ЕВРОПЕИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Спиченко Артём Алексеевич

ГАОУ ВО МГПУ, ИПССО, студент 1 курса, Москва

Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Ткаченко А. В.

           Перед разработчиками современной молодёжной политики России неизбежно встаёт вопрос: подходит ли для молодёжи курс на европеизацию страны или лучше при работе с данной социально-демографической группой опираться на национальные традиции государства?

           Множество учёных, политиков, философов в России задавались подобным вопросом. Кто-то настаивал на том, что европеизация для России необходима, кто-то считал, что для государства Российского «уготовлен» свой индивидуальный путь развития [6]. Отсюда следует, что если есть два пути развития государства, то есть и два пути развития молодёжной политики.

           В числе сторонников западного пути был первый российский император Пётр I. Он считал, что Россия должна идти по европейскому пути развития и, следовательно, молодёжная политика должна проводиться по европейскому образцу. В прошедшей петровскую редакцию книге «Юности честное зерцало» используется такое заимствованное с Запада обозначение молодого человека, как «кавалер». В данном произведении говорилось о необходимости скромного и послушного поведения для молодого человека, что было заурядно как для русского, так и для европейского юноши. Но наряду с этим, «Юности честное зерцало» предписывало молодёжи учить иностранные языки и соблюдать нормы европейского этикета [7].

           Конечно, идеи Петра были неоднозначно восприняты старшим поколением русского общества, однако молодые люди, в том числе дети бояр или соратники из молодёжной среды, одобрительно восприняли европейскую модель государства, которую предложил царь. Вклад Петра во все сферы управления Российским государством необсуждаемо огромен. Но были и есть такие писатели, историки и политические деятели, которые подвергали сомнению необходимость изменения внутренней политики, строившейся сотни лет и вдруг так резко поменявшейся благодаря такой личности, как Пётр.

           Молодёжь можно воспринимать как двигатель прогресса общества. И если это так, то возникает резонный вопрос: а если бы не было европеизации, что было бы тогда с Россией? Так, можно предположить, что Россия вовсе не европейская страна и по западному пути идти не должна. Без европеизации политического сознания не было бы «хождений в народ» и террористических актов народников, а то и самих революций. Но тогда что было бы с Россией? По мнению ряда мыслителей, культурный застой, изолированность и упадок грамотности. Однако ещё до Петра I в России печатались книги, и даже учебники.

           Возможно, Россия не принадлежит Европе? Спор по этому вопросу возник среди молодёжи в середине XIX века и преимущественно охватил студентов и молодую интеллигенцию. Учащиеся пореформенной России были подвержены влиянию самых разных идей, и в эти годы начался период политических перемен, ставших катализатором, а может, даже точкой «старта» спора о судьбе России. Среди образованных студентов актуален был вопрос о пути развития Российской Империи. Сторонники А. И. Герцена обсуждали тему замысла Творца о судьбе России. А сторонники западничества признавали Россию отстающей частью европейской цивилизации, поскольку один из их идеологов П. Я. Чаадаев высказался, будто Европа развита, богата и образованна и русским следует на неё равняться. Славянофилы А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин в противовес западникам считали, что у России уникальная культура и быт и что она никак не может жить по европейскому образцу [4].

           Используя программные слова Н. Г. Чернышевского, зададимся вопросом: что делать? Что порекомендовать современным политикам? Принять путь Европы или встать на путь изоляции от западного мира и культурного протекционизма? К сожалению, даже при обращении к истории учёными не сформулирован ответ на данный вопрос.

           Современная политика Правительства Российской Федерации придерживается принципа «золотой середины», когда создаются проекты социальных реформ по опыту европейских государств и одновременно выдвигаются призывы беречь традиционные национальные ценности. Недавно по инициативе президента В. В. Путина был создан молодёжный образовательный центр «Сириус» [1]. Центр имеет сходство с британской «Новой Академией для учащихся» и так же имеет большой спектр изучаемых наук. На Западе поддержка одарённых детей очень важна для государств, и российские власти переняли эту идею [3].

           Молодёжь нашей страны активно участвует в развитии науки и техники и проявляет заинтересованность в интеграции в европейский мир. Недавно Правительство санкционировало проведение Всемирного фестиваля молодёжи и студентов на территории РФ, тем самым показывая готовность российской молодёжи контактировать с молодёжью зарубежных стран, что ведёт к сплочённости нашего общества с другими странами и в перспективе — к интеграции системы ценностей российской молодёжи в общемировую систему.

           Но не всё европейское оказывает позитивное влияние на молодёжь России. Некоторые молодые люди переняли из Европы и Америки пагубные привычки (наркотики и др.) и девиантные субкультуры, стали забывать родную историю, культуру, музыку и т.д. [5]. При этом не вся молодёжь поддаётся влиянию из Европы. Молодёжная политика Правительства РФ поддерживает инициативы молодых ученых по развитию отечественной науки, культуры и спорта: юноши и девушки награждаются медалями президента или получают гранты на разработку исследовательских проектов, широко распространяется идеология здорового образа жизни, что подтверждается победами молодых спортсменов на Олимпиаде в Сочи [2].

           Таким образом, вопрос о том, стоит ли равняться на Европу или развиваться независимо, остаётся открытым. Мы видим положительное и негативное влияние западной культуры на российскую молодёжь. По нашему мнению, молодёжную политику в России надо проводить взвешенно, заимствуя положительный опыт у Европы, но реализуя собственную концепцию работы государственных и муниципальных органов с молодёжью.

Литература

1. Образовательный центр «Сириус» [Электронный ресурс]: режим доступа: https://sochisirius.ru/

2. Официальный сайт зимней Олимпиады в Сочи — 2014 [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.olympic.org/sochi-2014

3. Политика в отношении одарённых детей в Западной Европе [Электронный ресурс]: режим доступа: https://psy.wikireading.ru/18723

4. Славянофилы и западники о реформах Петра I [Электронный ресурс]: режим доступа: http://biofile.ru/his/32739.html

5. Ткаченко, А. В. Учёт национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодёжи крупного города [Текст] / А. В. Ткаченко // Системная психология и социология. – 2013. – № 8. – С. 109-118.

6. Ткаченко, А. В. Циклическое развитие российского общества [Текст] / А. В. Ткаченко // Системная психология и социология. — 2014. — № 11. — С. 89-105.

7. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению [Электронный ресурс]: режим доступа: http://gorenka.org/index.php/sunduchok/6363-yunosti-chestnoe-zertsalo


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!