ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 78 страница



худож. творчества. В поэзии, архитекту­ре, музыке выбор художником вырази­тельных средств строго ограничен пра­вилами гармонии, композиции, полифо­нии, ритмическими закономерностями поэтического кода. В архитектуре такие аспекты худож. формы, как разнообра­зие элементов, их взаимоотношения по смыслу и значимости в композиции, роль отдельных композиционных разли­чий и тождеств, напр. в организации архитектурного ансамбля, могут быть представлены как носители социально-худож. И. Т. обр., введение в Э. понятий и методов Т. и. может способствовать осмыслению сущности худож. процессов при условии выбора такого подхода в рамках Т. и., к-рый бы соответствовал задачам конкретного исследования и не приводил бы к растворению специфи­ки иск-ва в проблемах методологии. Именно такое использование научных понятий имел в виду Энгельс, когда пи­сал, что их следует рассматривать «в их историческом, соответственно логиче­ском, процессе образования» (т. 25, ч. 1, с. 16).

ЭСТЕТИКА ПРОИЗВОДСТВА— см. Производственная эстетика.

ЭСТЕТИКА СПОРТА (англ. sport)— отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, к-рые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики. К ком­петенции Э. с. относятся вопросы об эстетическом содержании спорта, о вза­имосвязи эстетических компонентов спорта с технической подготовленно­стью атлетов, об особенностях формиро­вания эстетических чувств, вкусов и по­требностей в сфере спорта, о месте спор­та в эстетической культуре исторически конкретного об-ва, о соотношении спор­та и иск-ва. Эстетическое осознание че­ловеческого движения является одной из причин возникновения и развития спорта, исторически сложившегося в формах состязаний и специальной под­готовки к ним как средство совершенст­вования способностей и качеств челове­ка, прежде всего физических. Подобно тому как «практика человека, миллиар-

ды раз повторяясь, закрепляется в соз­нании человека фигурами логики» (Ле­нин В. И., т. 29, с. 198), так практика трудовых двигательных действий за­креплялась в сознании человека форма­ми своей целесообразности, формами совершенства. Физическое совершенст­во человека становится предметом на­правленного воспитания, физическая культура и спорт выступают в качестве социальных институтов для выработки этих форм, осознаваемых как красота человеческой пластики. По мере того как в спорте, с одной стороны, все более глубоко воплощаются гуманистические идеалы, а с др.— возрастает и выравни­вается техническое мастерство участни­ков состязаний, эстетическое содержа­ние спорта все зримее проявляет себя и оказывает все большее влияние на его развитие. Складываются виды спорта с ярко выраженной, подчеркнутой эстети­ческой значимостью (фигурное ката­ние, худож. гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в к-рых решение спортивных двигательных и со­ревновательных задач предполагает ис­пользование средств худож. вырази­тельности, поскольку оценивается здесь само движение. Нек-рые авторы склон­ны к отождествлению спорта и иск-ва. Однако спортивное действие (движение, комплекс) строится не по логике образ­ного отображения действительности, а по логике конструктивного объединения необходимых элементов спортивной программы. Специфическая черта спор­та — высокая эмоциональная напря­женность состязания, чем предопреде­ляется его зрелищность, к-рая в отличие от др. видов зрелищ возникает на основе объективно действующих законов ком­позиции спортивной борьбы, независимо от того, борьба ли это с противником или с предельными весом, высотой, скоро­стью. Др. особенность спортивного зре­лища — игровой азарт. Поэтому одна из важных функций эстетического вос­питания в сфере спорта, от к-рой во мн. зависит воспитательный эффект в це­лом, состоит в том, чтобы направить азарт участников состязания и зрителей в русло гуманистических ценностей, переплавить страсти в эстетические

Эстетическая организация средл

Эстетическое

эмоции (Чувство эстетическое), не поз­воляя азарту достигнуть своей край­ней формы — спортивного фанатизма, к-рый разрушает эстетическое отноше­ние к спорту. В сфере спорта создается своя особая предметная среда (стадио­ны. снаряды, спортивная одежда, знаки и т. п.), оказывающая существенное воздействие на образ и стиль жизни людей. Т. обр., спорт непосредственно влияет на эстетическую культуру об-ва, на традиционные виды эстетиче­ской деятельности. Происходит и обрат­ный процесс — проникновение форм собственно эстетической деятельности, методов худож. творчества, выразитель­ных средств худож. языка в сферу спор­та. Особое значение развитию Э. с. при­дается в СССР и др. социалистических странах, где физическая культура и спорт являются составными частями об­шей культуры об-ва и образа жизни.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ — система воздействия людей на природу и создаваемое ими матери­ально-предметное окружение, определя­ющая уровень развития культуры об-ва, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа. По характеру Э. о. с. различаются исторические эпохи в развитии иск-ва. В ней в худож.-об­разной форме воплощаются географи­ческие и этнические особенности бытия людей, их практические достижения в овладении силами природы, отражают­ся социальные, классовые отношения в об-ве. Э. о. с. развивается во времени. в ней находят проявление традиции культуры—П—постоянныйпоио<новых форм, соответствующих изменениям в образе жизни людей. При этом люди могут быть эстетически удовлетворены существующей или специально создава­емой средой, использовать ее для дости­жения своих жизненных идеалов и кон­кретных бытовых целей. Они могут ощу­щать несоответствие со средой, но ис­кать с ней примирения, приспосабли­ваться, создавая особые формы эмоцио­нального, эстетического контакта с ней. Наконец, они могут активно выступать против недостатков существующей сре­ды, ассоциируя ее формы с отрицаемым ими в социальном плане образом жизни,

преобразовывать среду в соответствии с исторически возрастающими общест­венными и личными потребностями, борясь за новую, лучшую, более спра­ведливую в социальном отношении жизнь. В ходе научно-технического про­гресса и разделения труда ускоряется и усложняется воспроизводство и смена материальных элементов среды. Если раньше на их полную смену требовались столетия, то теперь это происходит за несколько десятилетий, причем насле­дуемые формы архитектуры и бытового окружения меняют свое первоначальное утилитарное и эстетическое назначение, включаются в иной контекст Э. о. с. Ускорение смены в Э. о. с., вызываемое нарастающим изменением образа жиз­ни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии произ­водства, воздействует на эстетическое сознание людей. Научно-технический прогресс ведет к объективному сближе­нию принципов Э. о. с. в различных ху­дож. культурах, выравниванию бытовых потребностей, представлений о личном комфорте, о соотношении красоты и пользы. В буржуазной эстетике тенден­ция к сближению форм Э. о. с. предстает как альтернатива социальным преобра­зованиям в об-ве, а в пропагандист­ских целях используется как средство смазывания социальных противоречий. В социалистическом об-ве Э. о. с. со­гласуется с принципами марксистско-ленинской эстетики, корректируется ут­верждаемым ею эстетическим идеалом, совершенствуется соответственно раз­витию социалистической материальной и худож. культуры. В совр. условиях усиливается значение худож.•образ­ного предвидения изменений Э. о. с., что находит отражение в программах и задачах архитектуры, дизайна, художе­ственной промышленности, эстетиче­ского воспитания людей. При этом, однако, важно учитывать не только действие механизма смены стилей. моды, но и требования социально-эко­логической целесообразности (Экологи­ческая эстетика).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (от греч. aistheti-kos — чувствующий, чувственный) — исходная категория эстетики как науки,

давшая ей имя и определяющая специ­фику ее предмета во всех его проявле­ниях: Э. чувство, Э. отношение, Э. вкус, Э. идеал, Э. ценность, иск-во как вид специфически Э. деятельности и т. п. Однако основание Э. как исходной ка­тегории не может быть определено в си­стеме понятий самой эстетики, а требует объяснительного принципа, заимство­ванного из более универсальной позна­вательной системы. В качестве таковой выступает философия (в средние века на эту роль претендовала теология). В систему философских понятий Э. во­шло в XVIII в. Но и до этого связанная с ним проблематика обсуждалась, хотя понятие «Э.» замещалось тогда прек­расным. Такое замещение встречается и в совр. эстетике, что, однако, не дает основания для отождествления этих по­нятий. Э. выступает как общая характе­ристика категорий эстетики, в ряду к-рых прекрасное является наиболее специфичной (поэтому и используется в качестве эквивалента Э.). С учетом данного замечания правомерно утвер­ждать, что вопрос о природе Э. проходит через всю историю философии. Осн. на­правления в объяснении Э. начали складываться уже в античности. Для Пифагора абсолютным прообразом прекрасного и тем самым источником эстетического чувства является сам кос­мос. Сократ спустил прекрасное, как эк­вивалент Э., с неба на землю. Для него прекрасно то, что хорошо приспособле­но к определенной цели. В системе идеа­лизма Платона прекрасное (наряду с благом и истиной) — одно из проявле­ний абсолютной идеи. Если у Платона осн. критерии истины и красоты еще сов­падают, то Аристотель выделяет специ­фику Э., обнаруживая ее в иск-ве. Как специфически эстетический вид деятель­ности иск-во, по Аристотелю, основано на подражании действительности и зна­нии его правил, благодаря чему вещи приобретают соответствующую им форму, доставляющую радость от узна­вания подлинного значения вещей. Впервые категориальный статус Э. при­дал Баумгартен, определив его как способность чувственного познания, к-рое достигает совершенства в иск-ве.

Дидро, столкнувшись с проблемой отно­сительности прекрасного, вводит в опре­деление Э. субъективный момент, хотя и относит его, в духе просветительской идеологии, к разряду предрассудков. Существенный вклад в разработку Э. внес Кант, осмыслив его как способ­ность суждения вкуса (Суждение эсте­тическое) об объекте на основе лишен­ного всякого интереса чувства удоволь­ствия (неудовольствия). Э. выступает у Канта как характеристика субъектив­ной деятельности, к-рая строится по аналогии с предметно-практической (принцип целесообразности). Хотя Кант не ставит вопроса об их взаимо­связи, сама аналогия подводит к этому. Развивая идею Канта об Э. как субъек­тивной деятельности, лишенной к.-л. практического интереса, Шиллер харак­теризует Э. как игру духовных и физиче­ских сил человека, в к-рой он реализует себя как целостная гармоничная и сво­бодная личность. Субъективизм в объ­яснении Э. у Канта и Шиллера был под­вергнут критике Гегелем, утверждав­шим объективную природу Э. В соответ­ствии с принципами своей философии он выводил Э. из деятельности объек­тивного духа, из его имманентной спо­собности созерцать абсолютную идею в ее чувственной форме. Отсюда, по Ге­гелю, вытекает не только объективность Э., но и его надприродный характер. Для материалиста Чернышевского Э. есть отражение объективно прекрасного в действительности. Но стремясь согла­совать объективность Э. с его социаль­но-исторической изменчивостью, он вво­дит в определение Э. субъективный фак­тор, сообразуя прекрасное с понятием человека о достойной жизни. Отстаивая приоритет прекрасного в действитель­ности перед прекрасным в иск-ве, Чер­нышевский упускал из виду активность самих эстетических отношений, их дея-тельностный характер. Эту ограничен­ность, свойственную всему метафизиче­скому материализму, отмечал Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Методологиче­ским основанием научного объяснения природы Э. является материалистиче­ское объяснение истории. Выводя актив­ность человеческого духа из обществен-

Эстетическое воспитание

Эстетическое и этическое

ной практики, марксистско-ленинская эстетика рассматривает Э. как ее необ­ходимый аспект, приобретающий в про­цессе исторического развития самостоя­тельное значение. В советской эстетике проблема Э. как собственно теоретиче­ская активно обсуждалась в 60-х гг. В ее осмыслении обозначилось три под­хода. «Природная теория красоты» ак­центирует внимание на объективном ос­новании Э., отождествляемого с красо­той природы. Роль субъекта при этом сводится лишь к истинному или ложно­му отражению красоты природных форм. «Трудовая концепция» непосред­ственно связывает Э. с реализацией «сушностных сил человека» в труде как высшей продуктивной форме творческой деятельности. Иск-во в этом контексте выступает как компенсация односторон­ности труда в условиях его антагони­стического разделения. По логике тако­го подхода, при коммунизме, когда труд вполне обретает свое творческое начало, иск-во утратит необходимость. «Обще­ственная теория Э.» выводит его сущ­ность из общественных отношений, к-рые в процессе общественной практи­ки опредмечиваются в «эстетических качествах». Роль иск-ва при таком под­ходе сводится к раскрытию и оценке «эстетических качеств», или ценностей, складывающихся до собственно эстети­ческой деятельности (Деятельность эс­тетическая). Значение дискуссии 60-х гг., несмотря на крайности позиций ее участников, состояло в расширении предмета эстетики, выведении Э. за пре­делы философии иск-ва: Э. предстало во всех его проявлениях, в т. ч. и само иск-во стало рассматриваться как спе­цифически эстетический предмет. В 70-х гг. обозначился деятельностный подход в объяснении специфики Э. в связи с общей ориентацией философии на теорию деятельности как на объясни­тельный принцип общественно-истори­ческого процесса. Деятельностный под­ход позволяет «снять» односторонность полемически заостренных концепций 60-х гг., сохраняя и развивая их позна­вательный потенциал. Он помогает вы­делить Э. как характеристику общест­венной практики с т. зр. ее универсаль-

ности, значимости для человека, со­размерности ему. Эта характеристика выражается в чувстве удовольствия, духовного наслаждения. В процессе общественного разделения труда про­исходит обособление эстетической дея­тельности, направленной на воспроиз­водство Э. В результате оно приобре­тает неограниченную сферу проявле­ния: мы наслаждаемся хорошо сделан­ной вещью, артефактом, произв. иск-ва, красотой звездного неба, нравствен­ными исканиями человека, свободой проявления его творчества по законам красоты.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАН И Е-формирование определенного эстетиче­ского отношения человека к действи­тельности. В процессе Э. в. вырабатыва­ется ориентация личности в мире эсте­тических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сло­жившимися в данном конкретном об-ве, приобщение к этим ценностям. Одновре­менно в Э. в. формируется и развивает­ся способность человека к эстетическо­му восприятию и переживанию, его эс­тетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к соз­данию эстетических ценностей в иск-ве и вне его (в сфере трудовой деятельно­сти, в быту, в поступках и поведении). Т. обр., Э. в. обладает двумя осн. функ­циями, составляющими единство проти­воположностей: формирование эстети­ческо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место Э. в. в общественной жизни, связь с др. видами воспитательной деятельно­сти. Э. в. сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими цен­ностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль). Красота, помимо др. своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаи­моотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человеч­ными. Благодаря красоте люди интуи­тивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно восприня­та их моральным сознанием. Э. в. разви­вает все духовные способности челове-

ка, необходимые в различных областях творчества. Мн. часы, к-рые провеют, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая нау­ка и настоящая музыка требует одно­родного мыслительного процесса». Кон­фликт между осн. функциями Э. в. воз­никает тогда, когда эстетические «цен­ности», в духе к-рых воспитывается человек, выражают интересы реакцион­ных слоев об-ва, являются антигумани­стическими по своей сути (напр., пропа­ганда жестокости, насилия, милитариз­ма, гонки ядерных вооружений в раз­личных видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не тре­буют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценно­стей — таких, к-рые выражают разви­тие свободы и свободное развитие чело­века и об-ва,— то функции Э. в. гармо­нически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценнос­тей, возникающих в процессе творче­ской деятельности, не может не носить творческого характера. Э. в. осущест­вляется мн. средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика), обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетиче­ская сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и т. п. Важ­нейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концен­трируется и материализуется эстетиче­ское отношение. Поэтому худож. воспи­тание — воспитание потребности в иск-ве, развитие его чувствования и по­нимания, способности к худож. творче­ству — составляет неотъемлемую часть Э. в. в целом. Призма иск-ва направляет восприятие эстетических ценностей жиз­ни. Обращаясь к иск-ву, человек как бы вступает в лабораторию творческой дея­тельности. Иными словами, иск-во уча­ствует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функ­ций Э. в. При этом Э. в. с помощью иск-ва не сводится только к худож. воспита-

нию. Оно гораздо шире, т. к. предпола­гает воздействие на эстетические аспек­ты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического от­ношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответст­вия между осн. функциями Э. в. являют­ся антагонизмы между интересами лич­ности и об-ва, т. к. для личности непо­средственно важно развитие ее творче­ских способностей, а для об-ва — эсте­тическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности. Идеал коммунизма предполагает об-во, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К.., Энгельс Ф.. т. 4, с. 447). На социальной основе такого об-ва не может возникнуть конфликт между функциями Э. в. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объ­единяет все духовные способности чело­века, Э. в., нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фак­тор перестройки всех сфер жизни совет­ского об-ва, обновления социализма, как незаменимое средство формирова­ния целостной, гармонично развитой личности об-ва будущего. Вот почему в программных документах КПСС боль­шое внимание уделяется проблемам Э. в. трудящихся, подрастающих поколе­ний на лучших образцах отечественной и мировой худож. культуры, все боль­шему развитию эстетического начала в труде и быту.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный и etos — обычай, нрав, ха­рактер) — две специфические сферы явлений общественной жизни и формы их оценок; обладая относительной само­стоятельностью, они тесно связаны друг с другом, что обнаруживается в отноше­ниях междулюдьми, в худож. взглядах, представлениях человека (социальной группы, класса). Взаимосвязь Э. и э. принадлежит к числу осн. закономерно­стей исторического развития искусства, определяющих и выражающих его соци­альную функцию и смысл. Наиболее


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!