Диалектическое учение Гераклита.



Предмет философии. Структура философского знания.

Философия возникает в 6 веке до н э в демократических полюсах древней Греции и обладает статусом науки наук, царицы наук, поскольку в ней были интегрированы зачатки всех естественных и гуманитарных наук. В последствии происходит дифференциация первоначально не расчленённого знания, в ходе которой от философии отделяются отдельные частные науки. Подводя итог процесса дифференциации знания Энгельс даст след определение философии: Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В определенной степени с таким понятием предмета философии можно согласиться, так как в отличии от частных наук, которые изучают законы характерные для определенной области действительности, философия изучает законы, характерные для всех сфер действительности. Вместе с тем есть важное отличие философии от науки: важнейшим отличием является то, что если наука изучает мир вне его взаимосвязи с человеком, то философию интересует связь человека с миром и потому философия является особой формой теоретического мировоззрения. Мировоззрение – совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о месте человека в мире, о его возможностях и способах превращаться этих возможностей в действительность. Философские проблемы сконцентрированы в основных разделах философского знания: 1-онтология 2-гносеология или эпистемология 3-антропология 4-соц. философия 5-аксеология. Круг основных философских проблем, обозначенных И. Кантом 1-что я могу знать? 2-что я должен знать? 3-на что я могу надеяться? 4-что такое человек?

Особенности мифологии и религии как типов мировоззрения.     

Существует 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Они отличаются друг от друга степенью свободы человека, как по отношению к внешнему миру. Исторически 1-м типом мировоззрения была мифология. Это фантастическое отражение действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Отсюда понятие мифологизации действительности. То есть наделение ее такими свойствами, которые на самом деле отсутствуют. Для мифологии характерна наименьшая степень свободы человека, как по отношению к природе, так и к обществу. Несвобода по отношению к природе была обусловлена тем, что в условии присваивающего хозяйства человек полностью подчинился природным ритмам. Отсюда мифологический антропоморфизм, то есть перенос на природу человеческих свойств и отношений. Несвобода человека по отношению к обществу заключалась в том, что человек полностью подчинялся мифологической традиции, являясь функцией рода, отсюда не критическое и не рациональное восприятие объектов, заключенных в мифологической традиции. Мифология становится ведущей духовной формой во всех тоталитарных обществах. Распространена мифологизация действительности в культуре постмодерна. Мифологизация действительности делает возможную манипуляцию сознанием. Эта манипуляция заключается в том, что, во-первых, человеку навязывают цели и смыслы разрушительные для него самого. Во-вторых, человек должен быть уверен, что эти действия по своей воле. Второй тип исторического типа мировоззрения – религия, которая формируется в обществе, для которого характерна имущественное неравенство и остросоциальные конфликты, поэтому задачей религии было объединить противоборствующие силы на основе единых ценностей и идеалов. Религия предполагает большую степень свободы, чем мифология, поскольку в развитых религиях человек свободно выбирает между добром и злом. Вместе с тем свобода человека в религии ограничена религиозными догматами, которые рассматривают как богооткровенные и к ним невозможно критическое отношение.

Философия как особый тип мировоззрения.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В определенной степени с таким понятием предмета философии можно согласиться, так как в отличии от частных наук, которые изучают законы характерные для определенной области действительности, философия изучает законы, характерные для всех сфер действительности. Вместе с тем есть важное отличие философии от науки: важнейшим отличием является то, что если наука изучает мир вне его взаимосвязи с человеком, то философию интересует связь человека с миром и потому философия является особой формой теоретического мировоззрения. Мировоззрение – совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о месте человека в мире, о его возможностях и способах превращаться этих возможностей в действительность. Обыденное мировоззрение – хаотичность, внутренняя противоречивость, основано на индивидуальном опыте человека. Оно является основой мировоззренческой неопределённости. Иногда человек верит во все, а значит по-настоящему не верит ни во что. В отличии от обыденного мировоззрения – философское является внутренним не противоречивым, так как основывается на четко определенных исходных принципах и на всеобщем опыте человечества.

Роль философии в культуре.

Философия — это элитарное сознание, которое отражает парадигмы массового сознания, то есть основополагающие принципы той или иной культуры. Поэтому Гегель называет философию духовной квинтэссенцией эпохи. И поскольку исследует основополагающие принципы культуры, то она способна предвидеть будущее, то есть выполнять прогностическую функцию и в философии формируются футурологические теории. Особенно возрастает роль философии на переломных этапах исторического развития, когда человечество выбирает векторы дальнейшего развития. Важнейшей функцией философии является аксиологическая функция, то есть учение о ценностях. Задачей философии является показать человеку какие ценности являются продуктивными для человека. В философии Эриха Фромма аксиологические установки человека формируются в виде двух принципов: 1-Принцип иметь, когда о достоинствах человека судят исключительно по тому, что ему принадлежит. 2-Принцип быть, в соответствии с которым о достоинстве человека судят по его личностным и профессиональным качествам. Важной функцией философии является методологическая функция поскольку в философии формируется два противоположных методологических подхода к осмыслению действительности: 1-диалектика 2-метафизика 

Метафизика – рассматривает вещи и явления независимо друг от друга. Утверждает, что источник движения предмета находится вне самого предмета. Рассматривает движение как количественное изменение

Диалектика – рассматривает вещи и является во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности. Рассматривает движение, как самодвижение, поскольку с точки зрения диалектики источником движения является борьба противоположностей.

 

           5. Философия милетской школы.

Последователи милетской школы в качестве материи рассматривали определенное вещество. Для Фалеса материя – это вода из которой всё возникает и в которую все превращается, для Анаксимена – воздух, для Анаксимандра – это апейрон (нечто невидимое за единичными вещами и из него возникают единичные вещи) Ограниченность этой теории состоит в том, что, исходя из неё невозможно объяснить, как из вещества, обладающего определенными качествами возникает всё качественное многообразие мира.

 

 

Диалектическое учение Гераклита.

В учении Гераклита формируется диалектический метод, который дает представление об источнике движения как самодвижения. Существует 2 вида движения: 1-Тот случай, когда источником движения является некая внешняя по отношению к предмету сила.2-Характеризуя самодвижение, Гераклит утверждает: «Тела прибывают и не прибывают, и являются самими собой и не являются самими собой». С точки зрения Гераклита источником движения является борьба противоположностей, причем вещи не только противоположны по отношению к другим вещам, но они несут противоположность и в самих себе, так как любая вещь является единством устойчивости и изменчивости. Отсюда формула Гераклита в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Последователь Гераклита Кратил, пытаясь развить его учение утверждает, что в одну и ту же реку нельзя войти и единожды. И поскольку он рассматривает самодвижение, то в качестве субстанции мира он избирает огонь, как то, что живёт собственной смертью. В учении Гераклита появляется учение о Логосе, как о законе, управляющим миром. Гераклит утверждает: «Многознание уму не научает, мудрым является лишь тот человек, который видит единство в многообразии».

 

           7. Атомистическое учение Демокрита.     

 

Демокрит утверждал, что существует два начала мира: атомы и пустота. С его точки зрения: атомы – простые неделимые частицы вещества, не содержащие в себе никакой пустоты и движущиеся в пространстве. Разнообразие веществ Демокрит объяснял тем, что атомы различной величины и конфигурации соединяются различным образом. На основе его учения в 19в. возникло такое понимание материи, которое отождествляло её с такими свойствами, как неделимость атомов, постоянство массы, непроницаемость и подчиненность законам инерции. Но позже в процессе революции в области естествознания, было доказано, что атомы делимы и их масса изменчива.

 

           8. Поворот античной философии к человеку: учение софистов.

Философия софистов основывается на учении Гераклита о текучести, изменчивости вещей и переходе их в свою противоположность, то есть от одной и той же вещи возможны прямо противоположные суждения. Тезис Протагора – «Человек есть мера всех вещей». Горгий утверждает: 1-Вещи скорее всего не существует. 2-Если они и существуют, мы о них ничего не знаем. 3-Если мы что-нибудь и знаем, то мы не способны адекватно выразить это знание в словесной форме. Софисты не ставили перед собой задачи постичь истину в споре, а старались игрой слов, ложной логикой запутать своего оппонента. Для учения софистов характерен гносеологический релятивизм (уничтожение границ между истиной и ложью) Гносеологический релятивизм дополняется этическим релятивизмом (уничтожение границ между добром и злом). В его основе лежит утверждение софистов о том, что если законы природы вечны и неизменны, то законы общества, моральные представления людей носят конвенциональный, договорной характер, и, потому постоянно меняются. Сильная сторона учения софистов состоит в отсутствии догматизма, в уважении к чужому мнению 

 

Философия Сократа.

Сократ был противником софистов, считал, что в споре может быть достигнута истина только если будет четко определенно содержания понятий спора. Сократ пытался решить проблему единства многообразия, которая была поставлена Гераклитом, он считал, что возможно разграничить добро и зло, был первым рационалистом в области этики, поскольку считал, что если человек знает, что такое добро, то он не может совершать злых поступков. Отсюда утверждение, что добру можно научить, обращаясь к человеческому разуму. Сократ призывал людей «Познавать себя», мы видим чужие недостатки, а своих не замечаем. Сократ призывает к преодолению невежества и в связи с этим утверждает: «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие люди не знают даже этого».

3 компонента любви: Любовь=Влечение тела (страсть) – Влечение души (дружба) – Влечение ума (уважение). Сократа казнили за свободомыслие

 

               


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!