Шаг первый: Сравнительный анализ рисунков «Человек» и «Человек под дождем».
Признак | Информативность при сравнении рисунков "Человек" и "Человек под дождем" |
1 | 2 |
Эстетика рисунка | Эстетика рисунка может измениться как в лучшую сторону, так и в худшую. Если эстетика рисунка меняется в лучшую сторону, возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор мобилизуется. Если эстетика меняется в худшую сторону, возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор "дичает", перестает за собой следить и пр. По нашим наблюдениям, эстетика рисунка меняется редко. |
Размер рисунка | Общая композиция в рисунке "Человек под дождем" больше. Капли дождя нередко заходят за невидимые границы листа (40 мм от краев). Но бывает, что размер рисунка "Человек под дождем" существенно уменьшается. Возможно, это свидетельствует о бессознательном стремлении автора минимизировать "энергозатраты" в связи с действием неблагоприятных обстоятельств, спрятаться, укрыться. |
Размер фигуры | Размер фигуры изменяется часто. Либо уменьшается, либо увеличивается. Нередко изменения незначительны. Резкое же уменьшение размера фигуры в рисунке "Человек под дождем" может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается, до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, "почвы под ногами". |
Расположение относительно центра | В рисунке "Человек под дождем" нередко "теряется центр". Это свидетельствует об ощущении внутреннего дискомфорта, потери ощущения "стержня", "центра" вследствие действия неблагоприятных факторов. |
Характер действий человека, стиль поведения под дождем | Может изменяться динамика рисунка. В рисунке "Человек" фигура стоит, в рисунке "Человек под дождем" бежит, идет, двигается. Изображение двигающегося человека под дождем свидетельствует о склонности к активным действиям. Важно, какого они характера. Человек под дождем может спасаться бегством, спокойно идти, прыгать от радости, лежать или сидеть в луже, - все это покажет характер действий человека в условиях действия неблагоприятных факторов. |
Цвет | Если была выполнена инструкция № 1, можно установить, какие цвета используются при раскрашивании в рисунке "Человек" и "Человек под дождем". Нередко в рисунке "Человек под дождем" используются отвергаемые цвета или, наоборот, предпочитаемые. Цвет позволит определить бессознательное отношение к дождю, себе, ситуации. |
Пол | Часто под дождем "меняется пол". Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по "мужскому" или "женскому" типу. "Мужской тип" свидетельствует о том, что автор рисунка склонен проявлять активность, ответственность, принимать решения, искать выход. "Женский тип" отражает пассивность, доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание и пр. Когда автор меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения. |
Возраст | Нередко меняется возраст человека. Он становится либо старше, либо младше своего биологического возраста. Увеличение возраста "под дождем" может говорить о стремлении проявлять мудрость, зрелость в сложных ситуациях, а также может свидетельствовать о потребности в поддержке, добром совете. Рисование ребенка под дождем указывает на проявление детского начала в авторе. Какой характер носит актуализированное детское начало, можно увидеть из образа действий и настроения изображенного ребенка. Если он плачет, сидя в луже, - можно предположить проявление инфантилизма и бессилия в сложных ситуациях. Если он радуется, танцует, бежит за радугой, - вероятно, это можно использовать как творческий ресурс противостояния стрессу. Также подобная картина может отражать проявление потребности в личностном росте. |
Средства защиты от дождя | Традиционно в рисунке "Человек под дождем" рисуют зонт, плащ, накидку. Человек надевает средства защиты и продолжает заниматься обычными для себя делами - это естественно. Однако бывает, что человек хоть и находится под зонтом, но от дождя его это не защищает - капли проникают всюду. Подобное положение дает психологу сигнал о том, что прежние способы реагирования, защиты, противостояния стрессу исчерпали себя и требуется проработка нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям. Встречается и другая картина. В рисунке "Человек под дождем" изображена фигура в непроницаемом плаще, с зонтом, а дождь и тучи не нарисованы. Такая картина характерна для человека "чрезмерно защищенного", который всегда "готов к удару". Безусловно, он успешен в противостоянии стрессу, но какого напряжения это требует! "Стоит ли игра свеч", предстоит решить автору совместно с психологом. |
Лужи, тучи | Туча - источник дождя. Лужа - след от дождя. Бывает, что туча символизирует конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни человека. Мы заметили, что лужи рисуют люди чувствительные, долгое время переживающие последействия стресса |
Дополнительные образы: солнце, радуга, растения, предметы, объекты окружающего мира | Дополнительные образы, имеющие позитивное символическое значение (солнце, радуга, дерево и др.), могут являться указанием на проявление ресурсов психологической адаптации. Образы, имеющие негативное символическое значение, усугубляют ситуацию стресса и конкретизируют содержание неблагоприятного воздействия |
Общий эмоциональный фон | Изменение общего эмоционального фона укажет на динамику настроения и состояния |
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!