Тема 3. Средневековая философия.



1. Средневековая философия. Периодизация и основные мировоззренческие принципы.

2. Проблема веры и разума в средневековой философии.

3. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии.

4. Проблема универсалий в средневековой философии.

Понятия: Средневековая философия, апологетика, патристика, схоластика, теоцентризм, креационизм, ревеляционизм, провиденциализм, сотериологизм, эсхатологизм, персонализм, теология, теодицея, универсалии, реализм схоластический, концептуализм схоластический, номинализм, «бритва Оккама», Ренессанс, неоплатонизм, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм, индивидуализм, утопия, Реформация, протестантизм, лютеранство, макиавеллизм.

Средневековая философия – это философия, которая развивалась примерно с 2-4 вв. н.э. до 14 вв. н.э. Средневековая философия развивалась в тесной связи с религией и признавала истинность положений, которые заключались в Божественном Откровении (Священном Писании). Поэтому был популярен тезис: «Философия-это служанка богословия» (Богословие - TEOLOGIA (от греч. – учение о Боге, то есть вероучение какой-либо религии, изложенное как система).

1.Периодизация средневековой философии:

1 периодАпологетика (от слова «апология» – защита) 2-4 вв. н.э.

Представители: Иустин Философ, Тертуллиан, Ориген

Характеристика: В этот период христианство было запрещенной религией в Римской империи, потому что господствующей религией было язычество, поэтому апологеты писали сочинения в защиту христиан, которые подвергались гонениям в Римской империи.

2 период - Патристика (от греч. «патер» - отец) 4- 8 вв.н.э.

Главные мыслители здесь - это «отцы церкви», то есть епископы – главы христианских общин, которые были наиболее авторитетными христианскими наставниками и писателями.

Это также период Вселенских Соборов - т.е. собраний епископов христианской церкви, на которых формулировались основные догматы христианства (т.е. основные положения веры, которые нельзя искажать, иначе возникает ересь – отделение, отход от сущности христианства). Для формулировки догматов использовались некоторые античные философские термины, поэтому осмысление античной философии в сравнении с христианством была важным делом для представителей этого периода.

Представители: Августин Аврелий (Августин Блаженный), Василий Великий, Григорий Богослов.

3 период - Схоластика (от греч. Схола - школа) 9 - 14 вв. н.э. Этот период характерен для западной части Римской империи, где с 9 века происходит реформа образования, образуются сначала школы для служителей церкви, затем, с 11 в. начинается формирование университетов. Структура образования в университете были из двух ступеней:

1 ступень – факультет искусств, который впоследствии стал называться философским факультетом. Обучение на факультете искусств велось по двум ступеням: Тривиум - грамматика, риторика, диалектика; Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия , музыка (семь свободных искусств)

2 ступень – специализация на конкретном факультете: Теологии, Юриспруденции, Медицины.

Представители этого периода – это, в основном, преподаватели университетов: Петр Абеляр (11в.), Ансельм Кентерберский (12 в.), Фома Аквинский (13 в.), Уильям Оккам (14 в.).

2.Основные мировоззренческие принципы средневековой философии.

1. Теоцентризм - представление о том, что источником бытия и единственным самобытным началом является только Бог.

2. Креационизм – мир создан Богом из ничего.

3. Персонализм - представление о едином, живом, личном Боге, обладающем волей, сознанием, т.е. не являющемся безличной природой.

4. Человек начал пониматься как образ Божий, то есть тоже является личностью и обладает волей, сознанием, свободой. Понимается не как микрокосм («малый мир в большом»), а как тот, кто дороже всего космоса («большой мир в малом»).

5. Провиденциализм - забота Бога о мире, Божественное Провидение, направляющее к спасению судьбу всего мира и конкретного человека.

6. Ревеляционизм (от слова «откровение») – представление о том, что истина уже заключена в божественном откровении (Священном Писании).

7. Сотериологизм - учение о спасении, т.е. представление о том, что целью жизни человека является спасение его души.

8. Этика носит аскетический характер. Аскетика – это борьба со своими страстями, воздержание от чувственных удовольствий ради духовного совершенствования.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 572; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!