Шаг второй: поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям



Признаки ресурса в рисунке "Дождь в сказочной стране" Проявление признака в рисунке "Дождь в сказочной стране"
Эстетика рисунка Рисунок выполнен старательно
Сюжет рисунка Праздник
Образы рисунка Радуга, сказочные домики, дети, цветы, колесо обозрения
Цвет Появились яркие краски, использованы предпочитаемые цвета

Психологические выводы

Тема рисунка Психологические выводы
1 2
"Человек" Александр находится в состоянии подведения итогов, осмысления собственной жизни.
"Человек под дождем" Изменение пола на женский может свидетельствовать о том, что Александр склонен в трудных ситуациях проявлять "женский стиль" решения проблем: пассивность, тревожность, избегание ответственности, а также проявление интуиции, терпения, эмоциональности. Женщина изображена в романтическом образе, что может указывать на склонность уходить в мир фантазий от давления реальных обстоятельств. По словам Александра, помочь женщине можно, если ее развеселить. Зонт надежно защищает женщину.
"Дождь в сказочной стране" Сюжет и образы рисунка свидетельствуют об обращении к творческому детскому началу. Это является хорошим ресурсом для психологической работы. Общие выводы: у Александра выработана довольно эффективная модель противостояния неблагоприятным воздействиям; его дополнительным ресурсом является обращение к творческому детскому началу.

Шаг третий: определение перспективных задач психологической работы

Задача Содержание задачи
Главная задача Развитие потенциала креативности для обогащения "арсенала" способов противостояния неблагоприятным воздействиям

 

 

Глава 4. Исследование индивидуального образа цели

Страница 5 из 7 < Глава 3. Исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды | Оглавление | Заключение >

Образ цели... Что это такое? Некий ориентир, результат, к которому осознанно и неосознанно стремится человек? Ощущение предназначения и представление об его реализации? Образ света, к которому стремится душа?.. Наверное, сколько людей, столько и ассоциаций с образом цели. Высокая вариативность образов цели затрудняет изучение этого явления и вытесняет его из сферы интересов современных исследователей. Однако именно образ цели является важнейшим условием социальной самореализации человека. "Чего ты хочешь в жизни добиться?" - спрашивают молодого человека родители, не подозревая, что этим вопросом можно открыть исследование индивидуального образа цели.

В советские времена феномен образа цели не требовал специальных исследований, ибо он был продуман, определен и обоснован адептами коммунистического мировоззрения. Несколько десятилетий мы имели коллективный образ цели, что освобождало многих граждан от поиска своего собственного.

Сегодня все по-другому. Никто не зовет строить "светлое будущее", "каждый сам за себя", а "дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих". Поэтому на современном этапе создание индивидуального образа цели становится актуальнейшей задачей каждого человека. Без собственного образа цели человек не может построить программу конструктивной самореализации.

"Создать собственный образ цели" - звучит красиво, но как это сделать, какие основания нужны для этого? Главное условие формирования образа цели - философское понимание смысла жизни. Но словосочетание "смысл жизни" звучит для многих еще более непонятно, нежели "образ цели".

Современная психология пока не может дать человеку внятной формулировки понятия "смысл жизни". Поэтому люди интуитивно ищут ответ в оккультизме и литературе. Например, этим может объясняться особая популярность Пауло Коэльо. Ключевая идея его произведений - идея Своей Судьбы, Предназначения, реализация которого и является смыслом жизни. Проиллюстрируем эту идею отрывком из предисловия Пауло Коэльо к русскому изданию его романа "Алхимик".

Пауло Коэльо
Отрывок из предисловия к русскому изданию романа "Алхимик"

Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой.

Почему же не у всех сбываются желания и мечты?

Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, попрежнему живет в его душе.

Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться и что испытать в жизни, но боится того, что, если все бросит и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.

Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается. Ведь он не в праве прибегнуть к известной отговорке, вроде "Ну ладно, не очень-то и хотелось". Как раз ему-то очень хочется, и он осознает, что на карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судьбой, так же труден, как и любой другой. С той лишь разницей, что "там и будет сердце твое". Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом.

Вы спросите: атак ли необходимы поражения?

Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает бороться за свои мечты и желания, он по неопытности совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь раз подняться на ноги.

В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?

Затем, что когда неудачи и поражения останутся позади - а в конце концов они непременно остаются позади, - мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час нашей жизни - это момент Славного Сражения. Постепенно мы научимся радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновением жизни. Сильное страдание, которое может обрушиться на нас нежданно-негаданно, проходит быстрее, нежели менее интенсивное, которое кажется нам более терпимым: такое страдание может длиться годами, оно постепенно и незаметно для нас начинает разъедать нашу душу, пока неодолимое чувство горечи не поселится в ней окончательно до последних дней омрачив нашу жизнь.

Итак, когда человек извлек свою мечту со дна своей души и многие годы питал её силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится, - возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.

Как писал Оскар Уайльд, "люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего". И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал всю жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины.

Оглядываясь вокруг, он видит, что многим так и не удалось добиться желаемого, и тогда он начинает думать, что и он тоже этого не достоин. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты.

Мне доводилось встречать людей, которые, следуя Своей Судьбе, оказывались буквально в двух шагах от заветной цели, к которой стремились всей душой, но в последний момент делали массу глупостей, и в результате их цель, до которой, казалось, было подать рукой, так и оставалась недостижимой.

Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку оно как бы овеяно некой аурой святости. Эдакого отречения от радости свершения и плодов победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле.

 

Согласно Пауло Коэльо, образ цели обусловлен ощущением Своей Судьбы, следование которой позволяет человеку максимально использовать собственные таланты и способности в поступательном движении.

Интересно, что такой подход к образу цели перекликается с концепцией самоактуализации Абрахама Маслоу. Под самоактуализацией, как уже отмечалось выше, А. Маслоу понимал полное использование человеком собственных талантов, возможностей, способностей. Потребность самоактуализации, личностного совершенствования занимает высшую ступень в иерархии потребностей и всегда связана с системой ценностей человека.

Можно предположить, что потребность самоактуализации, личностного совершенствования и система ценностей являются системообразующими факторами процесса формирования образа цели. При этом возможности, таланты, способности человека становятся инструментами для достижения цели, а ценности - нравственными ориентирами, позволяющими "не сбиться с пути".

Можно ли самоактуализироваться без наличия образа цели? По-видимому, нет. Действительно, ради чего использовать свои таланты и возможности? Нередко это становится проблемой у одаренных подростков: куда приложить свои способности? Поэтому, на наш взгляд, подлинная самоактуализация начинается с создания образа цели.

Итак, сделав круг, мы снова пришли к вопросу о том, с чего начинается процесс формирования образа цели. Безусловно, это является темой отдельного углубленного исследования. Мы лишь выскажем некоторые общие соображения.

На наш взгляд, процесс формирования образа цели до подросткового возраста протекает неосознанно, иррационально и связан с накоплением ребенком знаний о своих способностях и предпочтениях. Образ цели ребенка нереалистичен. Например, родители спрашивают 8-летнего мальчика: "Скажи, кем ты станешь, когда вырастешь?" А мальчик отвечает: "Я буду космонавтом!" или "Я буду бизнесменом и стану зарабатывать много денег!" И это прекрасно - у ребенка есть образ цели, пусть он недостаточно реалистичен, не продуман, не соотнесен с его возможностями способностями, но он ЕСТЬ. Гораздо страшнее, когда ребенок на вопрос о том, кем он станет, когда вырастет, отвечает: "Не знаю..."

Образ цели ребенка во многом влияет на его активность как исследователя мира. Но бывает, что детские мечты, юношеские образы целей воплощаются в действительность. Иногда, правда, с некоторыми изменениями. Проиллюстрируем эту мысль сказкой Владимира Астапчика "Ночной гость".

Владимир Астапчик
Ночной гость

Когда все гости разошлись и надо было идти спать, я услышал тихий голос ниоткуда: "А может, чаю еще попьем?"

Первым желанием было куда-то убежать, но бежать было некуда, это была моя единственная квартира, и, пересилив страх, я сказал вслух: "Поздно уже, пора спать". И тот, ниоткуда, просто сказал: "Спокойной ночи", - и замолчал. Но спать мне уже расхотелось, а разговаривать с голосом из ниоткуда было страшно.

И вдруг опять этот голос насмешливо-весело спросил: "Тебе страшно, наверное, очень. Боишься, да?" Собравшись с духом, я честно ответил: "Да, побаиваюсь". "Да не бойся, мы с тобой давно знакомы", - успокаивающе произнес голос из ниоткуда.

Я сразу стал перебирать в памяти всех своих знакомых, но, к сожалению, этот голос слышал впервые. Но опять, собравшись с духом, спросил: "Извините, конечно, но я вас что-то не припоминаю. Может, вы мне напомните, когда и где мы встречались".

Как он стал смеяться, это невозможно описать. Это надо было слышать. Такой заразительный смех бывает только у школьных весельчаков-разгильдяев. Они на уроке вдруг начинают ни с того ни с сего так заливаться, что вскоре весь класс весело хохочет, сам не зная над чем.

Вот так я ржал минут десять, не зная над чем и не зная с кем. Потом утер выступившие слезы, веселье прекратилось, и голос поинтересовался: "А ты на конях еще ездишь, не трусишь, как раньше?"

Как я возмутился: "Это я трушу?! Да я никогда лошадей не боялся!" Но голос с сожалением произнес: "Да! Врать тоже не перестал!"

В голове моей мысли гудели пчелиным роем: кто он такой, откуда меня знает, может, вместе со мной конным спортом в детстве занимался?.. Но ответа себе найти не смог. И чтобы как-то прийти в себя, пошел на кухню и поставил на плиту чайник. Достал две чашки и поставил на стол. Печенье в доме я не держал, но мои любимые конфеты "Серенада", к счастью, всегда были, они и украсили наш стол. Но голос почему-то молчал.

За окном стояла густая темная ночь, звезды показывались в редких проталинах и снова скрывались за темным ночным покрывалом, сотканным из туч и облаков. А совсем недалеко шумело море, наверное, начинался шторм. И вскоре в окна стал биться ветер, пытаясь проникнуть ко мне на кухню. Может быть, тоже чаю захотел. А может, захотел разбить стекло.

Мне ужасно нравится наблюдать за непогодой за окном, когда вокруг все свистит и бушует, а ты сидишь в тепле, припав лбом к стеклу, и смотришь на эту чехарду. Ветер рвет покрывало из облаков, его куски разлетаются по всему небу, и как ярко сияют звезды на черном полотне ночи. А вскоре появляется луна и освещает мягким светом барашки пены на гребнях разбушевавшихся волн. Как мне нравится эта живая картина за окном, написанная великим художником - Стихией!

Не удержавшись и не дождавшись своего странного ночного гостя, я одеваюсь и иду в ночь на берег моря. На улице ветер рвет завязанный узлом на шее шарф. Хлещет порывами по щекам, пытаясь загнать обратно домой. Видно, боится, что я узнаю какие-то его тайны.

Но я все равно иду по узкой дороге среди темного леса к морю. Издалека видно, как над дюнами вздыбливаются огромные волны, обрушиваясь на песчаный пляж, пытаясь огромными водяными языками дотянуться до ближайших сосен. Я бреду по пляжу, отбегая от назойливых волн ближе к лесу. А ветер все не может успокоиться и крутит вокруг меня вихри песка и морских слез.

Кажется, что в ночи все спряталось, замерло и ждет - кто же победит. Но тут не бывает победителей и побежденных, это просто картины, которые рисует великий Художник.

Вдали вспыхивает маяк, ободряя меня и предупреждая далекие корабли. Понемногу ветер начал меня побеждать, забираясь под куртку и даже каким-то образом в штанины. Концы пальцев совсем онемели от холода, не помогли даже теплые перчатки. А бедный нос, исполняя роль флюгера, уже сам поворачивал к дому Последние метры перед домом я уже бежал бегом. И ветер с треском захлопнул за мной дверь, как бы говоря: "И больше не высовывайся". Мысленно я пообещал этого не делать.

В доме было тепло, тихо, тут не завывал промозглый ветер и тонкий аромат давно заваренного и уже остывшего чая висел в воздухе, возбуждая желание согреться этим спасительным напитком. Не успел я зажечь на кухне газ, как опять раздался знакомый голос: "Да, чайку бы сейчас не мешало, что-то я замерз на этом ветродуе".

Во мне от неожиданности все вздрогнуло, и я замер с зажженной спичкой в руке. Мне казалось, что стоит мне обернуться, и я увижу, кто со мной разговаривает. Но все мои попытки были безуспешны. Я крутился, как юла вокруг своей оси, но никого, увы, не видел. Потом, взяв себя в руки, я спросил: "Ты что, был со мной на море?" - "Да, был, а что, ты меня не заметил?" - ответил голос и опять, как в первый раз, весело рассмеялся. "Ишь, какой смешливый, - подумал я, ходит за мной по пятам".

Над чашками тонкой струйкой поднимался пар. Одна чашка была предназначена для моего ночного невидимого гостя, другая для меня. Я сидел за столом возле окна, рядом с плитой, на своем любимом месте. А чашку для гостя я поставил на другом конце стола, напротив себя. Чай был ароматным, и три ложки сахару сделали его вкусным и сладким.

Я медленно его потягивал через край чашки, немного обжигая губы, но мне всегда доставляло удовольствие пить очень горячий чай.

Когда я путешествовал в поисках пришельцев из других миров по далекой тайге, темными морозными ночами мы отогревались вот таким сладким горячим чаем. Наши обожженные губы с удовольствием тянули кипяток, согревая все внутри. Даже на сердце становилось намного теплее. Мы вспоминали далекий родной дом, и никакой мороз нам был не страшен.

Я с детства не любил кашу, а там, далеко, у пылающего костра, среди бесконечной тайги, наворачивал ее за обе щеки, и не надо было меня упрашивать. А потом мы опять разогревали в походном котелке чай, и начинались долгие истории и рассказы, от которых тоже становилось теплее.

И тут я увидел, что напротив меня за столом кто-то сидит; сквозь его прозрачную фигуру я видел дверной шкаф, холодильник и спинку стула, на котором он сидел. Но я точно разглядел, что это был мальчишка. На нем, кроме смешных трусов до самых колен, больше ничего не было, но и не было заметно, что ему прохладно.

Я торжественно объявил: "Я тебя вижу, и ты совсем еще маленький, но скажи мне, кто ты и откуда?" Малыш положил руки на стол, положил их одна на другую, как на школьную парту, посмотрел мне прямо в глаза и сказал: "Я пришел к тебе из своего сна, - мне очень хотелось узнать, кем я буду, когда вырасту". Мне стало не по себе: напротив меня сидел я же сам, но лет на тридцать моложе.

Эти прозрачные очертания даже отдаленно не напоминали мою нынешнюю фигуру, но мне были так знакомы эти острые коленки, торчащие ребра и вихрастая голова с большими ушами. Ну конечно, и глаза - любопытные и стреляющие взглядом из одной стороны в другую.

Он то рассматривал электрический чайник (который не работал уже целую неделю), то смотрел на кухонную люстру с неподдельным удивлением. Потом произнес: "Если расскажу ребятам - ни за что не поверят, скажут, что я, как всегда, вру", - и посмотрел на меня с просящем выражением, чтобы я как-нибудь это подтвердил.

Но он был неглупым малым и быстро понял, что это невозможно, - ведь это был просто сон. Малыш посмотрел в темень через окно и, указав пальцем по направлению к морю, сказал: "А тут рядом наша дача".

Я, соглашаясь, кивнул, но не стал его расстраивать, рассказывая, что там уже много лет живут другие люди. И каждый раз, когда я иду гулять на море с собакой, всегда вспоминаю, как бегал вот таким малышом по дюнам или поздно вечером забирался на крышу маленького дачного домика и, затаив дыхание, смотрел на небо, усыпанное звездами. Мне было так интересно, кто там далеко живет и почему они не прилетают ко мне, ведь я их так жду, чтобы они взяли меня с собой, показали другие миры и рассказали по секрету что-то очень важное для Земли. И я бы спас весь мир от страшной опасности. Но, к сожалению, люди не могут читать мысли друг друга, и соседи по даче считали меня просто страшным шалопаем, за которым надо обязательно следить, чтобы он чего-нибудь не натворил.

Этот малыш из моего детства даже и знать еще не может, что многие и сегодня считают меня довольно странным и необычным, но сейчас мне это даже немного льстит, - все-таки не такой, как все.

"Слушай, а что это за двое мальчишек спят у тебя в маленькой комнате?" - спросил мой маленький гость. Мне стало так смешно - он спросил о своих будущих детях, о которых ему сейчас еще и думать рано. Но я сказал ему, кто они.

Как он обрадовался! и стал просить, чтобы я их разбудил. Ему хотелось немного с ними поболтать. Но я его убедил, что этого делать нельзя, потому что, может быть, они сейчас тоже во сне узнают, кем они станут, когда вырастут. Он немного расстроился, но уже через минуту снова спросил меня: "Как ты думаешь, когда я проснусь, я вспомню, что был у тебя в гостях?" Я с сомнением покачал головой и ответил: "Ведь я же не помню". "Да, ты знаешь, вот иногда приснится - и все-все помнишь: как прыгаешь, отталкиваясь от земли, до самых небес, или сидишь на карнизе шестиэтажного дома, и ни капельки не страшно", - и он с сожалением улыбнулся. "А иногда утром проснусь - и ничего не помню. Слушай, а может, я к тебе уже приходил?" Я отрицательно покачал головой: "Нет, это в первый раз".

В это время из спальни вышла моя жена, зашла на кухню, странно на меня посмотрела и сказала: "Ты чего не спишь, сидишь тут, чего-то бормочешь... Иди ложись". Она спросонья не смогла разглядеть моего маленького гостя. А может, видеть его мог лишь я. А он так настороженно смотрел на нее, и когда она ушла, спросил: "Слушай, а что это за рыжая тетка?" - кивнув головой в стороны спальни. "Знаешь, это моя жена, но ты не думай, она добрая, просто совсем сонная", - постарался я его успокоить. Но он так насупился и смотрел на меня явно недружелюбно, а потом, собравшись, спросил: "А как же Ритка, как ты мог ее бросить?"

И тут я вспомнил самую первую симпатию моей жизни. Это была моя соседка по даче, стройная веселая девчонка. Она мне нравилась больше всех девчонок на свете. А когда мы с ней первый раз поцеловались в кустах сирени, для меня перевернулся весь мир. И я представлял ее своей будущей женой. Мы с ней мечтали о том далеком времени, когда мы вырастем и у нас будет много детей. Но это были просто детские мечты, которые рассеялись, как утренний туман.

Но как я мог это объяснить мечтателю, фантазеру, которому было только двенадцать лет, и для него лучше нее не было девчонки на всем свете? И все-таки я сказал ему: "Понимаешь, она, когда выросла, встретила другого мужчину, и у них сейчас тоже есть дети, правда, две девчонки, а не мальчишки, как у меня. Ну а я, разумеется, встретил другую девушку, мы с ней друг друга полюбили и поженились. Ты не расстраивайся, мы с Риткой дружим, и иногда семьями встречаемся". Малыш пожал плечами и сказал: "Не знаю, мы бы с Риткой никогда не расстались". В кухне повисло молчание, мой гость, видно, на меня обиделся и не хотел со мной разговаривать. Уж я-то его хорошо знаю: если что не по нему, вот так замкнется - и все, отец даже не мог напугать ремнем. Но я знал и его слабые стороны. Он ужасно любил истории о путешествиях. И я, как бы невзначай, сказал: "А знаешь, я на Камчатке был, лазил по вулканам, летал там на вертолете, а медведей там столько видел, что ты даже представить себе не можешь, их там так много, как кошек у нас во дворе было".

Он весь преобразился, его глазенки засверкали, и он сказал: "Врешь, наверное". "Не вру, зуб даю", - и я щелкнул ногтем по зубу. "Вот здорово, значит, и я там побываю!" - и просительно добавил: "Ты, главное, побольше езди, это же так интересно!" Но потом почему-то опять насупился и замолчал, и у него было такое выражение лица, как будто он хочет о чем-то спросить, но боится. Я это заметил и попросил его сам: "Ты можешь спрашивать меня о чем захочешь, давай".

Он еще долго собирался, а потом наконец спросил: "Это самое главное, зачем я к тебе пришел... Скажи мне, ты стал космонавтом?" И его глаза с надеждой смотрели на меня, ожидая, что я отвечу.

И я вспомнил то детское звездное небо, когда невозможного просто не существует и наши мечты кажутся нам явью. Мы представляем себя героями за штурвалами космических кораблей, да в те мгновения мы ими и являемся, и покоряем просторы Вселенной в своих мыслях.

Соврать ему я просто не мог, но слов успокоения не нашел, просто сказал: "Не получилось". Он положил голову на свои маленькие ладони и заплакал. Не выдержал и я. Мы с ним сидели за чайным столом, и слезы бежали по нашим щекам, как убежавшие вдаль мечты. Да, я очень хотел стать космонавтом, но, к сожалению, не сложилось, как и многое другое.

А за окном начинало понемногу рассветать, ветер разогнал громады облаков, и небо стало совершенно чистым и полным утренних звезд. Мой маленький гость допил свой чай и спросил: "А кем ты стал?"

"Знаешь, малыш, я очень много работаю и путешествую по свету, а еще я пишу сказки для детей".

"Ты пишешь сказки для детей?!" - если бы вы знали, как он обрадовался. "Значит, я буду сказочником! Да это же еще и лучше, чем космонавтом! Ведь меня будут знать все дети на Земле!" Он так громко выражал свою радость, что я испугался второго прихода своей жены. Потом он взобрался ногами на стул и громко сказал: "Это классно!" - и исчез.

Я остался один на своей кухне, весь дом понемногу просыпался, звеня будильниками и свистя чайниками. Наступало утро.

 

Эта история, помимо прочего, рассказывает о соответствии "детских устремлений" и "взрослых воплощений". Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека, о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня.

Итак, первые знания об образе цели дают нам детские мечты.

В подростковый период актуализируется экзистенциальная проблематика. Молодой человек ищет ответ на вопрос: ради чего я живу? То есть подросток осознанно или интуитивно начинает искать смысл своей уникальной жизни. Процесс этот может быть как болезненным, так и гармоничным. Многое зависит от условий развития и воспитания, а также индивидуальных особенностей.

Параллельно с поиском ответа на вопрос о смысле жизни активизируются все группы потребностей, и каждая из них начинает формировать определенную цель.

Представим варианты образов цели, обусловленные различными группами потребностей, в таблице:

Группа потребностей Образ цели
Психофизиологические потребности Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения
Потребности безопасности и защиты Достижение чувства комфорта и защищенности
Потребности принадлежности и любви Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения "принятости", "понятости", "любимости", "почитаемости"
Потребность самоуважения Приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства "нужности", "востребованности"
Потребность в знаниях Переживание ощущения постижения нового, важного; приобретение чувства ясности, понятности, объяснимо-сти явлений; проживание ощущения соприкосновения с Истиной
Эстетические потребности Переживание ощущения красоты и гармонии
Потребности самоактуализации, личностного совершенствования Переживание чувства внутренней гармонии, выполненного Долга, реализованности собственных талантов и возможностей

Из таблицы видно, что все потребности продуцируют образ цели, связанный с переживанием определенного состояния - состояния удовлетворенности. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Для каждой группы потребностей существует свое состояние удовлетворенности. Понятно, для того чтобы прийти к цели, необходимо построить программу ее достижения. При этом чем ниже стоит определенная потребность в иерархии, тем легче построить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие подростки (и взрослые люди) ограничивают себя реализацией образов цели, сформированных первыми тремя группами потребностей. Действительно, что нужно для счастья? - быть удовлетворенным психофизиологически, ощущать комфорт и безопасность, быть любимым и понятым. И все было бы хорошо, если бы... не вопрос о смысле жизни! Он вносит существенный дискомфорт в пространство внутреннего мира, провоцируя молодого человека формировать образ цели более высокого порядка.

И в этот момент молодому человеку нужна психологическая помощь. Психолог может ему помочь в изучении способностей, возможностей, групп актуализированных потребностей и постепенно подойти к обсуждению образа цели, связанного с потребностью самоактуализации, личностного совершенствования. А это, в свою очередь, станет основанием для формирования индивидуальной программы осмысленной конструктивной самореализации, самоактуализации.

Итак, для того чтобы помочь человеку в формировании программы осмысленной конструктивной самореализации, нам необходимо:

  • установить, к какой группе потребностей относится актуализированный в данный момент образ цели;
  • оценить "степень достижимости" актуальной цели;
  • продумать, что можно сделать для того, чтобы переместить акцент с первых трех групп потребностей на образ цели, связанный с самоактуализацией.

Для решения этих задач нами была разработана методика исследования индивидуального образа цели, в которую вошли две программы:
"Карта сказочной страны"
Метафорические автопортреты (рисунки на тему "Во что бы меня заколдовали" (вариант: "Во что бы меня заколдовал Злой Волшебник") и "В кого бы меня превратил Добрый Волшебник").

  • Методика исследования индивидуального образа цели
    • Шаг первый: установление, к какой группе потребностей относится образ цели
    • Шаг второй: оценка "степени достижимости" заявленной цели
    • Шаг третий: поиск "связки" с образом цели, основанным на самоактуализации
  • Схема психологического анализа "Карты сказочной страны"
  • Примеры анализа рисунков в контексте исследования образа цели
    • Николай О., 45 лет
    • Алиса М., 13 лет
    • Валентина К., 40 лет
    • Наталья Ф., 35 лет
  • "Метафорические автопортреты""
  • Символическое значение метафорических автопортретов
  • Схема психологического анализа "Метафорических автопортретов"
  • Пример психологического анализа "Метафорических автопортретов"
    • Николай О., 45 лет

Страница 5 из 7 < Глава 3. Исследование способности противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды | Оглавление | Заключение >

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!