Эмпиризм и рационализм в философии 17 века.



Феномен экспериментально-математического естествознания породил дискуссии о том, какой элемент в науке важен: опытный или математический. Сами ученые – творцы научной революции Галилей и Ньютон по-разному смотрели на этот вопрос.

На основе этих разных взглядов на природу познания сложилось 2 основных направления в философии 17 века:

1. Рационализм – основоположник: французский философ Рене Декарт.

2. Эмпиризм – основоположник: английский философ Френсис Бэкон.

Рационализм (представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц) Эмпиризм (представители: Локк, Гоббс, Беркли, Юм)
Разум изначально богаче, чем чувства. В нем есть либо врожденные идеи, либо врожденные логические принципы. «В разуме нет ничего, что до этого не прошло бы через чувства» (Дж. Локк, . Врожденных идей не существует.  
Идея – это мысль Идея – это образ вещи
Общая идея – это ясное видение ума, а ощущения смутны, субъективны, сами по себе не понятны без разума, «слепы».   Непосредственной очевидностью обладают только ощущения. Чем более общей является идея, тем более она смутная (например, треугольник «вообще»).
Интеллектуальная интуиция возможна как прямое усмотрение умом идеи. Интуиция – это чувственная очевидность  
Одна из наиболее очевидных идей – идея субстанции – общей основы бытия и первопричины всего. Существование субстанции – условие единства природы и всеобщности научного познания. Субстанция – запутанная и смутная идея. «Неопределенное предположение неизвестно чего» (Дж. Локк), что стоит за нашими ощущениями. Реально мы имеем дело только с акциденциями (свойствами вещей).
Наилучший метод познания – дедукция (мышление от общих положений к частным случаям), она приводит к строгим, достоверным логическим выводам из общих, ясных положений. Дедукция лишь раскрывает уже имеющиеся идеи, индукция (мышление от частных случаев к общим выводам) позволяет получить новое, хотя и вероятностное знание о причинах явлений.
Истина существует и достижима разумом. Истина – это согласие наших идей с самими вещами (субстанциями) Истина – это либо согласие наших идей друг с другом, либо результат соглашения между людьми, она изменчива, так же, как изменчив опыт.
Бытие и мышление тождественны. Между логическими связями идей и физическими связями причин и следствий есть однозначное соответствие, поэтому бытие познаваемо. Отсюда для рационалистов характерен догматизм и оптимизм в познании. Бытие несводимо к мышлению, поэтому непознаваемо. Эмпиристам часто свойствен скептицизм и агностицизм.  

 

Эмпиризм Френсиса Бэкона.

Френсис Бэкон – сторонник новой парадигмы, утверждал, что необходимо создавать новою науку, чтобы с ее помощью развивать общество и производство.

«Знание – сила» - один из его тезисов.

Для развития новой науки нужно разрушить старые идолы познания(идолы – значит ложные боги) . Этих идолов 4:

1. Идол рода.

2. Идол пещеры.

3. Идол рыночной площади.

4. Идол театра.

Идол рода – это склонность всех людей изучать природу по аналогии с самим человеческим родом. Приписывать природе скрытые качества, которых на самом деле в ней нет. Видеть в природе больше порядка, чем в ней есть на самом деле.

Идол пещеры – это склонность людей судить о природе на основе своих личных особенностей (воспитание, привычки, традиции), а нужно судить объективно.

Идол рыночной площади – связан с неправильным употреблением языка. Слишком много значения люди придают словам, которым в опыте ничего не соответствует, а надо опираться только на опыт, а не на слова.

Идол театра – связан с преклонением перед авторитетами. Авторитет Аристотеля заставлял видеть природу глазами Аристотеля. Нужно перестать верить авторитетам, верить только опыту.

Эмпиризм – основой познания должен стать только чувственный опыт. Поэтому наука должна опираться на индуктивный метод.

Индукция – это логическая процедура, согласной которой можно делать общие выводы, опираясь на несколько опытных случаев. Т.е. это вывод от частного к общему.

До Бекона этот метод считался не научным. Потому что это считалось поспешным обобщением: на основе нескольких примеров нельзя судить обо всех телах в природе. Проблема индукции заключается в том, что вывод всегда имеет недостаточно обоснованный характер. Существует 2 вида индукции:

1. Полная индукция, описывает все имеющиеся случаи.

2. Неполная - описывает только некоторые случаи, и на их основе делает общий вывод.

Полная индукция встречается очень редко, потому что описать все случаи невозможно. То есть наш опыт ограничен, а законы науки обладают всеобщим характером, т.е. основаны на неполной индукции. Поэтому Бекон предложил придать индукции более научный характер. Научная индукция должна тщательно отбирать факты разного характера и в разном состоянии. Тогда вывод будет более точным. Он предлагает пользоваться методом таблиц. Всего должно быть 5 таблиц, чтобы была полная картина:

1. Таблица присутствия – описываются факты присутствия изучаемого явления (например, теплота присутствует в солнечном свете, крови животных и т.д.).

2. Таблица отсутствия – изучаемые явления отсутствуют (теплота отсутствует в свете луны, в насекомых).

3. Таблица степеней, в которых описывается изменение явления под воздействием разных факторов (например, теплота увеличивается при движении).

4. Таблица сравнения разных показателей.

5. Таблица сбора плодов (т.е. итоговая)

Индукция – чтобы быть научной, должна быть использовать более разнообразные факты, тщательно их отбирать. В целом среди всех методов лучшее тот, который начинается с опыта и путем тщательного осмысления создает новую теорию. Бекон называет это «путь пчелы», а два неправленых пути: «путь паука» и «путь муравья». Паук – ткет паутину из себя самого, как тот ученый, который все выводит из своего собственного разума, он не пользуется опытом. Муравей, наоборот, тащит в муравейник разные явления, но не может связать их. «Пчела» берет факты из опыта, перерабатывает и создаёт теорию. 

Рационализм Рене Декарта

Рене Декарт – французский философ-рационалист, он тоже начинает свое размышление с метода тотального сомнения. Этот метод подразумевает, что нужно отказаться от всех прежних знаний, ничего не принимать на веру, мыслить самостоятельно.

Нужно мыслить самому, доверять своему мышлению. Главный принцип Декарта: нужно положить в основу рассуждения только те идеи, который не вызывают сомнения, которые мыслятся ясно.

«Я мыслю, следовательно, я существую» - вот главный принцип новой философии. Все нужно проверять ясностью и непротиворечивостью мышления. Декарт пытается реформировать дедуктивный метод.

Раньше дедукция понималась как выведение с помощью законов логики одних сужений из других суждений. Причем первое суждение должно быть более общего характера, под которое надо было подвести более частное.

Поэтому вывод в дедукции всегда носит достоверный характер, если законы логики не нарушены. Главный закон дедукции – все, что говорится о роде, говорится и о виде этого рода и о каждом индивиде. То есть знание просто переносится от общего к частному случаю, но ничего принципиально нового не открывается. Недостаток такой дедукции в том, что она не дает новое знание.

Декарт предлагает 4 правила нового дедуктивного метода, который позволить отыскивать истины в науках:

1. Всегда мыслить ясно, никогда не принимать за истину то, что представляется уму сомнительным.

2. Каждую сложную проблему делить на максимальное количество простых, ясных проблем.

3. Двигаться затем постепенно от простому к сложному, создавая новые идеи.

4. Нигде не делать скачков в рассуждениях т.е. контролировать каждый шаг мысли, чтобы нигде не прокралась ошибка.

Эти правила будут работать тогда, когда мы будем понимать под разумом человека систему врожденных (данных до опыта, при рождении человека), не нуждающихся в опыте идей и принципов. Декарт считал, что наиболее важные и общие идеи являются врожденными. Это логические принципы, математические аксиомы, философские категории.

Благодаря этим идеям человек может познавать точную истину о мире. Сам Декарт и его последователи Спиноза и Лейбниц были уверены в том, что человеческий разум является субстанцией, которая создана более могущественной субстанцией, чем сам человек, то есть Богом. Именно Бог вкладывает в разум человеку врожденные идеи. Поэтому мир познаваем.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 3499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!