Немецкая классическая философия после Канта.



Последователи Канта: Фихте, Шеллинг, Гегель.

Фихте – принимает, но в то же время критикует идеи Канта. Он отказывается от идеи «вещи в себе» и показывает противоречие этой идеи в том, что если мы об этой «вещи в себе» знаем, если она является содержанием нашего сознания, то она не является уже непознаваемой, она уже дана для нас. Если бы она была действительно «в себе», мы бы вообще не знали о ней.

Следовательно, если «вещей в себе» не существует, то весь мир может быть познаваемым. Все что существует, может быть дано сознанию субъекта, и даже выведено из его сознания.

Субъект познания Фихте называет «Я». Самое достоверное положение нашего сознания есть самосознание. В нашем сознании существует некоторое ядро, некоторое Я, которое тождественно самому себе. Отсюда первое самоочевидное положение: Я есть Я. Отсюда выводится логический закон тождества А = А. Любой предмет тождествен сам себе именно потому, что Я тождественно самому себе, а не наоборот, как это было в логике Аристотеля. Но это тождество есть первый акт воли, т.к. Я есть действующее самосознание.

Второй акт воли: Я, полагая само себя, тем не менее, наблюдает его как бы со стороны, как некоторый объект. Тем самым Я полагает некоторое не-Я. Т.е. не-Я возникает в самом Я.

Третий акт воли: вводится понятие абсолютного Я, охватывающего и Я и не-Я

Фихте под субъектом так же, как и Кант, имеет в виду универсального субъекта, поэтому точность и истинность науки он также объясняет из внутреннего содержания субъекта. Однако, в отличие от Канта, у которого категории были априорными, Фихте хочет показать, как эти всеобщие категории науки, постепенно рождаются в субъекте. Это называется дедукция категорий.

Я дает категорию реальности (Я существую)

• Не-Я — категорию отрицания (различие противоположностей).

• Поскольку Я и не-Я взаимодействуют, то возникает категория взаимодействия.

Я порождает не-Я – категория причинности.

• Абсолютное Я есть субстанция, а конечное Я есть акциденция (свойство). Отсюда возникает категория субстанциональности.

Мы видим, что у Фихте Кантовский всеобщий субъект приобретает абсолютные черты. В философии Шеллинга также постулируется абсолютное тождество субъекта и объекта, то есть отсутствует «вещь в себе».

Философская система Гегеля.

Самую крупную философскую систему в немецкой философии создал Гегель. Он считал, что единственным действующим субъектом мирового целого является Мировой разум или мировой дух. Поскольку никакой «вещи в себе» он тоже не признает, то содержание истории всего мира – это самопознание Разума и его саморазвитие.

Гегель разрабатывает метод диалектики – это метод, который утверждает, что все мировое целое находится в состоянии взаимной связи элементов, и является результатом процесса развития. Развитие происходит по ступеням от простого к сложному, причем существуют определенные циклы развития, которые состоят из 3 ступеней (триада).

1 ступень – тезис, положение чего-то изначального.

2 ступень – антитезис – первый элемент переходит в свою противоположность.

3 ступень – синтез – включает в себя элементы 1 и 2 ступеней, отрицая в них все ненужное и сохраняя все, что нужно для дальнейшего развития. Сам процесс развития руководствуется принципом «отрицания отрицания». Каждая ступень отрицает предыдущую и сама отрицается последующей ступенью. Каждый синтез выступает тезисом новой триады и так развитие должно происходить бесконечно.

В истории развития мира также описываются эти три ступени. Тезис – это развитие самого разума в формах чистой логики. Первая ступень описана в работе «Наука логики». Здесь развиваются только понятия и показано, как основные они постепенно переходят друг в друга. Например: Бытие-небытие-становление. Или: качество – количество – мера.

Мера – это предел изменения количества, который приводит к новому качеству. На основе этого формируется еще один принцип диалектики: «постепенного перехода количественных изменений в качественные».

Вторая ступень – развитие мирового целого в форме природы, которая воплощает все логические формы в материальном мире. Работа Гегеля об этом называется «Философия природы». Здесь тоже три основные ступени развития: механизм – химизм – организм.

Высшей формой организма является человеческий организм, но человек кроме этого обладает разумом, поэтому с помощью человека мировой разум переходит на третью ступень – развитие духа, которое описано в работе «Философия духа». Под духом подразумевается здесь все развитие мирового разума в формах человеческой культуры. Здесь тоже три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. На ступени объективного духа описываются свои три ступени: право, мораль, нравственность. Три ступени развития нравственности: семья, гражданское общество, государство. Государство – высшая форма развития общества, здесь всеобщее начало преобладает над частными интересами.

Третья ступень развития духа: абсолютный дух. Здесь тоже три стадии: Искусство – религия – философия. Философия высшая форма, так как в ней мировой разум нашел свое полное отражение, так как его развитие описал Гегель.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!