Тема 4. Философия Эпохи Возрождения.



1. Философия эпохи Возрождения. Основные мировоззренческие принципы и периодизация.

2. Гуманистический Ренессанс.

3. Пантеистический Ренессанс.

4. Политический Ренессанс.

5. Религиозный Ренессанс.

Возрождение – по-французски «Ренессанс», это период в развитии европейской культуры XIV-XVI вв., который характеризуется возвратом к некоторым идеям античной философии, синтезом средневековых и античных идей. На почве этого синтеза возникает бурный расцвет художественной культуры и гуманитарного знания.

В этот период сильной критике подвергается схоластика, и активно развиваются новые свободные формы гуманитарного знания. В частности, большой шаг вперед делают такие сферы знания, как филология (наука о литературе), лингвистика (наука о языках), история, философия (не школьная, не схоластическая, а свободная). Люди эпохи возрождения считали, что через усвоение гуманитарного знания может развиваться и совершенствоваться сам человек.

Основные мировоззренческие черты эпохи Возрождения в сравнении со средневековым периодом.

Средние века Эпоха Возрождения
Теоцентризм Антропоцентризм – когда человек понимается как самостоятельный источник формы своей жизни, и сам создает свою сущность, кроме этого понимается как вершина природы и микрокосм.
Креационизм Пантеизм – это представление о том, что мир и Бог тождественны, поэтому мир не создан из ничего, а также вечен, как Бог.
Ревеляционизм Свободный поиск истины
Сотериологизм (главная цель - это спасение души) Цель жизни – творчество 
Эсхатология – учение о конце света Утопизм (как стремление создать рай на земле)
Персонализм – представление о человеке как личности, то есть нравственном, ответственном существе с бессмертной душой и телом. Индивидуализм – на первый план в человеке выдвигаются черты своеобразия, человек понимается как непохожий на других, и призванный к внешней самореализации, к раскрытию своих талантов.
Провиденциализм (забота Бога о своем творении) Фатализм (вера в неотвратимость судьбы)
Аскетизм – это стремление воздерживаться от чувственных удовольствий, ради познания духовной жизни. Гедонизм - этическое учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни.

 

Периодизация эпохи Возрождения:

1. Гуманистический период (середина 15 - начало 16 вв.)

2. Неоплатонический период (начало 16 - середина 16 вв.)

3. Натурфилософский и религиозный (середина 16 - начало 17 вв.)

В эти периоды сложилось несколько основных направлений мысли:

o Гуманистический Ренессанс

o Пантеистический Ренессанс

o Политический Ренессанс

o Религиозный Ренессанс

 

Гуманистический ренессанс

Основные представители:

Пико делла Мирандола написал предисловие к одному из своих сочинений. Это предисловие называлось «Речь о достоинстве человека». В этом предисловии идет речь, что человек в отличие от всех других живых существ при творении не был наделен каким-то определенным видом, образом. Хотя сохранилось представление о том, что человек – это образ Божий, но если в средние века считали, что главные черты этого образа – это любовь и святость, то теперь главными чертами объявляются свобода и способность к творчеству. В сочинении Мирандолы изображается диалог между Богом и первым человеком Адамом, в котором Бог называет человека – «свободный и славный мастер», который сам свободно должен выбрать свой образ.

Лоренцо Валла написал диалог «Об истинном и ложном благе». В этом диалоге сталкиваются разные этические позиции: этика христианства, этика стоиков и этика Эпикура. Эпикурейская этика описывается более привлекательно. В диалоге оправдывается телесное наслаждение, удовольствие. Оно описывается как необходимое, поскольку способность наслаждаться тоже дана Богом, является неотъемлемой частью человеческой природы.

Николай Кузанский в сочинении «Об ученом незнании» утверждает, что человек является микрокосмом, то есть содержит в себе все те же потенции, что есть в природе (космосе) в целом, поэтому человек может быть как «человеческим ангелом», так и «человеческим зверем», все зависит от самого человека.

Вывод:  гуманистическое отношение к человеку заключалось в том, что человек понимался как существо, имеющее от природы свободу и достоинство, которое сохраняется во всех проявлениях, как положительных, так и отрицательных.

Пантеистический ренессанс

Представители: Николай Кузанский и Джордано Бруно. Их предшественник – это неоплатоник Марсилио Фичино, который создал Платоновскую академию во Флоренции. В своей философии он предлагал вернуться к иерархии космоса, похожей на ту, что была у неоплатоников:

 Бог – ангел – душа – форма - материя

В этой системе, все, что ниже Бога, изливается из Божественной сущности, поэтому космос – божествен, а человек в центре всей этой системы, как один из тех, кто содержит в себе разумную душу, и поэтому сознательно может быть причастен душе мира.

Николай Кузанский, в свою очередь, утверждал, что Бог есть Абсолют, поэтому Ему ничто не может быть противоположно, поэтому с Богом совпадает и минимум. В Боге совпадают и максимум и минимум. Поскольку Бог бесконечен, то и мир, совпадающий с ним, тоже бесконечен, а если мир бесконечен, то и у него нельзя определить центра. Центр в бесконечности может быть в любой точке. Из любой точки во все стороны будет идти бесконечность. Значит, не следует настаивать на концепции геоцентризма. Центр – условная, относительная точка. Эти идеи способствовали со временем оправданию гелиоцентризма как нового взгляда на Солнечную систему.

Размышление Кузанского о бесконечности показали парадоксальность этого явления. В бесконечности любые отрезки равны, если их взять бесконечное количество. Все геометрические фигуры превращаются в одну бесконечную линию, если их увеличить до бесконечности. Противоречия, которые возникают, непонятны только для рассудка, но разум выше рассудка, он может соединять противоположности и противоречия. Разум, который это понимает, обладает «ученым незнанием». Он понимает, что бесконечность невозможно завершить. Иначе она перестает быть бесконечностью. И в тоже время, мы должны признать, что бесконечность уже существует, то есть он завершенная. Это парадокс, который надо признать и понять его природу. Но решить этот парадокс нельзя. Размышление Кузанского повлияли на возникновение математики нового типа: дифференциального и интегрального исчисления, в которых присутствует это сворачивание и разворачивание бесконечности. Согласно Кузанскому, «Бог это свернутый мир, мир это развернутый Бог».

Другой представитель Джордано Бруно. В отличие от Кузанского он говорит не о Боге, а о самой природе, считая ее божеством и бесконечностью. Поэтому у него появляется натурализм, т.е. обожествление природы.

Политический ренессанс.

Его представители: Николо Макиавелли.

Суть его идеи в том, что политика должна быть свободна от морали и религии. Если в средние века считали, что государь (царь), поставлен от Бога, и должен выполнять его волю и подавать пример благочестия, то Макиавелли утверждает, что правитель должен заботиться только об укреплении своей власти. А для этого все средства хороши, даже аморальные. «Цель оправдывает средства».

Человека он считает от природы эгоистичным, жадным, агрессивным. Поэтому с ним нужно обходиться жестко, и именно поэтому власть должна быть сильной, для блага общества. Поэтому он говорил, что нужно отменить христианство, а ввести язычество.

Кроме Макиавелли к политическому ренессансу можно отнести философов-утопистов: Томас Мор («Утопия»), Томмазо Кампанелла («Город Солнца»).

Оба они описывали совершенное государственное устройство, в котором нет недостатков реальных современных им обществ. В идеальном обществе отсутствует частная собственность, обязателен труд для всех, нет роскоши и бедности, однако в этих государствах очень мало свободы, как и у Платона.

Тем не менее, утопизм – это характерное явление эпохи Возрождения, утописты попытались обдумать вопрос, какой должна быть новая политика, и кроме того, они поставили проблему о возможности совершенного общественного устройства здесь, на земле, а в средние века совершенная жизнь понималась как существующая только в Царстве Божием, а не на земле.

Религиозный ренессанс.

Религиозный ренессанс связан с возникновением протестантизма в Европе. (Протестантизм – это направление в христианстве, которое возникло в 16 в., в результате движения Реформации в католической Церкви).

В Германии возглавлял Реформацию Мартин Лютер.

Лютер выступил против католической веры в то, что спасение может быть достигнуто собственными заслугами человека, его делами в пользу Церкви (особенно возмущала его практика индульгенций – стремления искупить свои грехи за деньги).

Лютер выдвинул следующие принципы:

- для спасения нужна только вера, а не благочестивые дела; 

- истина содержится только в Священном Писании, а не в Священном Предании, на которое опирались католики, вводя новые обычаи и практики;

- человек спасается только благодатью, а не своими заслугами;

- человека спасает только Христос, а не святые, на сверхдолжные заслуги которых ссылаются католики, продавая индульгенции.

Из принципов Лютера вытекало представление о том, что свобода человека не имеет значение для спасения. Бог сам спасает, кого пожелает, от человека требуется только вера. Известный гуманист Эразм Роттердамский вступил в спор с Лютером по поводу свободы воли. Он считал, что если у человека нет свободы воли, то бессмысленно давать ему заповеди. Если Бог дает человеку заповеди, то значит, человек должен сознательно следовать им, используя свою свободу. Если бы свободы не было, то Бог был бы несправедлив, наказывая и награждая людей только по своему выбору, независимо от поступков людей.

Значение протестантизма: из принципа «спасение только верой» следовало представление о том, что главные усилия человека должны быть направлены на земной труд, на реализацию профессионального призвания, а не на благочестивые дела в пользу Церкви. Этот взгляд повлиял на становление капиталистических отношений в Европе.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!