Гносеологическое учение Иммануила Канта: определение границ познавательных способностей чистого разума.



В творчестве Канта выделяются 2 периода:1-докритический, когда он занимался проблемами естествознания. 2-Критический, когда были написаны его основные работы «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». Кант ставит вопрос о том, что можно познать с помощью чистого разума, а что нельзя. То есть, он ставит задачу определения границ познавательных способностей чистого разума. Также он пытается решить проблема нахождения основы всеобщих суждений науки. Для того, чтобы решить эту проблему, Кант создает классификацию суждений, при этом структура любого суждения S есть, не есть P. Где S это субъект, то есть, то, о чем говорится в суждении. P – предикат, то, что говорится о субъекте. Три типа суждений, которые различаются между собой тем, как связаны между собой субъект и предикат. Первый тип – аналитический – суждения, в которых предикат не является частью субъекта, то есть, такие суждения не содержат в себе нового знания (равнобедренный треугольник – треугольник). Второй тип – синтетические апостериорные суждения, в которых связь субъекта и предиката осуществляется на основе опыта. Такие суждения могут иметь форму, «некоторые» большинство «иногда» часто, но не имеют форму «все» и «всегда», так как опыт единичен и потому как бы ни была велика совокупность опытов она не может быть основой всеобщности. Третий тип суждений – синтетические априорные суждения, которыми являются все суждения в математики естествознания. Тайну всеобщих суждений в математике Кант объяснял тем, что пространство и время являются априорными формами чувственного созерцания. То есть пространство и время принадлежат не объективно существующим предметам, а принадлежат человеку. Таким образом, пространство и время являются для Канта призмой, через которую он воспринимает мир. Следовательно, пространство и время делят весь мир вещей в себе (ноуменов) и мир явлений (феноменов) Кант утверждает, что существуют врожденные чувства самосозерцания. Таким образом, он утверждает, что с помощью чистого разума можно сколько угодно познавать мир явлений, а мир вещей в себе остается для чистого разума, принудительно непознаваемым. Утверждая, что вещи в себе, то есть, вещи, каковыми они существуют независимо от нашего сознания, являются потенциально не познаваемыми. Кант стоит на позиции агностицизма. Кант создаёт учение о категориях рассудка, их 4: 1-качество. 2-количество. 3-отношение. 4-Модальность. Кант приходит к выводу, что рассудок без должных органов чувств пуст, а ощущения без деятельности рассудка слепы. Кант формирует антиномии, специфика которых заключается в том, что ни антитезис, ни тезис нельзя не доказать, ни опровергнуть с помощью чистого разума. Тезис – в пространстве и времени существует начало мира; всякая сложная субстанция состоит из абсолютно простых частей; Бог есть. Антитезис – в пространстве и времени не существует начала мира; ничего абсолютно простого в мире нет; Бога нет. Таким образом, Кант приходит к выводу, что вопрос о существовании Бога, бессмертии души, является вопросом не для чистого разума, а для практического разума.

 

           24. Этическое учение Канта.

В своём этическом учении Кант утверждает, что мораль может существовать только там, где есть свободна. В то же время он утверждает, что в мире существует временная детерминация, то есть, прошлое определяет настоящее, а настоящее – будущее, таким образом, свободы нет. Однако Кант утверждает, что человек двойственен по своей природе, поскольку его тело принадлежит к миру явлений, а душа к миру вещей в себе, где времени нет, а значит, человек свободен и несёт ответственность за свои поступки. Канту принадлежит идея автономии морали. Он считал, что мораль независима ни от чего. Он принципиально иначе понимает соотношение морали и религии. С точки зрения Канта, существование Бога доказывает наличие нравственного закона души человека. Вместе с тем, он утверждает, что Бог необходим в морали, как гарант конечной справедливости. Кант формулирует категорический императив, как безусловное требование человека: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». В эпоху развития капитализма Кант формулирует гуманистический призыв: «Относись к человеку как к цели и никогда как к средству». Центральной категорией этики Канта является категория долга, а не категория счастья. Под истинными нравственными поступками он рассматривает только те, которые совершаются из подчинения долгу


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!