Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского.



                                               

Музеи литературного профиля созданы для того, чтобы сохранять мемориальные комплексы, увековечивать память великих писателей, изучать их творчество и воспитывать своими специфическими средствами современного гармонически развитого человека.

Музей Ф.М. Достоевского единственный на юге Кузбасса литературный музей и, в связи с этим, фонды комплектуются не только материалами по жизни и творчеству великого писателя, но и материалами по литературному краеведению. Это дает возможность изучать и сохранять литературное наследие нашего края. 

 Одним из наиболее ярких представителей литературы шорского народа является поэт, кайчи Степан Семенович Торбоков.

Коллекция материалов по жизни и творчеству С.С. Торбокова занимает одно из важных мест в фондах нашего музея по значимости и числу единиц хранения. Достигнуто это благодаря поисковой работе сотрудников музея Ф.М. Достоевского и энтузиазму бывшего преподавателя средней школы села Тайлеп Шатиловой Татьяне Анатольевне. В 1999 году в фонд музея поступило 210 предметов из семейного архива Торбокова, которые были переданы его сыном Валерием Степановичем Торбоковым. Это мебель, предметы быта, утварь, фотографии, книги и документы, графические работы, рукописи и статьи, среди которых стихи Степана Семеновича, записи шорских народных сказок:

«Ак Салгын» («Седой Салгын»),

«Волшебная сказка»,

«Чок Анчи» («Бедный охотник»),

«Анчи Астан» («Охотник Астан»),

«Бедняк и 3 брата-богача»,

«Пчелка» и др.

А также шорские народные загадки в переводе Торбокова.

Данные материалы уникальны и представляют собой большую историко-культурную ценность. Наибольший интерес для нас представляют рукописи поэта, документы, иллюстрирующие жизненные этапы его деятельности. Изучая их, мы можем сделать вывод об огромном вкладе Торбокова в развитие шорского народа, его культуры.

 С.С.Торбоков родился на заре прошлого века - в конце 1900 года, 24 декабря, в Улусе Тагдыг-аал (ныне город Осинники Кемеровской области), в семье охотника. 

    Степан Семенович Торбоков свыше пятидесяти лет исполнял каем-пением, под аккомпанемент кай комуса, двухструнного музыкального инструмента, шорские эпические песни героического содержания, свыше шестидесяти лет он был носителем шорского эпоса, так как перенимать тексты произведений эпоса начал с десяти лет. И все песни, услышанные им в раннем детстве, донес до наших дней. Он сохранил в памяти десятки тысяч стихотворных строк шорских эпических песен.

          Он постоянно исполнял эпические песни односельчанам, жителям сел долины реки Кондома, в Северной Шории, иногда и в Южной Шории. Его активное исполнение пришлось на 1920-1930-е годы, на те годы, когда были в силе все исполнительские традиции шорского эпоса, когда была естественная среда певца, когда народ довольствовался достоянием искусства своего народа, когда в Горной Шории не было той высокой цивилизации, которую имеем в настоящем и самое главное, когда народный эпос находился в новом расцвете, не просто активно бытовал, а развивался. Следовательно, он исполнял высоко художественные произведения народного эпоса.

       Исполнением своих произведений он учил молодежь образно мыслить, отличать добро от зла, видеть прекрасное, знакомил с героическим прошлым шорского народа. Другими словами Степан Семенович занимались эстетическим воспитанием. Как кайчи он продолжал сеять доброе, вечное и прекрасное.

       Однако, принимая активное участие в строительстве новой жизни, он острее, чем многие     другие его современники, чувствовал время и те изменения, которые происходили в жизни народа.

 С.С. Торбоков, увидев, что заметно ослабел интерес молодежи к героическому эпосу, взялся за перо. С 1956г., на протяжении почти 30 лет, оставив педагогическую деятельность, он стал записывать все произведения шорского эпоса известные ему; затем - построчно переводить на русский язык свои записи. Он никогда не писал под диктовку, благодаря чему сохранялась подлинность устной речи. Работу по сбору и записи шорского эпоса и других жанров фольклора, выполненную С.С. Торбоковым трудно оценить должным образом. Без преувеличения можно сказать, что Торбоков как собиратель фольклора - явление уникальное в истории фольклористики. Все собиратели фольклора были учеными, или в той или иной степени имели отношение к науке, к научным учреждениям. С.С. Торбоков занимался собиранием, побуждаемый чувством долга перед народом и потомками. Мы не знаем сказителя, который бы сам же пел и сам же записывал им исполненные произведения.

С. Торбоков записал наиболее полные варианты шорского героического эпоса (например, такие поэмы, как "Каан Кес", "Кулер Куш", "Ай Мос", "Алтын Сом", "Кок Адай" и др.). Все записи имеют научную ценность. В них сохранена вся специфика шорского эпоса и исполнительские приемы певца.

       Кроме произведений эпоса Степаном Семёновичем записано много сказок, легенд, загадок, пословиц и поговорок. Была проделана огромная собирательская работа. 

       Все одаренные кайчи в силу своего образного мышления являются талантливыми поэтами, так как они мыслят образами, создают новые поэтические средства языка, овладевают мастерством рассказчика, певца и музыканта. Поэтический талант Степана Торбокова проявился тогда же, когда он начал исполнять шорские эпические песни, он начал искать наиболее полные варианты отдельных героических поэм. Это было уже творческой работой поэта.

       Однако стихи стал печатать поздно, когда за спиной была уже большая жизнь. Он написал свыше 300 стихотворений и это особый предмет исследования.

       Так уж распорядилась судьба, что поэт не имел возможности публиковаться на родном языке. Его активное личное творчество выпало на годы забвения шорского языка. С.С. Торбоков вынужден был делать русские подстрочники своих стихотворений.

       Творчество этого самобытного шорского поэта было высоко оценено учеными многих сибирских вузов и Москвы. Собранная в литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского коллекция С.С. Торбокова является ценным материалом и обширным полем для современных исследователей истории и культуры шорского народа.

Караваева Н.В.,

Главный хранитель

литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского

г.Новокузнецк                          

О кайчи, поэте С.С.Торбокове

 

Музей Ф.М.Достоевского – единственный на юге Кузбасса литературный музей, и его научные сотрудники занимаются не только сбором материала по жизни и творчеству великого писателя, но и сохранением литературного наследия нашего края. Ярким представителем литературы шорского народа является поэт, кайчи (сказитель) Степан Семёнович Торбоков.

Фонд писателя занимает одно из представительных мест по числу хранящихся экспонатов. Благодаря поисковой работе сотрудников музея Ф.М.Достоевского и энтузиазму бывшего преподавателя средней школы с.Тайлеп Тамары Анатольевны Шатиловой, с 1999 г. в фондах музея храниться 210 подлинников из семейного архива семьи Торбокова, переданные его сыном. Это мебель и предметы быта, утварь, книги и документы, рукописи и статьи, фотографии, графические работы. Материалы уникальны и представляют собой большую историко-культурную ценность. Наибольший интерес для нас представляют рукописи поэта, документы, иллюстрирующие жизненные этапы его деятельности.

Собранный музеем фонд С.С.Торбокова является ценным материалом для создания выставок в школах и других учебных заведениях, где учащиеся на примере самобытного шорского поэта могут узнать много нового о культуре коренного населения Кузбасса.

Караваева Н.В.,

Главный хранитель

литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского

г.Новокузнецк                          


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!