Семья в образах сказочных героев



Признаки Проявление признака Интерпретация
1 2 3
Принадлежность изображенных героев определенным сказкам и мифам и характеристика данных персонажей Папа - Король: раскрашен только желтым цветом (седьмое место). Мама - Белоснежка - раскрашена желтым и синим цветом (шестое и седьмое место). Автор - Золушка: разноцветная - синий, красный, коричневый, желтый (шестое; пятое; четвертое; седьмое места). Брат - Звездочет: раскрашен синим цветом (шестое место) Все члены семьи принадлежат к разным сказкам, но являются созидательными по своей натуре
Суть созидательного потенциала каждого героя, в особенности персонажа, олицетворяющего автора рисунка Папа - Король: способен управлять, руководить, иметь казну. Мама - Белоснежка: добрая, трудолюбивая, красивая. Автор - Золушка: трудолюбивая, терпеливая, в финале - счастливая. Брат - Звездочет: умный, активный, самодостаточный, красивый Автор не стремится к конкуренции с братом, понимает место и вклад каждого в семью и обладает большим терпением и мечтательностью
Теневая сторона каждого героя и возможности ее компенсации Король (папа) может быть деспотичным, и противодействовать этому невозможно - ведь он первое лицо в государстве. Белоснежка (мама) - была изгнана из дома, а потом отравлена мачехой. Помочь ей могут любовь принца и забота гномов. Золушка (автор) - слишком долго терпела и была обижаема близкими, помощь ей оказала фея. Звездочет (брат) - слишком много времени может проводить со звездами, пренебрегая "мирскими делами" и обязанностями Отец по отношению к девочке может проявлять давление, навязывать свою волю. Мать может временам уходить в себя, лишая девочку эмоциональной поддержки. Автор может проявлять излишнюю мечтательность, пассивность, терпимость, подавлять собственное волеизъявление. Брат видится автору слишком независимым, свободным от семейных дел и обязанностей
Характер взаимоотношений между героями Герои могут принадлежать разным культурам, временам. Взаимоотношения между ними могут не сложиться вообще или строиться на основе взаимного принятия Автор ощущает отсутствие общей идеи, объединяющей семью. С другой стороны, автор ощущает индивидуальность каждого
Перспектива совместных созидательных действий (могут ли эти герои жить в одной стране, городе, новой сказке и при этом помогать людям) Теоретически, если соберутся когда-либо вместе, персонажи могут помогать людям и самим себе В семье есть ресурсы сотрудничества друг с другом

Психологические выводы

Уязвимые места семьи Ресурсы семьи
Наличие эмоциональной и ментальной разобщенности между членами семьи. Игнорирование внутреннего мира автора рисунков. Высокий риск вспышек агрессии в силу несформированного ощущения "личной дистанции", пространства друг друга. Способность к сплочению для преодоления общих трудностей. Стремление улучшить, украсить свою жизнь. Адекватность полоролевого распределения функций в семье.

Перспективные задачи психологической работы

Родителям необходимо рекомендовать более бережное и внимательное отношение к внутреннему миру девочки. Важно сместить акцент с заботы о физическом благополучии на заботу об эмоциональном и духовном комфорте девочки, а также целенаправленно развивать в ней женское начало.

Перспективной задачей работы с Верой является, прежде всего, развитие коммуникативных навыков, формирование модели активного саморазвития, а также содействие развитию самоуважения.


Глава 3. Исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды

Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты.

Психологическая защита является многомерным явлением. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, нередко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу.

Как пишет Е. Романова, "среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в некоторых случаях. Это осложняет выявление инвариантных характеристик защиты и ее роли в социально-психической адаптации индивида".

В данной книге мы не ставим перед собой задачу внести свой вклад в исследование психологической защиты. Для нас важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса.

В качестве стрессового фактора в нашем случае выступает фактор внешней среды - дождь. Попробуем понять символическое значение дождя.

Дождь является важным символом плодородия и связывается в архаических земледельческих культурах с божественным семенем. Вспомним, как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, благодаря чему родился герой Персей. В шаманизме призывание дождя было связано с процессом вхождения в контакт с духами. Согласно Д. Тресиддеру, "высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя; его отличительный признак - зубчатая корона, символизирующая дождь. Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя. Подобная связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня - засухи. Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель".

Итак, в данном контексте дождь может символизировать жизненную силу, проливающуюся с неба, благословение и откровение Бога. Так проявляется его созидательная ипостась.

Но, с другой стороны, дождь (ливень) может быть источником потопа и разрушений, проявлением гнева Бога. Свидетельство тому - Всемирный потоп. В Книге Бытия сказано, как Господь объявил Ною: "...чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли". И далее: "Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей".

Таким образом, дождь представляет собой амбивалентный символ. Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает дискомфорт. Предлагая людям нарисовать человека под дождем, мы увидели, что одни рисуют жизнерадостные картины, другие - совсем наоборот. Вероятно, так проявляются две стороны глубинного символизма дождя.

Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он "ведет себя" под дождем. Это даст нам возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если мы видим "плачевную картину"). Нельзя сказать, чтобы эти рисунки были информативны относительно психологической защиты клиента, но, тем не менее, они дополняют общую картину его мировосприятия.

Методика "Человек - Человек под дождем" была предложена Е. Романовой и Т. Сытько для оценки адаптивных возможностей и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов. Рисунки рассматриваются в сравнении. Дождь символизирует стрессовую ситуацию. По тому, как меняется человек по сравнению с первым рисунком, можно судить об отношении автора к трудностям и способам их преодоления. Например, на первом рисунке мужчины изображен бравый моряк. На рисунке человека под дождем изображена остановка, скамейка, под скамейкой лежит мужчина; из-под колес отъезжающего от остановки автобуса вырываются брызги. Если дождь, это символическая трудность, препятствия, сложная ситуация, то легко сделать вывод, что навыки конструктивного реагирования и поведения в стрессовых ситуациях у автора данных рисунков не сформированы.

Спорным моментом в использовании данного теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Анализ эмпирического материала позволяет сделать следующий вывод - до 8-9 лет рисунки человека под дождем являются малоинформативными.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!