Теория идей Платона: противопоставление двух миров.



Платон пытается ответить на вопросы: 1-Что придает устойчивость текучим изменчивым видом?            

2-Что представляет собой единство многообразия? Отвечая на эти вопросы, Платон создает теорию идей (эйдосов). С его точки зрения существованию единичных вещей предшествует существование идеальных сущностей, которые явл. генетическим порождающим начало и идеалом единичных вещей. В мире идей существуют :1. идеи, обозначающие предметы определенного рода. 2. идеи отношений. 3. идеи, воплощающие в себе ценности. Высшая ценность – идея блага. У Платона материя существует как второе начало мира. Единичная вещь возникает, когда идея вещи соприкасается с материей, для Платона единичные вещи лишены самостоятельного существования и явл лишь тенями идей. Теория идей явл теорией его антропологии: сущность человека двойственна, т.к. его тело принадлежит к материальному миру, а душа к духовному миру (миру идей). Поскольку души людей пребывают разное время в мире идей, то люди с рождения одарены различными интеллектуальными способностями и нравственными добродетелями. С точки зрения Платона высшее знание о мире душа человека получает, когда пребывает в мире идей, затем она припоминает эти знания. Таким образом, Платон объясняет возможность существования всеобщих суждений. Вместе с тем он показывает ограниченность чувственного познания, что отражено в его мифе о пещере. С его точки зрения все люди напоминают узников, прикованных к своим местам в глубокой пещере, они обречены на то, чтобы видеть собственные тени и тени, находящихся в пещере предметов.

 

 

Учение Платона об идеальном государстве как универсальная модель тоталитарного общества.

 

В идеальном государстве Платона существует три сословия: 1-Философы-правители.2-войны-стражи.3-Земледельцы, ремесленники. Высшая справедливость состоит в том, что каждое сословие выполняет соответствующую функцию и не претендует на функцию другого сословия. В идеальном государстве существует контроль над всеми сферами общественной жизни. В экономике он выражается в том, что люди, принадлежащие к правящим сословиям, имеют выбор: власть или собственность. Платон утверждает, что наличие частной собственности у людей, находящихся у власти, вредно в двух смыслах: 1-обладание собственностью приводит к тому, что они начинают заботиться о собственном благе больше, чем о благе государства. 2-государство раскалывается на государство бедных и государство богатых и между ними возникает борьба. Контроль над семейными отношениями проявляется в том, что браки в идеальном государстве совершаются по жребию, который подтасовывают, чтобы лучшие соединялись с лучшими. Платон считает, что дети воинов должны изыматься и отдаваться на воспитание обществу, что служит объединению общества. Контроль в духовной сфере проявляется в том, что Платон предлагает создать мифологию, которая узаконит сословное деление. Золото – философы, серебро – воины, - медь – земледельцы. Платон считал, что главным является не счастье людей, а мощь государства, он очень не любил демократию, так как считал, что она с неизбежностью превращается в охлократию (власть людей), а затем в тиранию.

 

Онтологические воззрения Аристотеля.

В онтологии Аристотеля существует два начала: 1-Материя 2-Форма.

Материя – нечто аморфное, содержащее в себе возможность вещей, только потенциально. Форма – то, что придает качественную определенность вещам. Аристотель ставит вопрос: как происходит соединение материи и формы. Аристотель создает учение о четырёх причинах существования вещей: 1-материальная – это то, из чего состоит вещь. 2-формальная – качественная определённость вещи. 3-движущая – то, что соединяет материю и форму. 4-целевая – то ради чего возникает вещь. Аристотель утрачивает идею самодвижения Гераклита, у него появляется перводвигателя, который по своей природе является нематериальным и не подвижен.

 

               

 

Политические учения Аристотеля и его значение для осмысления проблем современной демократии.

Политическая идея – рабовладельческая демократия. Гражданин государства – человек, который принимает участие в управлении государством. Он утверждал, что главное место в обществе должны занимать законы, поскольку вне действия закона люди превращаются в животных. Эффективность законов определяется не содержанием, а длительностью существования. Самые лучшие законы те, которые опираются на традиции. Аристотель считает существование частной собственности необходимой. Вместе с тем он отделяет экономику от хрематистики (наука об обогащении). Он утверждает, что государство будет стабильно если большинство его населения будет составлять средний класс. Аристотель создал учение о правильных и неправильных типах государства. Правильные (власть представляет интересы всех слоев общества): 1-монархия. 2-аристократия. 3-полития (власть среднего элемента)

Неправильные (власть представляет интересы одного человека или группы людей): 1-тирания. 2-олиграхия. 3-демократия.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!