ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 72 страница



бурж. иск-ва и таких философских на­правлений, как философия жизни, экзи­стенциализм. Эстетические взгляды X. нашли также выражение в трудах: «Проблема Ренессанса» (1920), «Ре­нессанс и реализм» (1929), «Культура Голландии в XVII веке» (1943) и др.

ХОГАРТ (Hogarth) Уильям (1697— 1764) — англ. живописец, график, тео­ретик иск-ва. Основоположник социаль­но-критического направления в европ. иск-ве, X. был горячим сторонником развития национальной англ. школы реалистической жанровой и портретной живописи. Известность X. принесли ци­клы живописных полотен и серии гра­вюр с них («Судьба потаскушки», «Су­дьба мота», «Модный брак»), в к-рых он выступает как сатирик и моралист. Стремясь максимально расширить круг знатоков и ценителей иск-ва, X. отказы­вается от посредничества торговцев и создает практику выставок-аукционов в собственной мастерской. Следуя при­меру А. Дюрера, и в полемике с ним X. посвятил долгие годы поиску совершен­ной пропорции и «линии красоты» (мо­дель «линии красоты» представлена на автопортрете X. 1754 г.). Как теоретик иск-ва выступил в трактате «Анализ красоты» (1753), в редактировании к-рого приняли участие образован­ные друзья художника. Несмотря на несовершенство формы и отсутствие си­стематического принципа изложения, это соч. содержало важную мысль о не­обходимости взаимосвязи теории иск-ва с худож. практикой, выраженную в ут­верждении, что только суждение худож­ника-практика может служить опорой для эстетической теории, в отличие от рассуждений людей, непричастных к худож. деятельности.

ХОМ (Ноте) Генри (1696—1782) — англ. философ-сенсуалист, представи­тель просветительской эстетики (Про­свещения эстетика), литературный кри­тик. Свои эстетические исследования, посвященные прежде всего проблемам эстетического восприятия и пережива­ния, основывал на ассоцианистской пси­хологии, объясняющей динамику психи­ческих процессов принципом ассоциа­ции. В учении об эстетических чувствах

Хореография

Художественная самодеятельность

(Чувство эстетическое) различал чув­ство прекрасного и возвышенного. В трактовке этих эстетических категорий сближался с англ. сенсуалистами. X. разграничивал внутреннюю красоту предмета и красоту в отношении к поль­зе. Первая ощущается непосредственно, а для восприятия второй необходимо, по его мнению, участие разума. Но и внутреннюю красоту X. не считал свой­ством предметов самих по себе: относя ее к вторичным качествам, полагал, что она возникает в чувстве воспринимаю­щего, но допускал предпосылки красо­ты в объективном мире. Признавая раз­нообразие вкусов (Вкус эстетический), X. апеллирует к некоему стандарту (нор­ме) вкуса — «общему чувству» как вы­ражению нормальной человеческой при­роды, однако понимает его не как всеоб­щее начало человеческого рода, а как особенность, присущую исключительно образованным и воспитанным людям, исключает из числа обладателей нор­мального вкуса людей физического тру­да. X. стремился создать систематизиро­ванную науку о лит-ре, предложил клас­сификацию жанров, фигур речи, метри­ки, анализировал стиль, композицию, характеры. При этом сущность поэзии он видел в передаче эмоций от автора к читателю. Присущие его классификации элементы нормативности отражают влияние классицизма и в то же время содержат ноту протеста против устарев­ших канонов классицистской поэтики. Соч., в к-рых нашли отражение эстети­ческие взгляды X.: «Опыты о принципах морали и естественной религии» ( 1751 ), «Введение в искусство размышления» (1761), «Основания критики» (1762).

ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. choreia — пляска и grapho— пишу) — в совр. значении (утвердилось с конца XIX в.) — танцевальное искусство в целом. (Пер­воначально — запись танцев, затем — иск-во соч. танцев.) Применимо и к фольклорному иск-ву, и к профессио­нальному. В фольклоре под X. понима­ется все, что связано с движением, рит­мически организованным и поэтически осмысленным. В профессиональном ис­кусстве термин «X.» употребляется: 1) для обозначения комплекса музыки

ч танца; 2) как синоним «танца», когда из этого комплекса вычленяется собст­венно движенческое начало. Основу X. составляют движения, как правило со­отнесенные с музыкой. В отдельных слу­чаях музыка может отсутствовать; иног­да ее заменяют ритмические выстуки­вания ногами либо ударные инструмен­ты (напр., кастаньеты). Движения в X. могут носить изобразительный харак­тер (подражание повадкам зверей и птиц, нек-рым реальным жизненным процессам), но чаще они условны, обоб­щенны, имеют поэтически-образный смысл, служат выявлению внутреннего состояния и душевного мира человека. X.— пространственно-временное иск-во, что роднит его, с одной стороны, с изоб­разительным искусством, а с др.— с му­зыкой: отбор поз и движений согласует­ся со скульптурной выразительностью танца: расположение танцующих в про­странстве нередко подчиняется законо­мерностям орнаментальным и графиче­ским. Одной из важнейших проблем для X. является связь с музыкой, неред­ко диктующей ритм, динамические от­тенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующейся на особен­ности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отлич­ный от музыкального, совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда обра­зуется контрапункт ритма музыкального и движенческого, что особенно харак­терно для фольклорного танца, а также для X. новейшего времени. Народная и профессиональная X. может включать также элементы действия, сближаясь тем самым с театрально-зрелищными иск-вами (Балет). Как вид искусства X. восходит к давним историческим эпо­хам, имеет ритуальные и обрядовые корни, сопровождала человека в важ­ные моменты его жизни — при подго­товке и после завершения охоты, воен­ных действий, во время семейных и общинных празднеств и т. д. Связь X. с трудовыми процессами, религией и бы­том была длительной и прочной, находя конкретное воплощение в зрелищах Древн. Китая и Индии, древнегреч. дио-нисийских играх, масленичных играх. В процессе развития X. все отчетливее

выявляет особенности национального характера и образа жизни, а также этический и эстетический идеал опреде­ленного народа и эпохи. Утрачивая не­посредственную связь с обрядом и тру­дом, X. в конце концов обособилась в самостоятельный вид худож. творчест­ва. Профессиональное танцевальное иск-во было известно уже в античности. В XVI -XVIII вв. шел процесс формиро­вания балета, в к-ром X. составляет осн. часть спектакля. Профессиональная X., развивавшая нек-рые элементы и дви­жения, почерпнутые в народном танце, в дальнейшем постоянно сохраняла связь с фольклором. Уже в XX в. появи­лись новые формы взаимодействия про­фессионального и фольклорного хорео­графического иск-ва — такие, как само­деятельные коллективы с соответствую­щим репертуаром, ансамбли песни и пляски, фольклорные коллективы (Ху­дожественная самодеятельность, Само­деятельное искусство).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШ­ЛЕННОСТЬ—промышленное произ­водство серийных и массовых худож. изделий, сочетающих в себе утилитар­ные и эстетические качества, составля­ющих существенную часть бытовой ма­териальной культуры об-ва. Областью X. п. является производство предметов быта: посуды, мебели, тканей, ковров, одежды, обуви, игрушек, ювелирных ук­рашений и др. Мн. из них выступают в качестве собственно худож. произв. и могут быть отнесены к декоративно-прикладному искусству (напр., мн. из­делия Ломоносовского, Дулевского, Дмитревского фарфоровых заводов). Наряду с методами декоративно-при­кладного иск-ва в сфере производства все шире используются и методы дизай­на, нового вида творческой деятельно­сти, рассчитанного на создание вещей именно массового потребления, особен­но в таких областях, как теле- и радио­аппаратура, холодильники и пылесосы, осветительная арматура и пр. С разви­тием дизайна продукты не только лег­кой, но и всей промышленности имеют тенденцию к обретению худож. харак­теристик (Художественность). Однако традиционно к X. п. относится лишь

производство, к-рое преследует как выс­шую цель создание произв. иск-ва и осу­ществляет промышленное тиражирова­ние худож. образцов. Исторически X. п. появляется рядом с худож. ремеслом (Ремесло художественное) в период развития машинного производства при капитализме, что влечет за собой посте­пенное снижение эстетического качест­ва изделий, дошедшее до критической точки в XIX в. Во исправление порчи продукции уже на стадии мануфактуры на производство приглашается специа­лист-художник, а с возникновением дизайна — и дизайнер. Постепенно раз­рыв между ручной и машинной продук­цией преодолевается. В совр. условиях глубокой перестройки экономики нашей страны и борьбы за качество продукции роль эстетического фактора в промыш­ленности особенно повышается.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ—одно из проявлений самодеятельных начал социалистиче­ского об-ва, особая разновидность твор­чества, сопутствующая осн. виду дея­тельности, профессиональным занятиям ее участников, неотъемлемая часть со­циалистической культуры. X. с. охваты­вает новые виды и формы народного худож. творчества, генетически связан­ные как с традиционным народным творчеством (фольклором), так и с ориентированным на профессиональное искусство любительством. X. с. способна в определенных социальных ситуациях выполнять те же социокультурные фун­кции, что и фольклор и иск-во, однако ее осн. предназначение — дополнять их в системе культуры. Согласно социаль­ному статусу участников, выделяются детская, сельская, студенческая, армей­ская и т. п. виды X. с. Др. деление X. с. соответствует видам и жанрам профес­сионального иск-ва: музыкальная, тан­цевальная (хореографическая), теат­ральная, изобразительная, декоратив­но-прикладная X. с., фотолюбительство, кинолюбительство, составляющие сфе­ру самодеятельного искусства. Кроме того, X. с. может проявлять себя и в та­ких формах, как клубы друзей кино (киноклубы), объединенияяколлекцио­неров (филокартистов, филофонистов и

Художественность

Хэппенинг

т. п.), дискотеки и пр. X. с. существует как в организованных (институализи-рованных), так и в неорганизованных формах, благодаря чему всегда остает­ся живым культурным процессом: суще­ствование организованных ее форм корректируется спонтанным возникно­вением новых (в 60—80-е гг.— кинолю­бительство, самодеятельная песня, ВИА, рок-музыка, фольклорные ансам­бли), со временем находящих для себя место в ряду институализированных форм. Во всем многообразии ее проявле­ний при социализме X. с. служит сред­ством социализации, саморазвития личности, ее эстетического воспитания и самовоспитания.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРА­ФИЯ — см. Фотоискусство.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ-мера эс­тетической ценности произв. иск-ва, степень его красоты. X. произв. опреде­ляется тем, насколько в нем воплощают­ся особенности иск-ва как специфиче­ского вида познавательной и творчески-созидательной деятельности. Источни­ком X. является действительность в ее эстетическом своеобразии, правдиво отраженная в содержании произв. Худож. правда, истинность эстетическо­го отношения художника к миру может присутствовать как в иск-вах, изобра­жающих действительность, так и в иск-вах, не воспроизводящих ее явле­ний (музыка, архитектура, декоратив­но-прикладное искусство и т. д.). Пре­красное в жизни переплавляется в кра­соту иск-ва прежде всего потому, что отражение жизни в худож. творчестве осуществляется сквозь призму эстетиче­ского идеала, к-рый сам обладает кра­сотой в меру своей истинности, народ­ности (Народность искусства) и гума-нистичности. X. предполагает также органическое соответствие содержания произв. его форме (Содержание и фор­ма в искусстве). Такое соответствие до­стигается талантом и мастерством ху­дожника, к-рое, как и в любой др. твор­ческой деятельности, обладает эстетиче­ской ценностью, запечатлеваемой в ее результатах. Соответствие худож. фор­мы содержанию возможно только в том случае, если само содержание художе-

ственно, т. е. правдиво выражает идей­но-эмоциональное отношение художни­ка к действительности в ее эстетическом значении. Форма же худож. произв. представляет собой гармоническое соответствие частей и целого, элементов и структуры. Т. обр., критерий X. пред­полагает как соответствие специфиче­ского содержания иск-ва действитель­ности, так и его формы содержанию

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК—см. Язык искусства.

ХУДОЖНИК—творческий работ­ник в иск-ве (в узком смысле — в изо­бразительном искусстве). В прошлом, напр. в эпоху античности и средневе­ковья, к X. причисляли и ремесленни­ков — ювелиров, оружейников, шорни­ков и т. п. В настоящее время X. чаще всего называют профессионалов, спе­циалистов в одной или нескольких видах искусства. Поскольку способность к ху­дож. творчеству есть общечеловеческая потенция, то каждый индивид в той или иной степени является X., способным создавать и воспринимать прекрасное. В полном же своем объеме понятие «X.» включает в себя три осн. момента: твор­ческую одаренность в иск-ве (Талант художественный); профессиональное образование и выучку — мастерство: совокупность определенных политиче­ских, философских, этико-эстетических взглядов, получающих отражение в ми­ровоззрении художника. Буржуазные эстетики зачастую рассматривают X. как некую исключительную личность, действующую вне времени и социальной , среды. На самом деле жить в об-ве и быть свободным от него нельзя (Свобо­да художественного творчества). Ста­новление и развитие X. объективно обус­ловлено его классовой, социальной по­зицией (Классовое и общечеловеческое в искусстве. Партийность в искусстве), движением исторического процесса.

ХЭППЕНИНГ (англ. happening-случающееся, происходящее) — сцени­ческая разновидность поп-арта, импро­визированное бесфабульное театрали­зованное действие, развивающееся без заранее запрограммированного сцена­рия и рассчитанное на спонтанные, не­предвиденные поведенческие акции ис-

полнителей, нарочито абсурдные либо копирующие повседневный быт (еда, одевание, бритье и т. п.), и на активное соучастие зрительской аудитории. Пы­таясь дать теоретическое обоснование X., буржуазные авторы утверждают, что повседневные поступки и жесты, будучи изъяты из обычного житейского контекста и лишенные тем самым пря­мого значения, приобретают характер эстетического зрелища для наблюдате­ля, а для исполнителей становятся способом изживания подавленных аг­рессивных, эротических и др. бессозна-

тельных побуждений. Бессмысленные поступки участников X. в намеренно абсурдных условиях коллективного дей­ствия (напр., совместное уничтожение нового рояля или автомобиля, манипу­лирование с большим количеством мыльной пены или к.-л. предметами, продуктами питания), нередко прово­цируемые атмосферой коллективной ис­терии, выдаются за подтверждение фрейдистской концепции личности. При этом именно иррациональному элемен­ту приписывается особая эстетическая и психоаналитическая значимость.

ЦВЕТ—одно из изобразительных средств иск-ва, основанное на природе зрительных ощущений и способствую­щее отражению многообразия предмет­ного мира во всем его красочном богат­стве. Ц. обладает и большими вырази­тельными возможностями, позволяю­щими передать эмоционально-смысло­вой настрой худож. произв. Использо­вание Ц. в худож. произв. зависит от мн. факторов (техники, стиля, вида искусст­ва, авторского замысла и индивидуаль­ности мастера); он служит важнейшим компонентом худож. образа. Изобрази­тельно-выразительный потенциал Ц. с наибольшей полнотой раскрывается в живописи и теоретически осмыслен на ее основе. В каждом отдельном живописном произв. образуется непо­вторимое и сложное взаимодействие красок, составляющих физическую основу бытия Ц. в худож. форме, согласующихся по законам гармо­нии, дополнения и контраста. Примене­ние Ц. в иск-ве может строиться на стремлении дать красочный эквивалент действительности, ее объективных ка­честв, пространства, света (напр., в ре­алистическом иск-ве, начиная с эпохи Возрождения), но может и оперировать ограниченной гаммой, нередко символи­чески истолкованной (средневековое иск-во, экспрессионизм). Система цве­товых сочетаний, исторически изменяю­щаяся, в живописи проявляется как колорит, а в архитектуре — как поли­хромия. И в колорите и в полихромии большое значение имеют свойства раз­ных Ц. (теплых и холодных, т. е. крас­ных, желтых и оранжевых, синих, зеле­ных и фиолетовых) соотноситься друг

с другом, быть яркими или сдержанны­ми, интенсивными или блеклыми, спо­койными или напряженными. На харак­тер восприятия Ц. в худож. ироизв. влияют степень освещенности, удален­ности от наблюдателя, связь с окружаю­щей средой. Ц. имеет большое значение в организации синтеза искусств, техни­ческой эстетике. Особенно широко изо­бразительно-выразительные возможно­сти Ц. проявляятся в таких синтетиче­ских иск-вах, как киноискусство и теле­видение', в светомузыке (Синестезия).

ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ— особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Связь Ц. э. .с др. классами ценностей обусловлена их об­щей аксиологической природой: все виды ценностей (напр., добро, польза, справедливость, красота (прекрасное), величие и т. д.) характеризуют значи­мость объекта для субъекта, к-рая опре­деляется ролью данного объекта в жиз­недеятельности об-ва, класса, социаль­ной группы или отдельной личности. .Поэтому в эстетической сфере, как и в др. областях ценностной ориентации человека, понятие «ценность» соотноси­тельно с понятием «оценка» (Оценка эстетическая): они характеризуют с разных сторон систему объектно-субъ­ектных ценностных отношений. Своеоб­разие Ц. э. определяется специфиче­ским характером эстетического отноше­ния человека к действительности — непосредственным, чувственно-духов­ным, бескорыстным восприятием, ориен­тированным на познание и оценку со­держательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности

реальных объектов. Соответственно Ц. э. могут обладать: предметы и явле­ния природы, доступные чувственному созерцанию; сам человек (его облик, действия, поступки, поведение); вещи, созидаемые людьми и образующие «вто­рую природу»; продукты духовной дея­тельности (научной, публицистической и т. п.), поскольку их структура оказы­вается чувственно воспринимаемой и оцениваемой; произв. иск-ва во всем многообразии его видов. Наличие опре­деленной Ц. э. у всех этих объектов за­висит от того, в какую конкретную си­стему социально-исторических отноше­ний они включены, какие идеалы служат критерием оценки данных объектов. Поэтому, хотя носителем Ц. э. может быть и природный объект, ее содержа­ние всегда является социально-истори­ческим и воплощает в себе диалектиче­скую связь классового и общечеловече­ского, национального и интернациональ­ного, исторически устойчивого и измен­чивого, группового и индивидуального. Такой подход отличает марксистское понимание Ц. э. от толкования, к-рое дается ей в эстетике идеалистической, позитивистской и вульгарно-материали­стической, где источником Ц. э. полага­ется бог (абсолютный дух), индивиду­альное сознание, физиологическая по­требность организма или к.-л. физико-механические свойства материального мира. Многообразны не только носители Ц. э., но и ее виды. Исходя из разрабо­танной эстетической наукой классифи­кации Ц. э., осн. ее видом является прекрасное, к-рое в свою очередь высту­пает во мн. конкретных вариациях (как изящное, грация, миловидность, велико­лепие и т. д.); др. вид Ц. э.— возвышен­ное — также имеет ряд вариаций (вели­чественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все др. положительные цен­ности, прекрасное и возвышенное диа­лектически соотносятся с соответствую­щими отрицательными ценностями, «ан­тиценностями» — с безобразным (урод­ливым) и низменным. Особую группу Ц. э. составляют трагическое и комиче­ское, характеризующие ценностные свойства различных драматических си­туаций в жизни человека и об-ва и об-


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!