ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 76 страница



ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернз (1888— 1965)— англо-амер. поэт, литератур­ный критик и культур-философ, лауре­ат Нобелевской премии (1948). Эстети­ческие взгляды Э. сложились под влия­нием философии абсолютного идеализ­ма Ф. Брэдли, о к-рой он написал диссертацию, и традиции т. наз. «ме­тафизической поэзии», величайший представитель к-рой — Данте, а на англ. почве были Дж. Донн и Дж. Мильтон. Согласно Э., сущность поэзии не в том, чтобы выразить неповторимую индиви­дуальность художника, а в том, чтобы, поднявшись над личностью, принести ее в жертву сверхличному смыслу, объединяющему настоящее с прошлым и будущим. Отсюда принципиальное неприятие Э. романтизма всех видов и вообще эстетики «самовыражения». На­значение поэта, по Э., «не возбудить, а запечатлеть нечто», а это требует ви­дения мира, понимания сути вещей, т. е. интеллекта, но не абстрактного, а ин­туитивного, способного непосредственно .воспринимать целое. Худож. образ призван слить воедино разрозненную фрагментарность человеческого опыта, воплотить связь пространственно отда­ленных явлений, исчезнувшее и еще не возникшее увидеть в настоящем. Отсю­да необходимость спрессовывать ассо­циации. сливать «интеллектуальный опыт», литературные реминисценции с непосредственными впечатлениями. Возникающий из этого слияния мо­ментальный снимок повседневности внезапно открывает, по мысли Э., глу­бину, и в оболочке современности яв­ляет свой лик история. Все эти идеи

получили воплощение в худож. творче­стве Э. Ему удалось создать образы-символы большой впечатляющей силы, к-рые обозначены в самом названии его лучших поэм — «Бесплодная земля» (1922), «Полые люди» (1925). Это поэ­мы уходящего мира, гибнущей циви­лизации. В поздней поэзии Э. на перед­ний план выходят религиозные мотивы («Пепельная среда», 1930: «Четыре квартета», 1943), придающие его ху­дож. произв. оттенок абстрактной на­зидательности, без к-рого, впрочем, «ме­тафизическая поэзия» вообще вряд ли может обойтись. Зато в этих произв. яснее проступает их мифологическая структура, выражающая особенности эстетического кредо Э. Эту структуру Э. обнаружил в романе «Улисс» ир­ландского писателя — представителя авангардизма Дж. Джойса сразу по вы­ходе его в свет. В «Четырех квартетах» в основу конструкции положен миф вечного возвращения, космического круговорота бытия (одна из централь­ных идей Ницше), но в христианской интерпретации, позволяющей увидеть в круговращении рождений и смертей «спираль» духовного освобождения. Так ощущение безысходности, порож­даемое «Бесплодной землей», трансфор­мируется у Э. в мистическую идею спа­сения, к-рая, несмотря на все усилия поэта, остается философским постула­том, не претворенным в образную ткань иск-ва. Бросая вызов времени, Э. объявил себя «англокатоликом и роя­листом», ибо поэзия спасения уместна только в «христианском сообществе», в его традиционной политической фор­ме. Эстетика Э., теоретически пред­ставленная в статье «Традиция и инди­видуальный талант» (1919) и в сборни­ках критических статей «Дань Джону Драйдену» (1924), «За Ланцелота Эн-дрюса» (1928), «Данте» (1929) и др., перерастает в глубоко консервативную социальную утопию.

ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО (от фр. elite — лучшее, отборное) — искус­ство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу лю­дей. обладающих особой худож. вос­приимчивостью, в силу к-рой они дол-

жны оцениваться как лучшая часть об-ва, его элита. Элитарные тенден­ции получили распространение в XX в. в русле авангардистски-модернистского иск-ва. Однако предпосылки Э. и., в особенности философско-эстетические, а также отдельные его худож. предвос­хищения прослеживаются уже в XIX в. Теория Э. и. сложилась раньше, чем утвердилась соответствующая практи­ка. Осн. элементы эстетической теории Э. и. содержатся в философии Шо-пенгауэра и Ницше (антропологиче­ское разделение людей на два типа: «люди пользы» и «люди гения», пер­вые не обладают, а вторые обладают особой худож. одаренностью, предоп­ределяющей их к философски-худож. творчеству — у Шопенгауэра; идея «сверхчеловека», наделенного поми­мо «воли к власти» уникальной эстетической восприимчивостью,— у Ницше). В XX в. эти идеи, опре­деленным образом модифицирован­ные с помощью заимствований как у неокантианцев (Неокантианства эсте­тика), так и Э. Гуссерля, были резюми­рованы в концепции Ортеги-и-Гасета, имеющей эстетико-социологический ха­рактер. Авангардистски-модернистские тенденции, пробивавшие себе дорогу в западном иск-ве нач. XX в., характе­ризовались им как элитарные, дающие возможность избранным худож. нату­рам противостоять аморфной толпе, «массе», а тем самым и «омассовляю-щим» тенденциям в культуре. В даль­нейшем теоретики иск-ва стали отно­сить к Э. и. труднодоступные для пони­мания произв., отмеченные печатью эс­тетизма и ориентированные на «чистую игру» со способностью худож. восприя­тия. Однако из-за отсутствия к.-л. чет­ких критериев, позволяющих судить об адекватности их понимания, оказа­лось невозможным провести водораздел между «элитой» и «массой». Тем более что широкая публика, привыкшая с го­дами к авангардистским экстравагант­ностям, обнаружила склонность воспри­нимать их как элемент повседневного быта и перестала демонстрировать свою «невосприимчивость» к «новому иск-ву». Все эти обстоятельства обусло-

Эмерсон

Энгельс

вили пересмотр первоначальной идеи Э. и. Пос^е безуспешных попыток придать этой идее «леворадикалистский» пово­рот (художник-авангардист как изгой «позднебуржуазного» об-ва — вариант Адорно-, авангардистски-модернистское иск-во как провозвестник «новой чувст­венности», взрывающей это об-во,— вариант Г. Маркузе) утвердилась раз­мытая ее версия. Согласно ей в каждый данный период в об-ве существуют не­сколько форм иск-ва, хотя и неравно­ценных эстетически, но одинаково необ­ходимых функционально. Ибо наряду с эстетически развитой публикой суще­ствует публика эстетически неразвитая, к-рая тем не менее хочет иметь «свое» иск-во и непременно найдет его, напр., среди произв., ставших результатом не­способности тех или иных художников создать образцы высокого иск-ва или просто их творческой неудачей. При этом снимается проблема принципиальной не­доступности иск-ва для той или иной ка­тегории публики. Т. обр., попытки созда­ния Э. и. в точном смысле этого слова, имевшие место в XX в., обнаружили глубокую противоречивость и утопич­ность самой его идеи. Как правило, то, что получало название Э. и., оказы­валось лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, вы­деляющихся по социальному или воз­растному признаку. Эта форма доволь­но быстро превращалась в объект эсте­тического освоения далекими от элиты широкими слоями населения, станови­лась модной (Мода).

ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (1803—82) —амер. философ-идеалист, поэт, глава литературно-философской группы трансценденталистов, сторонник аболиционизма. Испытал влияние ев-роп. романтиков, Платона, Гёте и Кар-лейля. Мир представлялся Э. «живым» единством природы (материального) и духа, где ведущим началом высту­пает духовная субстанция («сверх­душа»), к-рая все «проникает и объем-лет», так что в конечном итоге мир являет собой движение души, универ­сальной и человеческой одновременно. Философия Э. определяет и его роман-

тико-эстетические взгляды: красота, по­добно истине и добру,— объективное свойство действительности, явлений космоса (включая и жизнь); человек чувствует и созерцает ее непосредствен­но, прежде всего в виде внешних «ес­тественных форм», но уже сквозь эти «первичные формы» (звезды, дерево, животное и т. п.) просвечивает духовное начало — сущностное свойство пре­красного. Более полно красота выра­жается в духовно-нравственных, обыч­ных или героических, деяниях лично­сти. Совершенство, гармоничность, целостность — всеобщие характеристи­ки прекрасного, к-рыс мысль челове­ка находит в предметах и явлениях,— коренятся, по мнению Э., во всеобщем разуме, в «сверхдуше». Сознание инди­вида выступает посредником между природой и сферой идеального, вечно­го. Любовь к красоте, пишет Э., рож­дает эстетический вкус, а ее созида­ние — искусство. В худож. произв. важно изобразить не внешнее сход­ство с предметами и событиями, а их внутренний смысл, передать особенно­сти культуры, политики, морали своего народа, дух эпохи. Вслед за Карлейлем и Рёскином Э. подчеркивал не только эстетическое (воспитание прекрасного вкуса), но и «нравственное назначение» иск-ва, отмечал единство красоты и пользы. Поскольку реальные, природ­ные объекты, по Э.,— это эмблемы, символы духовного, художник (его ин­туиция) может выразить задуманное только с помощью символики, принятой в его стране, понятной в его время. Культура личности формируется посте­пенно - от созерцания и усвоения внешне прекрасного до понимания и на­слаждения идеальными формами, «веч­ными тайнами» абсолютной души. Хо­тя Э. преувеличивал роль «духовных вождей» человечества в истории (осо­бенно «служителей красоты», считая их пророками, ясновидцами), он справед­ливо полагал, что худож. гений может плодотворно творить лишь тогда, когда его сердце бьется в унисон со своим на­родом и временем, когда он опирается на самобытную «почву народной тради­ции» (принцип «доверия к себе»). Воз-

вышая труд (более всего земледельче­ский), выступая за справедливое рас­пределение богатства, Э. полагал, что совр. ему об-во, в к-ром «родники талан­та и красоты... почти пересохли», а иск-во влачит жизнь «жалкую и низмен­ную», враждебно творческой личности. Эстетика Э. изложена в соч.: «Природа» (1836), «О литературной морали» (1838), «Опыты» (1841, 1844), «Из­бранники человечества» (1850), «Обще­ство и одиночество» (1870).

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia — сопе­реживание) — способ понимания эмо­циональных состояний др. людей, в т. ч. при восприятии объектов и явлений природного мира и произв. иск-ва, пос­редством вчувствования и сопережива­ния. Понятие «Э.» введено в 1909 г. амер. психологом Э. Титченером, обоб­щившим в нем близкие по содержа­нию идеи философских и этических концепций симпатии и сострадания (Юм, А. Смит, Шопенгауэр и др.) с кон­цепциями вчувствования Р. Фишера, Г. Лотце, Липпса и др. (Вчувствования теории). Способность к вчувствованию понималась при этом либо как особое внутреннее переживание, возникающее при созерцании форм внешнего мира (Р. Фишер), либо как «способ переноса страстей из одной груди в другую» (Бёрк), либо как эстетическое чувство ценности, возникающее при «непос­редственном переживании себя самого в чувственном предмете» (Липпс). Дан­ные совр. психологии позволяют выде­лить в качестве объективной основы эм-патической реакции процесс моторно-кинестетической идентификации — не­осознаваемого уподобления мышечных и тонических состояний субъекта выра­зительным особенностям объекта вос­приятия. В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с мото-рикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, воз­никающего в результате неосознавае­мого и неполного воспроизведения од­ним человеком выразительных мимиче­ских и кинестетических движений др., так и более сложной предметно-опо­средствованной (напр., через произв. иск-ва) эмоциональной связи. Во вто-

ром случае аффекты проецируются в произв. иск-ва его создателем в объек тивированных формах (оттенок слова, экспрессия мазка, линии, настроение цветовой гаммы, выразительность фор­мы, звуковысотного сочетания и т. п.) и могут вызывать аналогичные эмо­циональные состояния у субъектов вос­приятия (реципиентов). Неосознавае-мость механизмов эмпатического реаги­рования определяет зависимость каче­ства и глубины этого переживания преимущественно от индивидуального жизненного опыта субъекта восприя­тия. Эмпатические реакции человека могут выполнять функции: а) получения эстетического наслаждения при вос­приятии в результате постижения им об­щности между собой и объектом вос­приятия, переживания исходящего от него настроения; б) самопознания в ре­зультате объективации своего «Я» в предмете восприятия. Кроме того, эти реакции могут выступать основой аль­труистического поведения за счет со­участия субъекта в эмоциональных пе­реживаниях др. людей.

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820—95)—друг и соратник Марк­са, создавший вместе с ним учение марксизма, вождь и учитель междуна­родного пролетариата. Эстетическое воспитание сыграло огромную роль в формировании социально-политических убеждений Э. Несмотря на суровую пиетическую атмосферу, царившую в его семье, он с детства приобщился к высокой лит-ре и поэзии, рано начал пробовать свои силы в иск-ве. Э. пишет рассказы, поэмы, увлеченно музицирует, пробует сочинять хоралы, обнаружи­вает талант карикатуриста. Уже в 1838 г. он публикует первое стихотворе­ние «Бедуины», а затем все более уве­ренно выступает на страницах нем. журналов как литературный критик и публицист. Он с увлечением принимает участие в деятельности литературной группы, возникшей под идейным влия­нием Гейне ч Л. Берне и получившей название «Молодая Германия». Ее чле­нов объединяло стремление превратить лит-ру в боевое оружие преобразова­ния об-ва, в трибуну передовых, бур-

Энгельс

жуазно-демократических взглядов. Вскоре, однако, в литературно-критиче­ских статьях Э. обнаруживается крити­ческий настрой по отношению к писате­лям «Молодой Германии». Его не уст­раивает расплывчатость, неопределен­ность убеждений, беспринципные рас­при этих писателей. Данная позиция особенно отчетливо выражена в статье Э. «Современная литературная жизнь» (1840). Молодой литератор дает в своих публикациях удивительно верные, раз­вернутые оценки творчества К. Гуц-кова, К. Бека, К. Л. Иммермана, Л. Берне, 3. М. Арндта (т. 41). Страст­ность, меткость, образность — отличи­тельные черты литературно-критическо­го творчества Э. Участие в литератур­ной борьбе помогло Э. разобраться в политической ситуации в Германии, занять классовые позиции, выработать стиль революционного публициста. Пройдя школу воспитания иск-вом, Э. стремительно проделал путь к выра­ботке нового диалектико-материали-стического мировоззрения. Эстетиче­ские взгляды Э. развивались в русле материалистического понимания исто­рии. Он, как и Маркс, решительно по­кончил с воззрением на иск-во как на нечто самодовлеющее, само в себе зам­кнутое. Вопрос заключается в том, считал Э., как развитие иск-ва, его спе­цифические формы и особенности опре­деляются тем или иным способом обще­ственного производства. При этом он, как и Маркс, выступал против вульгар­но-одностороннего понимания такого воздействия. Подводя итоги своим и Маркса взглядам, Э. писал: «Поли­тическое, правовое, философское, рели­гиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономи­ческом развитии. Но все они также ока­зывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономи­ческое положение является причи­ной, что только оно является актив­ным, а все остальное — лишь пассив­ное следствие» (т. 39, с. 175). Подчерки­вая, что в общем и целом иск-во, как и др. виды духовного производст­ва, всегда исторически обусловлено оп-

ределенным этапом общественного раз­вития, Маркс и Э. отмечали и тот па­радоксальный факт, что определенные периоды расцвета худож. культуры мо­гут и не находиться в соответствии с общим развитием об-ва. (Античное иск-во остается недосягаемым образ­цом и для буржуазной эпохи.) Слова Э. о том, что материалистическое понима­ние истории есть прежде всего руковод­ство к действию, а не рычаг для конст­руирования на манер гегельянства, при­менимы и к марксистской эстетике. «Всю историю,— призывал он,— надо изучать заново, надо исследовать в де­талях условия существования различ­ных общественных формаций, прежде чем пытаться вывести из них соответ­ствующие им политические, частнопра­вовые, эстетические, философские, ре­лигиозные и т. п. воззрения» (т. 37. с. 371). Осмысление развития иск-ва на основе материалистического понима­ния истории и материалистической диалектики и соответствующая харак­теристика его отдельных эпох и перио­дов; разработка принципов реалистиче­ской эстетики в их историческом дви­жении; обоснование общественной (по­знавательной, культурно-воспитатель­ной и т. д.) ценности худож. явлений и их использование в идейной борьбе с противниками научного коммуниз­ма — таков конкретный вклад Э. в ста­новление и формирование марксист­ской, социалистической эстетики. В ря­де своих статей и писем Э. показал образец конкретного анализа литера-турно-худож. и критических произв. . (оценка пьесы Ф. Лассаля «Франц фон Зиккинген», работы Меринга «Легенда о Лессинге» и др.). В одном из писем к англ. писательнице М. Гаркнесс Э. дал классическое определение реализма: «...правдивое воспроизведение типич­ных характеров в типичных обстоятель­ствах» (там же, с. 35). Раскрывая этот тезис, Маркс и Э. высказывались за то, чтобы вожди революции изображались в произв. иск-ва «суровыми рембранд­товскими красками во всей жизненной правде». И сетовали, что «во всех суще­ствующих описаниях эти лица никогда не изображаются в их реальном, а лишь

в официальном виде, с котурнами на но­гах и с ореолом вокруг головы. В этих восторженно преображенных рафаэле­вских портретах пропадает вся правди­вость изображения» (т. 7, с. 280). Вы­соко ценя общественную роль иск-ва, Э. писал, что в будущем коммунисти­ческом об-ве каждый индивид получит возможность для приобщения к науке и иск-ву, сможет полностью развить среди прочих также и свои эстетиче­ские способности.

ЭПИГОНСТВО (от греч. epigonoi— родившийся после) — творчески неса­мостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам к.-л. ху­дож. школы, научного или идейного те­чения в изменившейся исторической обстановке. В иск-ве Э. проявляется в механическом заимствовании и воспро­изведении в произв. актуальных в прош­лом сюжетов, конфликтов, формальных технических приемов, выхолащивании революционной, прогрессивной сущно­сти творчества предшественников, что ведет к обеднению и вырождению иск-ва в рамках данного направления (н.апр., нек-рые представители позднего пере­движничества) . Э. расцветает чаще все­го в периоды политического, идейного и культурного упадка, застоя, когда господствующий класс стремится под­держивать «все отсталое, отмирающее, средневековое» (Ленин). Так, совр. мо­дернисты (Модернизм) нередко выступают эпигонами формалистиче­ского худож. метода (Формализм), возникшего в конце XIX — нач. XX в. Творческое освоение классических тра­диций, изучение наследия прошлого не имеют ничего общего с Э. (Преемствен­ность в искусстве).

ЭПОС (от греч. epos — слово, рас­сказ, повествование) — 1. Род худож. лит-ры (устной и письменной) наряду с лирикой и драмой, к-рым Э. противо­стоит как иск-во повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повест­вователя. Такое разделение восходит к Аристотелю, базировавшемуся, впро­чем. только на жанре героического Э. До статуса родового (Род в искусст­ве) понятие Э. было углублено и расши-

рено в эстетической традиции Возрож­дения (Возрождения эстетика) и нового времени. В устной словесности к Э. кро­ме собственно героического Э. относят­ся многочисленные жанры и жанровые разновидности народной прозы: сказки, предания, легенды, сказания, былички и др. В письменной лит-ре эпическими жанрами являются роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк. Возникнув на древн. этапе развития устной словесно­сти, эпика постепенно освобождается от своей изначальной функции сообще­ния о событиях безусловно реальных (напр., эволюция народной сказки). В письменной лит-ре сказка и быличка дают толчок формированию новеллы; на базе исторических преданий склады­вается историко-героическая хроника; сказка и поздний романический Э., а также новелла подготавливают почву для развития романа — рыцарского, плутовского, бытового, исторического, приключенческого и пр., вплоть до его позднейших разновидностей, а также повести, рассказа, очерка нового и но­вейшего времени. В лит-ре Э. включает большие и малые жанровые разновид­ности, бывает поэтическим, прозаиче­ским и прозопоэтическим, смешанным. Примерами его могут служить эпопея Толстого «Война и мир», новеллы И. А. Бунина, поэма «За далью даль» А. Т. Твардовского. Сложившись в рам­ках худож. лит-ры, эпическая поэтика распространяется на др. виды искусст­ва (музыку, живопись, а позднее — на киноискусство), где она выражается в объективированности содержания, нек-рой его отчужденности от авторско­го начала и дает целостный взгляд на мир (напр., эпические полотна В. И. Су­рикова — в живописи, «Богатырская симфония» А. П. Бородина — в музы­ке). 2) Героический Э.—жанр фоль­клора, древн. и средневековой лит-ры, в к-ром в идеализированных образах повествуется о деяниях исторического или квазиисторического прошлого. Наи­более древн. формы Г. э. складываются на базе мифов об очищении земли от чудовищ культурным героем, первобыт­ных быличек о контактах человека с по­тусторонним миром, отчасти преданий


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!