Основные проблемы философии возрождения.



Общей проблемой возрождения и средневековья была проблема человека и Бога. Однако, если в средневековье эта проблема решалась с позиции абсолютного превосходства Бога по отношению к человеку, то в возрожденческой философии место бога занимает обожествленный человек. Возникает принцип антропоцентризма (человек – центр вселенной). Формирование этого принципа происходит двумя путями: 1-Бог опускается до уровня человека. 2-Человек поднимается до уровня Бога. Монетти в связи с этим пишет, что мир природы создан Богом, а гораздо более совершенный мир культуры создан человеком, поэтому человек превосходит Бога.

В философии возрождения был полностью отвергнут христианский аскетизм. Ларензо Валло утверждает, что без добродетели жить можно, а без наслаждения – нельзя. Утверждение антропоцентризма ведет к освобождению человека от абсолютов христианской морали, поэтому человек начинает рассматривать себя как нравственного законодателя и как нравственного судью. Разрушение христианского мировоззрения в эпоху возрождения проявляется в том, что появляются философские теории в значительной степени трансформирующие христианство. Прежде всего, это Пантеизм, сущность которого заключается в отождествлении Бога и природы (Бог есть природа). Сущность Пантеизма состоит в уравнивании человека и Бога. Разрушение религиозного мировоззрения во многом связано с открытиями в астрономии, из-за которых на смену геоцентрической картине мира приходит гелеоцентрическая (в центре солнце).

 

           18. Политическое учение Николло Макиавели и его значение для современности.

 

Макиавели утверждает, что различие между должным идеалом и существующим настолько велико, что если постоянно будешь стремиться следовать идеалу, то будешь терпеть неудачи, поэтому науке успеха легче учиться на примере негодяев, чем людей порядочных. В работе «Государь» Макиавели ставит задачу научить государя наиболее эффективным способом правления. Макиавели задается вопросом: «что должен вызывать у поданного государь?» Чтобы ответить на этот вопрос он решает важную антропологическую проблему о природе человека. Два подхода решения этой проблемы: 1-существует вечная и неизменная природа человека. 2-сущность человека не является врожденной и обусловлена конкретно историческими условиями его существования. Макиавели утверждал, что все люди от рождения злые и неблагодарные и ориентированы на материальный успех настолько, что легче примириться со смертью отца, чем с потерей имущества. Следовательно, государь должен вызывать у поданных страх. Наибольшую жестокость государь должен проявить в начале правления, когда ещё является сильным сопротивление врагов, а соратники становятся противниками. Макиавели утверждает, что государь не должен вызывать ненависти у народа, но если это неизбежно, то он не должен вызывать её у тех слоёв населения, которые обладают силой. Он задается вопросом: «может ли государь не выполнить данные им обещания?» и утверждает: «может и должен, если отпали те обстоятельства, которые побуждали его дать эти обещания». Ценность государя состоит в том, чтобы обманывать и при этом не быть обманутым. Макиавели утверждает, что чернь (народ) судит о достоинстве государя по успешности его деятельности, невзирая на то, какими средствами этот успех был достигнут. Таким образом, философия Макиавели заключается в том, что он отделил политику от нравственности, утверждая, что политика, основывающаяся на нравственных принципах будет не эффективной. 

 

           19. Скептицизм Мишеля Монтеня.

Монтень был представителем позднего возрождения, поэтому в его творчестве проявляется кризис антропоцентризма. Он утверждал, что у людей, жалких существ, которые не могут справиться со своими страстями, нет никаких оснований считать себя выше других существ. Монтень сомневается в способностях человека познать сущность мира, утверждая, что человек познает мир на уровне видимости. Он сомневается и в возможности адекватного познания человеком самого себя. Это обусловлено: 1-наблюдая за собой, человек приходит к выводу, что он всегда разный.2-человеку трудно постичь свою сущность, потому что люди носят маски. Монтень не является приверженцем традиционной демократии. Он утверждает, что нужно прислушиваться не к мнению большинства людей (глупых), а к мнению меньшинства (умных). Гносеологический релятивизм Монтеня дополняется его этическим релятивизмом. Он утверждает, что миром правит закон относительности, поскольку жизнь не приносит ни добра, ни зла, а от нас самих зависит превратить данное событие в добро или зло. В связи с этим, он утверждает, что физические страдания не являются абсолютным злом, так как многие люди идут на них добровольно. Он полагает, что смерть не является абсолютным злом, так как многие люди идут на неё добровольно, чтобы избежать неприятных событий. Монтень утверждает, что богатство не решает всех проблем, но лишь заменяет одни проблемы другими. Он критикует современное образование, утверждает, что оно ориентировано на то, чтобы начинить память, а умы и сердца остаются пустыми.

 

           20. Основные проблемы философии нового времени.

В 17в. в западной Европе начинается бурное развитие капитализма. Наука становится центром духовной жизни общества. Развитие науки преобразует картину мира. Развитие науки изменяет проблематику философских исследований, на первый план выдвигаются вопросы о наиболее достоверном источнике знаний о мире, а также поиск наиболее эффективных методов познания (индукции и дедукции). Развитие науки приводит к обожествлению разума и к вере в его всесилие. В этой культуре формируется принцип рационализма, в соответствии с которым, поведением человека и ходом исторического развития управляет разум. Всё это порождает философию просвещения, последователи которой утверждают, что существование религии обусловлено незнанием человеком законов природы. Поэтому по мере развития науки религия исчезает. Углубляется процесс секуляризации. Возникает деизм, суть которого состоит в том, что Бог только даёт толчок для развития мира, а в последствии мир развивается по собственным законам. Возникает такая крайняя форма секуляризации как атеизм. В связи с проявлением протестантизма, который отрицал роль церкви, как посредника между человеком и Богом, возникает религиозный индивидуализм, который становится основой формирования принципа индивидуализма, как одного из основополагающих принципов западноевропейской культуры. В соответствии с этим принципом, человек в своей жизни опирается на самого себя и исключительно несёт ответственность перед самим собой. Гоббс заявляет, что происходит война всех против всех, что человек человеку волк. Для того чтобы сгладить противоречия между людьми, люди заключают договор, в результате которого возникает государство, которое назвали Левиафаном.

 

           21. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона.

 

Основные произведения “Новый органон” и “Новая Атлантида” объединены общей идеей всесилия и практической направленностью науки. Философия Бэкона стоит у истоков сциентизма (абсолютизация позитивных последствий развития науки). Бэкон считал, что развитие науки без каких-либо социальных революций приводит к ликвидации голода, нищеты и других негативных явлений. Бэкон в гносеологии стоит на позиции эмпиризма, вместе с тем он критикует крайний эмпиризм, который с его точки зрения подобен пути муравья, так как эмпирик бессистемно собирает знания. Он также критикует путь науки, под которым он понимает рационалистов, поскольку с их точки зрения ученый ткёт паутину знаний из себя. В качестве методов познания Бэкон избирает индукцию, однако считает, что полная индукция невозможна, потому что опыт всегда единичен и как бы ни была велика совокупность опытов, она не может стать основой всеобщих суждений. Бэкон делит все науки на светоносные, задачей которых является изучение фундаментальных законов природы, и плодоносные, которые приносят непосредственный практический результат. Развитие одних наук невозможно без развития других. Для эффективного развития науки необходимо преодолевать заблуждения, которые возникают у человека в процессе познания. Бэкон называет заблуждения призраками или идолами. Призраки: 1-призраки рода – заблуждения, которые характерны для всех людей, они обусловлены устройством органов чувств и деятельностью разума. 2-Призраки пещеры, под которыми Бэкон понимает, что каждый человек осмысляет мир через призму своей индивидуальности, опыта, воспитания. 3-Призраки площади или рынка – заблуждение, которые связаны с употреблением языка. Он приходит к выводу, что реальность, создаваемая языком, имеет самостоятельную реальность. Его задачей является определение тех понятий, которые не имеют соответствующих в действительности. 

4-Призраки театра – власть над разумом человека устаревших теорий. Антидогматическая направленность философии Бэкона проявляется в том, что он утверждает, что истина — это дитя времени, а не авторитета.

 

               

           22. Рационализм Рене Декарта

Философия Декарта построена на методе универсального сомнения. Он предлагает сомневаться в существовании всего, в чём можно усомниться. Декарт утверждает, что единственное, в чём нельзя сомневаться это в существовании самого сомневающегося сознания. Тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эта позиция должна была привести Декарта к субъективному идеализму, однако, в онтологии он стоит на позиции дуализма, утверждая, что параллельно существуют две субстанции: 1-протяженная, но не мыслящая (материя). 2-мыслящая, но не протяженная (сознание). Перед Декартом возникает проблема психофизического параллелизма. То есть, вопрос о том, как связаны между собой тело и сознание. Он утверждает, что координация обусловлена действиями особого органа шишковидной железы.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 694; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!