово – Йоги. На Иврите слово «Гой» означает – Народ не Иудейского происхождения или просто – не Еврей (Чужой, Иноверец). На Японском, это слово звучит как – Гайдзин. На Тюркском – Гяур. У Цыган – Гаджо. А вот у Христиан слово «Гой» означает – Язычника, не Христианина. Так, пытаясь выразить свою ненависть к Истинной Арийской Расе, как к самым первым людям на Земле, было искажено смысловое значение слова «ГОЙ», став во многих языках ругательным. От слова «Гой» происходит слово – Изгой (Изгнанник или Изгнанный из жизни своего Народа человек, который потерял жизненную силу своего Рода). По своему смыслу, слово «Изгой» близко к слову «Урод» (предавший свой Народ). А вот фраза «Гой Еси…» – имеет значение Жизненной Силы, в том числе и в значении Мужской Силы, как зарождения Жизни через продолжение Рода. Выражение – «Гой Есмь Еси Добрый Молодец», можно перевести на современный язык, как – «Кто Ты есть, какого Рода-Племени, и Человек ли Ты?». В более поздних сказаниях и былинах фраза «Гой Еси» стала простым побудительно-одобрительным знаком приветствия, в значении – «Мир Тебе», употребляемым при обращении к Человеку своего Рода. Ещё, образное выражение «Гой Еси» можно охарактеризовать и как – Здорово живёшь! (Будь Здрав!). Отсюда уже слово: Гоить – Здравствовать (жить спокойно, мудро, в мире, в достатке и в здравии, среди своего Рода Расы Великой).                                                                                                              Дети Земли РУССКОЙ

 12. «Гой—древнерусское (и древнеарийское вообще) слово, имеющее значения, связанные с жизнью и живительной силой. Происходит от древнеарийского праиндоевропейского - корня *gi —«жить». Этимо-логическое развитие глагола пред-ставлено следующимобразом: арийское (т.е.индоевропейское) *gi «жить» ; *goio «жизнь» ; славян-ское gojь ; gojiti «живить». Исторически тот же корень— в словах жить из древнерусского жити (здесь другая ступень чередования) с исходным значением «кор-миться, питаться,выздоравливать», «жизнь», «живить», «живой». В словаре Даля гоить —стар. «говеть, жить, здрав-ствовать». У И. И. Срезневского гоити — «живить»,то есть гой может рассматриваться как форма повелительного наклонения от этого глагола. В украинском языке слово загоїти означает «залечить»,«заживить» (например, раны). Кроме того, слово гой засвиде-тельствовано в древнерусском языке и в других контек-стах, где трактуется (по словарю И. И. Срезневского) как «мир, спокойствие, pax, fides, amicitia». Еси — устаревшая личная форма глагола-связки «быть» во втором лице единственного числа. В современном русском языке слово гой деэтимологизировалось и воспринимается лишь как междометие в составе данной формулы, становится «вызыва-тельным восклицанием, ободрительным вызовом» (по словарю Даля). С корнем гой связано сохраняющееся в современном языке слово изгой (от изжити). Оно в древне-русском языке было социальным термином и означало лицо, «изжитое», «выжитое», т. е. утратившее связь со своей социальной средой. Опираясь на подобное значение слова изгой, некоторые исследователи трактуют формулу гой еси как знак принад-лежности к общине (роду, племени, нации, расе): «Ты есть наш, наших кровей». Б. А. Рыбаков видит здесь указание на мужскую потенцию адресата (то есть гой значит, согласно ему, «крепкий мужчина», лат. vir in plenis potentia), опираясь на диалектное значение слова гоило — «фаллос» (буквально «живитель»). "В славянских языках «гойный» означает «изо-бильный». «Гоити» —«живить» (отсюда «изгой» —исключенный из жиз-ни). «Гоило» переводится как фаллос и поэтому выражение русских былин «гой еси, добрый молодец» означает примерно: «vir in рlenis рotentia». Весь комплексслов с корнем «гой» связан с понятиями жизненности, жизненной силы и того, что является выражением и олицетворением этойсилы".
— Б. А. Рыбаков «Язычество древнихславян» (материал и Википедии –свободной энциклопедии)
…Вы, конечно, скажете, что согласно иудейскому, "гой" - скот, а все остальные источники не заслуживают доверия, что ж вам виднее, однако я предпочитаю слова, образы и понятия из Русской речи, а что там мыслит кочевое племя, какими словами они оперируют, что они скажут и что подумают мне глубоко наплевать».                           (Дети земли Русской)

5.  «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!». Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от

жизни, лишенный ее.                                                                                               (Русская правда).

 6. Гой еси - древнеславянское выражение, имеющее приветственно-пожелательную форму. Такое выражение может означать что-то вроде пожелания здоровья при приветствии. Практически идентичной заменой этому выражению в наше время яви-лось точно такое же приветственно-пожелательное слово "Здравствуй!" Выражение Гой еси происходит от древнерусского слова "гой", которое означает: жизнь, здоровье, жизненную силу. Например, в словаре Даля, гоить — стар.слав «говеть, жить, здравствовать». Гой - жизнь, жить; Изгой - из жизни, изжитый. Исходя из последнего заключения, некоторые исследователи словоформулу "гой еси" трактуют немного иначе. Если рассматривать с этой стороны, то "гой еси" означает ровно противоположное "изгою" значение, то есть признание принадлежности роду, племени. Еси - глагол-связка, означающее «быть» или «будь».

Некоторые исследователи идут дальше. Они считают, что гой - это не только жизнь и живительная сила, но и животворящая сила, или по попросту говоря - фаллический образ, который относится напрямую к мужскому роду. Этому есть некоторые подтверждения. Например, ни в одной древнеславянской сказке, былине, сказании и т.д., выражение "гой еси" не относится к женщине, только к "добрым молодцам", рекам, Земле, лесам, Руси и так далее. Однако последнее утверждение не является достоверным на 100% и является только предположением историка Бориса Рыбакова и некоторых других. В "официальном" контексте это выражение носит именно приветственную форму, в котором подразумевается пожелание жизни и здоровья. "Гой" также используется как одобрительное восклицание.  http://vk.com/blagodarstvie

7. "Гой еси, добрый молодец!"
В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака. Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!» Слово гой — очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать». Но есть и другое толкование приветствия «Гой еси!»: некоторые исследователи утверждают, что это словосочетание указывает на принадлежность к одной общине, роду, племени и может быть переведено как: «Ты есть наш, наших кровей».
Итак, слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!».
Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от жизни, лишенный ее.
Другое распространенное на Руси приветствие — «Мир вашему дому!» Оно необычайно полное, уважительное, ведь таким образом человек приветствует дом и всех его жителей, близких и далеких родственников.Дети Земли РУССКОЙ

 

ГОЙДАТЬ – качать, колыхать, раскачивать.

ГОЙНАЯ СИЛА – сила жизни, плодородия.

ГОЙ, ЙОГ, ЯГА - что у них общего?   Сначала поговорим еще об одной замечательной составляющей русской народной речи – слове из трех букв.
Эх, если бы люди, употребляющие это слово для того, чтобы кого-то от души послать, узнали, куда они на самом деле посылают, они бы сразу перестали это делать. Потому, что образ, стоящий за этим словом, уходит корнями в давние тысячелетия, связан с матушкой-природой и вообще поэтически прекрасен. Конечно, это не означает, что его нужно употреблять направо и налево, когда больше нечего сказать или для связки слов в предложении. Неправильно сводить поэтически прекрасные образы к междометиям!

ГОЙ, ХОЙ, ХЭЙ, ЭГЕЙ, АГА, ОГО  – это свет восходящего солнца. Такими выкриками (ну да, изначально – междометиями, выражающими общее душевное состояние) древние люди будили своих соплеменников на рассвете (Наверное. Мне сказали: везде, где про древних предков человека, пиши "наверное":). Именно с восходом солнца связаны понятия света и его живительной силы: отсюда ГОИТЬ, ЖИВИТЬ, ЖИТЬ, ГОЙНЫЙ (ГАРНЫЙ, ГОРНИЙ) – наполненный первыми солнечными лучами и их живительной силой. ЭнерГИЯ – приходит на восходе солнца. Слова ГОН, ГНАТЬ, ГОРЕТЬ – все от того же корня.

Земля, омываемая, очищаемая первыми утренними лучами солнца, преображается. ГОЙ – это не просто красота разгорающегося зарева. Это красота, побуждающая к действию (прежде всего – к пробуждению). ЙОГ/ГОЙ – это "пробудившийся", "пробуждающийся", или тот, кто только встал на путь возделывания в себе гойной красоты, преображения себя изнутри.

Также можно вспомнить разные магические ритуалы, совершаемые на восходе солнца – молитвы, заговоры, обряды очищения. Да и не магические тоже – например, обычное утреннее умывание и очищение тела. Следы этого значения ГОЙ – чистота, очищение – сохранились в глаголах ГОВЕТЬ ("очищаться" в пост) и ОГОИТЬ.

ОГОИТЬ что, вят. изобиходить, соблюсти уход около чего, опрятать, обрядить или очистить. Огоить избу, подмести, убрать; огоить скот, накормить, напоить, вычистить хлев, убрать. Огоилась баба совсем, убралась по хозяйству. Огойный или огайный. южн. зап. чистый, опрятный, обряженный.
(словарь Даля)

В связи с таким пониманием корня ГОЙ новыми красками заиграл для меня образ Бабы-Яги. Многие исследователи отмечают, что Баба-Яга является посредником между двумя мирами. Какими мирами? Я считаю, что это мир дня и мир ночи (Х и НО-Х – нахт, ночь). Баба-Яга "живет" на границе между ночью и утром, и связана с восходом солнца и прибыванием солнечной силы.

И когда детям на ночь рассказывают сказки о Бабе-Яге, то их вовсе не пугают страшной злой бабкой, а всего лишь с помощью художественного образа посвящают в тему смены дня и ночи: за ночью придет рассвет и прибудет гойная, жизненная сила, а ночью она на исходе, поэтому надо спать. Разные уточнения и дополнения, навроде того, что Яга поедает малых детушек, – ну, это уже привнесенное в образ фантазией рассказчиков.

В начале января в наших широтах появляется солнце. Возвращающееся после полярной ночи коло несет гойную силу для земли и людей. При всей моей неприязни к символу католического Рождества Санта-Клаусу, не могу не отметить, что этот мужик с ремнем и чулками про гойную силу знает и постоянно о ней напоминает своей фирменной присказкой. "Хо-хо-хо". Оригинал взят у korneslov в ГОЙ, ЙОГ, ЯГА - что у них общего? https://osolntseva.livejournal

ИЗГОЙ - Сама этимология этого слова — «изжитый», «социальный изгнанник», «лишенный заботы» (от слав. гоити — «жить», а также «позволять жить», «заботиться») — показывает, что свобода изгоя находилась под серьезной угрозой. Понимая это, общество брало изгоев под свое покровительство. Им предоставлялось право жить на территории чужой общины, пользуясь положением свободного человека.                                                                                                   https://sergeytsvetkov.livejournal.com/

 

"ГОЛ КАК СОКОЛ» -говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми! "Соколом" в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой. Словом "сокол" в те времена называли инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и т.д. Соколов на Руси активно использовали до появления огнестрельного оружия в конце XV века.                                                 https://vk.com/izdatelstvo_rodovich

ГОЛБЧИК — голбец, отгородка в виде чулана в избе между печью и полатями, припечье со ступеньками для всхода на печь и полати и и с лазом в подполье.
ГОЛБЕЦ — припечье; чуланчик; закуток между печью и полатями.

 

ГОЛБЧИК — голбец, отгородка в виде чулана в избе между печью и полатями, припечье со ступеньками для всхода на печь и полати и и с лазом в подполье.

ГОЛДЕТЬ, голдобить — шумно разговаривать, кричать, браниться.

ГОЛИК — веник без листьев.

ГОЛИЦА — кожаная рукавица без подкладки.

ГОЛЕМ - (ивр. גולם‎) — персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний. Слово «Голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם‎) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе— (Псл. 139:16) в слове галми (ивр. גלמי‎), обозначающем «моя необработанная форма». В современном иврите слово Голем обозначает «глупый и неповоротливый человек», «истукан», «болван».

 


ГОЛИК — веник из прутьев.

ГОЛИЦЫНЫ

Самый многочисленный княжеский род в России восходит к литовской династии Гедиминовичей. Князья Голицыны на протяжении шести веков играли заметную роль в судьбе России. Среди них были бояре, фельдмаршалы, чиновники, дипломаты, сенаторы, художники и музыканты.

Один из потомков Гедимина – Борис Алексеевич – вошел в историю как «дядька» Петра Великого. Именно ему доверили наставлять юного царя на путь истинный, хотя не всегда со своей задачей «забавный человек Бориско» справлялся. Он был одним из влиятельнейших людей своего времени, а закончил свои дни – в монашеском облачении во Флорищевой пустыни. http://cyrillitsa.ru/category/past

ГОЛИЦЫН М.М.

11 ноября 1675 года родился М.М. Голицын, государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1725 г.).
Военную службу начал в 1687 г. барабанщиком в Семеновском полку. В 1695 г. за храбрость произведен в поручики. Участник Северной войны 1700-1721 г., сражался со шведами у р. Нарвы (1700 г.), при Нотебурге (1702 г.). Отличился в сражениях при Лесной и Добром в 1708 г. В Полтавском сражении 1709 г. командовал гвардией и вместе с А. Меншиковым вел преследование отступавших шведских войск до их капитуляции у Переволочны. В 1714-1721 гг. руководил действиями русских войск в Южной Финляндии, которую полностью очистил от шведов.
Добивался побед над врагом не только на суше, но и на море. В 1714 г. участвовал в Гангутском морском сражении, а в августе 1720 г., командуя русским галерным флотом, нанес поражение шведской эскадре у острова Гренгам. В 1723-1725 гг. командующий войсками на Украине. С 1726 г. Президент Военной коллегии и член Верховного Тайного Совета. После смерти Петра II участвовал в составлении «Кондиций», которые должны были ограничить императорскую власть в России. Со вступлением на российский престол Анны Иоанновны попал в опалу. Умер 21.12.1730 г.

 ГОЛЛАНСКИЙ ЯЗЫК - В средневековых Нидерландах царило языковое разнообразие. В каждом городе, а то и деревне говорили на собственном языке. Диалекты можно разделить на пять больших групп: фламандские, брабандские, голландиш, лимбурские и нижнесаксонские. Попытки стандартизировать язык предпринимались ещё в 16 веке в Брабанте. Однако, по разным причинам, они оказались безуспешными. Удалось создать единый язык в 17 веке. В дальнейшем собственно голландский и бельгийский варианты стандартного голландского языка существенно разошлись. Это произошло потому, что Бельгии до 20 века голландский официального статуса не имел. Языком администрации там служил французский

 

ГОЛОВА – "устройство" для принятия голограмм.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ - Женский головной убор – До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки. Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из богатых семей носили увясла из византийской парчи.

Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5—2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.
Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Из-за этого некоторые учёные XIX века считали, что венки вошли в культуру славян только вместе с христианством (тем более что в христианской символике венкам придаётся особенный смысл). Однако археологические находки подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Кроме того, не во всех славянских племенах носили венчики из металлических лент.
  

 

       
Например, девушки племени северян, населявшего современную Курскую область, предпочитали сделанные из серебряной проволоки с концами, расклёпанными трубочкой — для шнурка. А в тех местах, где славяне тесно соприкасались с финно-угорскими племенами, в славянских курганах нередко находят типично финские девичьи повязки, составленные из бляшек и металлических спиралек, нанизанных на нити рядами — по числу прожитых лет. Учёные объясняют эти находки заимствованием «моды» от дружелюбных соседей, а также большим числом смешанных браков.

Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. Совсем недавно его строго придерживались не только русские, но и украинцы, белорусы, гуцулы, болгары, чуваши, все группы татар, башкир, народы коми, ижора, мордва и другие.

Покрывали волосы и женщины Скандинавии.
Иностранные писатели — современники древних славян, оставившие нам описание их обычаев, — упоминают, что жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался таким образом её мужем и господином.

Действительно, одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней — «повой» и «убрус» — означают, в частности, «покрывало», «полотенце», «платок». «Повой» значит ещё «то, что обвивает». Вероятно, именно такой убор запечатлен на изображении древнерусской княгини, дошедшем до нас из XI века. Судя по всему, сделан он из длинной — несколько метров — и достаточно широкой полосы белой материи, концы которой спускаются на спину. Аналогичный убор дожил до начала XX века кое-где на Украине и на западе Белорусии. Этнографы совершенно справедливо называют его «полотенчатым». А в русском языке сохранилось выражение «до повоя», имевшее смысл — «до замужества».

Другая разновидность головного убора замужней — кика или кичка. В древнерусском языке одним из значений этого слова было «волосы на голове», похожий смысл и поныне сохранился за ним в некоторых славянских языках, тогда как у нас оно стало обозначать скорее «то, что волосы прикрывает». А отличительной приметой кики были… рога, торчавшие вверх надо лбом.

Дело в том, что, согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой. Главным образом бычьи (турьи). Бык-тур, посвящённый Богу воинов — Перуну, был символом в первую очередь мужским, и рога обозначали мужское начало — способность уберечь, защитить от опасностей как реальных, так и волшебных. Женщине, особенно молодой матери, это было жизненно необходимо. Достаточно упомянуть, что даже в начале XX века недавно родившая женщина, выходя из дому, брала с собой… рогатый ухват. Той же цели служили и матерчатые, на берестяной или стёганой холщовой основе, рога её кики.

Другой идеей, «заложенной» в эти рога (и тоже связанной с быками и коровами), была идея плодородия, продолжения рода. Ещё в конце XIX века в некоторых деревнях женщины, достигшие старости, меняли рогатую кику на безрогую или вовсе переставали её носить, ограничиваясь платком. В христианские времена священники стремились не допустить женщин в рогатых киках к причастию и вообще в церковь, вполне справедливо усматривая в этом следы языческой веры.

Тем не менее кика, как и повой, очень долго была одним из «синонимов» замужества. Невеста перед свадьбой, по обычаю изображая нежелание уходить из родительского дома, в своей песне-плаче описывает кику как злое, страшное существо, вставшее на дороге:

больно страшно показалося,
ужасно да приглянулося:
на мосту-то на калиновом сидит старая кика шитая… …
отгоните вы кику белую со пути со дороженьки!

С древнейших времён, по всей видимости, существовал как бы промежуточный между девичьим и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Сохранившийся на Русском Севере, он носил название «плачея».
Женщины-славянки в древности не носили шапок, считавшихся, мужской принадлежностью.

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли. Такой способ, как пишут учёные, сравнительно недавно проник в Россию из Германии через Польшу. В древности платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое-где в России еще в начале XX века. «Не следует думать, что у этих женщин болят зубы», — комментирует свой документальный рисунок этнограф.

Разница между девичьими и женскими головными уборами оставалась даже тогда, когда стал исчезать традиционный костюм. Например, в 30-е годы XX века, когда в Москве уже прокладывали метро, замужние женщины Калужской области всё ещё завязывали углы своих платков «двумя концами», а девушки, напротив,- пропускали угол платка через завязанные концы…                                                                  https://vk.com/izdatelstvo_rodovich

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!