Основные черты античной философии



ТЕМА1. Философия ее предмет и специфика.

1. Философия и ее предмет. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений. Обыденное и мифологическое мировоззрение.

3. Религиозное мировоззрение. Типы религий и религиозно-философских учений.

4. Философия и наука. Критерии научности.

5. Основной вопрос философии. Онтологическая сторона.

6. Основной вопрос философии. Гносеологическая сторона.

Понятия:

Философия, мировоззрение, мифология, религия, наука, научная парадигма, диалектика, диалектический метод, метафизика, метафизический метод, философская рефлексия, онтология, гносеология, эпистемология, методология, философская антропология, этика, эстетика, аксиология, социальная философия, история философии, философия истории, философия культуры, философия науки, теология, теизм, монотеизм, пантеизм, политеизм, деизм, атеизм, нетеистические религии, авраамические религии. Основной вопрос философии, идеализм, материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, диалектический материализм, метафизический материализм, философский монизм, философский дуализм, философский плюрализм, агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, иррационализм.

1.Философия - Область знаний о наиболее общих и фундаментальных закономерностях в системе «мир и человек».

Философская система и ее разделы.

Каждое философское творчество стремится к созданию системы (философской системы). Философская система – это система общих представлений об: 1)объективной реальности (объективное, значит, независящее от человеческого сознания); 2) о человеческом познании, ведущем к истине; 3) и о человеческом поведении, ведущем к счастью.

Таким образом, в философской системе существует несколько разделов. Самые важные из них:

1.Онтология-учение о бытие изучает объективную реальность

2.Гносеология-учение о человеческом познании

3.Этика-учение о человеческом поведении, нравственности, морали.

Кроме этого, существуют и другие разделы философии:

    4.Эстетика – учение о красоте, о различии и критериях прекрасного и безобразного

    5.Антропология – учение о сущности человека

    6.Логика – учение о формах и законах правильного мышления

    7.Социальная философия – учение об обществе

    8.Эпистемология – учение о научном познании

      9.Методология- учение о методах и способах человеческого познания и деятельности

    10.Аксиология – учение о ценностях

    11.Социальная философия – философское учение об обществе

       12. Философия науки, философия религии, философия культуры, философия политики и т.д. – философские направления, осмысляющие различные виды познания и деятельности.

Важным разделом является также история философии – это изучение самой философии в ее историческом развитии.

Наиболее важные разделы философской системы, такие как гносеология и онтология традиционно объединяются названием – метафизика – (в переводе с греческого – это то, что «над физикой») учение о том, что лежит в основе природы, но находится за пределами физики. Изучает основания бытия, лежащие за пределами физики.

 

Мировоззрение. Типы мировозрений.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, идеалов, ценностей убеждений человека относящихся к миру в целом, и месту человека в этом мире

Выделяют несколько типов мировоззрений: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

1)Обыденное мировоззрение – это непрофессиональное, массовое, повседневное мировоззрение, которое складывается в течение всей жизни, и состоит из элементов из разных сфер деятельности, не является систематическим. В нем смешиваются элементы научных знаний, политических взглядов, религиозных верований и т.д.

Эклектизм - это смесь разнородных элементов, в нем нет единства между элементами.

Однако и в повседневной жизни можно накопить достаточный опыт, чтобы на основе здравого смысла делать о жизни и о мире важные выводы, они обычно формируются в виде народных пословиц и поговорок – это народная мудрость.

Мифологическое мировоззрение

Мифология – это совокупность сказаний, преданий, легенд или мифов которые передаются из поколения в поколение как традиция, и на образном языке повествуют о происхождении мира и человека и основных законах их существования.

Мифологическое мировоззрение – носит эмоциональный характер, в нем отсутствуют логические связи между событиями, не выделяются причины и следствия, а просто излагается случайная череда событий причина которых не понятна.

В мифологии отсутствует деление мира на естественный и сверхъестественный. Весь мир представляется, как единое целое с разными уровнями (например, Мировое дерево или мировая гора). Это значит, что люди, боги, духи имеют один источник происхождения и имеют очень похожие качества. Например: боги не являются примером нравственного совершенства, они так же могут лгать, убивать, ненавидеть как демоны или люди. В мифологии нет абсолютной границы между добром и злом.

Вся природа в мифологии наделяется человеческими свойствами – это явление называется антропоморфизм.

3. Религиозное мировоззрение              

Религия – это вера в то, что кроме естественного мира природы существует так же сверхъестественное начало (Бог) или (Абсолют) который является творцом или источником природы и всего мира.

Признаки религиозного мировоззрения:

1. Происходит разделение мира на естественный и сверхъестественный, при этом сверхъестественный выступает как мир абсолютного совершенства, нравственного идеала любви и правды, как Бог или Абсолют – совершенное начало.

2.  Человек, для того чтобы иметь связи с этим сверхъестественным миром или существом, должен следовать нравственным заповедям.

3. Благодаря наличию этих заповедей человек в религии осознает себя как свободное от природы существо.

4. Человек постепенно выделяет себя не только из природы, но и из коллектива, и начинает понимать себя как личность потому что перед Богом несет личную ответственность за выполнение заповедей.

Типы религий:

1. Монотеизм – это религии, в которых Бог понимается как единый и единственный Бог.

· Иудаизм 

· Христианство

· Ислам

2. Пантеизм – это религии, в которых Бог отождествляется с миром, с природой. Мир понимается как проявление Бога, а Бог как сущность мира.

· Индуизм

3. Политеизм – это религии, признающие множество богов, которые являются либо проявлением единственного божественного начала как в пантеизме, либо политеизм – это мифологические верования, закрепившиеся как религия.

· Синтоизм

· Даосизм, Конфуцианство

4. Нетеистические – это религии, в которых отсутствует понятие о Боге, и поклонение Ему. В них человек должен сам достичь высшего духовного состояния, независимо от существования Бога.

· Буддизм

· Джайнизм

 

Имеется другая классификация, в которой можно выделить три основных группы религий. Это:

1)Авраамические религии – к ним относятся монотеизм с тремя религиями (иудаизм, христианство, ислам). Все эти религии восходят к патриарху одного из семитских племен, которого звали Авраам (в исламе Ибрагим). Считается, что он первый из людей поверил Богу до конца, и Бог заключил с ним завет. До Авраама люди постоянно уклонялись от послушания единому Богу, так что Бог был вынужден уничтожить всех людей в потопе, кроме одного (праведный Ной).

2)Дхармические религии (от санксритского слова «дхарма» - закон или путь) к ним относятся пантеистические и нетеистические (индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм). Их объединяет понятие дхарма – представление о том, что существует некий мировой закон, которому все живые существа должны следовать. Его суть:

· Сансара – круговорот смертей и рождений.

· Карма – причинно-следственная связь, по которой и происходит перерождение живых существ. Причины здесь: сумма поступков человека, следствие – это качество нового рождения. 

· Мокша (или в буддизме «нирвана») – освобождение от сансары и возращение в божественную жизнь.

3)Дальневосточные религии – к ней относятся политеизм (конфуцианство, даосизм, синтоизм). Здесь поклоняются обожествлённым силам природы и духам умерших предков. В них нет разделения на естественное и сверхъестественное, весь мир выступает как единое целое (как в мифологии).

4. Философия и наука – это деятельность по производству нового объективного и систематического знания, а так же само это знание.

Критерии (признаки) научности:

1. Систематичность

2. Объективность (то есть знание не зависит от желания субъекта)

3. Опытная проверяемость знаний.

4. Воспроизводимость (научный результат всегда может повторить, проверить другой ученый)

5. Общезначимость или наличие общей парадигмы для всех ученых данного времени. (Парадигма – это совокупность теорий, законов и практических способов решения проблем, принятых всеми ученными данной эпохи)

6. Логическая доказательность и непротиворечивость.

7. Стремление узнать сущность, существенные стороны вещей или явлений, а не их видимость.

 

Философия является наукой, так как она соответствует некоторым из этих критериев:

1.Систематичность

2.Логическая доказательность и не противоречивость

3.Стремление понять сущность вещей или явлений, а не их видимость

4. Кроме того, философия является частью науки как социального института (то есть философия имеет свои структуры в академиях наук, научные журналы, преподается в университетах).

Философия отличается от науки следующими признаками:

1. Часть критериев не совпадает (например, опытная проверяемость знаний)

2. Истина в философии является личностной и принадлежит конкретному философу

3. Предмет философии очень широкий по сравнению с научным (философия изучает мир в целом, а не какой-то его фрагмент)

4. Всякая наука говорит о том, что есть на самом деле, философия часто рассуждает о том, что должно быть (в идеале)

5. Философия ставит мировоззренческие вопросы, на которые наука ответить не может (вопрос о смысле жизни и др.)

 

5.Основной вопрос философии.

В философии существует множество направлений и школ. Философские системы, которые создаются в них, отличаются друг от друга тем, как они отвечают на основной вопрос философии.

Основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, или сознания к материи (или отношении Я и не-Я, духа и природы).

Это отношение имеет две стороны:

1.Онтологическое отношение. Имеется в виду вопрос: что первично в бытии? Сознание или материя? Дух или природа?

У этого вопроса есть количественная и качественная сторона.

С количественной точки зрения можно так ответить на этот вопрос:

Ø Монизм – это значит, что первично одно начало: либо материальное либо духовное.

Ø Дуализм – утверждает, что духовное и материальное начало существуют независимо друг от друга и оба являются равноправными.

Ø Плюрализм – утверждает, что существует множество независимых и равноправных начал бытия.

С качественной точки зрения ответы на данный вопрос следующий:

Ø Идеализм – считает, что первым началом бытия является духовное, идеальное начало. Два вида идеализма:

· Объективный идеализм – утверждает, что первичное духовное начало является независимым от человеческого сознания, является всеобщим, божественным, или космическим сознанием.

· Субъективный идеализм - утверждает, что первичная реальность – это сознание индивидуального субъекта и весь мир присутствует лишь в нашем сознании.

Ø Материализм – напротив, считает, что в основе всего сущего лежит материя, физическая реальность, а все духовное вторично.

· Метафизический материализм – утверждает, что материя не развивается, она обладает неизменными качествами.

· Диалектический материализм – утверждает, что материя постоянно развивается и изменяется.

 

2.Гносеологическое отношение. Имеется в виду вопрос: может ли мышление познать бытие? Познаваем ли мир?

Виды ответов:

Ø Гносеологический оптимизм – утверждает, что мир познаваем.

То есть можно достичь объективной и абсолютной истины.

Ø Агностицизм – отрицает возможность познания. Считает, что наши способности либо ограничены (человек не может проникнуть в тайны жизни), либо наши способности искажают реальность, мы не можем адекватно отражать мир.

Ø Скептицизм – направление, которое сомневается в возможности истинного познания, и призывает воздерживаться от каких-либо суждений о мире. (То есть у всех разные точки зрения, поэтому будем воздерживаться от утверждений).

На вопрос о том, как именно познаваем мир? Что лежит в основе познания? – различные направления отвечают по-разному:

Ø Рационализм – считает, что основа познания – это разум, мышление, логика.

Ø Эмпиризм – это направление, представители которого кладут в основу познания опыт (для эмпиристов познание начинается с опыта). Крайняя форма эмпиризма – сенсуализм (утверждает, что основа познания – это ощущения).

Ø Иррационализм – это представление о том, что реальность вообще не поддается научному изучению и требует особых способностей и методов (интуиция, эмоция, мистическое озарение и т.д.).

Тема 2. Античная философия

1.Периодизация античной философии и ее основные черты.

2.Ранняя греческая философия. Милетская школа.

3. Гераклит из Эфеса.

4.Пифагорейская школа.

5. Элейская школа.

6. Демокрит.

7. Классический период развития античной философии. Софисты и Сократ.

8. Платон. Объективный идеализм и учение о познании.

9.Платон об идеальном государстве.

10. Аристотель. Критика Платона и учение о четырех причинах бытия, материи и устройстве космоса.

11. Аристотель о лучшем государственном устройстве.

Периодизация Античной философии:

Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима (7-6 в. до н.э. – 6в. н.э.)

Периодизация:

Первый период: (7 в. до н.э – 5в. до н.э) – ранняя греческая философия, по другому называют:

· Досократовский период

· Натурфилософский период

· Философия «физиса» (философия природы)

Главные проблемы этого периода:

ü Космоцентризм – означает, что в космос сам себя воспроизводит. Никем не создан и вечен.

ü Космос – упорядоченная часть бытия или бытие приведенное в порядок в противоположность хаосу – неупорядоченному нечто, лежащему за пределами космоса.

Космос – эта часть мира упорядоченная, которую можно познать, он имеет границы, а за границами хаос – его нельзя познать.

 Представители ранней греческой философии:

1) Милетская школа – Фалес (первый философ). Его ученики Анаксимандр и Анаксимен. Полисы – Города, маленькие государства. Например: Милет, Эфес. По их названиям называются философские школы.

2) Гераклит Эфесский. Он был из царского рода. Не имел своей школы.

3) Пифагор Самосский и его «пифагорейский союз».

4) Элейская школа – ее представители Парменид и Зенон.

Все это т.н. «старшие» физики. Далее «младшие» физики: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит.

Демокрит – является последним представителем первого периода, который подвел итоги развития этого периоду. И создал самую крупную в этом периоде философскую систему материализма.

Второй период - 5 в. до н.э. Это период антропологического поворота. (Антропология – это философское учение о сущности человека). По другому можно назвать гуманистический период.

Представители:

1) Протагор и Горгий (это представители школы софистов)

2) Сократ – философ, не создававший школы, не писавший никаких работ. Он просто беседовал с людьми и задавал важные вопросы, такие как: Что такое красота? Что такое добродетель? Что такое человек? Он и повернул философию к человеку.

Третий период - Классический период, представители которого создали крупные философские системы.

Платон – 5-4 век до н.э (Ученик Сократа)

Аристотель – 4 в н.э ( ученик Платона)

Четвертый период - период Эллинизма 3 в. до н.э. – 2 в. н.э.

Эллинизм – это время, когда греческая культура стала распространяться на всю территорию империи Александра Македонского. В этот период полисы потеряли самостоятельность, поэтому в философии стали распространяться идеи, которые человека понимали не как гражданина, а как отдельного индивида, который должен достичь личного счастья, а счастье понималось как покой души.

Представители и школы этого периода:

1) Эпикурейцы (основоположник Эпикур)

2) Школа Стоиков

3) Школа Киников 

4) Школа Септиков

Пятый период - Римская философия с 3 в. н.э. – по 6 в. н.э. Это религиозный период. На философию этого периода большое влияние оказала христианство, которое возникло в 1 веке н.э. в римской империи. Философия стала соперничать с христианством за мировоззрение. Философская школа этого времени, которая попыталась создать религиозную философию античности получило название неоплатонизм.

Римская философия носила подражательный характер, кроме неоплатоников, там продолжали развивать идеи всех предыдущих школ.

В 4в. христианство стало государственной религией Римской империи. Затем, в 6 веке были окончательно закрыты последние античные философские школы в Римской империи. Этим завершилось развитие античной философии.

Основные черты античной философии

Космоцентризм – означает, чтопроблема космоса для древних греков - это основная проблема философии, а сам космос – это центр бытия, он существует независимо, сам себя производит и сохраняет. Противоположность космоса (порядка) – хаос (беспорядок). Он лежит за пределами космоса, он бесконечен, и поэтому непознаваем.

Гилозоизм – (гиле- материя, зоо – жизнь) представление о космосе как об одушевленном живом организме.

Онтологизм - проблема бытия преобладает над проблемой познания, бытие существует независимо от того, кто познает.

Человек – это микрокосмос, т.е.маленькая модель космоса. «Человек - это малый мир в большом мире». 

Этика – носит социальный характер. Этика и политика сближаются. Личностные качества человека и его гражданская позиция неразрывно связаны.

Созерцательность – (зрение истины не глазами, а умом). Это значит, что теоретические знания считались важнее практических. Высшим знанием была сама философия, т.к. она далека от практических проблем. «Когда Анаксагора спросили, для чего человеку жить, он ответил: чтобы созерцать, как устроен космос»

Ранняя греческая философия .

Фалес Милетский – основоположник милетской школы, он впервые поставил вопросы философского характера:

· Что является первоначалом всего?

· Из чего состоят все вещи?

· Что объединяет все вещи мира?

Все эти «что и из чего» относится к «архэ» - это и изначальное и самое древнее, что лежит в начале всего.

Отвечая на эти вопросы, Фалес пытается размышлять, а не брать готовые ответы из мифологии. Размышляя, он пытается каждую свою мысль аргументировать (доказывать). Ему принадлежат 2 фразы: «Всё из воды и в воду разлагается»; «Всё полно богов, демонов и душ».

Аргументы: вода – это самая динамичная и изменчивая из всех стихий. Она легко принимает разные формы.

Любой живой организм не может без воды и зарождается во влажной среде. Значит, в основе космоса лежит водная стихия. Душа – начало движения. Если даже магнит может притягивать железо, значит, в нем есть душа. Во всех телах есть душа.

 

Ученики Фалеса:

Анаксимандр, который считал, что нельзя в качестве архэ брать одну стихию, потому что она тогда поглотит все остальные и все остальные стихии исчезнут. Предложил ввести понятие «апейрон» - беспредельное.

Апейрон – это состояние, в котором все 4 стихии смешаны, они по очереди выделяются из этого беспредельного, хаотического состояния, и правят миром, образуя космос.

Таким образом, космос живет циклической жизнью: вода – воздух – огонь – земля и так без конца.

 

Анаксимен считал, что апейрон слишком неопределенное понятие: он непознаваем, поэтому в качестве АРХЭ лучше взять такую стихию, как воздух. Воздух так же безграничен, как и апейрон, но более конкретен. Сгущаясь и разряжаясь, он легко превращается в другие стихии. Сгущаясь, воздух превращается в воду, и разряжаясь – в огонь, огонь в землю и т.д.

Кроме того, космос – это живущий организм, значит, он живет, пока дышит, т.е. не может без воздуха. Воздух - это и есть дух, а значит, воздух является и телом космоса, и его душой.

Гераклит из Эфеса

Гераклит Эфесский считал главной стихией огонь, как самую энергичную и динамическую стихию.

«Космос – это вечно живой огонь, временами возгорающийся, а временами угасающий». Мир существует между моментами угасания и возгорания. Каждый цикл существования космоса по Гераклиту составляет 10800 лет, после которых все начинается сначала.

«Земля живет смертью огня, огонь смертью воздуха, а воздух смертью воды»

Таким образом, закон жизни в космосе – это вечная борьба. «Война – отец всему».

Руководит всеми процессами, по мнению Гераклита, особая сила в космосе, которая называется «ЛОГОС» - ум, закон, слово. Сущность ЛОГОСА – это закон постоянной изменчивости вещей, все в мире течет и изменяется путем борьбы и смены противоположностей, только ЛОГОС неизменен, поэтому человек должен жить согласно логосу – уму, а не согласно чувствам.

Изменчивость вещей Гераклит выражает афоризмом: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

 

Пифагорейская школа.

Пифагор занимался религиозной практикой, считал, что математика это средство для приближения к Богу.

«Бог вечен, числа тоже вечны, поэтому, изучая числа, мы начинаем понимать вечность и приближаемся к ней»

Число – начало всего или АРХЭ, поэтому, только то, что может быть измерено числом, существует.

 

Есть числа двух видов:

Нечетные       Четные

Единица         Двоица

Неделимы     Делимы

Вечные           Временные

Совершенные Несовершенные

Добро             Зло

Свет                 Тьма

 

Космос – это сочетание двух начал, двух видов чисел.

Кроме того, каждому числу соответствует геометрическая сущность в видимом мире.

1 – точка

2 – линия

3 – плоскость

4 – объем

(1+2+3+4)=10 – самое совершенное число.

В теории Пифагора существует противоречие. Он понимал, что любую величину можно разделить пополам, при этом он считал, что все состоит из неделимых точек-единиц.

Элейская школа

Её главный представитель: Парменид.  Он так же, как и Пифагор, считает, что существует только то, что можно мыслить без противоречия, а то, что нельзя помыслить, не существует. Пифагор считал, что существуют числа (их можно мыслить без противоречия), а Парменидсчитал что существует и мыслимо, прежде всего, само бытие. Поэтому он ввел в философию впервые это понятие – «бытие» и утверждал, что противоположностью его будет «небытие» (то что не существует и мыслить его нельзя)

Главное положение учения Парменида: «Бытие есть, а небытия нет». Ведь если бы небытие существовало, оно тоже стало бы бытием.

Отсюда Парменид выделяет следующие качества бытия:

- Бытие едино, значит, не делится на части, так как между частями было бы небытие, а это невозможно так как небытия нет.

- Бытие неподвижно, потому что бытие может двигаться, только если есть небытие (то есть если есть куда двигаться), а небытия нет, значит, нет и движения.

- Бытие вечно (т.е. никогда не возникало и никогда не уничтожится). Потому что если бы было время, когда бытия не было, значит было небытие, а это невозможно.

- Бытие неизменно, само себе всегда тождественно. Ведь если бы оно менялось, оно переходило бы в состояние, в котором его сейчас нет, а это невозможно, т.к. нет небытия.

Бытие как космос представляет с собой единый, неделимый шар. Шар – фигура, символизирующая то, что бытие одновременно и не конечно, но и не бесконечно.

Парменид утверждает, что есть два пути понимания мира:

1 й путь мнения - это иллюзия наших чувств, которые показывают, что бытие подвижно, делмо, множественно и т.д. В чувственном познании нет истины.

2 й путь знания – знание рождается только из разума, из ясного мышления, здесь есть истина, и она не совпадает с данными чувств.

Зенон - ученик Парменида, он доказывал правоту своего учителя с помощью апорий (апория - это «затруднение в мыслях», «парадокс»).

Существует 4 апории против движения :

1 я) Дихотомия – ни один отрезок пути нельзя пройти до половины, так как прежде, чем мы дойдем до половины, нужно дойти до половины этой половины, и так до бесконечности. Если бытие делится на части, то где предел деления? Если делить до бесконечности, то чтобы дойти до середины отрезка, нужно пройти бесконечное количество точек. (Движение нельзя даже начать)

2 я) Ахилл и черепаха – самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, если медленный вышел в путь раньше. Когда Ахилл достигнет той точки, откуда стартовала черепаха, она за это время продвинется еще на какое-то расстояние. Когда он достигнет этой точки, она еще продвинется, и так до бесконечности. (Движение нельзя закончить)

3 я) Стрела – летящая стрела покоится. Летящее тело в каждый момент времени занимает определенную точку пространства. То есть в этот момент это тело находится в покое. Сумма состояний покоя не может дать движения.

4 я) Стадион – одна и та же колесница проезжает мимо другой стоящей за единицу времени, а мимо другой движущейся за половину этого времени, а значит, она имеет две разные скорости, что невозможно, значит, движения не может быть в бытии.

Все эти апории показывают, что если делить время на моменты, а пространство на точки (как это делали пифагорейцы, и другие философы, считающие, что бытие подвижно), то невозможно найти предел деления. Ведь если точки и моменты имеют размер, то их можно еще делить до бесконечности, а если не имеют размера, то из них не может сложиться никакая величина (ни расстояние, ни скорость).

Демокрит

Демокрит- последний представитель раннего этапа греческой философии. Он создает теорию атомизма и вводит понятие атом в философию и науку. Атом в переводе значит «неделимое».  

Демокрит синтезировал взгляды своих предшественников.

Истинное бытие, по Демокриту – это бытие единое, неделимое, вечное, неизменное (как у Парменида), и именно такими являются атомы, но мир в целом меняется и движение в нем есть (на что указывал Гераклит и другие ранние философы). Атомов бесконечное множество, из них состоят все вещи. Вещи возникают и исчезают, а атомы остаются всегда, но сами атомы постоянно движутся и здесь он согласен с Гераклитом, что все течет и меняется. Демокрит признает, что для того, чтобы объяснить движение, необходимо допустить наличие в мире пустоты или небытия. По Пармениду, это логическое противоречие, но его, как считает Демокрит, нужно допустить, иначе движение действительно будет невозможно объяснить.

А также Демокрит утверждает против Зенона, что физическая картина мира не похожа на математическую. В математике атом, как и любую величину, можно делить, в реальности он неделим.

В области познания Демокрит так же, как и Парменид, уверен, что чувственная картина мира и разумная отличаются друг от друга. Его основное положение «Лишь в мнении существует теплое и холодное, в мнении – горькое и сладкое, в мнении – запах и цвет; в действительности же существуют только атомы и пустота».

Недостаток теории Демокрита: он не сумел объяснить, каким образом существуют идеи в разуме, как действует сам разум, ведь он считал, что разум состоит тоже из атомов. Демокрит объяснил материальную сторону мира, но идеальную он объяснить не сумел. Поэтому проблема идеального, проблема сущности мышления, стала главным вопросом второго периода античной философии – классического периода (Сократ, Платон, Аристотель).

Классический период Античной философии:

Начался этот период антропологическим поворотом, т.е. поворотом к проблеме человека.

Сократ осуществил этот поворот, изучая теории первого периода, он решил, что они не дают ответа на вопрос о самом человеке, т.е. он говорил «Главное в жизни понять себя, а не космос». «Познай самого себя». Сократ опровергал популярные в то время взгляды софистов на человека, на познание, на истину.

Софисты – это школа, которая действовала во времена Сократа, и учила тому, что в человеческом обществе все моральные нормы и юридические законы искусственны, их придумали люди, что бы утвердить свою власть. У софистов был тезис «Право – это право сильного». Поэтому законы можно нарушать, если это выгодно. Нужно жить не по законам, а по природе, т.е. делать то, что тебе хочется, что тебе выгодно. Кроме этого, софисты были преподавателями, они за деньги обучали таким наукам, как риторика (красноречие), эристика (искусство вести спор), логика (наука о правилах и ошибках в рассуждениях, чтобы доказать свою точку зрения).

Они считали, что с помощью логических и риторических приемов можно убедить людей в свой правоте независимо от истины, потому что общая для всех истина не существует.

Самые известные софисты это:

Протагор, который считал, что все мнения людей истины, если они им выгодны. «Человек есть мера всех вещей», т.е. только человек может решить, что есть истина.

Горгий, который считал, что все мнения ложны, нет ни у кого истины, потому что:

1) «В мире ничего не существует в абсолютном смысле», т.е все течет все меняется, нет ничего постоянного.

2) «Если бы что-то существовало, это нельзя было бы познать», т.к. мысль и вещь непохожи между собой.

3) «Если бы можно было что-то познать, то это нельзя выразить в словах», т.к. слова и мысли тоже не похожи друг на друга 

Сократ в спорах с софистами пользовался методом сократичской беседы. Этот метод включал в себя принцип иронии, т.е. когда Сократ специально ставил себя в положение незнающего и просил людей отвечать на вопросы, чтобы они поняли, что они мало что знают по-настоящему. Что очень трудно определить сущность таких понятий как «истина», «добро», «красота», «справедливость».

Задавая вопрос, Сократ ставил его таким образом, что человек сам приходил к истине. Это искусство называется майевтика – значит повивальное искусство (акушерство), суть которого в том, что человек сам постепенно рождал истину. Главное правильно задать вопрос, т.е. направить мысль. «Любой человек способен ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно».

Против софистов Сократ выдвинул следующие положения о сущности человека:

1) Сущность человека находится в его душе, а не в теле.

2) Сущность души находиться в разуме, а не в чувствах.

3) Сущность разума заключается в умении видеть общее в частном и следовать общему.

Отсюда, ошибка софистов заключается в том, что они не видят отличия природы человека от животного. Если сущность в душе, значит, нужно жить, заботясь больше о душе, чем о теле. Если сущность в разуме, нужно жить согласно общему благу, а не личной выгоде.

Однако Сократ преувеличивал роль разума в поведении человека. Ему была свойственна рационалистическая этика, главная мысль которой заключалась в следующем: «Знающий не грешит, грешащий не знает» или «Никто не творит зла сознательно» Человек, совершающий зло, ошибается в определении блага для себя. Благо человека связано только с душой, т.к. это сущность человека. Душа бессмертна в отличие от тела, поэтому единственное зло заключается в том, чтобы испортить свою душу несправедливыми поступками: «Лучше человеку терпеть несправедливость, чем ее совершать, а совершив, лучше понести наказание, чем его избежать».

Платон – это ученик Сократа и создатель первой системы объективного идеализма.

В первый, ранний период развития античной философии проблема идеального, проблема мышления не была решена. Сократ, в споре с софистами, обратил внимание на единую для всех людей сущность человека, на сущность мышления, на сущность разума, способного видеть общее в частном, видеть единое во многом.

Платон, как ученик Сократа, считал, что познать сущность какой либо вещи – это значит понять ее идею – «эйдос».

Идея – общая сущность всех вещей определенного множества, например, идея дерева для всех деревьев, идея человека для всех людей. Именно идея делает каждую вещь тем, что она есть. Из одной и той же материи можно сделать разные вещи, все зависит от идеи, идеальной сущности вещи, познаваемой только мышлением.

Космос, по Платону, устроен иерархично: на вершине космоса единая идея Блага, затем область других идей, которые являются собой истинное бытие, потому что вечны, тождественны себе, неизменны. Область идей находится над небом, под небом – чувственный космос, мир вещей, он подвижен, изменчив, являет собой мир становления (изменения). Низший уровень – это просто материя, это небытие, потому что она далека от идей и у нее нет определенной сущности.

Идея для каждой вещи является основанием бытия – это сущность вещи, без идеи материя – это хаос, материя не познаваема, а значит, не существует в подлинном смысле.

Космос существует благодаря божеству– демиургу (художнику, украсителю космоса). В отличие от Бога Творца в религии, платоновский демиург не творит элементы космоса. Он только соединяет вечные идеи с материей, так получается чувственный космос и все вещи. Он же творит мировую душу, благодаря которой космос находится в движении.

Система Платона является системой объективного идеализма, потому что основа бытия у Платона – это идеи, причем эти идеи объективны, и не зависят от человека, они существуют всегда.

Познание по Платону - это припоминание. Душа человека видела идеи всех вещей, находясь в небесной области до рождения в теле. Поэтому, находясь в чувственном мире, души способны припоминать идеи. Это и есть сущность истинного познания. Чувства в познании только наталкивают на мысль. То есть, можно сказать, что в теории познания Платон – рационалист.

В Античности считали, что человек это микрокосм, а это значит, что в человеческой душе, так же, как и в космосе, по Платону, имеется три основные части – разумная, волевая, и чувственная:

В идеальном государстве, по Платону, тоже три основных класса: философы, у которых господствует разум, воины, у которых господствует воля, и производители (ремесленники, крестьяне), у которых преобладает чувствующая сила души.У каждого класса есть своя главная добродетель. У философов – мудрость, у воинов – мужество, у производителей – умеренность.

 

В идеальном государстве главной добродетелью должна быть справедливость. Она торжествует тогда, когда каждый человек занимает свое место и занят свои делом, в соответствии с главной способностью души. Идеальное государство существует для того, что бы воплотить все эти добродетели. Однако в этом государстве отсутствуют частные свободы, господствует интерес целого, общего.

Правят в этом государстве философы, так как только они способны познавать идеи в их сущности. Для первых двух классов в этом государстве нет права частной собственности, нет возможности создавать семью, дети воспитываются государством, только для низшего класса существует возможность иметь ограниченную собственность, так как это способствует лучшей хозяйственной деятельности.

Аристотель

Аристотель – ученик Платона, который отказался от некоторых положений своего учителя, и критиковал его. По этому поводу ему приписывают фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»

Аристотель основал свою школу, которая называлась «Ликей». Способ преподавания в ней был – беседы во время прогулки. Поэтому школа Аристотеля по другому называется «перипатетической» (от.греч.слова «прогуливаться»).

Аристотель критикует Платона за то, что он разделил сущности вещей (идеи) и сами вещи. Таким образом, Платон удваивает мир, и Аристотель считает, что это удвоение бесполезно, и познавать приходится дважды: один раз – мир идей, второй раз – мир вещей. А нужно направлять все усилия на познание реального мира, и это будет полезно, так как мы живем не в мире идей. Но что бы понять материальный мир, необходимо всё-таки понять сущности вещей (здесь Платон прав). Знание о единичном предмете ничего не дает, и не способно создать науку, поэтому процесс нашего познания можно представит так:

                            1-й этап: Чувственное познание, ощущения

2-й этап: Пассивный интеллект (который на основе ощущений фиксирует факты опыта)

3-й этап: Активный интеллект создает понятие о предмете, то есть выявляет сущность, а сущность – это идея, это то, о чем говорил Платон. С этого этапа начинается наука.

Отсюда Аристотель делает вывод: для того, чтобы понять любой предмет, его необходимо представить, как сочетание действий 4-х причин:

1) причина материальная или материя. ТО ИЗ ЧЕГО сделан предмет.

2) причина формальная или форма (форма это и есть то же, что и идея, или сущность). ТО ЧТО из себя представляет этот предмет.

3) причина движущая или движение (ТОТ, КТО создал, создатель. Если это стол – создателем является плотник. Если это живое существо, например, человек, то создателем является родитель. Если это что-то растительного происхождения, то создателем является то растение, откуда появилось семя для этого растения. Эта причина говорит о том, что предмет, вещь, или живое существо не может возникнуть из «ниоткуда». Всегда должна быть какая-то предшествующая вещь.

4) причина целевая или цель (цель предмета, для чего он служит) ТО, ЗАЧЕМ существует предмет.

Из этих всех причин, главенствующей является формальная причина, потому что четвёртая причина совпадает со второй, а третья тоже уже включает в себя форму (сформировавшегося мастера или родителя), значит, так же как и четвёртая, совпадает со второй. И получается, что всё-таки форма важнее, чем материя, так как материя сама по себе ничего не значит, из неё можно сделать все, что угодно, но всё зависит от формы.

Вывод здесь такой: Аристотель, как и Платон, является идеалистом, но умеренным, так как формы он помещает в саму материю, в мир вокруг нас. В отличие от Платона, который разделил мир вещей и мир идей, материю и форму, Аристотель их соединяет.

Материя по Аристотелю существует в 2-х видах:

1)Первая Материя или Мateria Рrima – это непознаваемый хаос, о котором мы не можем сказать, «что это такое»? Это всего лишь возможность бытия.

2)Материя вторая – она уже оформлена в стихии и вещества, можно говорить, что это: вода, земля, дерево, метал и т. д. Её оформляет сама природа, не человек. Но это тоже является лишь возможностью для создания вещей. Таким образом, материя пассивна, но без неё нельзя осуществиться, без неё нет бытия. То, что Платон считал небытием, Аристотель называет: бытие в возможности (потенциальность), в отличие от бытия в действительности (актуальность). Актуальность есть только там, где есть форма. Форма – актуальна, материя – потенциальна.

Всякая вещь стремится к благу, стремится реализовать свою форму наилучшим образом, причиной того, что это не всегда получается – материя, она источник несовершенства.

КОСМОС по Аристотелю выглядит таким образом: На вершине – Форма всех форм, чистая форма, чистый акт, в котором совсем нет потенциальности, по содержанию это – Ум, мыслящий только себя, т.к. он не может мыслить то, что ниже его.

Умы и небесные формы – это надлунный мир, там есть эфир – это особая субстанция, которую по-другому называли 5-й элемент, или «квинтэссенция». Через него можно передавать импульс движения (мысль) от умов к небесным сферам.

Подлунный мир – это господство четырех стихий (вода, воздух, огонь, земля). Здесь расположен мир вещей или чувственный космос.

Космос вечен и находится в вечном движении, этот мир никто не создал, и он никогда не исчезнет. Источник движения – перводвигатель, но сам перводвигатель остаётся неподвижным, он только притягивает к себе своим совершенством, так как все вещи в мире стремятся к совершенству. Большую роль здесь играет понятие космического эроса (любви), как и у Платона. Любовь – это стремление к совершенству, стремление от низшего к высшему.

Учение Аристотеля о государстве

Заключается в том, что целью государства является общение людей, а самого человека он определяет, как политическое животное. То есть, человек не существует вне политики(в переводе «общее дело»).

Если описать разные типы политических отношений, то можно выделить 3 основные формы политического устройства:

Количество правителей Положительные формы (если правят в интересах государства) Отрицательные формы (если правят в своих интересах)
когда правит 1 человек Монархия Тирания
когда правят некоторые Аристократия Олигархия
когда правит большинство   Полития Демократия  

 

Количество вторично, первично качество. Из всех трех форм лучшей считается Полития.

Признаки политии: 1)участвовать в управлении имеют право большинство граждан, но выше всех должен быть закон, который правители не могут изменять под себя по своей воле; 2)в обществе не должно быть большого разрыва между богатыми и бедными, большинство должно составлять средний класс; 3)богатые должны подчиняться общим законам и использовать свою собственность не во вред всему полису.

В отличие от идеального государства Платона, наличие собственности и семьи для граждан необходимо, чтобы люди действительно были свободными и ответственными гражданами. Благополучие государства складывается из благополучия его граждан


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!