Применение управления с помощью сигналов 2 страница



Во всех этих различных способах упот­ребления орудий мы имеем несомненные за­чатки, зародышевые следы, психологичес-


Предисловие...                                                                            211


кие предпосылки, из которых развилась тру­довая деятельность человека. Энгельс, припи­сывая труду решающую роль в процессе оче­ловечения обезьяны, говорит, что "труд создал самого человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 486). С большой тщательностью Энгельс поэтому старается проследить предпосылки, которые могли привести к возникновению тру­довой деятельности. Он указывает на разделе­ние функций рук и ног. "Этим, — говорит он, — был сделан решающий шаг для пере­хода от обезьяны к человеку" (там же).

В полном согласии с Дарвином, который также утверждал, что человек никогда не до­стиг бы своего господствующего положения в мире без употребления рук, этих орудий, обладающих удивительным свойством по­слушно повиноваться его воле, Энгельс ви­дит решительный шаг в освобождении руки от функции передвижения. Так же в полном согласии с Дарвином Энгельс полагает, что нашим предком была "необычайно высоко развитая порода человекоподобных обезьян" (там же).

В опытах Келера мы имеем эксперимен­тальное доказательство того, что и переход к употреблению орудий был действительно под­готовлен еще в зоологический период разви­тия наших предков.

Может показаться, что в сказанном зак­лючается некоторое внутреннее противоре­чие. Нет ли, в самом деле, противоречия между данными, установленными Келером, и между тем, чего мы должны были ожи­дать согласно теории исторического материализма? В действительности, мы ска-,зали, что Маркс видит отличительное свой­ство человеческого труда в употреблении орудий, что он считает возможным пренеб­речь при определении зачатками примене­ния орудий у животных. Не является ли то, о чем мы говорим сейчас, т. е. встречающее­ся у обезьян относительно широко развитое и по типу близко стоящее к человеку упот­ребление орудий, специфической особенно­стью человека?

Как известно, Дарвин возражал против мнения, согласно которому только человек способен к употреблению орудий. Он показывает, что многие млекопитающие в зачаточ­ном виде обнаруживают эту же самую способность. Так, шимпанзе употребляет камень, чтобы раздробить плод, имеющий твердую скорлупу. Слоны обламывают сучья деревьев и пользуются ими для того, чтобы отгонять мух.


 

"Он, разумеется, совершенно прав с своей точки зрения, — говорит о замечаниях Дарви­на Плеханов, — т. е. в том смысле, что в пресло­вутой "природе человека" нет ни одной черты, которая бы не встречалась у того или другого вида животных, и что поэтому нет решительно никакого основания считать человека каким-то особенным существом, выделять его в осо­бое "царство". Но не надо забывать, что коли­чественные различия переходят в качественные. То, что существует как зачаток у одного жи­вотного вида, может стать отличительным при­знаком другого вида животных. Это в осо­бенности приходится сказать об употреблении орудий. Слон ломает ветви и отмахивается ими от мух. Это интересно и поучительно. Но в ис­тории развития вида "слон" употребление ве­ток в борьбе с мухами, наверно, не играло ни­какой существенной роли: слоны не потому стали слонами, что их более или менее слоно­подобные предки обмахивались ветками. Не то с человеком.

Все существование австралийского дика­ря зависит от его бумеранга, как все суще­ствование современной Англии зависит от ее машин. Отнимите у австралийца его бумеранг, сделайте его земледельцем, и он по необхо­димости изменит весь свой образ жизни, все свои привычки, весь свой обрйЗ мыслей, всю свою "природу" (1956, Т. 1. С. 609).

Мы указывали уже, что употребление ору­дий у обезьян, которое изучал и наблюдал Кёлер, встречается у этих последних не в той инстинктивной форме, о которой говорит Плеханов. Ведь и сам Плеханов утверждает, что на границе животного и человеческого мира стоит употребление орудий, требующее высокоразвитых умственных способностей и предполагающее их наличие.

Ф. Энгельс также указывает, что "процесс труда начинается только при изготовлении орудий" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 491). Таким образом, мы заранее должны ожидать, что употребление орудий должно до­стигнуть в животном мире относительно вы­сокой степени развития, для того чтобы сде­лался возможным переход к трудовой деятельности человека. Но вместе с тем то, что говорит Плеханов о качественном разли­чии в употреблении орудий у человека и жи­вотных, оказывается еще всецело примени­мым и к обезьянам Келера.

Мы приведем простой пример, который как нельзя лучше показывает, что в биологи­ческом приспособлении высших обезьян ору­дия играют еще ничтожную роль. Мы уже го-


212                                                                               Л.С. Выготский


ворили, что обезьяны пользуются палкой как оружием, но большей частью они применяют это орудие только в "военных" играх. Обезья­на берет палку, угрожающе подходит к дру­гой, колет ее. Противник также вооружается палкой, и перед нами развертывается "воен­ная" игра шимпанзе. Но если, замечает Ке-лер, при этом случается недоразумение и игра переходит в серьезную драку, оружие сейчас же бросается на землю и обезьяны нападают друг на друга, пуская в ход руки, ноги, зубы. Темп позволяет отличить игру от серьезной драки. Если обезьяна медленно и неловко раз­махивает палкой, она играет; если же дело становится серьезным, шимпанзе, как мол­ния, набрасывается на противника, и у того не остается времени, чтобы схватить палку.

В.А. Вагнер делает отсюда общий вывод, который кажется нам не совсем справедли­вым. Он говорит: надо быть очень осторож­ным, чтобы не отнести на долю разумных способностей того, что в значительной части должно быть отнесено на долю инстинктов:

пользование дверью, чтобы достать подвешен­ную к потолку корзину, канатом и пр. Пред­полагать за таким животным способность строить силлогизмы не более основательно, чем предполагать за ним способность пользо­ваться палкой как орудием, когда факты до­казывают, что шимпанзе, имея палку в руках и, таким образом, обладая оружием, при враждебных столкновениях вместо того, что­бы пользоваться им, бросает его и пускает в ход руки, ноги и зубы (1923).

Нам кажется, что факты, описанные Ке-лером, имеют действительно первостепенное значение для правильной оценки употреб­ления орудий у обезьян. Они показывают, что это употребление еще не стало отличитель­ным признаком шимпанзе и не играет еще никакой сколько-нибудь существенной роли в приспособлении животного. Участие орудия в борьбе шимпанзе за существование близко к нулю. Но нам представляется следующее: из того, что в момент аффективного возбужде­ния, как во время драки, шимпанзе бросает оружие, нельзя еще сделать вывод относитель­но отсутствия у него умения употреблять палку как орудие. В том и заключается своеобразие стадии развития, которой достиг шимпанзе, что у него уже есть способность к изобрете­нию и разумному употреблению орудий, но эта способность еще не сделалась основой его биологического приспособления.

В. Келер поэтому с полным основанием указывает не только на моменты, обусловли­


вающие сходство между шимпанзе и чело­веком, но также и на глубокое различие между обезьяной и человеком, на границы, отделя­ющие самую высокоразвитую обезьяну от са­мого примитивного человека. По мнению Келера, отсутствие языка, этого важнейшего вспомогательного средства мышления, и фун­даментальная ограниченность важнейшего материала интеллекта у шимпанзе, так назы­ваемых представлений, являются причинами того, почему шимпанзе не свойственны даже самомалейшие задатки культурного развития. Жизнь шимпанзе протекает в очень узких рам­ках в смысле прошедшего и будущего. Время, в котором он живет, в этом отношении в выс­шей степени ограниченное, и все его поведе­ние оказывается почти в непосредственной за­висимости от налично данной ситуации.

В. Келер ставит вопрос относительна того, насколько поведение шимпанзе может быть направлено на будущее. Решение этого воп­роса кажется ему важным по следующим при­чинам. Большое число самых различных на­блюдений над антропоидами обнаруживает явления, которые обычно бывают только у существ, обладающих некоторой культурой, хотя бы и самой примитивной. Если же шим­панзе не имеют ничего, заслуживающего на­звания культуры, возникает вопрос, что яв­ляется причиной ограниченности их в этом отношении. Даже самый примитивный чело­век приготовляет палку для копания, несмот­ря на то, что он не отправляется тотчас же копать и несмотря на то, что внешние усло­вия для употребления орудия отсутствуют. И самый факт приготовления орудия для буду­щего, по мнению Келера, связан с возник­новением культуры. Впрочем, он только ста­вит вопрос, но не берется за его решение.

Нам представляется, что отсутствие куль­турного развития, являющегося с психоло­гической стороны действительно важнейшим моментом, отделяющим шимпанзе от чело­века, обусловливается отсутствием в поведе­нии шимпанзе всего того, что хоть отдаленно может быть сопоставлено с человеческой ре­чью, и, говоря более широко, со всяким упот­реблением знака.

Наблюдая шимпанзе, можно, по мнению Келера, установить, что они обладают речью, в некоторых отношениях в высшей степени близко подходящей к человеческой речи. Именно: их речь имеет значительное количе­ство таких фонетических элементов, которые близки звукам человеческой речи. И поэтому Келер полагает, что отсутствие человеческой


Предисловие...


213


 


речи у высших обезьян объясняется не пери­ферическими причинами, не недостатками и несовершенством голосового и артикуляции онного аппарата.

Но звуки шимпанзе всегда выражают толь­ко их эмоциональные состояния, всегда име­ют только субъективное значение и никогда не обозначают ничего объективного, никог­да не употребляются в качестве знака, озна­чающего что-нибудь внешнее по отношению к животному. Наблюдения Келера над игра­ми шимпанзе также показали, что хотя шим­панзе и "рисовали" цветной глиной, однако ничего такого, что могло бы хоть отдаленно напоминать знак, никогда не наблюдалось у них.

Также и другие исследователи, как Р. Иеркс, имели возможность установить отсутствие че­ловекоподобной речи у этих животных. Между тем психология примитивного человека по­казывает, что все культурное развитие чело­веческой психики связано с употреблением знаков. И видимо, культурное развитие для наших обезьяноподобных предков сделалось возможным только с того момента, когда на основе развития труда развилась членораздель­ная речь. Именно отсутствие этой последней объясняет нам отсутствие начатков культур­ного развития у шимпанзе.

Что касается второго момента, о котором говорит Келер, именно ограниченности в оперировании не наглядными ситуациями или представлениями, то нам думается, что и этот момент тесно связан с отсутствием речи или какого-нибудь знака вообще, ибо речь и яв­ляется важнейшим средством, при помощи которого человек начинает оперировать не наглядными ситуациями.

Но и отсутствие речи, и ограниченность жизни во времени, в сущности, не объясня­ют ничего в том вопросе, который ставит Келер, ибо сами нуждаются в объяснении. Отсутствие речи потому не может рассматри­ваться как причина отсутствия культурного развития у человекоподобных обезьян, что само составляет^ часть этого общего явления. Причиной в настоящем смысле является раз­личие в типе приспособления. Труд, как по­казал Энгельс, сыграл решающую роль в процессе превращения обезьяны в человека. "Труд создал самого человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 486) — и человечес­кую речь, и человеческую культуру, и чело­веческое мышление, и человеческую жизнь во времени.


 

2

В том плане, в котором Келер разрешает поставленную перед собой задачу чисто экс­периментальным путем, перед нами встает во весь рост сама по себе проблема интеллекта как особой формы поведения, которую воз­можно проследить у шимпанзе в ее наиболее чистом и ясно выраженном виде. В самом деле, при соответствующих условиях поведение шимпанзе в этом отношении в высшей сте­пени выгодный объект, оно позволяет иссле­довать "чистую культуру" интеллекта. Здесь мы можем видеть в процессе возникновения, в первоначальной форме те реакции, которые у взрослого человека сделались уже стерео­типными и автоматическими.

Перед исследователем стоит задача пока­зать, что шимпанзе способны не только к инстинктивному употреблению, но и к при­митивному изготовлению орудий и разумно­му их применению. Отсюда видно, какое важ­ное, принципиальное значение для всего исследования интеллекта приобретает этот способ употребления орудий.

В. Келер говорит, что прежде чем задаться вопросом, существует ли разумное поведение у антропоидов, следует условиться о том, как мы вообще можем различать разумные реак­ции и реакции другого рода. Келер предпола­гает это различение известным из повседнев­ного наблюдения над человеком. Как уже говорилось, он указывает, что молчаливое допущение такого различения лежит уже в основе ассоциативной теории и в основе тео­рии Торндайка.

Э. Торндайк и его последователи оспари­вают наличие интеллектуального поведения у животных, а ассоцианисты пытаются свес­ти интеллектуальное действие к ассоциациям. Уже один этот факт говорит за то, что как те, так и другие исходят из одинаковых позиций с Келером, т. е. из непосредственного, наи­вного различения слепых, механических, ос­нованных на случайных пробах, и разумных, основанных на понимании ситуации, дей­ствий. Поэтому Келер и говорит, что свое тео­ретическое исследование он начинает и закан­чивает, не занимая ни положительной, ни отрицательной позиции в отношении ассоциа­тивной психологии. Исходный пункт его иссле­дования тот же самый, что и у Торндайка. Его целью не является исследовать у антропоидов "нечто наперед вполне определенное" — прежде следует решить общий вопрос: не поднимает­ся ли поведение высших обезьян до того типа, который весьма приблизительно известен из


214                                                                               Л.С. Выготский


опыта и который мы называем разумным. При этом мы поступаем сообразно самой логике научного знания, потому что ясное и точное определение невозможно в начале опытных наук. Только в процессе длительного разви­тия и успешных исследований могут быть даны эти четкие определения.

Таким образом, Келер не развивает в книге никакой теории разумного поведения. Он ка­сается теоретических вопросов только с нега­тивной стороны, стремясь доказать, что по­лученные им фактические данные не могут быть истолкованы о точки зрения теории слу­чайности и что, следовательно, по типу дей­ствия шимпанзе принципиально отличаются от случайных проб и ошибок. Келер не дает даже предположительного ответа и на воп­рос о психофизиологическом механизме этих разумных реакций, о тех изменениях в реф­лекторной дуге, которые происходят у живот­ных. Он сознательно ограничивает задачу ус­тановлением наличия реакций определенного типа и возможно более тщательным выиски­ванием объективных критериев реакций это­го рода.

Мы сказали только, что Келер не исходит в начале своего труда из какого-нибудь чет­кого определения разумного поведения. По­пытаемся наметить, что же он имеет в виду, когда говорит о разумном поведении. Этот тип разумного поведения не является совершенно неопределенным. Опыт показывает, говорит Келер, что мы не говорим о разумном пове­дении тогда, когда человек или животное до­стигают цели на прямом пути, свойственном их организации. Но впечатление разумности возникает тогда, когда обстоятельства пре­граждают такой прямой путь к цели и остав­ляют открытым непрямой образ действий и когда человек или животное прокладывают соответствующий ситуации обходной путь. Именно такое понимание, говорит он, лежит в основе почти всех исследований поведения животных, исследований, которые задавались тем же самым вопросом, независимо от того, решали ли они его положительно или отри­цательно.

В самом общем виде принцип исследова­ния, которым пользовался Келер, он выра­жает так. В эксперименте создается ситуация, в которой прямая дорога к цели оказывается прегражденной, но в которой остается непря­мая дорога. Животное вводится в эту ситуацию, по возможности она должна быть совершенно наглядной и обозримой. Эксперимент должен показать, насколько животное обладает спо-


 

собностью применять обходной путь. Дальней­шее усложнение этого принципа заключает­ся во введении в ситуацию эксперимента ору­дий. Обходной путь к цели прокладывается не движениями собственного тела животного, а при помощи других предметов, которые выс­тупают в данном случае в роли орудий. Надо сказать, что с этой точки зрения само по себе включение орудий в процессы поведения ко­ренным образом, принципиально изменяет весь характер поведения, сразу придавая ему характер обходного пути.

В. Келер указывает, что важнейший объек­тивный критерий, позволяющий отличить разумное употребление орудий от инстинк­тивной деятельности и случайных проб, есть объективная структура самой операции при­менения орудий, соответствующая структуре объективной ситуации. С полным правом он указывает далее на то, что инстинкт суще­ствует для тела животного, для иннервации его членов, но не для палки, которую живот­ное держит в руке. Поэтому мы можем счи­тать инстинктивными собственные движения животного, направленные к цели, но не слож­ные движения, производимые орудием. Там, где движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными, мы имеем интеллектуальную операцию животно­го. Вместе о этим мы получаем второй важ­нейший критерий интеллектуального поведе­ния, именно употребление орудий. Это целесообразное применение орудий сообраз­но ситуации — объективный показатель ин­теллектуальной реакции животного, ибо при­менение орудий предполагает понимание объективных свойств вещей. И, наконец, тре­тьим и последним критерием для Келера яв­ляется структурный (целостный, оформлен­ный) характер всей операции, производимой животным.

Под структурой новая психология пони­мает целостные процессы, обладающие ря­дом свойств, которые не могут быть выведе­ны суммативно из свойств их частей, и отличающиеся рядом закономерностей имен­но как целые. Самая резкая фактическая противоположность разумной операции шим­панзе и операции, возникающей путем са­модрессировки при методе случайных проб, заключается в том, что операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, отдель­ных частей, которые даны наперед в неупо­рядоченном виде среди множества других, не имеющих отношения к ситуации движений, из которых путем успеха отбираются пра-


Предисловие...

вильные реакции и которые затем благодаря частому повторению объединяются в общую цепную реакцию. Для интеллектуальной ре­акции (операции) характерно именно то, что она возникает не из отдельных частей сумма-тивным путем, а сразу как целое, которое определяет свойства и функциональное зна­чение своих отдельных частей.

В. Келер дал блестящее эксперименталь­ное доказательство такого целостного харак­тера интеллектуальных реакций шимпанзе. Он показал, что отдельное, единичное, частич­ное действие, входящее в состав всей опера­ции животного, рассматриваемое само по себе, бессмысленно, порой даже уводит от цели, но в соединении с другими и только в связи с ними приобретает смысл. Целостное действие, говорит Келер, есть единственный возможный способ решения в данном случае. И этот признак Келер выдвигает как критерий всякого истинного обходного пути, т.е. вся­кой интеллектуальной операции. Животное поставлено в такую ситуацию, что для овла­дения лежащим перед ним плодом оно долж­но совершить обходное движение, например, оно должно первоначально не тянуть плод к себе по прямому пути, но толкать его от себя — для того, чтобы выкатить его на такое место, от­куда затем, обежав ящик с другой стороны, достать плод рукой. Совершенно очевидно, что в этом случае целое содержит части, которые в известном смысле противоположны ему. Такое диалектическое единство частей це­лостного процесса и есть истинный критерий интеллектуальной реакции.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!