О внедрении результатов научно-исследовательской работы в практику
Мы, нижеподписавшиеся, представители ООО «Наука. Спорт. Здоровье» (199226, Санкт-Петербург, ул. Морская 9-414): генеральный директор Петров Д.И. и магистрант ЧОУВО «Восточно-Европейский Институт психоанализа» Н.И. Иванова составили настоящий акт о том, что экспериментальная апробация прихокоррекционной методики для лиц с ярко выраженной компьютерной зависимостью показала высокий эффект, объясняемый принципом сегментарной иннервации. Результаты обработки данных стандартного прикладного исследования в области кибераддикции для 4-х групп испытуемых (всего 47 испытуемых) показали, что показатели компьютерной зависимости уменьшились с 65 до 19 баллов.
Ф.И.О. автора внедрения | Наименование научной разработки | Эффект от внедрения |
Надежда Ивановна Иванова | Психотренинг средствами специальных психотелесных упражнений | Показатели компьютерной зависимости уменьшились с 65 до 19 баллов. |
Генеральный директор
ООО «Наука. Спорт. Здоровье»
(Петров Д.И.)
Соискатель
(Иванова Н.И.)
МП
Объем заимствования в тексте МД: _______% оригинального текста.
Текст МД размещен в ЭБС Института.
МД допущена к защите.
Проректор по НР ЧОУВО «ВЕИП»,
д-р. психол. наук,
профессор
________________________ И.А. Воронов
(подпись)
"___" _____________ 201__ г.
|
|
Приложение 4
Пример содержания и структуры
теоретического исследования[11]
На правах рукописи
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Восточно-Европейский Институт психоанализа»
Мария Геннадьевна Петрова
ФЕНОМЕН МОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА:
ГЕНЕЗИС И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Направление 37.04.01 — Психология
Магистерская диссертация
Научный руководитель:
доктор психологических наук,
профессор
Иванова Анна Алексеевна
Санкт-Петербург
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. История понятия моды с позиции психоанализа. . . . . . 1.2. Современное состояние проблемы с точки зрения лакановского психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Теоретическое обоснование актуальности исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выводы по 1 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . Глава 2. Операциональный анализ предмета исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 2.2. Концептуализация понятия моды в психоаналитическом дискурсе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.3. Представления об одежде и теле в психоаналитическом пространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.4. Концептуализация понятия телесности и его взаимосвязь с феноменом моды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.5. Разработка авторской модели: «ортопедическая» теория моды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выводы по 2 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 3. Интерпретация результатов исследования. . . . . . . 3.1. Интерпретация результатов качественного анализа. . . 3.2. Анализ выявленных закономерностей: феномен повторения в моде и в психоанализе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выводы по 3 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рекомендации по конкретному использованию результатов НИР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Перспективы дальнейшей разработки темы. . . . . . . . . .. .. Список сокращений и условных обозначений . . . . . . . . . . Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 4 8 8 10 18 25 29 31 33 35 47 54 62 72 77 78 83 87 92 92 94 95 96 97 99 103 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
|
Проблема исследования: как объясняется генезис и функционирование феномена моды с точки зрения психоанализа?
Актуальность исследования обусловлена сложившимся на сегодняшний день положением моды как важного элемента культурного пространства, имеющего непосредственное отношение к вопросам вписывания субъекта в социально-дискурсивные связи, завязанным, в свою очередь, на фундаментальных проблемах функционирования человеческой психики — и практически полным отсутствием научных разработок, исследующих феномен моды именно в качестве психического феномена.
Современное состояние проблемы. Сегодня мода становится тем, что пронизывает все сферы жизни субъекта, требуя, таким образом, глубокого осмысления не только в качестве социально-культурного феномена, но и в качестве феномена психического.
В то же время она и по сей день остается одним из наименее исследованных явлений культуры. Казалось бы, ее нахождение на пересечении различных полей, различных дискурсов, дает широкие возможности для всестороннего изучения — однако, очевидно, что именно такое «междисциплинарное» расположение послужило причиной игнорирования со стороны представителей тех областей знания, которых она, кажется, должна была бы заинтересовать. В наибольшей степени это касается представителей психологического и психоаналитического дискурсов.
|
|
Так, автор книги «Психология моды», кандидат психологических наук Мая Килошенко характеризует психологию моды как «одну из наиболее молодых психологических дисциплин», а британский культуролог Элисон Банкрофт в своей монографии «Психоанализ и мода» отмечает, что, несмотря на многочисленные исследования в различных гуманитарных областях, психоанализ до последнего времени не вступал в глубинный диалог с модой, несмотря на то что «ее (моды) культурное могущество является неотъемлемым аспектом современной жизни».
Являясь уникальным феноменом, лежащим на пересечении антропологии, философии, социологии, культурологи, искусствознания, экономики, мода представляет настолько малоисследованную — и в то же время настолько всеобъемлющую часть человеческого бытия, что выявление глубинных основ функционирования его механизмов не может не иметь важного значения.. <…>
Объект исследования: мода как психический феномен.
Предмет исследования: генезис и механизмы функционирования моды как психического феномена.
Цель исследования: выявление и описание психических феноменов, лежащих в основании феномена моды и в конечном итоге определяющих механизмы его функционирования.
Задачи исследования:
1. Выявление специфики изучения феномена моды в психоаналитическом контексте.
2. Определение, с точки зрения законов функционирования человеческой психики, факторов, которые обусловливают имеющие место в поле моды периодические изменения культурных форм.
3. Анализ феномена моды как поля для реализации различных телесных и вестиментарных практик при параллельном уточнении «возраста» данного явления.
4. Определение и описание функций одежды в рамках феномена моды с точки зрения вопросов вписывания человеческого субъекта в поле социально-дискурсивных связей.
5. Разработка авторской концепции «ортопедической» теории моды.
Гипотеза исследования: происхождение и специфика феноменов моды, а также функционирование субъекта в поле моды взаимосвязаны со специфическими особенностями формирования субъекта.
Научная новизна исследования определяется прежде всего привнесением в изучение моды психоаналитического дискурса, а также формированием концепции «ортопедической» теории моды.
Теоретическая значимость. Доказано, что происхождение и специфика феноменов моды, а также функционирование субъекта в поле моды взаимосвязаны со специфическими особенностями формирования субъекта. В результате подобной теоретической разработки была сформирована и предложена концепция, которая могла бы условно быть обозначена как «ортопедическая» концепция моды, связанная с наличием системы взаимосвязей между формированием образа тела, а точнее, его визуальной составляющей в период стадии зеркала и его последующим функционированием в рамках феномена моды. Это открывает возможности для дальнейшего изучения феномена моды с психоаналитической точки зрения.
Практическая значимость. Материал исследования может быть положен в основу учебных курсов, семинаров и пособий как по теории моды, так и по психоанализу. «Ортопедической» концепцией моды, изложенной в данном исследовании, могут воспользоваться специалисты, имеющие отношение к индустрии моды, при разработке новых течений и феноменов в поле моды.
Методологической основой исследования является психоаналитическая теория З. Фрейда и Ж. Лакана. Также используются концепции телесности, изложенные в трудах Д. Анзье и Ф. Дольто.
Методы исследования: дискурс-анализ; историко-генетический, герменевтический, феноменологический методы исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. В основании феномена моды лежат отсылающие к проблеме субъективации психические явления.
2. Имеющие место в поле моды периодические изменения культурных форм, называемые тенденциями моды, обусловлены законами функционирования человеческой психики.
3. Феномен моды выступает пространством для реализации различных телесных и вестиментарных практик, завязанных на механизме идентификации.
4. Одной из важнейших функций одежды в рамках феномена моды является функция вписывания человеческого субъекта в поле социально-дискурсивных связей.
5. Существует система взаимосвязей между формированием образа тела (его визуальной составляющей) в период стадии зеркала и его последующим функционированием в рамках феномена моды; из этой система формируется основа «ортопедической» теории моды.
Апробация результатов исследования. Ряд теоретических материалов исследования прошел апробацию на научной конференции «Психологическое наследие Л. С. Выготского и З. Фрейда: клинико-психологические механизмы и социокультурные детерминанты психического развития» (30.11.2016); к публикации в научном сборнике конференции, который выйдет в 2017 году, принята статья: «Ребенок и его одежда в поле социально-дискурсивных связей: опыт психоаналитического подхода к исследованию исторических источников».
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, примечаний, трех приложений и шести листов иллюстраций; выполнена на 108 листах (включая приложения и иллюстрации), список литературы содержит 126 источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы
1. Анализ источников показал, что исследованные в ходе выявления специфики изучения феномена моды в психоаналитическом контексте единичные — хотя и во многом интересные — попытки налаживания диалога между психоанализом и модой большей частью оказываются посвящены изучению частных вопросов вестиментарных и телесных практик и не позволяют говорить о существовании более или менее последовательной психоаналитической теории моды.
2. Выявлена глубинная связь феномена моды с обстоятельствами обретения субъектом образа тела, а точнее, его визуальной составляющей в период стадии зеркала и последующим функционированием этого образа тела в рамках феномена моды — с одной стороны; и с основанными на механизме идентификации аспектами размещения субъекта в символическом порядке — с другой.
3. Разработана авторская «ортопедическая» теория моды. В рамках данной концепции одежда как искусственный покров тела человека, или, говоря словами Фрейда, один из его «протезов», переживается субъектом как непосредственное продолжение его собственного тела; одновременно с этим тело парадоксальным образом мыслится и переживается как своего рода протез, что связано с обстоятельствами обретения его визуального образа в период стадии зеркала в качестве полученного извне «гештальта». Таким образом, мода представляется чередой модификаций образа тела субъекта в его отчужденности от последнего, в то же время являясь полем столкновения субъекта с собственной нехваткой, в связи с чем мода нередко оказывается пространством развертывания различных «психических патологий». Протез в данном случае видится, с одной стороны, как некий способ восполнить нехватку, с другой — создает условия для ее сохранения, функционируя как то, что буквально вписывает тело в символический порядок через логику мест и разметку на уровне различий, помечая его как отдельное тело и экранируя таким образом объект а или инцестуозный объект.
4. Доказано, что одна из важнейших функций одежды заключается в произведении символической разметки, способствующей вписыванию субъекта в социально-дискурсивные связи — о чем свидетельствуют многочисленные этнографические и исторические источники. Через реализацию различных телесных и вестиментарных практик на уровне моды происходит нивелирование и стирание подобной символической разметки, которое осуществляется раз за разом в логике повторения как попытки возвращения к тому, что не может быть символизировано, и это имеет отношение к объекту а — объекту-причине желания. Повторение, с которым мы сталкиваемся в поле моды, оказывается сопряженным, с одной стороны, с невозможностью восполнения нехватки, с другой — с кружением вокруг несимволизируемого объекта а в логике приближения-удаления.
5. Обращаясь к ключевым вопросам теории моды, можно сказать, что феномен моды является неотъемлемой частью человеческой культуры и спутником человечества на протяжении всей его истории и имеет прямое отношение к возможности субъекта разместить себя в человеческом порядке.
Все поставленные задачи решены, цель достигнута.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!