ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 80 страница



клицательной) частицей, что предпола­гало дополнение и дочувствование обор­ванного высказывания читателем. В зцивописи развитие худож. образа про­должалось в незаполненном белом про­странстве (ёхаку), в к-ром умозритель­но распознавалась духовная суть изоб­раженного на картине. В музыке осн. эстетическую нагрузку несли паузы, заполненные замирающими колебания­ми и т.д. Т. обр., принцип ёдзё би («кра­соты послечувствия») служил обнару­жению внутренней гармонии, созданию особой эстетической атмосферы — не­видимой, неслышимой, но возникающей как отзвук мира вещей. «Избыточная красота» оказывалась тем самым важ­ной частью категории «юген». Пред­ставление о невыразимости в произв. иск-ва полноты худож. переживания по­лучило в Японии мощный импульс от буддийской идеи невозможности выра­жения истины в знаке. Религиозное выражение «дух образа вне слов» (гэн-гай-но кэйки) применительно к худож. тексту было осмыслено как признание значения супраинформативного, эмпа-тического (Эмпатия) воздействия иск-ва. Все это и определило высокий статус иск-ва в средневековой япон. культуре как непременной формы духовной дея­тельности, в значительной мере заме­нявшей японцам отвлеченное философ­ствование, строгую догматику и бого­словие. В иносказательной форме оно намекало на невыразимую истину, слу­жило медиатором сознания. Живое чув­ство единения с природой, наложив-шись на более поздние представления о ней как космическом теле Будды, по­зволяло видеть сакральный смысл в изо­бражении ветки цве гущей сакуры, а икону гармонии мировых начал - в пейзажной картине. В акте создания произв. иск-ва моделировались идеаль­ные принципы отношений между людь­ми. Этические максимы воплощались в формах эстетизированного бытия С этим связана и такая особенность янон. иск-ва, как коллективное творчество Игровая атмосфера, возникающая в ак­те рэнга или в процессе чайного дейст­ва, способствовала возникновению ощу­щения «единого сердца» (иссин). С vc-

тановкой на создание искусственной эс-тетизированной атмосферы связан высо­кий уровень синтетичности япон. иск-ва Строгого разделения на виды искус­ства, как правило, нс существовало. В одном худож. произв обычно со­седствовали, дополняя и обогащая друг друга, изображение и слово (напр., в виде записанного на фоне пейзажа стихотворения). Феномен театра Но представлял собой органическое сое­динение поэтического слова в речи­тативном исполнении, музыки, песни и танца: синтетичными были также чайное действо и др. формы эстети­ческого творчества. Во взаимодопол­нительности разных видов иск-в про­явился эстетический принцип фукуго би («красота многосоставности»). Идентификация худож. деятельности и религиозного служения породили в сознании средневековых япон. ав­торов представления о том, что занятия иск-вом есть способ продвижения к идеальным ценностям, осуществления праведной, религиозно-нравственной жизни. Кла^синелкдё^ япон. иск-ва — монохромная живопись,"" поэтические миниатюры, сухой сад из камней и пес­ка — служили выражением того. что не могло быть изображено в знаковой форме. Произв. иск-ва были своего рода камертонами, позволяющими ловить «проблески пустоты», ощущать мусин-но би («красоту ничто»). «Мусин» как часть категории «югэ(» была особенно популярна в Я. э. эпохи Муромати (1336—1576); в позднесредневековую эпоху религиозно-философское напол­нение произв. иск-ва несколько умень­шилось, но вплоть до нового времени худож.-эстетическое сознание определя­ло собою общественное сознание Япо­нии в целом. 'Как философская дисцип­лина эстетика стала складываться в Японии лишь в эпоху Мэйдзи (1868— 1912), когда начался процесс основа­тельного знакомства японцев с достиже­ниями западной культуры, освоения философского наследия Запада. Одно­временно первые ориентированные на эстетику философы Японии занялись разработкой понятийного аппарата, к-рый лег в основу япон. эстетической

науки и продолжает отчасти использо­ваться ею и сегодня. К этому же перио­ду откосится организационное оформле­ние япон. эстетической мысли: сначала на базе филологических факультетов императорских ун-гов Токио и Киото были сформированы центры эстетиче­ских исследований, затем в 1893 г. ос­нован Институт эстетики при Токийском ун-те, а в 1895 г. — при ун-те Киого. В числе наиболее активных чредставите-лей япон. эстегической мысли первой половины XX в. были Такаяма Риндзи-ро, Оцука, Ониси Есинори, Такэути То-сио, но их концепции не отличались оригинальностью. Основоположником национальной эсгетической науки мож­но считать Нисида Китаро (1870— 1945), создавшего самобытную теорию, в к-рой в качестве фундамента эстети­ческого познания и стержня творческой активности художника выступает интуи­ция. Склоняясь к кантианскому пони­манию эстетики как науки, изучающей внеопытные формы чувства. Нисида ут­верждал, что чувство прекрасного воз­никает от взаимодействия субъекта и объекта, конструируемого самим же со­знанием. Субъективируя, т. обр., кате­горию прекрасного, он фактически ото­ждествлял субъект и объект в сфере иск-ва. С начала 30-х гг. XX в. в Я. э возобладала национал-шовинистиче­ская тенденция, в соответствии с к-рой утверждалось превосходство иск-ва Японии над иск-вом всех др. народов. Лишь с 60-х гг эгот «период мрака» сменяется позитивным развитием япон. эстетической мысли, к-рая обращается к осмыслению истоков и специфики на­циональных х) тож. представлений, вы­явлению влияния экономических и со­циально-политических условий на ста­новление традиционных видов иск-ва и формирование эстетических категорий (Нисиди Масаёси, Уэда ЛЛакото). Ха­рактерная черта япон. эстетической тра­диции, согласно Уэда,— ее «нефилосо­фичность». Х-удожники прошлого стави­ли истину иск-ва выше научной истины на том основании, что оно воплощает знание на более близком к реальности уровне, чем философия. Если Уэда дела­ет акцент на реальности, лежащей в ос-

Ясперс

нове всего с\шего. включая и эстетиче­ские представления, то Идз\ц\' Тосихи-ко и Идз\ц\ Toe ставят перед собой за­дачу обнаружения «философских струк­тур», лежащих в основе япон. культуры, в т. ч. худож., абсолютизируя при этом национально-особенное в ее содержа­нии. Эстетический опыт японцев, ут­верждают Идзуиу, основан на специфи­ческом «ряде метафизики, базирую­щейся на реализации семантической ар­тикуляции сознания и внешней реаль­ности», что и определяет функциональ­ную сферу япон. чувства красоты. Ид-зуцу стремятся показать подходы к этой реальности (носящей буддийский ха­рактер) путем анализа индивидуально­го сознания, самого процесса худож. творчества. В качестве средства такого анализа, наряду с понятиями буддизма и япон. традиционными эстетическими категориями, они используют понятий­ный аппарат, выработанный несциенти-стскими направлениями западноевроп. философии, особенно экзистенциализ­мом (Экзистенциализма эстетика). К теоретическому осмыслению эстетиче­ского принципа «пустоты», исходного для япон. и — шире — восточного иск-ва, обратился Накамура Юдзиро, к-рый основывает противопоставление куль­турных матриц Востока и Запада на сущностной дихотомии «теоретиче­ское— практическое» (аналитическое расчленение мира, характерное для ев-роп. культуры, противостоит в япон. культурном круге идущем) еще от арха­ического мира ощущению целостности бытия). Однако Накамура неправомер­но пытается вывести особенности япон. традиционных иск-в и выработанную в их рамках «эстетику пус готы» из абст­рактного основания — «действующей интуиции», понятия, заимствованного из философского арсенала Нисиды К.и-таро. Проблеме специфики япон. тради­ционных иск-в, включая все богатство эстетического содержания чайной цере­монии и воинских иск-в («бугэй»), по­священы также исследования Кобата Дзюндзо. Его усилия были направлены на то, чтобы внести коррективы в обоб­щения мировой эстетической мысли, в т. ч. в классификацию иск-в, с учетом

опыта формирования эстетического чувства в восточных регионах. Однако, отягощенный влиянием западноевроп. эстетики и худож. практики, он не нашел в этой классификации места для группы традиционных япон. иск-в, отнеся их к разряду «квазиискусств». Совр. Япо­ния —стран.а_ передовой 'тexнoлoгий Не случайно поэ1ом\ появление на ее «эстетическом горизонте» теоретиков сциентистской ориентации Среди них Кавано Хироси, считающий своеобра­зие национальных худож. традиций досадным препятствием для триум­фального шествия по планете «компью­терного иск-ва». Абсолютизируя эсте­тическую роль компьютера, он рас­сматривает его не как подручное сред­ство в руках художника-творца, позво­ляющее достичь новых худож. эффек­тов, а как «самодостаточного квази­художника» В противоположную край­ность "Впадает Имамити Томонобу. В предложенной им «философии буду­щего» иск-во предстает автономным, «самостановящимся» феноменом, авто­матически способным противостоять унифицированной техносреде. Однако противостоять последней может не само по себе иск-во, а лишь его творец— человек, утверждающий свою уникаль­ность и самобытность в борьбе с «уни­фицированным раем» механизирован­ной жизни. Именно такую т зр. относи­тельно роли иск-ва и художника отстаи­вает марксистская эстетическая мысль, позиции к-рой все более укрепляются в совр, Японии

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883— 1969) — нем. философ, представитель экзистенциализма, внесший большой вклад в разработку его не только фило­софских основ, но и эстетических, куль­турологических представлений (Экзис­тенциализма эстетика). Проблемы роли иск-ва, эстетической деятельности, ду­ховного творчества вообще мыслятся им неотделимыми от проблем существова­ния человека в мире и того. как оно постигается, переживается человеком. Я. начал свою деятельность как пси­холог. Его исследования психологии худож. и др. видов творчества (в т. ч. в психопатологическом аспекте), а так-

же особенностей личности творцов (среди них — поэт ф. Гёльдерлин, ху­дожник В. ван Гог, писатель А. Стринд-берг) послужили важной вехой на пути становления Я. как философа экзистен­циалистского плана, подведя его к фи­лософской проблематике «психологии мировоззрений» (понимаемых как вы­ражение различных психологических типов личности), а затем и к анализу «духовной ситуации эпохи». Его исход­ным идеалом был гуманизм, каким он сформировался в эпоху Просвещения, а представление о культурной широте, отождествляемой с широтой разума, ассоциировалось с именем Гете. Однако углубление в духовные процессы совр ему кризисной эпохи убедило его в том, что традиционная оптимнстическо-ра-ционалистическая культура не в состоя­нии дать ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Последние требо­вали не систематизированного научного анализа с использованием рациональ­но-рассудочных средств, а «экзистенци­ального высветления» («прояснения»). Человеческая самость (экзистенция, не­объективируемая свободная воля чело­века), по мнению Я., с особой силой проявляется в пограничных ситуациях (смерти, страдания, вины и т. п.). Она имеет смысл лишь тогда, когда соотно сит себя с др. (в акте коммуникации — глубоко личностного, интимного обще­ния) и с трансценденцией (выходя, прежде всего в акте философской веры, к некоему «абсолютному пределу» бы­тия и мышления). Экзистенция обра­щается к трансценденции (трансцен-дирует) с помощью шифров, творимых и принимаемых ею. С опредмечиванием шифров, приданием им предметно-об­разного характера и превращением в символы связаны, по Я., такие виды духовного творчества, как религия и иск-во. Относя иск-во, в отличие от на)-

ки, к иррациональной деятельности, он вместе с тем наделяет его свойством «не­рациональной всеобщности», имея в виду общезначимость его образов. При всем различии между философией (фи­лософской верой) и религиозным, ху­дож. творчеством они наряду с экзистен­циальной коммуникацией, считает Я., способствуют «прорыву» объективиро­ванного мира, выходу человека за пре­делы своего замкнутого, эгоистического «я». Однако в совр. эпоху (Я. назы­вает это время агероическим) такому «прорыву», осознанию «последних во­просов бытия» препятствуют погружен­ность человека вовне, в анонимность, обезличенность его существования, его «омассовление». Отсюда так важна, с т. зр. Я., проблема «осевого времени» истории. Таковым он считает несколько веков в сер. 1-го тысячелетия до н. э., когда происходит демифологизация со­знания, формируются мировые религии (или закладываются предпосылки для их формирования), возникает филосо­фия, развивается иск-во (прежде всего греческая трагедия), благодаря к-рым человек освобождается от непосредст­венного отношения к миру, начинает осознавать свою конечность, хрупкость своего существования и вместе с тем обретает образы и идеи, помогающие ему «продолжать жить». В обращении к «осевому времени», к этим истокам духовной общности Востока и Запада Я. усматривает важное средство достиже­ния общечеловеческой коммуникации, несмотря на различие культур Осн. работы, в к-рых получили выражение эстетические взгляды Я.: «Психология мировоззрений» (1919), «Духовная си­туация эпохи» (1931), «Истоки и цель истории» (1949), «Разум и противора-зумие в наше время» (1950), «Судьба и воля» (1967), «Шифры трансценден­ции» (изд. 1970).

Тематический указатель основных статей словаря

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ

Эстетика как наука

Законы эстетики - 91 Искусство- 118 Искусствознание— 12! Категории эстетики — 141 Культура эстетическая -- 169 Мера в эстетике — 200 Метаэстетика — ЙОЗ Отношение эстетическое — 244 Производственная эстетика — 276 Психология искусства — 283 Психология художественного творчества

284

Техническая эстетика — 351 Ценность эстетическая — 392 Экологическая эстетика — 407 Экология культуры — 408 Эстетика — 416

Эстетика и семиотика 419 Эстетика и теория информации — 420 Эстетическое — 422

( История эстетической мысли

Античная эстетика - 15 Архетип — 20 Ассоциация в искусстве — 23 Калокагатия — 135 Катарсис — 140 Мимесис - 204 Риторика — 297

Арабо-мусульманская эстетика — 16 Арабская эстетическая мысль— 17 Византийская эстетика — 39 Возрождения эстетика - 44 ГедоНизм в искусстве — 56 Древнерусская эстетика — 85 Золотое сечение — 94 Индийская эстетика — 110

Китайская эстетика — 144 Латиноамериканская эстетическая мысль—

175

Мифология — 207

Негро-африканская эстетика — 227 Неокантианства эстетика — 230 Неоплатонизма эстетика— 231 Позитивизма эстетика — 262 Пресвещения эстетика — 279 Революционно-демократическая эстети­ка—291

Славянофилов эстетика — 318 Средневековая эстетика — 329 Утопического социализма эстетика — 366 Японская эстетика — 431


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!