Коллекция С.С.Торбокова в фондах новокузнецкого
Управление культуры администрации г.Осинники
Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
Центральная городская библиотека
Слово о Торбокове
г.Осинники
2008
ББК 83.32Рос6-4К
С 48
Составитель: Рожнова Н.В.
Центральная городская библиотека г.Осинники благодарит Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Государственное учреждение Республики Алтай «Институт алтаистики им.С.С.Суразакова», новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского и краеведческий музей г.Осинники за предоставленный материал.
С 48
Слово о Торбокове / Управление культуры администрации г.Осинники; Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; составитель Н.В.Рожнова. – Осинники. - 2008. – 186 с.
© Центральная городская библиотека г.Осинники
2008 год
От составителя
Степан Семенович Торбоков – поэт-сказитель, собиратель фольклора давно уже стал визитной карточкой Осинников. Несколько лет назад Центральная городская библиотека занялась исследованием творческого наследия шорского поэта – земляка.
Документы, собранные путем визуального просмотра краеведческих периодических изданий, а также привезенные из творческих командировок в Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Государственное учреждение Республики Алтай «Институт алтаистики им.С.С.Суразакова», и материалы, бережно сохраненные новокузнецким литературно-мемориальным музеем Ф.М.Достоевского и краеведческим музеем г.Осинники являются уникальными и представляют собой большую историко-культурную ценность. Наибольшего внимания заслуживают рукописи поэта, документы, иллюстрирующие жизненные этапы деятельности С.С.Торбокова.
|
|
Собранный воедино материал, объединенный в одну книгу под названием «Слово о Торбокове», позволит наиболее полно раскрыть жизненный и творческий путь поэта, его мировоззрение.
Книга состоит из нескольких глав.
Первая - носит название «Торбоков о себе». В нее вошли воспоминания Степана Семеновича и его рассказ о себе, напечатанные в газете «Красная Шория».
Глава вторая включает в себя статьи о Торбокове. Здесь мы поместили воспоминания людей, которые были знакомы с поэтом лично, статьи о жизни и творчестве Степана Семеновича, в свое время опубликованные в различных печатных изданиях, а также Слово об отце, написанное его сыном Валерием Степановичем.
|
|
Третья глава посвящена изучению творческого наследия поэта. Это фундаментальные исследования неопубликованных записей шорских эпических сказаний в хакасском архиве С.С.Торбокова, сделанные ученым-исследователем Функом Дмитрием Анатольевичем, Тугужековой Валентиной Николаевной, а так же работы преподавателей кафедры шорского языка и литературы КузГПА – Ф.Г.Чиспияковой и И.В.Шенцовой.
Следующая часть книги включает стихи, написанные осинниковскими поэтами, посвященные выдающемуся земляку.
В отдельную главу выделены письма С.С.Торбокову. В нее включены только те из них, которые мы смогли разобрать и авторы, которых известны. Это письма сына, деловая переписка с институтами и издательствами.
Небольшую часть книги занимает глава, содержащая фотодокументы из краеведческого музея г.Осинники и литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского. В ней представлены фотографии из семейного альбома и фото документов, принадлежащих Торбокову.
Работая над этой книгой, наша библиотека ставит перед собой цель познакомить подрастающее поколение и жителей города в целом с биографией нашего земляка, национального поэта, хранителя шорской культуры. А эти ценности имеют непреходящее значение, потому что они лежат в основе таких понятий, как патриотизм, любовь к своей малой Родине, к своему родному городу. Ведь в судьбе С.Торбокова как в капле воды отразилась судьба его народа, судьба Горной Шории.
|
|
Глава I
С.С.Торбоков о себе
О Шории пою
Наш корреспондент попросил Степана Семеновича рассказать о ceбe. И вот из села Тайлеп, Нивокузнецкого района, Кемеровской, области пришел ответ.
Родился в конце 1900 года 24-го декабря в улусе Осинники (ныне город Осинники). В 1913 году окончил церковно-приходскую школу. В 1914 году попытался поступить в Бийское катихизаторское училище, но не выдержал вступительный экзамен, а в гимназию сыну охотника-шорца не было доступа.
Еще в детские годы я очень увлеченно слушал исполнение под аккомпанемент кай-комуси сказмтеля-поэта Ивана Константиновича Тельбезакова (Куштай Иванги). Дословно запоминал каждое сказание. А когда подрос, сам стал исполнять героический эпос. Вовремя колчаковщины хотел идти в партизаны, но передовые шорцы того времени — партизаны Федор Николаевич Токмашев и Александр Ильич Пебызаков —посоветовали ходить с кайкомусом в народ и петь героический эпос с тем, чтобы героические сказанья были похожи на партизан. Народ меня, как юного сказателя, слушал с огромным вниманием. После изгнания колчаковщины, стал работать в родном селе наркомом и уполномоченным сельсовета, и стал разъяснять односельчанам советское законодательство и помогать людям управлять своим хозяйством.
|
|
Стихи начал писать еще в юные годы, но они были неуклюжие и исключительно, — любовные. В 1930 году меня послали в г.Красноярск на учительские курсы. Прослушав эти месячные курсы, я был направлен учителем в Тенешскую школу Горной Шории.
Проработав в этой школе два года, был переведен в Тайлепскую школу преподавателем географии и биологии. Сразу почувствовав недостаток знаний, стал работать, учиться. Таким образом, работая, учился 15 лет. В 1943 году окончил при Томском государственном университете заочное отделение пединститута, получил диплом с правом преподавания географии в средней школе. Еще в юные годы очень высоко ценил героический эпос нашего народ. Когда ушел с работы не заслуженный отдых, с целью сохранить от забытия замечательное поэтическое народное творчество — героические сказания - стал записывать на родном языке и построчно переводить на русский язык. Таким образом, записал и перевел около 60 сказаний,
Отец мой, Семен Леонтьевич, слыл знатнымт охотником-следопытом, а поэтому с ним вместе зимой на лыжах, в погоне за хищным зверем, прошел почти весь Кузнецкий Ала-Tаy, летом ходили зa кедревым орехом в Горношорскую тайгу.
Молчат, призвдумались горы,
Но снова, в который уже раз,
Я слышу глухие укоры:
«Зачем позабыл ты про нас?»
Родные мои, не корите,
Не мог я забыть вас, не мог,
Хоть нет уже силы и прыти,
Взобраться на дальний отрог.
Ни много, ни вами забыто,
Что было минувшей порой,
Резвым ногам следопыта,
Был соболь доступен любой.
Не сетуйте други – не надо…
Два раза не быть молодым,
Мы рады цветению сада,
Где жить поколениям другим.
С.Торбоков
(газете «Красная Шория».
– 1974.- 5 декабря)
Шория Степана Торбокова
В декабре 2005 года шорскому поэту Степану Торбокову исполнилось бы 105 лет. Внештатный корреспондент Анатолий Ильич Попов предложил вниманию читателей «Красной Шории» воспоминания Степана Торбокова. Они взяты из личной переписки А.И.Попова с поэтом, происходившей в семидесятые годы прошлого века.
Помню, в детстве, играя на берегу речки Кандалепки, в долине которой расположен нынешний город Осинники, мы с ребятишками частенько находили округлые, похожие на лепешки, тронутые ржавчиной камни. Тогда я не знал ещё, что не камни это вовсе, а обкатанные водой шлаки древних плавильных печей.
Это была живая встреча с кузнечным искусством предков, которые несколько столетий назад добывали железо и выплавляли из него наконечники стрел, мотыги, топоры, ножи и всевозможную хозяйственную утварь.
Когда подрос, я стал расспрашивать стариков, внимательно прислушиваться к легендам и преданиям, извлекая, из них крупицы подлинной истины о моём народе. С тех пор история шорцев стала неотъемлемой частью всей моей жизни.
1926 году постановлением советского правительства был организован национальный Горно-Шорский район с коренным населением кузнецкими татарами (вероятно, название произошло от древнего ремесла предков), или шорцами (по названию самого большого рода «Шор»). Прежде шорцы жили родами - чона-ми. Северную часть Шории поделили между собою Божиян-чону, Абалар-чону, Табжео-чону. Южную - Калар-чону, Кзай-чону, Таят-чону и другие. Несколько родов-чонов облюбовали себе низовья реки Мрассу.
Во главе каждого чона стоял паштык (управляющий). Это был избираемый на сходе мужчина не моложе 18 лет. Женщины к выборам не допускались. Немалый интерес представляет процедура выборов. Каждый из собравшихся, подходя к кандидату на должность паштыка, дотрагивался до него рукой, одобряя таким образом выбор, хватал за правую руку и сильно хлопал по плечу. Кандидат как бы старался убежать ог таких «ласк», но его, весело хо-xcfja, держали несколько парней. И тогда, будто бы уступая воле народа, избранный смирялся и принимал на себя обязанности паштыка. Вероятно, отсюда и пошло слово «тударча» - «держать», а не «выбирать». И в дни выборов у нас говорят: «советке тударча» - «держать советскую власть».
Разумеется, при выдвижении кандидатов на должность паштыка разгоралась настоящая борьба между байской верхушкой и бедняцко-середняцкой частью населения, и чаще всего избирался середняк, чтобы никому не было обидно. Так, на моей памяти избирались паштыками Бетбаяковского чона середняки Павел Малышев и Егор Таптычаков. Это были последние паштыки. Столыпинская реформа, направленная на ликвидацию общинного крестьянства, положила начало распаду чонов.
Преступников судил сам народ на общем собрании-сходке. Основной нормой наказания была порка прутьями: чем тяжелее вина, тем больше прутьев. Но были случаи, когда сход приговаривал виновного к тюремному заключению или высылке из родных краёв за пределы губернии. Решение схода было окончательным. Тех, кто совершал особо тяжкие преступления – убийство, грабеж, воровство, изнасилование – судили три паштыка соседних чонов. Приговор тогда посылался на утверждение в мировой или уездный суд. И не было случая, чтобы там не утвердили решение паштыков.
И всё это было сравнительно недавно, каких-нибудь сто лет тому назад. Отдаленные же наши предки вели в основном кочевую жизнь, зимовали на горах, потому что зимой на возвышенности теплее, чем в низине. А летом спускались в долины рек. Зимой и летом жили в юртах. Зимой охотились, а летом занимались рыбной ловлей. Собирали и сушили корни кандыка, саранки, другие съедобные растения и корни.
Коренное население юга Шории с давних времен научились корчевать тайгу и обрабатывать землю. Орудиями труда были мотыги и деревянные грабли, но и этого было достаточно, чтобы собирать хорошие урожаи зерновых - ячменя, овса. Каждый колосок бережно выдергивался с корнем, связывался в небольшие снопики, которые затем вешали на жерди для просушки.
Скотоводством шорцы почти не занимались, хотя и знали названия всех домашних животных. «Не корми ребенка молоком. Разве молоко для ребенка пища?» - говорилось в одной из шорских легенд.
Вплоть до Октябрьской революции, а в отдельных улусах даже и в годы советской власти покойников не зарывали в землю, а в гробах или просто завернутых в бересту подвешивали на крепких сучьях хвойных деревьев - кедра, сосны или пихты. Гробы выдалбливались из толстых стволов, а снаружи обтёсывались. Шорцы верили в чистого духа Ульгена и злого духа Эрлика. Ульген находился на небе, а злой дух Эрлик в подземном царстве. Ульген даровал людям жизнь и счастье, Эрлик напускал болезни и несчастья. Потому, наверное, и подвешивали покойников на деревья, чтобы они не попали в лапы Эрлика, а были бы поближе к достославному Ульгену.
При принятии христианской религии шорцы исполняли христианские обряды, но не забывали и своего Ульген-хана. В случае какого-нибудь несчастья или болезни тоже обращались в первую очередь не ко Христу, а к своему старому знакомому - шаману-каму.
Новый год отмечался шорцами весной. Я хорошо помню, как в детстве, лишь только прогремит первый гром, все жители улуса, стар и млад, выбегали на улицу, снимали шапки, платки, бросали их вверх и восторженно кричали: «Пусть мой старый год меня оставит, мой новый год в меня войдет!» Затем, через несколько дней, пока не распустятся на деревьях листья, народ приходил к священной березке-шачыла. Каждый приносил приготовленную для этого случая брагу и разноцветные ленты для украшения. Когда собирался народ со всего улуса, один из стариков - знаток - брал в правую руку поварешку, в левую - туесок с брагой, подходил к березе, становился лицом к востоку и окроплял дерево брагой, а затем, обращаясь к священной березке от имени всех жителей улуса, начинал моление:
-Зелёная голова зашевелилась,
Жизнь к нам вновь вернулась,
Горные двери открылись,
Горы и воды согрелись.
Старик-знаток пел, а остальные, затаив дыхание, с благоговением вслушивались в таинственные слова молитвы. Ведь он молил природу даровать людям в новом году счастья и здоровья, лучшую жизнь, удачную охоту и хороший урожай хлебов.
Названия месяцев у шорцев связаны с явлениями природы и хозяйственной деятельностью человека. Так, январь - кичич кырлаш, морозный; февраль - вьюжный; март - перевалочный (в мартовское новолуние глухари переваливают из одной долины реки в другую через горные хребты или гривы); апрель - бурундучий месяц (зверек выходит из норки на повер-
хность и начинает добывать себе пищу); май - ложный; июнь - прополочный; июль - покосный; август - месяц молний; сентябрь - жатвы; октябрь - тока; ноябрь - охоты; декабрь - старший месяц.
Ни о каких числах и неделях шорцы не знали. Охотники, уходя в тайгу на промысел, говорили домашним: вернемся в таком-то месяце, когда луна будет столько-то дней на ущербе, и наказывали к этому времени приготовиться к их встрече.
На охоту уходили в полнолуние или в новолуние, и считалось, что тогда охота будет удачней. Даже лес для жилья старались заготовить в новолуние или полнолуние, полагая, что он будет крепче и долговечнее.
До столыпинской реформы шорцы платили так нарываемый албан - государственный налог пушниной. Каждый мужчина, достигший 18-ти лет, должен был сдать шкуру крупного колонка или лучшего горностая; или от шести охотников в государственную казну полагалось отдать шкуру соболя либо крупной выдры. Оплата албана отмечалась на отёсанной палочке рубчиком, так как грамотных людей почти не было.
Я помню, что на девять чонов был лишь один грамотный писарь и в каждом улусе его встречали как самого дорогого и почетного гостя. День сбора албана назначался паштыком и обязательно летом - в июле-августе, когда заканчивался сенокос, а время для уборки урожая ещё не подошло. И хотя людям приходилось бесплатно отдавать с таким трудом и риском добытые шкурки, всё же этот день отмечался торжественно: рассчитался с долгом, теперь гуляй на здоровье. На собранные с каждой семьи деньги покупался большой жирный бык или корова. Животное тут же забивали и варили в казанах мясо. Из толстых плах составлялся огромный круг. На самое почетное место первыми садились старики и старухи, затем охотники и плательщики албана, а уж потом только все остальные.
Специально для этого случая избранные девушки и юноши разносили порезанное на мелкие кусочки мясо, а мужчинам-охотникам кроме того подносили кости с крупными кусками мякоти.
После пиршества пожилые люди пели песни, а молодежь состязалась в борьбе и беге. Девушки плясали в кругу, а дети играли в лапту.
На таких вот празднествах холостые мужчины присматривали себе невест. Кстати, жениться шорцу было не просто. Родителям невесты требовалось уплатить калым: одного коня (якобы за голову девушки), одного или двух бычков и не менее ста рублей в придачу. Недешево обходилась и сама свадьба. Из-за такого обычая немало бедняков и батраков на всю жизнь оставались холостыми или женились на вдовах, за которых калым не полагался. Выплата калыма была запрещена советским правительством в 1928 году, однако и по сей день в отдельных улусах можно наблюдать случаи выплаты калыма, настолько крепка традиция предков.
В заключение коротких этих заметок мне хотелось бы остановиться на некоторых географических названиях, связанных с историей шорского народа. Слово «кандалеп» происходит от шорского «кантогул», что в буквальном переводе означает «кровь проливалась». В предании говорится, что на этом месте был когда-то жесточайший бой с джунгарами, и вода речки густо смешалась с человеческой кровью. Есть ещё другая речка Кандалепка, на которой расположено село Кандалеп. В детстве, помнится, старики не разрешали из неё пить воду и даже поить лошадей - до сих пор, дескать, течет здесь кровь предков, погибших в бою с джунгарскими ханами-поработителями.
И совершенно не прав исследователь прошлого века Василий Вербицкий, утверждавший в своей работе «Алтайские инородцы», что бой происходил не с джунгарскими ханами, а с русскими казаками. Переходящие из поколения в поколение легенды и предания убедительно доказывают, что шорцы приняли русских казаков, как друзей, и не только боев, но и каких-либо вооруженных стычек между ними не происходило. Об этом говорит хотя бы такой пример. Все нации - тувинцы, хакасы, алтайцы, кумандинцы и другие - русского человека называют «орус-кижи», «орус-человек», а шорцы - «казак-кижи», «казак-человек». Это неопровержимо доказывает, что наши предки впервые встретились именно с казаками как с представителями русского народа и были с ними в самых дружеских отношениях.
Русский народ помог шорцам перейти от полудикого, кочевого образа жизни к настоящей оседлости. Научил строить избы вместо юрт и хозяйствовать на родной земле, поделился своей мудростью, фольклором. До сих пор шорцы очень любят слушать русские сказки и сказания, потому что в них есть немало общего с нашими легендами и преданиями.
С. Торбоков,
шорский поэт
(газета «Красная шория». – 2006.- 29 января)
Глава II
Слово о С.С.Торбокове
Великий кайчи
Автор трёх поэтических сборников, страстный просветитель, собиратель шорского национального фольклора Степан Семёнович Торбоков по праву считается зачинателем шорской литературы.
Он был первой ласточкой припозднивше «шорской весны». И судьба его весьма характерна, если посмотреть на нее сквозь призму духовной жизни народа, долгие годы влачившего жалкое этническое существование. Ровеснику века, С. С. Торбокову пришлось испытать и долю угнетенного, и радость созданной песни, и увидеть новую жизнь во всей ее широте, глубине и яркости. В его жизни, как в капле воды, отразилась судьба его народа. До революции народ исконных охотников, умелых рыбаков, искусных кузнецов и землепашцев не знал счастья: Шорию разоряли набеги джунгар, непомерный произвол царской власти и местных баев. Сын бедняка, он родился в семье охотника 21 декабря 1900 г. в селе Тагдагал (ныне г. Осинники), и нужда рано заставила его взяться за труд, не по возра-сту тяжелый. Мальчиком исходил он вместе с отцом родные леса и горы, неделями не бывая в родном улусе. И уже тогда задавал он себе вопрос: отчего так тяжко живется бедноте? В 1913 году окончил церковно-приходскую школу, а в следующем попытался поступить в Бийское катехизаторское училище, но не выдержал вступительных экзаменов, а в гимназию сыну охотника-шорца дорога была закрыта. И снова возвращается он в свой улус, к таежному промыслу.
Его бабушка Пахтан слыла шаманкой, знала множество заклинаний и заговоров и, кружась вокруг костра, била в бубен колотушкой, заклинала то доброго божества Ульгеня, то повелителя злых духов Эрлика. Эти таинственные призывы Торбоков запомнил с самого детства. Но еще сильнее бабкиного камлания привлекала впечатлительногомальчика игра на народном инструменте - кай-комусе. Из этого, немного похожего на русскую балалайку, но о двух витых волосяных струнах инструмента извлекали кайчи свои обворожительные мелодии. Хотелось взять кай-комус и сложить свою песню. И он пел: родная природа, тайга в утреннем тумане, серебристые древние горы сквозили в этих первых балладах, будучи при этом его первыми слушателями и учителями. А однажды, возвратясь с охоты и укачивая маленького братика, Степан спел ему колыбельную собственного сочинения. Так начиналось постижение языка и литературы.
И так бы и шла жизнь охотника Степана, так бы тихо и незаметно оборвалась бы она на лесной тропе, но пришла в Шорию революция. Как вспоминаете. С. Торбоков: «Во время колчаковщины хотел идти в партизаны, но передовые шорцы того времени - партизаны Федор Николаевич Токмашев и Александр Ильич Пебызаков посоветовали ходить с кай-комусом в народ и петь героический эпос, с тем чтобы героические сказания были похожи на партизан...». И со всей страстью молодости пел кайчи о храбрых богатырях, зажигая пожар в душах слушателей. Еще шла Гражданская война, а Торбоков уже мечтал о новой судьбе: прогонят баев и ханов, наступит Советская власть, он выучится на учителя и будет учить детей своего маленького народа. Но этой мечте суждено было исполниться не сразу. «После изгнания колчаковщины, - вспоминает сам С. С. Торбоков, - стал работать в родном селе нардомом (Дом культуры - по современной терминологии. - Е. Д.) и уполномоченным сельсовета и стал разъяснять односельчанам советское законодательство и помогать людям управлять своим хозяйством». Он организовал в Шории потребительскую кооперацию, учил грамоте, решал важные вопросы, не расставаясь при этом с кай-комусом - через песню короче путь к сердцу народа. Тогда и стал он записывать его песни и песни, сочиненные самим, отличавшиеся своеобразной композицией, удивительными метафорами и ассоциативными сравнениями:
...Мой скакун теперь -
струна витая.
И пойдет со звоном иноходь
крутая.
На струне волосяной звеню -
играю,
Богатырские сказанья распеваю.
В каждой юрте - гость желанный
Мой кай-комус деревянный...
(«Волосяная струна»)
В двадцать три года Степан Торбоков заявил о себе во всеуслышание своей лирикой. И хотя, по его мнению, стихи были слабы и неказисты, они полюбились шорском народу, ведь в них была воспета и родная природа, их чувства и быт. Его потрясающее воображение, поэтическое чутье, изысканный вкус и в то же время просторечие и лаконичность восхищают и до сих пор.
Упадет береза, отшумев.
Но с весной побег распустит
листья
Пережив сказителя, напев
В памяти народа сохранится...
(«Упадет береза, отшумев...»)
Заслуга С. С. Торбокова как поэта сказителя в том, что он сумел, выразить не только свой внутрений мир, но и открыл средства выражения духовной жизни своей народа. Романтическими посланиями он ввел в шорскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью самого поэта наполнив глубоким лиризмом каждое стихотворение. У него искренни и лиричны и душевные переживания, и картины природы, и бытовые и патриотические мотивы.
...А всего родней и ближе -
Радость той поры -
На упругих легких лыжах
Мчать с крутой горы...
(«О детстве»)
Птицей в ночи встрепенусь,
Если все гуще мгла.
Радостной трелью зальюсь,
Если заря взошла.
Если заря взошла,
На небо посмотрю.
Милая, если пришла,
Песню ей подарю...
(«Песня парня»)
В двадцать семь лет он поступает на курсы ликвидации неграмотности в г. Мыски и, вернувшись, открывает ликбез у себя в улусе, где целиком отдается этой работе. Так был сделан шаг к заветной мечте стать учителем. И вот в 1930 году его посылают на трехмесячные учительские курсы в г. Красноярск, по окончании которых С. С. Торбоков становится учителем в Тенеше. «Никто в селе и понятия не имел о школе. Добился, чтобы под нее отвели дом сбежавшего бая. Привез немного учебников на русском языке и тетрадей. Книжки выдавал по одной на группу учеников, а тетра-дей едва хватило до середины зимы. Писали на газетах, а однажды организовал поход в лес за берестой. Пригодилась», - так вспоминал он начало своей учительской работы. Через два года он был переведен в Тайлепскую школу учителем географии и биологии. Вскоре там его назначают заведующим и он не только учит детей, но и с радостью выполняет такую, казалось бы, рутинную работу, как ремонт помещения, заготовка дров, и прочие хозяйственные школьные дела. Он ездит в командировки в г. Сталинск (ныне Новокузнецк), продолжает агитировать за колхоз. Руководит художественной самодеятельностью, сам пишет инсценировки для кружка, под кай-комус исполняет свои песни. Жизнь его полна и интересна, но, чувствуя нехватку знаний, Торбоков поступает на заочное отделение Томского университета, которое заканчивает в 1943 году с правом преподавания географии в средней школе.
В лихолетье Великой Отечественной войны поэт подчеркивает в своем творчестве единение с братскими народами, стремится стать их голосом и выразителем их чаяний. В это время он создает сугубо патриотические песни, обращаясь к народному эпосу:
Встал Темир перед народом.
Я, сказал он, предлагаю
Дать сейчас отпор джунгарам,
Чтоб они не зарывались.
Мы свои комусы снимем,
Опояшемся мечами
И научимся сражаться,
Бить джунгар поможем русским.
(Эпос «Алтын аар»)
Настает время взглянуть на мир глазами беспристрастного критика, стать судией данного времени. Творчество, рожденное под влиянием Великой Отечественной войны, отличается пафосом воздействия на окружающий мир, оптимистической убежденностью в своей правоте, призывно-лозунговыми нотами:
Скажи, Мустаг, на родине моей
Не перевелся род богатырей?
Нам можно руку дружбы протянуть,
Но подходить с мечом ко мне не смей...
(«Мустаг»)
Велико богатство шорских народных песен. В них звучит то безудержная удаль и сила, то глубокая печаль, то раскрывается широта души, словно летящей поверх скалистых гор и седой тайги. В руках умелого кайчи, собирателя мудрых пословиц, сказок и загадок, древних легенд все это сокровище доходит до нас. Степан Торбоков сумел донести до наших дней записи на родном языке. Все глубже и глубже изучая фольклор, он записывает его латинизированным шрифтом на шорском, тут же делая подстрочные переводы на русский язык. Десятки героических сказаний - каев, более пятидесяти эпических произведений, песен, каждая из которых состояла из семи тысяч стихотворных строк, можно сказать, всему этому он посвятил свою жизнь, тонко передавая красоту, и напевность, и необычайное музыкальное очарование.
В поисках нравственно-психологической опоры в духовном мире простонародья он ориентирует свое творчество и на сказки. «Парень-сирота», «Охотник Панюгеш», «Волшебная шапка», «Пчелка», «Чок-Анчы»... все они отличаются предельной простотой слога. Будучи блестящим знатоком шорского языка, воспроизводя его с изысканным мастерством, С. С. Торбоков никогда не перегружает высказываний своих персонажей диалектными словами и затейливыми речениями. Его сказки вместе с реалистической точностью деталей проникнуты романтическим и глубоко сочувствующим отношением к простому народу, болью за его трудную судьбу и восхищением его духовной силой. Их герои не только живут и страдают, задумываются над смыслом жизни, но и ненавидят, бунтуя против несправедливости и добиваясь все-таки равновесия в мире. Таковы сказки Степана Торбокова, где высмеиваются общественные пороки и прославляются морально-этические качества национального характера. Писал он и басни. «Пес и лошадь», «Спор», «Медвежонок» - используя эзопов язык, автор освещает в них вечные проблемы бытия, человеческие пороки и добродетели.
В 50-е годы он устанавливает связи с НИИ языка, истории и литературы, представив свои собрания, одновременно знакомясь с поэтом Ильей Авраменко. Эта встреча окрылила его и в то же время заставила заняться поэзией более серьезно. Стихи Степана Торбокова в переводах поэтов Михаила Небогатова и Геннадия Сысолятина появляются на страницах местных газет, журналов «Сибирские огни» и «Огни Кузбасса». Особенно плодотворным было сотрудничество с Г.Сысолятиным: хорошо знающий Хакасию, Горный Алтай и Горную Шорию, тонко чувствующий языковой колорит торбоковской поэзии, Сысолятин на свой вкус и выбор переводит его самые значительные и интересные произведения. В1960 году выходит два сборника: «Белая береза» - первая книга стихов - и детский сборник «Пихточка». В 1967-м книга «Струны кай-комуса».
На пенсии С. С. Торбоков писал воспоминания по истории Осинников, что хранятся сейчас в тамошнем краеведческом музее, выступал со статьями в районных газетах. Его произведения переводили на языки народов СССР. Судьба его по своему неповторима. Сын бедняка-шорца, охотник-промысловик, свидетель революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, собиратель эпоса, фольклорный сказитель, учитель, публицист и образованнейший человек своего времени, Степан Торбоков умер в глубокой старости, до конца выполнив свое предназначение. Он сделал все, что мог, в годы безвременья, застоя, когда из жизни шорцев исчезли последние черты национальной самобытности. Родственники рассказывают, что из всех работ по хозяйству он предпочитал пчеловодство. За этим занятием в июне 1980 года и застигла его внезапная смерть...
...Упадет столетняя сосна,
Но оставит прежде семена.
До черты дойдет и жизнь певца,
Но бессмертна песня -
нет конца!
(«Упадет береза, отшумев...»)
Прекрасны его стихи о природе, глубочайшим психологизмом проникнуты стихотворения о любви, о дружбе. Пламенное сердце Торбокова, само способное сильно любить, чутко реагирует на душевные струны любящего человека. И это помогает раскрывать сложнейшие душевные переживания.
...Ханская дочь, покажись мне на миг.
Вправду ль тонка ты,
как стройный тростник?
Вправду ль вздыхаешь
над быстрой водой?
- Нет, это шепчет тальник
молодой...
(«Ханская дочь»)
...И когда закрываешь любой из сборников сочинений С. С. Торбо-кова, еще долго остается в тебе что-то невыразимо хорошее. Гуманизм, искренность, душевная мудрость - то самое, чему у него можно учиться.
Е.Демакова,
научный сотрудник
Музея этнографии
и природы Горной Шории.
Коллекция С.С.Торбокова в фондах новокузнецкого
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!