ЧТО ЧЕЛОВЕК САМ ИЗ СЕБЯ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ?
На этот вопрос мы ответим, когда поймём, какой характер он у себя выработал.
П.Ф. Лесгафт определил сильный нравственный характер как способность человека вести
себя и совершать поступки в строгом соответствии с выработанными в собственном сознании
нравственными основаниями.
Если человеку не всегда удаётся каждый свой поступок сопрягать со своими
нравственными основаниями, значит, у него слабый нравственный характер.
Если у человека нет собственных нравственных оснований, то ни о каком нравственном
характере и речи быть не может.
В последнем случае, однако, бывает, что человек проявляет исключительное упорство в
стремлении к достижению своих личных целей. Тогда говорят о сильном физическом
характере. Разница между нравственным и физическим характером ярко проявляется, когда
оказывается, что цель деятельности недостижима. Человек с нравственным характером
начинает выяснять причины, искать другие пути. А человек с физическим характером махнёт
рукой и потеряет всякий интерес к делу.
Из самого определения сильного нравственного характера видно, что он начинает
формироваться не раньше, чем вырабатываются собственные нравственные основания. Таким
рубежом будет время начала полового созревания и окончания периода воспитания, т.е. 12 —
14 лет. Далее возможно только самовоспитание, суть которого и составляет выработка у себя
|
|
сильного нравственного характера.
Самовоспитание далеко не каждому доступно. Для этого необходимо, чтобы человек
принадлежал к правдивому нравственному типу, был способен к самоконтролю и
самоанализу, обладал достаточно сильными волевыми качествами и находился в нормальных
1
условиях . Одним из этих условий становится наличие любимого взрослого друга-наставника.
Глубоко ошибочно господствующее в обществе мнение, что каждый молодой человек
«вырастет — поумнеет». Там, где существует строгое общественное мнение, строгий контроль
старших над младшими, создаётся впечатление, что оболтусы «берутся за ум». Но стоит им
вырваться из-под контроля, как они демонстрируют самые дикие стадные проявления. А там,
где общественное мнение вообще не формируется, там и взрослые способны на такой же
вандализм, как и подростки.
Если обеспечить родившемуся без патологии ребёнку нормальные условия воспитания и
самовоспитания он вырастет нравственной личностью.
Если ребёнку нормальные условия воспитания не обеспечить, он будет обречён, по
выражению П.Ф. Лесгафта, всю жизнь нести на себе клеймо умственной и нравственной
порчи.
Таковы в сжатом изложении основные идеи теории формирования личности П.Ф. Лесгафта.
|
|
——————
1
Нормальные условия — не обязательны. Более того, если в процессе самовоспитания человек пришёл к
диктатуре совести, то в ненормальных условиях он будет работать на их преодоление и искоренение.
86
О системе образования
На этом статья Е.Ш. Буха завершается. К сказанному в ней необходимо добавить, что
П.Ф. Лесгафт считал, что физическое развитие (развитие тела), образование (в смысле
освоения знаний и выработки профессиональных навыков), формирование характера — эта
три составляющих одного процесса, оказывающих взаимное влияние друг на друга: см. его
«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».
«Физическое воспитание является необходимым средством формирования гармонично развитого
человека. Только гармонично развитый человек способен во всех областях жизни на оптимальную
производительность с наиболее экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.
Гармоничное развитие основывается на единстве физических и духовных сил человека и
происходит при ведущей роли сознания».
И главное — он утверждал:
«Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому
содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он
выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом».
87
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!